вторник, 20 сентября 2011 г.

Тайская нирвана

Работать мы, конечно, умеем. Но умеем ли отдыхать? Под «мы» в данном случае я имею в виду не только себя и Юлю, а всех нас - уроженцев загадочной холодной страны под названием Россия… Сейчас я расскажу вам, как отдыхают тайцы. При этом я понимаю, что разглядел лишь макушку айсберга и не вполне еще разобрался в тонкостях тайского релакса. 
Как отдыхаем мы? С куском пиццы перед телевизором. С бутылочкой пива в окружении друзей. С обильным воскресным обедом в кругу семьи. На даче - в хлопотах на огородной грядке. С удочкой на поросшем ряской пруду. На диване с газетой в руках, наконец.
В любом случае нам нужно что-то делать. Что-то есть. Или что-то пить. Разговаривать или хотя бы думать. Просто валяться у нас не получается. Кстати, слово «валяться» у нас тут же ассоциируется с фразой «плевать в потолок» - то есть, опять же, что-то делать.
Как отдыхают тайцы? Они именно валяются. Покачиваются в своих гамаках. Лежат на ротанговых диванчиках. На пляжном песочке. На земле под деревом. На мощеной пешеходной дорожке. Где угодно.
Что они при этом делают? Ничего. Вообще ничего. Лежат и спят. Лежат и смотрят в небо. Лежат и наблюдают за жизнью вокруг.
Их лица не выражают ровным счетом ничего. Правда, если ты проходишь мимо, и таец (или таечка) поймает твой заинтересованный взгляд, то последует смущенная улыбка. Мол, прости, брат, что-то мне захотелось вздремнуть. Нахлынула, понимаешь, расслабуха… И, поймав ответную улыбку, он (или она) тут же успокоится. И продолжит свое сладостное ничегонеделание.
Именно по этим бездельным валяниям где угодно и когда угодно посещающие Таиланд туристы делают ошибочный вывод о том, что тайцы - великие бездельники. 
Давайте посмотрим на другую сторону их жизни - на еду. Тайцы едят постоянно. Едят много и разнообразно. Едят утром, днем, вечером и даже ночью. А теперь скажите - много ли вы видели среди них толстых, разжиревших людей? А среди наших - мучающих себя диетами и навязчивой идеей достичь невероятного физического совершенства? Сколько приходится могучих тайцев на одного нашего богатыря-славянина? Сколько стокилограммовых барышень местного происхождения приходится на одну приезжую чаровницу весом в центнер? Уверяю, соотношение будет ошеломляющим и не в нашу пользу. А мы же не только едим, мы боремся со своим зверским аппетитом. Со своей инертностью и ленью. А они, тайцы, не борются. Они живут в этом благостном состоянии - расслабления, созерцания, покоя.
После этого отступления легче говорить о трудолюбии тайцев. Кто выстроил эту дивную, пеструю, яркую Паттайю? Мы? Нет. Американцы? Нет. Европейцы? Да нет же! Ее построили тайцы. И величественный город Бангкок. И всю эту страну, поражающую воображение сочетанием древних традиций и современных технологий. 
Мы видели, как тайцы ликвидировали последствия тропического ливня, затопившего Паттайю. У наших бы строителей это заняло не менее полугода. Здесь все было закончено за пять дней.
Знатоки Тая из числа убежденных скептиков могут сказать - это  гастарбайтеры из Камбоджи и Лаоса. В таком случае, все, кто здесь живет, приезжие из соседних стран. Мы же своими глазами видим, кто работает. Среди них достаточно мигрантов из соседних стран. Но абсолютное большинство - тайцы.
Вот что я вам скажу. Учиться надо у этого народа. Может, не работать, это, повторяю, мы уже умеем. Отдыхать. Отключаться от действительности. Впадать в эту самую нирвану - без религиозного подтекста, конечно, ибо нирваной здесь называют особое состояние просветления, я же имею в виду просто безделие.
Мы идем мимо мотосаев, которые поджидают свою клиентуру. Свободные мотоциклисты покачиваются в своих гамаках и лишь изредка, когда видят приближающегося фаранга, предлагают оседлать мотобайк и унестись на нем в сумеречные дали.
Мы идем мимо работников пляжного труда. Они валяются под деревьями и сонно осматривают прогуливающихся туристов. Только кто-то из фарангов сворачивает к пляжу, тайцы тут же пробуждаются и начинают зазывать бледнолицых на пляжные лежаки. Если фаранг проходит мимо, тайцы снова погружаются в полудрему.
Мы идем мимо периферийного бара, в котором местные герлз в тоске и печали поджидают холостякующих фарангов. Девочки отдыхают. Они сидят в плетеных креслах, как раскрашенные куклы, разбросанные детьми. Но только я приближаюсь к ним, и в их глазах загорается надежда. Они подтягиваются, принимают соблазнительные позы, принимаются нараспев меня приветствовать. Потом видят, что я не один. И снова их взоры заволакивает вселенская печаль.
В эти моменты я часто вспоминаю московское метро. Там мы стараемся хоть немного отдохнуть - погружаемся в свои мысли, слушаем через наушники музыку, дремлем (если повезет найти свободное место на скамье). Но как мы отдыхаем! Напряженно, всегда настороже. Отводим глаза от людей, чтобы, не дай бог, случайно не пересечься взглядами. Вокруг нас… враги? Да, с чего бы? И почему здесь, в Таиланде, люди ведут себя иначе. Бедные же. И несчастные… Или все-таки не бедные? И все-таки счастливые?
Есть над чем поразмышлять, верно?
Когда мы гуляем по Таппрайе, то в самом начале улицы, у автомобильного моста, наблюдаем «дом нараспашку». Одна стена (большая сдвижная дверь) всегда открыта. И мы видим два больших придвинутых вплотную стола на коротеньких ножках. Один стол  - это кровать. Второй стол - это, собственно, стол. На кровати постоянно возлежит тетя внушительных размеров. Иногда она спит. Иногда ест - не поднимаясь с лежанки, а лишь слегка приподнимаясь. Иногда смотрит телевизор, но потом обязательно ест и спит. 
Эта тетя на самом деле бабушка. У нее большая семья. Какие-то тетушки в возрасте. Взрослые парни - сыновья или племянники. Их жены. И куча малолетних детей. 
Тетушки хлопочут по хозяйству и готовят еду, которую их дочери потом продают с лотков. Сыновья работают мотосаями. Дети просто подрастают и шалят. А тетушка (или бабушка) ест и спит. Она релаксирует. Ей уже много лет, она выкормила и поставила на ноги всю эту ораву. И теперь она отдыхает.
Я ей не завидую. Я ее даже не понимаю. Сколько можно спать и есть? Мы гуляем рядом с ее домом уже седьмой месяц. И ничего в жизни этой женщины не меняется. Но вот этой способности использовать свободное время я просто поражаюсь. Тетушка - лишь самый заметный пример. А другие тайцы? Талант отдыхать у них в крови.
Мне очень нравится фраза Уинстона Черчилля, сказавшего когда-то следующее. «Если можешь сидеть, не стой. Если можешь лежать, не сиди. Ну, а если уж лежишь, то не трать время понапрасну - спи».
Что-то в этом есть.





PS На снимках - Паттайя и ее жители.

Комментариев нет:

Отправить комментарий