пятница, 2 сентября 2011 г.

Полицейские истории


Увидев тайского полицейского, я внутренне напрягаюсь. Не по причине каких-то обид, нанесенных мне местными блюстителями порядка, нет. Просто за плечами у меня огромный негативный опыт, накопленный в родной стране. В России я боюсь милиции гораздо больше, чем бандитов. Во-первых, российские разбойники не сделали мне ничего дурного. И я, говоря откровенно, ни одного из них ни разу не видел «живьем». Мол, гляди - бандит пошел. (Зато регулярно наблюдал их непростую, полную романтики жизнь в кино и по телевидению). Во-вторых, российская милиция постоянно подозревает меня бог весть в чем. При этом  я абсолютно мирный человек. И если чем недоволен, свои претензии высказываю - если, вообще, высказываю - исключительно шепотом, на кухне, самым близким людям (словно они что-то способны изменить). Российская милиция меня не любит. Я ощущаю это столь явно, что чувствую себя беглым преступником, ничего противоправного не совершив. Согласитесь, трудно в таком состоянии питать к милиции теплые чувства.

Впрочем, один грех на моей совести все-таки есть. Я доверяю Конституции своей страны. Это огромная глупость, но я ничего не могу с собой поделать. Я свято верю, что имею право жить там, где мне заблагорассудится - если это место находится на территории России. По этой причине я более десяти лет живу в Москве. Без регистрации, поскольку она не зафиксирована в той же Конституции и противоречит духу Основного закона. Любой московский мент может меня задержать и отправить в кутузку до «выяснения личности». Я же не москвич. Я - россиянин. То есть в столице нашей (заметьте, нашей, не чужой!) родины, по сути, никто. Незаконный мигрант, объедающий законных жителей Москвы. К слову - я и не возражаю. И на расспросы отвечаю прямо - да, я гастарбайтер, писатель по профессии, приехал в столицу трудиться на ниве отечественной словесности. И москвичи, даже умные с виду, воспринимают мои слова всерьез.
Врать не стану - в милиции я так ни разу и не был. Пробовал как-то узаконить свое существование в Москве, но тут же понял, что нужно заплатить деньги - за прописку, которой в России якобы не существует. А зачем мне прописка? На службу я не хожу. Сижу себе дома, за письменным столом, что-то кропаю. И продаю плоды своего труда не как обитатель Белокаменной, а как некий обобщенный россиянин с провинциальной регистрацией и неопределимым местом жительства. 
Я даже на выборы не хожу. В этом нет никакого смысла, я ни на что не могу повлиять. Да, собственно, и не собираюсь. У ментов стоит лишь засветиться. И не будет тебе жизни ни в Москве, ни где-нибудь еще. Запишут в демократы и - поминай, как звали.
При нечаянной встрече с ментами я выработал собственную тактику поведения. Поскольку внешне я неотличим от лица титульной национальности  и во мне нет даже намека на кавказскую кровь, менты скользят по мне равнодушным взглядом и не трогают. А если им становится скучно, и дневной план по вылавливанию нарушителей «паспортного режима» (дивная, кстати,  формула - как в настоящей тюрьме) не выполнен, они иногда, пусть и крайне редко, вразвалочку приближаются ко мне, еще до конца не решив, стоит ли требовать у меня паспорт, или ну его на фиг. В этот момент я делаю строгое лицо и смотрю им в глаза. И это срабатывает стопроцентно. Внимательного «отцовского» взгляда они не выдерживают. И переключаются на кого-нибудь другого. Я в этот момент продолжаю движение, стараясь не торопиться и не вызвать подозрений.
Я не люблю ментов. И признаюсь в этом с явным облегчением. Я должен был когда-нибудь рассказать об этом… 
Вернемся к Тайланду. Так вот, увидев тайского полицейского, я внутренне напрягаюсь. Но это напряжение быстро проходит - я вспоминаю, в какой нахожусь стране. Здесь мне, бледнолицему фарангу, который никогда не станет даже отдаленно похожим на тайца, никто не напоминает о моем происхождении. В России это происходит постоянно. Там я вынужден помнить, кем были мои предки. Вроде бы ничего плохого, но… зачем это мне?
В Таиланде полицию уважают. Это не пустые слова. Сейчас я расскажу несколько историй о местной полиции. Без пространных пояснений. Все понятно и без них…
На тайский Новый год, праздник Сонгкран, прохожие обливают друг друга водой и мажут лица друг друга тальком. Белые следы талька - символ очищения. И своеобразное пожелание счастья.
Полицейских во время праздника на улицах Паттайи не меньше, чем в обычные дни… Нет, больше. В обычные дни полиции на улицах не видно вообще (но в случае какого-либо происшествия она появляется, как по мановению волшебной палочки, в буквальном смысле ниоткуда). 
На Сонгкран полицейские все так же невозмутимы и бесстрастны. Только рации на их поясах заключены в полиэтиленовые мешочки - чтобы уберечь технику от пагубного воздействия воды. На погонах, на кителях, на брюках - следы водяных баталий. Лица перемазаны тальком.
Представьте, во время наших народных гуляний к ментам подходит веселящийся гражданин и с пожеланиями счастья пачкает милицейскую форму какой-нибудь ерундой. Или даже не пачкает, а посыпает мента конфетти. Или бросает ленточку серпантина… А если конфетти угодит на погон? А если это, скажем, не цветная бумажка, а увесистый новогодний снежок? Удар по почкам гарантирован. Убить не убьют - покалечить могут запросто. В свою бытность журналистом я подобных историй наслушался и насмотрелся вдоволь.
И вот, во время Сонгкрана, к одному полицейскому, дежурившему на «Бичке» (на Бич роад, на Набережной улице), подошел явно подвыпивший фаранг. Сам перемазанный тальком, этот толстяк попросил у полицейского огоньку, чтобы прикурить. Полицейский на минуту замешкался - все же на службе. Потом широко улыбнулся, достал зажигалку… Правда, похоже на сказку Андерсена? Дальше будет еще удивительней.
Про полицейского, который перевел нас через дорогу, хотя в этом не было никакой необходимости, я уже рассказывал. Нам этот парень запомнился еще и безупречным внешним видом. Полицейские здесь выглядят, как голливудские звезды. Форма выглажена, тщательно подогнана по фигуре. Ботинки начищены до зеркального блеска. Аккуратная короткая стрижка. Загляденье.
Жирного свиноподобного монстра, каких хватает в нашей родной милиции, здесь не увидишь. Ни одного! Словно полицейские в Таиланде сплошь легкоатлеты-разрядники или бегуны-марафонцы. Маловероятно, конечно. Но я точно знаю, что без навыков «муай-тай» (кикбоксинга) в тайскую полицию не принимают. 
Еще одна история, заключительная. Однажды, гуляя по Джомтьену, мы стали свидетелями инцидента, главным участником которого был фаранг-американец. Этот олух купил автомобиль (именно купил - если бы взял на прокат, вел бы себя иначе). Белоснежный джип «Тойота» известной модели «Форчунер». Замечательный аппарат.
Все было бы чудесно. Американец неторопливо рассекал по джомтьенской набережной на новенькой «Тойоте» и никому, в общем-то, не мешал. Но при этом он был под изрядной мухой. Наверное, обмыл приобретение. 
Решив припарковаться, водитель «Тойоты» врезался в стоящий у обочины мотоцикл. В результате на бампере автомобиля появилась царапина. Повреждений мотоцикла заметить не удалось, поскольку он и так был в полуразобранном состоянии. 
Когда мы во время своей прогулки подошли к месту происшествия, то увидели следующую картину. Американец поднимал руки, признавая свою вину. Он вышел на середину дороги, блокировав движение. Со стороны казалось, что он таким необычным образом пытается сделать себе покаянное харакири. На американца наседал маленький юркий таец. Он подпрыгивал и время от времени ловко бил американца по лицу. Полиция отгоняла тайца, его место занимал следующий. Все повторялось. В общей сложности рассерженных защитников поруганного мотоцикла было трое. Но неподалеку находилось еще несколько парней, которым хотелось почесать кулаки. Они не ввязывались в драку из уважения к полиции и к престарелому прохожему, который вступился за бледнолицего брата.
Ничего удивительного в том, что мы видели, не было. Тайцы и сами не прочь поддать. Но ужасно не любят пьяных, особенно на дороге. Американец это понимал. И просил только одного - угомониться.
Как вела себя полиция? Офицеров в форме было трое - два крепких мужчины и хрупкая на вид женщина, которая составляла протокол. Когда таец в очередной раз петушком наскакивал на расстроенного фаранга (который, к слову, быстро протрезвел), тайский офицер закрывал американца своим тренированным телом. Таец кипятился, пытался достать обидчика с одной стороны, с другой. Но второй офицер его оттеснял.
В конце концов, конфликт разрешился миром. У американца были изъяты ключи от машины и документы. Весь в слезах и соплях фаранг удалился с места происшествия. Автомобиль был оставлен на месте. Тайцы разошлись. Полиция убедилась, что страсти утихли, и отправилась нести свою нелегкую службу.
Что нас удивило? Защита полицией иностранца. Понимание чувств разъяренных соотечественников. Выдержка, достоинство, абсолютное отсутствие агрессии.
Чем бы закончилась подобная история у нас, вы знаете сами…
Тайские полицейские, разумеется, не святые. Случается, они берут взятки - я видел и это. Случается, поступают неправильно. Но они никогда не унижают людей, как бы те ни провинились перед законом. Понимаете - никогда! 
Не всякую полицию хочется называть полицией.





PS На снимках Юли - полицейский-мотциклист, стационарный пост полиции на Таппрайе, дорожные знаки на подъезде к отелю «Шуга хат».

Комментариев нет:

Отправить комментарий