пятница, 19 августа 2011 г.

Погибающий ковчег


Остров Ко Самет место уникальное. И неповторимость его не в пляжах и не в лазурных водах - эти прелести можно найти во многих райских уголках планеты. Ко Самет очень небольшой, площадью всего около 5 квадратных километров, островок, на котором совсем недавно жили 150 видов птиц, белки, множество земноводных, удивительных тропических растений...
Жили? Хочется надеяться, что живут до сих пор. Но чудес не бывает - остров просто перенаселен людьми, под завязку застроен отелями и ресторанами, завален строительным и бытовым мусором. Здесь совсем немного дорог, которые не оставляют впечатления “островных хайвеев” - как на острове Ко Лан близ Паттайи (кстати, этот остров заметно больше Ко Самета, его площадь составляет около 8 квадратных километров). В основном это грунтовые тропы, которые после дождей превращаются в грязевые лужи. Но стоит лишь взглянуть дальше - за домики, возвышающиеся вдоль дорог, за примыкающие к ним кусты - и вы увидите… грандиозную, постоянно пополняющуюся свалку. 
Собственно, нигде на нашей планете не осталось мест, которые можно было бы с полным на то правом назвать чистыми. Но Ко Самет - заповедник, островная часть большого национального парка Кхао Лаем Йа. Этот заповедник имеет собственное имя - Му Ко Самет. Основанный в октябре 1981 года, Му Ко Самет так, по сути, и не превратился в охраняемую государством территорию. В мае 1990 года тайскому спецназу даже пришлось проводить особую операцию по ликвидации незаконно построенных отелей и ресторанов. Спустя двадцать лет все вернулось на круги своя - значительная часть современных островных объектов построена без каких бы то ни было разрешений.
Для въезда на остров иностранному туристу придется заплатить 200 бат специального сбора. Эти деньги должны идти на поддержание заповедника и на природоохранные мероприятия. Но только должны. Мы видели на острове офис управления заповедником. Просторный застекленный павильон, несколько гулких пыльных помещений. И ни одного стола или стула. Служащих, конечно, тоже нет… Вы можете себе представить чиновника, сидящего на пыльном полу среди вороха бумаг? Я - не могу. Может, в Таиланде какие-то особенные чиновники? Может, им чужда тяга к роскоши, которой отличаются наши слуги народа? Сомневаюсь… Кстати, полис-стейшн на Ко Самете тоже подозрительно безлюден. Хотя, это не наши проблемы.
По большому счету погибающий (или уже погибший) заповедник тоже не наши проблемы. Погрустили немного, вспомнили Даррелла и - отправились на пляж… К слову - по Джеральду Дарреллу, которому я бесконечно доверяю, такие фальшивые заповедники приносят больше вреда, чем пользы. Они успокаивают общественное мнение. Мол, заповедник же, чего вы еще хотите? Мы охраняем, причем, изо-всех сил. Посмотрите, как вспотели, оберегая флору и фауну.
Раз уж зашла речь о Даррелле, расскажу одну историю, связанную с этим выдающимся человеком. Вы же знаете, чем он запомнился миллионам людей (включая и нас с вами)? Да, конечно, великолепными книгами, которые мы читаем до сих пор, и фильмами, большинство из которых российский зритель никогда не видел. А в науке? В чем его главная заслуга? Оказывается этот человек, который формально не был дипломированным специалистом, разработал новую концепцию зоопарков. Он был убежден, что зоопарки традиционного типа, используемые как развлекательные и образовательные учреждения, по сути своей безнравственны. Нельзя изымать животное из его естественной среды, помещать в клетку и держать в городах на потеху людям. Хотите увидеть зебру? Поезжайте в Африку и смотрите. Хотите увидеть кенгуру - пожалуйте в Австралию… Дорого? Трудно? Ну и что? Чтобы увидеть австралийских аборигенов или жителей тихоокеанских островов придется потратить не меньше денег и времени. Но нам же не приходит в голову отлавливать этих людей, сажать в клетки и везти в свои города - чтобы все могли увидеть, как они выглядят и чем питаются? Почему же мы позволяем себе подобное отношение к животным?
Рано или поздно все изменится. Не может не измениться. Как только человек научится понимать язык животных, он будет вынужден пересмотреть свои пищевые пристрастия. Представьте себе курицу, распластанную на дачном пеньке. Взмах топора, а птица в отчаянии кричит: “Не убивай! Прошу тебя! Пощади! Я хочу жить…” У кого после этой мольбы поднимется рука?
Но я отвлекся. Зоопарк по Дарреллу - это спасательная станция для исчезающих видов. Спасение животных - главная и единственная задача любого зоопарка. Отлавливать животных и вывозить из естественных природных условий в непривычную среду, в несвойственный им климат ради любых других целей - даже сугубо научных, исследовательских - аморально. Поэтому в зоопарке не может быть “коллекций”. Могут быть только пары (это обязательное условие) очень редких животных, находящиеся на грани вымирания. Выращенные в неволе дикие звери должны быть возвращены в родную среду, как только появится возможность восстановления популяции. 
Как же быть в таком случае с тем, что “ребенок должен увидеть дикую лошадь товарища Пржевальского”? Да никаких проблем! Даррелловский зоопарк на острове Джерси принимает посетителей. Только в ограниченных или, скажем так, в строго регламентированных количествах…
Мы беседовали о Даррелле, рассматривая гигантских бабочек, порхающих над яркими тропическими цветами, что распустились прямо перед нашим бунгало. Потом гуляли по пляжу и наблюдали за черными цаплями (которых никогда до этого момента не видели). Нас сопровождали добродушные тайские собаки… Собак здесь невероятное количество. И много кошек. Для мелкой живности острова Ко Самет эти милые друзья человека смертельно опасны. Особенно для птиц и белок.
 Думаю, на этой теме нужно ставить точку. Мы помочь этому райскому уголку ничем не сможем. Поговорили и - вернулись в свою Паттайю… В конце концов, мы гости в этой чудесной стране, гостями и останемся. И если когда-нибудь вернемся на Ко Самет, то уж точно не попремся с рюкзаком в лес, как делают многие бэкпекеры. Нас в этом угасающем заповеднике только не хватало.
Давайте поговорим о тайской литературе. 
Хозяин дома, в котором мы живем в Паттайе, человек удивительный. Он наполовину русский, наполовину узбек. Добродушный, улыбчивый, обаятельный. В Таиланде уже десять лет. Женат на тайке. Трое детишек, из которых ни один не знает русского языка. Но сам Саша при этом отлично изъясняется по-тайски. Причем, до такой степени, что говорит бегло, скороговоркой. И его прекрасно понимают! 
Саша выучил язык самым очевидным образом - разговаривая со своей супругой. На слух, как в давние времена учили языки моряки и путешественники. И он при этом… не умеет читать. Говорит, выучить тайскую письменность очень сложно (можно подумать, что разговорную речь легко). 
Он убежден, что у тайцев литературы нет вообще. То есть ни одного писателя или поэта в принципе. Саша, конечно, ошибается. Есть и писатели, и поэты. Есть свои классики, реформаторы языка, поэты-песенники и прочие мастера художественного слова, упорно возделывающие грядку национальной культуры. Доказательством тому могут служить книжные магазины, которых в Паттайе полно. На полках этих магазинов много книг для фарангов, в том числе и на русском языке. Но основная масса - на тайском. И это не какие-то там комиксы, а увесистые многостраничные тома. И тайцы эти книги покупают, иначе не было бы такого разнообразия на полках.
Знаменитостью Ко Самета является поэт Сунтхон Пху, живший в 1786-1855 годы. Некоторое время он провел на острове и был так впечатлен его красотой, что написал поэму “Пхра Ап-хамайни”, которая сейчас считается классикой тайской поэзии. Скульптурные изображения героев поэмы мы и увидели на нашем пляже - затейливо подогнувшего ножку трубадура, и русалку с толстенным рыбьим хвостом, прислушивающуюся к звукам его дудочки.
Эта скульптурная группа творение явно самодеятельное. К. Анан (предположительно автор монумента) явно не справился с буйством фантазии и слегка исказил пропорции. Да разве в этом дело? Главное - тайцы знают и чтят своих классиков. 
Мы, кстати, и не сомневались, что с духовностью на острове, несмотря на прибывающий контингент и обилие питейных заведений, все в порядке. Есть буддистский храм (ват). И рядом с этим ватом - рукотворное озеро с пресной водой. По замыслу строителей этот пруд должен был стать источником пресной воды на Ко Самете (поскольку других нет). Но не случилось. Пруд зацвел, покрылся ряской и сегодня является частью храмового комплекса (а заодно и естественным инкубатором для комаров). 
Рано утром, буквально, на заре от храма по пляжам идут монахи. Их оранжевые одежды видны издалека. На плече у каждого прикрытая тканью емкость для сбора пожертвований. Из отелей выбегают сонные тайцы и торопятся к монахам. Те останавливаются, принимают дары (в основном еду и мелкие предметы быта). Потом жертвующий становится на колени, склоняет голову и складывает руки в приветствии “рап вай”. А монах (самый старший из них) что-то им говорит. Может, благословляет? Мужчинам монах накладывает руку на темя, к женщинам не прикасается (поскольку запрещено). 
Мы на это действо смотрели издалека, примостившись на камнях рядом с трубадуром и русалкой. Внезапно мне пришло в голову, что монахи направляются прямо к скульптурной группе. Мало ли, а вдруг это святыня? А я тут упражняюсь в остроумии… Оказалось - нет. Они аккуратно обогнули скульптуру, взглянули на нас с интересом. И прошествовали дальше по пляжу. А там, вдалеке, уже стояли тайцы - ранние птахи, которым так было нужно слово этого монаха. 
Около одиннадцати утра, в понедельник 15 августа, мы решили, что пора возвращаться домой. 







PS На видеоролике - славные собаки Ко Самета. Они-то уж точно ни в чем не повинны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий