понедельник, 26 сентября 2011 г.

Поющие и танцующие


Я уже как-то рассказывал, что вся Паттайя поет и танцует. Речь, конечно, не о фарангах. Фаранги лишь гуляют по «Бичке», время от времени выпивают и неумело говорят «капун-кап». Поют и танцуют тайцы. Очень музыкальный народ.

Эти песни сопровождают нас повсюду. Заходим в магазин «7-11», а юный продавец за прилавком напевает. Заходим в конкурирующий «Family Mart» - та же история. Напевает отдыхающий в гамаке мотосай. Напевает девушка на мотоцикле. Даже уличная торговка медом, женщина неопределенного возраста и с явными проблемами в личной жизни, и та напевает.  
Я сразу представляю, как это выглядело бы у нас в России. Заходишь в продмаг прикупить хлеба. А продавщица - дородная тетя Тоня - напевает. Я ей протягиваю сотню, а она вместо сдачи - поет. Я у нее интересуюсь ценой на молочные продукты, а она затягивает новую песню. На лицо клинические признаки психического расстройства. Сначала - у нее, потом - у меня.
А здесь, в Таиланде - все нормально. Если таец не поет, он пританцовывает. Если не поет и не пританцовывает, он - работает. Если не поет, не пританцовывает и не работает, значит - ест. Если не поет, не пританцовывает, не работает и не ест, значит, он спит. Ну, а если таец не делает ничего из вышеперечисленного, то это может означать только одно - он помер.
Знаете, это только на словах легко. На деле очень и очень непросто. Проблема в том, что мы совершенно иначе воспитаны. По улицам мы перемещаемся с угрюмым выражением на лице. Словно нам недавно отдавили ногу.
Кстати, если в Паттайе кто-то вам отдавит ногу, то будет долго извиняться. И при этом заискивающе улыбаться, словно натворил что-то нехорошее и чувствует свою вину. У нас-то обычно виноватым остается тот, кому отдавили ногу. А здесь - все наоборот. 
Если же ногу отдавите кому-то из тайцев вы, то дело примет совсем дурной оборот. Пострадавшая сторона ударится в такие извинения, что вам станет неудобно. Это же вы наступили, а не он. А извиняется - он. А у вас как-то не очень срабатывает. И после затянувшейся паузы извиняться уже излишне, поскольку событие начинает забываться. А он все извиняется, как ненормальный. Приходится приспосабливаться, юлить, находить нужные слова и соответствующую улыбку. Короче - дикие законы джунглей. Никакой цивилизации.
Да, так вот они - поют и танцуют. Песни мы слышим очень часто. И, следует признать, у большинства тайцев отличный слух. Их песни вовсе не похожи на стон раненой ослицы или рев влюбленного верблюда (я знаю, о чем говорю - на нашей улице есть ресторан с русским караоке, о котором я расскажу ниже). Нормальный человеческий голос. Как правило - тихий, чтобы никому не помешать. И мелодии просто чудесные. Я почему-то сразу вспоминаю азербайджанский мугам - технику пения, когда голос вибрирует и звучит немного… жалобно, что ли. Так поет Бюль-Бюль Оглы. Но тайская песня, конечно, иная. Я говорю о причудливых ассоциациях, а не о прямом сходстве.
Обычно люди поют в двух случаях - когда им хорошо и когда им плохо. Мы видим, что тайцы поют исключительно по первой причине. Убитых горем жителей этой страны мы еще не видели (хотя, наверняка,  хватает и беды - это же обычная человеческая жизнь, а не бесконечный аттракцион для туристов). Очень часто поют, к примеру, уборщики мусора. Казалось бы - с чего это вдруг? Что может быть хорошего в их несчастной судьбе? Но поют же. 
Поют макашницы и водители тук-туков. Даже полиция поет. Правда, мы этого сами не слышали и не видели. Но предполагаем, что поют. Очень уж добродушные и улыбчивые здесь полицейские - если не заняты погонями и перестрелками… Впрочем, погонь и перестрелок мы тоже не видели (и упаси бог увидеть). 
А что касается танцев, то здесь этого поменьше, чем самодеятельного пения, но тоже имеется. Танцуют обычно девочки возле залитых красным светом вечерних баров. Это их профессиональная обязанность - танцевать и привлекать клиентуру из числа престарелых фарангов. Однако, мы видели и танцующих торговок. И дорожных строителей. Тех же мотосаев, которые мастера на все руки и ноги. 
Танец в крови тайцев. Я убежден в этом, наблюдая за тем, как они передвигаются. Обычная неспешная ходьба в исполнении тайской женщины - танец. Не отстают и мужчины. Ходят мягко, как кошки, переступая на носочках и почти не касаясь земли пятками. Или перекатывая ступню, словно ступают по поверхности большого мяча. Я пробовал ходить так же, но безуспешно. Едва ни вывихнул голеностопы. И со стороны выглядел, скажем так, странно (во всяком случае, для бородатого мужчины-натурала). 
От общих наблюдений перейду к частностям. Расскажу об одном соловье, что живет с нами по соседству. Это русский парень лет тридцати (точный возраст для меня загадка, но, судя по его профессии,  не старше). Он зарабатывает на хлеб насущный тем, что поет. При этом не имеет даже зачатков слуха. Голос тоже так себе - без слуха это инструмент бесполезный.
Я не буду называть ресторана, в котором трудится этот олух. Он-то, скорее всего, не в курсе, что петь ему противопоказано. А тайцы, нанявшие его, наверное, думают, что для русских эти дикие выкрики и есть пение. 
Между прочим, так думают и некоторые русские - из тех, что ужинают в этом ресторане и подпевают солисту. Они тоже напрочь лишены музыкального слуха. Поэтому ор стоит такой, что мы не можем удержаться от смеха. И специально чуть задерживаемся около  ресторанчика, чтобы послушать песни Юрия Антонова в исполнении этого чудака.  
Караоке - совершенно безумное для славян развлечение, которое превращается в подлинный бриллиант, когда за микрофон берутся тайцы. Я слышал, как поют тайские девчонки в караоке-баре на Секонд-роад. Не из штатной обслуги, а из случайных посетительниц. Не голоса - чудо. И у японцев получается неплохо. И у корейцев. И, представьте, у китайцев. А наш человек почему-то либо стесняется этой забавы, либо издает непотребные звуки, главное в которых - предельная громкость.
Громко поет и наш залетный музыкант. Он использует минусовки, которые гоняет с ноутбука, подключенного к мощной акустике. Поскольку недовольных нет, он уверен, что поет хорошо. Во всяком случае, мотосаям, дежурящим возле ресторана в ожидании пассажиров, очень нравится. Когда певец затягивает очередную композицию, перекрывая уличный шум петушиными звуками, мотосаи ухмыляются, а потом не выдерживают и смеются. Смеемся и мы. Это и в самом деле смешно - слышать пение человека, которому на ухо наступил здоровенный медведь.
И еще одна история. Мы несколько раз видели, как танцуют участники какого-то кружка - женщины среднего возраста. Они устраивают свои вечеринки под мостом в самом начале Таппраи. Их танцы не отличаются особым изяществом. Это любительницы, которые ни на что не претендуют. Но мы каждый раз останавливаемся, наблюдаем. Снимаем танцующих на видео. И - восхищаемся. 
Музыка в их языке, в их мыслях и в их жизни. Собственно, сам Таиланд, прежде всего, дивная музыка. 








PS На снимках - фольклорное шоу в парке Нонг Нуч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий