суббота, 2 ноября 2019 г.

Праведный путь


Любопытно, что толкает людей на непредсказуемые поступки? Что, к примеру, побуждает их молиться или читать мантры – хотя они почти наверняка знают, что ничего такого, достойного их молитв, на свете не существует? Что вынуждает их преклоняться перед памятниками – хотя они видят, что это обычные монументы, а не живые существа? Короче – что заставляет их поверить в Будду, хотя они (наверное) знают, что никакого Будды никогда не было, или что он был, но находился (скажем так) не в том состоянии, о котором они знают?

Эти вопросы преследуют меня постоянно. Дело в том, что время от времени я вижу, как люди преклоняются перед храмами со стоящими здесь изваяниями Будд. Ладно – думаю я – одни люди в эту ерунду верят. Но другие-то – нет, не верят? Или всё-таки… верят?
Я с некоторым сомнением смотрю на их поклоны. Наблюдаю, как, к примеру, они подкладывают подношения – к какому-то памятнику, скажем, здоровенной мыши (а вовсе не к памятнику Будде). Омывают эту скульптуру водой. Читают некие заклинания… Что они имеют в виду – то, что эта мышь является какой-то могущественной? Но их миллионы и миллионы. От них распространяются болезни. Они пожирают то, что произвели эти люди. Так почему же они поклоняются им?
Таких примеров в моей жизни очень много. Мышь – всего лишь пример объекта поклонения. И я не могу критиковать это поклонение – поскольку вопрос идёт о религии. То есть о том, чего я не знаю – есть ли на свете хоть одно божество или нет. Точнее – я-то знаю, что его нет. Но доказать ничего не могу. По этой причине и помалкиваю, наблюдая последствия этих суеверий (которые на деле могут оказаться вовсе не суевериями – но над этим мне ещё надо подумать).
В понедельник 28 октября 2019 года мы съездили в Срирачу. Отправились туда в 15 часов – раньше обычного, поскольку захотели пройтись по-новому для себя району этого небольшого города.
Идея отправиться в Срирачу созрела внезапно. Мы работали, пыхтели над своими текстами. И в общем-то завершили работу. И тут Юля сказала: «А не съездить ли нам в Срирачу? Чтобы пройтись к храму на горе – с другой стороны Сукхумвита от моря?» Мне эта идея показалась крайне продуктивной. «Да», - сказал я, - «поехали прямо сейчас?» Но Юля отложила поездку примерно на три или даже четыре часа. Мол, надо доработать день (я уже его отработал). И что-нибудь съесть. Я не возражал. Так наша идея и созрела.
Но тут надо сказать честно – Юля продумала наше путешествие заранее. И я это знаю – поскольку полностью ей доверяю. Она несколько раз прошла дорогу по картам Google, посмотрела кучу сайтов. И, между прочим, уже после путешествия нашла информацию о недавней трагедии, случившейся в этом храме.
Короче – мы выехали в три часа в Срирачу (в половине четвёртого сели на микроавтобус, который быстро довёз нас до места – на дорогу ушло не более получаса).
Значит, так. Памятник Будде – большая скульптура – стоит на горе с незапамятных времён. Но рядом с ним нет места, чтобы оглянуться вокруг. Никакого, абсолютно. Даже добраться сюда сможет не всякий путник. Очень крутая и ветхая лестница – которая, к тому же, приводит к памятнику, но не к месту, где можно постоять и осмотреться.
И вот, в 2015 году, люди решили построить ещё один храм – чуть пониже первого. И оборудовать его всем необходимым – двумя большими платформами одна над другой, откуда можно посмотреть на всю Срирачу. А заодно и небольшим магазинчиком с напитками (на самом деле это не магазинчик – а место, где ты можешь набрать напиток, судя по всему сафлоровый чай, и оставить столько денег, сколько тебе по силам), всеми полагающимися статуэтками, стульями, столами и прочими атрибутами, необходимыми для проведения празднеств.
Храм этот был построен. И в нём на первом этаже поместилась гостиница (или место, где живут сами монахи и люди, остановившиеся у них в гостях), туалеты, необходимые для умывания мойки. Затем наверху идет зал для осмотров и пребывания здесь во время дождя. А завершает всё это – огромная площадка с фигурными перилами. И в конце площадки стоит огромный прогуливающийся Будда, вытягивающий левую руку (этот жест называется вроде как «витрарка», то есть передача мудрости без слов). Очень красивое, белое изваяние – как и всё, что было здесь построено.
Так вот, в этом храме живут монахи. Это – монастырь (каких в Таиланде очень много). 31 сентября 2019 года группа монахов из восьми человек отправилась утром на машине (сонгтэо) в какую-то школу – чтобы освятить её (или провести какие-то малопонятные нам ритуалы). Когда они закончили все дела и отправились домой, машина не выдержала резкого подъёма в горку. И свалилась с 30 метровой высоты.
Один монах, настоятель монастыря, попытался предотвратить трагедию. Но не сумел. Он… погиб. Остальные получили тяжёлые повреждения – высыпавшись из кузова сонгтэо и покатившись под гору. Машина была полностью разбита. Водитель сбежал. И его до сих пор ищут.
Вот такая штука приключилась с этим культовым заведением… Но мы этого ещё не знали. Приехали на остановку (напротив магазина «Робинзон»). И стали расспрашивать тук-тукеров – с которыми разговорились на счёт этого храма.
Все тук-тукеры, заметим, знали – где находится этот храм. И все отказались к нему ехать – заявив, что их тук-туки слишком слабосильны. И нам надо снять машину – сонгтэо.
Когда мы обратились к тук-тукеру с другой стороны станции, он тут же согласился нас отвезти. Нас это, признаться, немного удивило. Но мы не знали о случившейся здесь трагедии.
Короче, он сказал, что дорога стоит 100 бат. Мы тут же согласились. Тогда он чуть-чуть поразмышлял и поднял цену до 200 бат. Мы тоже согласились. Сели и поехали на место.
Что это за храм? Ехать до него надо около километра от станции микроавтобусов рядом с магазином «Робинзон». Потом резкий поворот налево – если ехать в сторону Паттайи. И дорога уходит прямо вверх – под углом (примерно) 25 градусов. Или около этого.
Дорога недлинная – всего около полукилометра. Но очень крутая. В конце она делает резкий разворот (на котором, как мы поняли, сонгтэо и свалился в пропасть). И через небольшой пригорок она финиширует – на застеленной зелёной дорожкой (действительно – под голубым небом!) полянке.
Мы добрались до храма без особенных приключений. И водителя сразу же отпустили – запланировав пешеходную прогулку обратно. И он тут же уехал прочь, зажав в руках наши двести бат…
То, что мы увидели здесь, выходило за рамки наших ожиданий… Нет, всё было нормально – храмы, статуи, зажжённые свечи. Всё это действительно было. Но мы увидели очень ухоженный, очень обустроенный храм в идеальной чистоте.
Мы немного осмотрели его снаружи. И не нашли каких-то отличительных особенностей от других храмов Срирачи. Но потом мы вошли в первый зал – откуда можно было осмотреть окрестности. Тот, что находится ниже, под крышей.
В этом зале было множество столов и составленных стульев. Стулья можно было расставить – и провести необходимую службу. А можно было сложить – и любоваться природными ландшафтами.
Заметим – что под нами был ещё один этаж с туалетами и умывальниками. Оттуда можно было попасть в местную гостиницу (правда, похоже без кондиционеров – но этой уже ерунда). Главное – это виды, внезапно открывшиеся нам.
Что мы тут увидели? Абсолютно всю Срирачу. Город оказался не таким маленьким, как мы его представляли. Мы увидели Срирачу рядом с морем – и остров Лой с ведущей к нему дорогой, и все отстроенные небоскрёбы, десяток известных нам храмов и много-много жилья, того, где живут сами тайцы.
Потом шел Сукхумвит – слегка скрытый от нашего наблюдения ближайшими строениями. А за Сукхумвитом начиналась настоящая Срирача – та, которую мы раньше не видели. Огромные территории очень чистых зданий, в которых живут и тайцы, и гости Срирачи (в частности – японцы). Огромный мусульманский храм вблизи от горы (который мы потом приняли за некое подобие детского сада). И дороги, уходящие от Срирачи через горы – к зоопарку Кхао Кео, который отсюда был не виден… Но здесь же, где-то рядом, был и Тигровый зоопарк, который располагается в Срираче. Я в нём был в 2009 году, в феврале месяце. А Юля так до сих пор и не побывала. Это старый зоопарк – он намного старше Кхао Кео. И здесь выращивают тигров (поскольку больше в Таиланде их в дикой природе нет).   
Осмотрев и сняв всё, что только можно, мы вышли из-под крыши этого уровня. И подошли ко второму уровню – тому, что выводил на крышу здания.
 Юля направилась к выходу сразу. Я немного помедлил. Мне было интересно – можно нам туда или нет? Мы спросили у тайца с фотоаппаратом. И он сказал – «давайте, залезайте, только снимите обувь». Говорил он исключительно по-тайски, ни слова не понимая по-английски. А мы отвечали ему исключительно по-английски, ни слова не понимая по-тайски. Короче – поняли друг друга без особых проблем.
Так вот, когда я снял обувь и поднялся на крышу, то просто обалдел… Тут было не просто красиво, а очень красиво. Я стоял напротив Будды – со стороны лестницы. А Будда шел вперёд и смотрел на город, вытянув вперёд левую руку. Я, буквально, не знал, как поступить. И замер в этом положении (что Юля непременно отсняла на камеру – получилось очень впечатляюще).
Отсюда все картины были ещё более красивыми – аж дыхание захватило. Мы смотрели и смотрели, узнавая по отдельности районы города и его дома. Вон рынок, вон набережная (чуть-чуть, еле видно из-за домов). А вон совершенно пустой новый небоскрёб… Почему он пустой – мы узнали позже. Оказалось, что он состоит целиком из трёхкомнатных апартаментов. И цена аренды на них начинается с 50 тысяч бат… Я сразу сказал – что они никого не найдут. Вообще – никого. За пятьдесят тысяч бат (это почти 1700-1800 долларов) никто на это жильё не позарится. Тем более, что неплохую квартиру можно снять в той же Срираче за гораздо меньшие деньги. Но это детали, которые мы выяснили позже. А пока мы смотрели на это великолепие.
В конце площадки, перед стеной с перилами, возвышался 40-сантиметровый стеклянный шар. Если смотреть на него, увидишь всю Срирачу в перевёрнутом и слегка уменьшенном виде. Но если приглядеться, то видно абсолютно всё…
Это была чудесная поездка. Мы, наконец, вздохнули свободней – и я сказал Юле, что нам надо выбираться отсюда. И мы отправились назад пешком.
Сказать, что мы прошли наклонный участок дороги легко – это не сказать ничего. Мы еле его преодолели. Дорога, действительно, была на грани. Она была очень ухоженной, забетонированной. Но этот спуск превращал её в потенциально опасную дорогу. Что, кстати, и подтвердила недавняя трагедия, произошедшая на ней.
Домой мы возвращались в приподнятом настроении. Удивительное дело – мы планировали заглянуть за горчицей в продуктовый магазин. И не заглянули. Зачем нам горчица – если мы увидели такие сказочные картины?
А ведь и верно.











На снимках – наше путешествие в храм «гуляющего Будды» или «Кхао Пхра Кру» 28 октября 2019 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий