вторник, 6 сентября 2011 г.

Счастье маленькое и большое


Вынужден признаться - я не исследовал эту тему до такой степени, чтобы быть категоричным. О буддистском толковании счастья я услышал от одного юного гида. Кое-что мне попалось на посвященных Таиланду сайтах. Наконец, к некоторым выводам я пришел самостоятельно - разгуливая по улицам Паттайи, которая хоть и не вполне настоящий Таиланд (знатоки этой удивительной страны абсолютно правы), но… и Таиланд тоже.

Речь о сабае и сануке. О счастье маленьком и большом. О кратких моментах нечаянной радости и о глубоком удовлетворении жизнью вообще. 
В том, что тайцы народ счастливый, я не сомневаюсь. Это видно невооруженным глазом. 
Когда мы следуем по дороге за тайской женщиной, то наслаждаемся ее расслабленной походкой и непосредственностью. Если нужно защитить глаза от палящего солнца, тайка грациозно вскинет руку, приставив ладонь ко лбу. И ничего необыкновенного в этом простом движении вроде бы нет. Но… получается красиво. Даже соблазнительно. И мы ловим себя на том, что смотрим в ту же сторону, куда смотрит эта женщина.
Если тайка смеется, невозможно не засмеяться самому. Даже не понимая причин ее веселья. Просто улавливаешь ее смех и тоже смеешься. Это происходит рефлекторно - как позыв к зевоте при виде зевающего человека.
Если усталый тайец (например, мотосай) спит в своем гамаке, то нас тоже тянет прилечь. Если таец пьет из бутылочки загадочную темную жидкость (у них тут свои прохладительные напитки, которые на наш вкус полная ерунда), мы ощущаем жажду.
С тайцами приятно есть за одним столом - в еде они настоящие артисты-виртуозы. По части аппетита им нет равных. Главное - не рассматривать, что они едят. Для тайца, к примеру, «тысячелетнее» куриное яйцо (с розовой скорлупой, продается во всех продовольственных магазинах) лакомство, для нас - безнадежно испорченный продукт. Они с удовольствием употребляют в пищу лягушек и насекомых, а мы не осмеливаемся попробовать шашлычки из требухи, подозревая, что это может быть мясо совсем другого животного, нежели мы предполагаем.
Тайцы - народ удивительной, необыкновенной культуры. Поэтому и понятие счастья у них тоже удивительное, не похожее на наше.
Как, к примеру, мы едим? Нет, даже не мы - я (так будет правильней, за всех я не подписываюсь). Что-то не ладится в жизни. Настроение на нуле. А есть хочется. Достаешь из холодильника какую-нибудь унылую овсяную кашу (терпеть не могу!). Садишься за стол. Ешь, ешь, ешь… Мучаешься дурными мыслями. Переживаешь. Страдаешь. Впихиваешь в себя эти безликие калории, лишь бы не окочуриться раньше времени от голода. И после еды с наслаждением предаешься чувству жалости к самому себе.
Как едят тайцы в не самые лучшие моменты жизни? Они так же страдают и мучаются, как и мы. Но ровно до того момента, когда берутся за еду. Стол у них бывает не всегда - тайцы могут есть прямо на земле, подстелив тряпицу. На скамейке, подвернув под себя ноги. И где угодно, обустроив на скорую руку обеденное место.
Блюд обычно несколько - до десятка и больше. Овощи, рис, лапша. Часто какой-нибудь огненный (из-за обилия специй) супчик. Шашлычки, вяленые кальмары, отварные креветки. Масса зелени и кореньев. 
В момент трапезы все дурные мысли таец изгоняет прочь. Горькие морщинки разглаживаются. Взгляд светлеет. По лицу пробегает легкая улыбка.
Что там было до обеда? Тяжелые размышления? Ой, бросьте, мы так славно поели...
На помощь тайцу приходит маленькое счастье - сабай. В данном случае удовольствие от вкусной еды. И большое несчастье, в которое человек был погружен до обеда, становится уже не таким большим. А то и вовсе превращается в ничто - растворяется в этих маленьких приятных сабаях.
Сабай с нами (с тайцами, конечно, но мы же у них учимся) происходит постоянно. Хорошенько поели - сабай. Сладко поспали - сабай. Девушка на улице улыбнулась - сабай! Машину классную увидели - тоже сабай.
Довольные «руссо-туристо» идут по нашей улице на пляж - сабай. Один из них, самый хмурый, внезапно нам улыбается - сабай. А мы ему улыбаемся в ответ - сабай. И тропический мир снова сверкает ослепительными красками. И это уже - санук.
Арифметика здесь простая. Один сабай, плюс еще один сабай, плюс еще - получается санук. То есть маленькое счастье перерастает в счастье большое.
У санука есть вполне научное определение. Санук - это когда хочется петь и ходить этаким кандибобером по 12 сойке Таппраи (то есть по улочке, на которой мы живем). Когда продавцы в «7-11» уже как родственники, а все продовольственные товары в этом магазине кажутся необыкновенно вкусными. Когда в Таиланд едут и едут соотечественники, наслаждаются солнышком и не корчат из себя «белых цивилизаторов», приехавших в «страну нищих туземцев». Когда мир и лад там, на твоей родине. Когда мир и лад здесь, в стране, которая не отпускает твое сердце. Когда живы твои близкие. И когда ты не одинок, как хилое растение в мертвой пустыне…
Санук - это счастье всеобъемлющее, а потому довольно редкое. Санука без сабая не бывает. А сабай без санука - запросто. Более того, много совершенно незначительных сабаев способны вызвать ощущение санука. А что такое счастье? Это как раз ощущение - благости, гармонии, душевного покоя.
Подумайте над этим - над сабаем и сануком. Не всё нам стоит заимствовать из восточной культуры. Например, «муай-тай», энергичный мордобой по-тайски (уточняю - ногами по лицу), я бы, как человек миролюбивый, заимствовать не стал. Не стал бы учиться у тайцев необязательности и разгильдяйству (по этой части мы сами кого хочешь научим). А вот умению достигать санука через многочисленные сабаи - с радостью и с великой готовностью.
Что наша жизнь, как ни постоянное стремление быть счастливыми? Но какой ценой даются нам эти редкие моменты полного душевного равновесия? Как много простых человеческих радостей мы упускаем в погоне за неуловимой птицей счастья? А тайцы довольствуются малым. Они знают, что сабай - крупица санука, кирпичик того воображаемого карамельного замка, в котором тебе, наконец, будет хорошо…
Восточная теория счастья - так я называю свои примитивные понятия санука и сабая (поскольку, как уже предупреждал, не владею глубокими познаниями в этой области) - более многогранна и глубока, чем может показаться на первый взгляд. 
Сабай случается с тайцами ежедневно и в больших количествах. Но дело еще и в том, что сабай не терпит одиночества. И твой личный сабай неизбежно порождает сабай в душах других людей, с которыми тебе посчастливилось контактировать. Трудно же представить, что человек сидит в ресторане, наслаждается едой, и этого никто не замечает. Наслаждение одного непременно порождает схожие чувства у других. Одному хорошо - многим хорошо. Многим хорошо - всем хорошо… Думаю, только ради этого открытия стоило приехать в королевство Таиланд. 
Пусть у всех вас сегодня будет хотя бы по одному симпатичному увесистому сабаю!









PS На снимках - тайский сабай во всем многообразии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий