суббота, 3 сентября 2011 г.

Марина

Приехав в Таиланд в третий раз, я нашел на своих местах все, что снилось мне в течение полутора лет разлуки с этой сказочной страной. Мы остановились в том самом отеле, с которого началось мое знакомство с Таиландом. Наведались в знакомые ресторанчики. Зашли в любимую кофейню. Что-то, конечно, изменилось. Но незначительно. Где-то появился асфальт. Где-то - новые дома. В целом же впечатление было такое, словно я покинул Тай месяц или два назад. И только одно не давало покоя - в Паттайе не было ни одного человека, который бы меня помнил.

              Отправившись на второй день нынешнего пребывания в Таиланде на пляж у отеля «Паттайя парк», я рассказал Юле об одной макашнице. Она называла себя Мариной и немного говорила по-русски. Марина торговала вареными креветками, крабами, запеченной в фольге рыбой. И это было невероятно вкусно. А сама Марина запомнилась нам доброжелательной улыбкой. Когда мы с ней прощались, она подарила каждому из нашей компании по бутылочке восхитительного острого соуса. Мы ее нехитрым подарком были тронуты. Ну кто мы этой Марине? Чем заслужили эти дары? И явно же мы уезжали домой, в далекую страну. И могли никогда не вернуться…
Мы вернулись. Пришли на тот же пляж. И встретили… Марину.  
Почему я так обрадовался? Видел же - Марина мне подыгрывает. Она не помнила меня. И не могла помнить в принципе. Сколько людей побывало на этом пляже за полтора года? А мы для тайцев на одно лицо (как и они для нас, во всяком случае, в первое время). 
Марина стала расспрашивать меня о России. Аккуратно, не касаясь подробностей, чтобы не выдать своего неведения относительно меня. Что я мог рассказать ей о своей стране? Что она, вообще, о ней знала? 
Марина красивая женщина. Даже очень красивая. За полтора года она немного изменилась. Стала более женственной. Спокойный уверенный взгляд. Точные движения взрослой женщины. Открытая улыбка.
«Мариночка», - сказал я, - «как же я рад тебя видеть». И она засмеялась…
Мы встречались еще несколько раз. Постепенно перестали покупать ее нехитрые угощения. Марина воспринимала нас, как туристов, которые приехали в Таиланд на пару недель. А мы приехали сюда надолго... Кстати, она познакомила нас со своим сынишкой. Замечательный парнишка лет двенадцати. Помогает маме в ее деле. Надеюсь, у них все будет хорошо…
Марина - наша первая тайская знакомая. Тетушка, которая держит ресторанчик на рынке (я рассказывал и об этой женщине, и о ее заведении), вторая. Есть еще несколько женщин, которые приветствуют нас при каждой встрече. Одна работает уборщицей в доме, в котором мы живем. Другая - в ресторанчике по соседству.  
Так и собирается понемногу вокруг нас разрозненное сообщество «наших» тайцев. Мы не заблуждаемся на их счет. Мы для них еще чужие. Может, останемся чужими навсегда. Но это не так важно. Главное - они радуются нашему появлению. В их улыбках нет отчужденности, наигранности. Это не проявление фальшивой приязни. Это настоящие улыбки…
Вчера поздно вечером гуляли по набережной в сторону Джомтьена. Было поздно - по опустевшей улочке проезжал здоровенный мусоровоз. Два парня и женщина лет тридцати избавляли Паттайю от всякой ерунды, скопившейся за день. 
Автомобиль развернулся и стал потихоньку двигаться задним ходом к переполненным мусорным бакам. Мимо нас прошла сборщица мусора. Она шла, потупив взор. Она явно не хотела привлекать наше внимание. Ее  профессия не лучший выбор для молодой женщины. И она это осознавала.
Грязная работа часто достается именно женщинам. В этом Таиланд не отстает от других стран. Но у этой крестьянки, приехавшей из дальней деревни, все же есть надежный источник существования. Работники коммунальных служб зарабатывают в Таиланде приличные деньги. Так что все объяснимо.
Когда машина уже возвращалась, женщина стояла на подножке мусоросборника рядом со своими коллегами. Юля поймала ее взгляд. И улыбнулась… Видели бы вы ее ответную улыбку! Безмолвный диалог - мгновенный, мимолетный. Маленькое чудо человеческого общения…
Усталые мотосаи (водители мотоциклов-такси). Уличные торговки съестным. Работницы массажных салонов. Обслуга отелей, вышедшая из своих кондиционированных холлов на вечернюю улицу. Сосредоточенный полицейский на мотоцикле. Десятки и десятки людей, которые поднимают глаза, когда мы проходим мимо. Десятки улыбок. Десятки кратких приветствий. Живой мир, населенный простыми людьми. И всего этого мы могли не увидеть.
Мы постоянно думаем о России. Пытаемся понять - почему мы в своей стране ведем себя иначе. Почему не улыбаемся друг другу? Почему отгораживаемся от людей невидимой стеной? Почему, наконец, улыбку случайного прохожего считаем… идиотской? Разве улыбка не может быть просто улыбкой? Разве сердечность в отношениях между людьми не норма? Я не нахожу ответа на эти вопросы…
Постоянная проблема с фотографиями. Здесь бы поместить фотопортрет нашей Марины. Но портрета нет. Может, и не будет. Мы стесняемся ее фотографировать. Я уверен, Марина не станет возражать - ее постоянно фотографируют отдыхающие фаранги. Но у нас не хватает смелости. Она же не достопримечательность, не «симпатичная азиатка». Она - женщина, которую мы уважаем. 
Марина - уже часть нашей жизни. Как часть жизни те люди, о которых я рассказываю. Мы не знаем, сколько еще времени проживем в Таиланде. Но «наших» тайцев мы уже не забудем…
В ближайшие дни, возможно, даже завтра в нашей жизни наступят существенные перемены. Дело в том, что я-таки решился оседлать скутер. Не имея на руках водительского удостоверения категории «А», не имея ни малейшего понятия, смогу ли я управлять этой штукой, я сяду за руль и попытаюсь не свалиться (в буквальном смысле «не ударить в грязь лицом»).
Задайте вопрос - зачем мне это нужно. И я отвечу - ох, и не спрашивайте.
Я не знаю, зачем. Я ругаю себя последними словами. Я убеждаю себя в том, что езда верхом мне давно не по возрасту. Но… чертовски хочется. И с этим ничего не поделаешь.
Как говорил Шолом Алейхем - если очень хочется и нельзя, значит, можно.






PS Я нашел фотографию Марины! Она на первом снимке. Такой Марина была в декабре 2009 года. 

2 комментария:

  1. Вы очень интересно пишите, всё нравится. Когда я вернулась с Тая, то еще некоторое время сама постоянно улыбалась всему. Это со временем проходит, почему-то..люди у нас - серые. Недаром Тайланд называют страной миллиона улыбок. Наверно, всё-таки надо возвращаться туда, чтобы получить заряд положительных эмоций.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам за интерес к моей работе... Надо, надо сюда возвращаться! Страна замечательная, чудесная, волшебная. Мы с Юлей очарованы Таиландом. Главное открытие - мир намного многообразней и красочней, чем мы полагали.

    ОтветитьУдалить