Любопытно, что толкает людей на
непредсказуемые поступки? Что, к примеру, побуждает их молиться или читать
мантры – хотя они почти наверняка знают, что ничего такого, достойного их
молитв, на свете не существует? Что вынуждает их преклоняться перед памятниками
– хотя они видят, что это обычные монументы, а не живые существа? Короче – что
заставляет их поверить в Будду, хотя они (наверное) знают, что никакого Будды
никогда не было, или что он был, но находился (скажем так) не в том состоянии,
о котором они знают?
Эти вопросы преследуют меня постоянно.
Дело в том, что время от времени я вижу, как люди преклоняются перед храмами со
стоящими здесь изваяниями Будд. Ладно – думаю я – одни люди в эту ерунду верят.
Но другие-то – нет, не верят? Или всё-таки… верят?
Я с некоторым сомнением смотрю на их
поклоны. Наблюдаю, как, к примеру, они подкладывают подношения – к какому-то
памятнику, скажем, здоровенной мыши (а вовсе не к памятнику Будде). Омывают эту
скульптуру водой. Читают некие заклинания… Что они имеют в виду – то, что эта
мышь является какой-то могущественной? Но их миллионы и миллионы. От них
распространяются болезни. Они пожирают то, что произвели эти люди. Так почему
же они поклоняются им?
Таких примеров в моей жизни очень много.
Мышь – всего лишь пример объекта поклонения. И я не могу критиковать это
поклонение – поскольку вопрос идёт о религии. То есть о том, чего я не знаю –
есть ли на свете хоть одно божество или нет. Точнее – я-то знаю, что его нет.
Но доказать ничего не могу. По этой причине и помалкиваю, наблюдая последствия этих
суеверий (которые на деле могут оказаться вовсе не суевериями – но над этим мне
ещё надо подумать).
В понедельник 28 октября 2019 года мы
съездили в Срирачу. Отправились туда в 15 часов – раньше обычного, поскольку
захотели пройтись по-новому для себя району этого небольшого города.
Идея отправиться в Срирачу созрела
внезапно. Мы работали, пыхтели над своими текстами. И в общем-то завершили
работу. И тут Юля сказала: «А не съездить ли нам в Срирачу? Чтобы пройтись к
храму на горе – с другой стороны Сукхумвита от моря?» Мне эта идея показалась
крайне продуктивной. «Да», - сказал я, - «поехали прямо сейчас?» Но Юля
отложила поездку примерно на три или даже четыре часа. Мол, надо доработать
день (я уже его отработал). И что-нибудь съесть. Я не возражал. Так наша идея и
созрела.
Но тут надо сказать честно – Юля
продумала наше путешествие заранее. И я это знаю – поскольку полностью ей
доверяю. Она несколько раз прошла дорогу по картам Google, посмотрела кучу сайтов. И, между
прочим, уже после путешествия нашла информацию о недавней трагедии, случившейся
в этом храме.
Короче – мы выехали в три часа в Срирачу
(в половине четвёртого сели на микроавтобус, который быстро довёз нас до места –
на дорогу ушло не более получаса).
Значит, так. Памятник Будде – большая
скульптура – стоит на горе с незапамятных времён. Но рядом с ним нет места,
чтобы оглянуться вокруг. Никакого, абсолютно. Даже добраться сюда сможет не
всякий путник. Очень крутая и ветхая лестница – которая, к тому же, приводит к
памятнику, но не к месту, где можно постоять и осмотреться.
И вот, в 2015 году, люди решили
построить ещё один храм – чуть пониже первого. И оборудовать его всем
необходимым – двумя большими платформами одна над другой, откуда можно
посмотреть на всю Срирачу. А заодно и небольшим магазинчиком с напитками (на
самом деле это не магазинчик – а место, где ты можешь набрать напиток, судя по
всему сафлоровый чай, и оставить столько денег, сколько тебе по силам), всеми полагающимися
статуэтками, стульями, столами и прочими атрибутами, необходимыми для
проведения празднеств.
Храм этот был построен. И в нём на
первом этаже поместилась гостиница (или место, где живут сами монахи и люди,
остановившиеся у них в гостях), туалеты, необходимые для умывания мойки. Затем наверху
идет зал для осмотров и пребывания здесь во время дождя. А завершает всё это –
огромная площадка с фигурными перилами. И в конце площадки стоит огромный прогуливающийся
Будда, вытягивающий левую руку (этот жест называется вроде как «витрарка», то есть
передача мудрости без слов). Очень красивое, белое изваяние – как и всё, что
было здесь построено.
Так вот, в этом храме живут монахи. Это
– монастырь (каких в Таиланде очень много). 31 сентября 2019 года группа
монахов из восьми человек отправилась утром на машине (сонгтэо) в какую-то
школу – чтобы освятить её (или провести какие-то малопонятные нам ритуалы).
Когда они закончили все дела и отправились домой, машина не выдержала резкого
подъёма в горку. И свалилась с 30 метровой высоты.
Один монах, настоятель монастыря,
попытался предотвратить трагедию. Но не сумел. Он… погиб. Остальные получили
тяжёлые повреждения – высыпавшись из кузова сонгтэо и покатившись под гору.
Машина была полностью разбита. Водитель сбежал. И его до сих пор ищут.
Вот такая штука приключилась с этим
культовым заведением… Но мы этого ещё не знали. Приехали на остановку (напротив
магазина «Робинзон»). И стали расспрашивать тук-тукеров – с которыми
разговорились на счёт этого храма.
Все тук-тукеры, заметим, знали – где
находится этот храм. И все отказались к нему ехать – заявив, что их тук-туки
слишком слабосильны. И нам надо снять машину – сонгтэо.
Когда мы обратились к тук-тукеру с
другой стороны станции, он тут же согласился нас отвезти. Нас это, признаться,
немного удивило. Но мы не знали о случившейся здесь трагедии.
Короче, он сказал, что дорога стоит 100
бат. Мы тут же согласились. Тогда он чуть-чуть поразмышлял и поднял цену до 200
бат. Мы тоже согласились. Сели и поехали на место.
Что это за храм? Ехать до него надо
около километра от станции микроавтобусов рядом с магазином «Робинзон». Потом
резкий поворот налево – если ехать в сторону Паттайи. И дорога уходит прямо
вверх – под углом (примерно) 25 градусов. Или около этого.
Дорога недлинная – всего около
полукилометра. Но очень крутая. В конце она делает резкий разворот (на котором,
как мы поняли, сонгтэо и свалился в пропасть). И через небольшой пригорок она финиширует
– на застеленной зелёной дорожкой (действительно – под голубым небом!) полянке.
Мы добрались до храма без особенных
приключений. И водителя сразу же отпустили – запланировав пешеходную прогулку
обратно. И он тут же уехал прочь, зажав в руках наши двести бат…
То, что мы увидели здесь, выходило за
рамки наших ожиданий… Нет, всё было нормально – храмы, статуи, зажжённые свечи.
Всё это действительно было. Но мы увидели очень ухоженный, очень обустроенный
храм в идеальной чистоте.
Мы немного осмотрели его снаружи. И не
нашли каких-то отличительных особенностей от других храмов Срирачи. Но потом мы
вошли в первый зал – откуда можно было осмотреть окрестности. Тот, что
находится ниже, под крышей.
В этом зале было множество столов и
составленных стульев. Стулья можно было расставить – и провести необходимую
службу. А можно было сложить – и любоваться природными ландшафтами.
Заметим – что под нами был ещё один этаж
с туалетами и умывальниками. Оттуда можно было попасть в местную гостиницу
(правда, похоже без кондиционеров – но этой уже ерунда). Главное – это виды,
внезапно открывшиеся нам.
Что мы тут увидели? Абсолютно всю
Срирачу. Город оказался не таким маленьким, как мы его представляли. Мы увидели
Срирачу рядом с морем – и остров Лой с ведущей к нему дорогой, и все
отстроенные небоскрёбы, десяток известных нам храмов и много-много жилья, того,
где живут сами тайцы.
Потом шел Сукхумвит – слегка скрытый от
нашего наблюдения ближайшими строениями. А за Сукхумвитом начиналась настоящая
Срирача – та, которую мы раньше не видели. Огромные территории очень чистых
зданий, в которых живут и тайцы, и гости Срирачи (в частности – японцы).
Огромный мусульманский храм вблизи от горы (который мы потом приняли за некое
подобие детского сада). И дороги, уходящие от Срирачи через горы – к зоопарку Кхао
Кео, который отсюда был не виден… Но здесь же, где-то рядом, был и Тигровый
зоопарк, который располагается в Срираче. Я в нём был в 2009 году, в феврале
месяце. А Юля так до сих пор и не побывала. Это старый зоопарк – он намного
старше Кхао Кео. И здесь выращивают тигров (поскольку больше в Таиланде их в
дикой природе нет).
Осмотрев и сняв всё, что только можно,
мы вышли из-под крыши этого уровня. И подошли ко второму уровню – тому, что
выводил на крышу здания.
Юля направилась к выходу сразу. Я немного
помедлил. Мне было интересно – можно нам туда или нет? Мы спросили у тайца с
фотоаппаратом. И он сказал – «давайте, залезайте, только снимите обувь».
Говорил он исключительно по-тайски, ни слова не понимая по-английски. А мы
отвечали ему исключительно по-английски, ни слова не понимая по-тайски. Короче
– поняли друг друга без особых проблем.
Так вот, когда я снял обувь и поднялся
на крышу, то просто обалдел… Тут было не просто красиво, а очень красиво. Я
стоял напротив Будды – со стороны лестницы. А Будда шел вперёд и смотрел на
город, вытянув вперёд левую руку. Я, буквально, не знал, как поступить. И замер
в этом положении (что Юля непременно отсняла на камеру – получилось очень
впечатляюще).
Отсюда все картины были ещё более
красивыми – аж дыхание захватило. Мы смотрели и смотрели, узнавая по
отдельности районы города и его дома. Вон рынок, вон набережная (чуть-чуть, еле
видно из-за домов). А вон совершенно пустой новый небоскрёб… Почему он пустой –
мы узнали позже. Оказалось, что он состоит целиком из трёхкомнатных
апартаментов. И цена аренды на них начинается с 50 тысяч бат… Я сразу сказал –
что они никого не найдут. Вообще – никого. За пятьдесят тысяч бат (это почти 1700-1800
долларов) никто на это жильё не позарится. Тем более, что неплохую квартиру
можно снять в той же Срираче за гораздо меньшие деньги. Но это детали, которые
мы выяснили позже. А пока мы смотрели на это великолепие.
В конце площадки, перед стеной с
перилами, возвышался 40-сантиметровый стеклянный шар. Если смотреть на него,
увидишь всю Срирачу в перевёрнутом и слегка уменьшенном виде. Но если
приглядеться, то видно абсолютно всё…
Это была чудесная поездка. Мы, наконец,
вздохнули свободней – и я сказал Юле, что нам надо выбираться отсюда. И мы
отправились назад пешком.
Сказать, что мы прошли наклонный участок
дороги легко – это не сказать ничего. Мы еле его преодолели. Дорога,
действительно, была на грани. Она была очень ухоженной, забетонированной. Но
этот спуск превращал её в потенциально опасную дорогу. Что, кстати, и
подтвердила недавняя трагедия, произошедшая на ней.
Домой мы возвращались в приподнятом
настроении. Удивительное дело – мы планировали заглянуть за горчицей в
продуктовый магазин. И не заглянули. Зачем нам горчица – если мы увидели такие
сказочные картины?
А ведь и верно.
На снимках – наше путешествие в храм
«гуляющего Будды» или «Кхао Пхра Кру» 28 октября 2019 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий