суббота, 9 ноября 2019 г.

Однажды в Самут Пракане…

Любопытно – сколько нужно прожить на свете, чтобы понять всю красоту, которая открывается тебе постепенно, шаг за шагом? Чтобы проникнуться уютом маленького кораблика, который делает рейс за рейсом, переплывая не слишком широкую реку? Чтобы усвоить скромное очарование одной из самых старых чеди в Бангкоке? Чтобы, наконец, попасть на островок, где стоят три грозные пушки – настоящие, не поддельные? И стоят они аж с начала XIX века, с 1822 года (или чуть позже – мы не очень поняли).

Это путешествие в Самут Пракан мы реализовали в воскресенье 3 ноября 2019 года. Уже давно – но ощущения от этого странствия остаются волнующими до сих пор. И это – Самут Пракан, один из районов города Бангкока.
Во-первых, что это за район такой? Это бывшая деревня, где всю жизнь обитали рыбаки. В начале XIX столетия она была ещё деревней. Позже превратилась в часть города Бангкок. Очень хороший, признаться район. И совсем не такой населённый, как центральная его часть.
Во-вторых, в Самут Пракане до сих пор полно мест, где мы ещё не побывали. Побываем непременно – если успеем. А не успеем, то побываем в следующей жизни (эту часть буддистских ритуалов мы принимаем однозначно – жить будем бесконечно, пока не надоест).
Ну, и, в-третьих, в Самут Пракане стоит аэропорт Бангкока – Суварнапхуми. То есть это огромный район города. Можно сказать – громадный.
Так вот, сюда мы поехали, казалось бы, совершенно спонтанно. Так кажется мне. Юля действовала продуманно. Она прошла эти места на «гугле-бродилке». И знала тут каждый поворот. Для меня это превратилось в необыкновенное приключение. Для неё – было повторением прожитого, но уже в реальности.
Одним словом, мы добрались до Самут Пракана без каких бы то ни было приключений. По дороге я сказал Юле: «А чего это мы не поедем в «Декатлон», чтобы купить всякой ерунды?» Юля подумала и ответила: «В «Декатлон» мы успеем съездить и на неделе. А пока мы едем в Самут Пракан».
В Самут Пракан – так в Самут Пракан. Я просто предложил один из вариантов (понимая, впрочем, что Юля не согласиться). Она и не согласилась… Всё нормально!
Когда мы прибыли на станцию «Банг На» (это станция метро, откуда мы начинаем своё путешествие по Бангкоку), я выдал ещё один вариант – «а что, если нам поехать не в Самут Пракан, а по своим же трём паркам на «Мочите»?» Но и этот вариант не прошёл. И хорошо, что не прошёл. Дальше начались настоящие приключения.
Мы отправились в обратную сторону метрополитена – ту, что идёт от центра в Самут Пракан. Проехали две остановки и вышли из поезда. Мы думали, что здесь надо пересаживаться на другой состав. Так было когда-то – весной. Но не сейчас. Эта пересадка уже не действует. И все поезда идут мимо этой станции – до конца. Это нас удивило и удлинило нашу дорогу ровно на пять минут. Через пять минут мы сели в следующий поезд и поехали дальше – к рынку на реке Чаопрайя.
Что мы увидели по пути? Огромного трёхглавого слона – выставочный комплекс «Эраван». Он находится между двумя станциями метро. И выглядит как-то… не очень. Мы это заметили. (Кстати, он на фотографиях не получился).
Далее – с левой стороны (если ехать от центра Бангкока) стоит «наш» музей флота, тот, в котором мы уже были. Мы посмотрели на него. И не нашли никаких изменений. Музей и музей. И в нём до сих пор нет посетителей. Не любят этот музей гости страны.
С другой стороны вдоль метро располагалась военно-морская академия… Я не знаю, как точно она называется. Череда огромных зданий. И никаких преград – академию при желании можно посетить. А можно и не посещать. Мы так и сделали – прошли мимо.
Здесь, на этой остановке, мы сошли с метро. И направились дальше по улице – мимо порта, мимо стоящей в отдалении башни (напоминающей телевизионную, но я не знаю, что это за башня такая).
Мы вышли к рынку (правда, через порт, где на скамейках загорали люди и не было видно какой бы то ни было активности – понятное дело, воскресенье). И на рынке повернули к реке – к небольшому порту, куда всем продавали билеты по 6 бат.
«Сколько-сколько?» – спросили мы. Нас удивило такое вздорожание. Мы рассчитывали на билеты по 2 бата – так написал один из туристов, побывавший здесь. Потом мы вспомнили, что это было давно. Ну и ладно – решили мы. И заплатили эти 6 бат (точнее – 12).
Потом мы прошли на сходни. И тут же погрузились в небольшой паром - который должен был отвезти нас на другую сторону реки. Он проделал это за десять минут. Не очень долго и не очень быстро. Река-то здесь широкая – около полукилометра. И пока этот кораблик проедет эту реку, пока пристанет к другому берегу (который не видно из-за острова), пока следом ни подойдёт следующий паром – этот кораблик с места не двинется.
В целом кораблей было столько, что паром стоял у стоянки тоже минут десять, не больше. Таким образом, он делал примерно 3 или 4 рейса в час. Не очень быстро, зато надёжно.
На другом берегу мы сошли с корабля у небольшого рынка… Он был небольшим по сравнению с рынком в Самут Пракане. Но на самом деле был обычным рынком Бангкока, каких в городе, наверное, десятки (если ни сотни).
Эти рынки предназначены для того, чтобы снабжать население свежими овощами, фруктами, рыбой, мясом и всем, что можно съесть. Здесь, как и на той стороне реки, было абсолютно всё. Но с некоторым отличием – здесь не было покупателей. Вообще. Хотя время стояло самое что ни на есть торговое – начало десятого часа воскресного дня.
Короче – мы сошли на землю, прошлись по рынку и завернули направо, к старой чеди, которая была видна с корабля. Это и была та самая чеди, которая была построена в начале XIX века. Её начал строит король Рама 2. А закончил – Рама 3.
Что такое чеди? Это огромная ступа – хранилище каких-то святынь, замурованных в её основание. Но на самом деле ничего в этой чеди нет. Есть сама чеди. И её каждый год оборачивают алой тканью (почти самую верхушку). Этот ритуал соблюдается до сих пор. В этом году праздник чеди (день её основания) пришёлся на начало октября. То есть ткань эта ещё полностью не выцвела. И вокруг были следы прошедшего здесь праздника.
По пути туда мы сфотографировали скульптурную группу, изображающую монахов, несущих красную ткань к чеди. Этот ритуал собирает здесь кучу народа. Тайцы очень верующие люди (а благодаря им, и мы – люди неверующие, но почитающие их обряды).
Мы немного постояли около чеди. Я посмотрел на очень старые и не побеленные стены. Странно – слоны, которые были здесь изображены, все были побелены. А стены – нет.
Я думаю, это неспроста. Отсутствие побелки говорит о том, что ступа очень старая. Возможно, стены имеют цвет, который был у них с самого строительства чеди. Кто его знает? А слоны – они побелены. Они к строительству отношения как бы и не имеют.
Со стороны реки, на её берегах, купались три собаки. Рядом с ними стоял их хозяин. Собаки деликатно обнюхали меня. И признали своим – не стали попусту облаивать. Я был удовлетворён.
А потом мы отправились на небольшой островок, который загораживал нам обзор на Бангкок. Здесь стояло трёхэтажное здание, от него шли мостки на остров. И мы не знали – можно нам сюда или нельзя… 
С нами постоянно происходят эти вещи. И что-то изменить в нас уже невозможно. Подойдя к строению, я задумался. Что будет – если мы проникнем на вражескую территорию? Наверное – нас поймают и расстреляют без суда и следствия… Ну и пусть. И я на расстрельном месте буду выкрикивать что-то типа – «любовь, комсомол и весна!» И с радостью рухну от пули (зная, что я ни в чём не повинен).
У Юли были примерно те же самые чувства. Но мы преодолели свои опасения. И шагнули на эти мостки.
Что было потом? Ровным счётом ничего. Нас никто не задержал, не предъявил нам каких-то требований, даже не попросил вести себя покультурнее. Напротив – когда мы спустились по винтовому переходу вниз (это было не трудно, как потом и подниматься – переход очень пологий) и добрались до первого здания, которое было от перехода через мосток, мы увидели сидящего в кресле военного полуголого человека. «Наверное – это какой-нибудь полковник. Или даже генерал», - решил я. И поздоровался с ним. Он не ответил. Спрятал глаза за какой-то газетой. И мы поняли – он нас побаивается.
А потом мы увидели группу велосипедистов, приехавших на остров. И поняли – никому мы здесь вообще не нужны. И можем бродить по окрестностям, как полностью свободные люди.
Мы увидели ещё двоих или троих солдат. Они тоже были полуголые. И они вели службу по охране этого военного объекта. А тот генерал (который был, скорее всего, каким-то лейтенантом – причём, не генерал-лейтенантом, а просто лейтенантом, служивым человеком) был их начальником.
Но солдаты бродили по острову. И давали людям указания – что и где располагается, куда можно идти смотреть, а куда нельзя (на самом деле повсюду можно без их указаний). Короче, вели разъяснительную работу. Но не на английском языке. Они вообще не понимали по-английски. Из чего мы сделали вывод – этот остров служит в качестве исторического памятника для самих тайцев, а не для туристов.
На этом мы обсуждение форта завершили. И отправились смотреть военные сооружения.
Честно говоря, у меня осталось впечатление, что этот форт отстроен сравнительно недавно – лет шестьдесят назад. Но ему уже было… почти двести лет. Обалдеть! Все стены сделаны из кладки тонким кирпичом. Ни одной обвалившейся стены. Напротив – дорожка между стенами сокращена по высоте, поскольку залита бетоном. И это самое настоящее укрепление (единственное из всех).
Остальные части этой небольшой крепости по-прежнему стоят. Более того, в центральной части её есть три ячейки. А в них… стоят настоящие гладкоствольные пушки! Из них можно стрелять – если оснастить их затворами.
Дело в том, что в этих корабельных пушках я признал гладкоствольные орудия. Диаметр ствола около 20 сантиметров. Нарезка есть только у венца пушки. Сам ствол гладкий (его видно на двух пушках, у средней ствол заглушен деревянным чопиком).
Но и это ещё не всё. У каждой пушки есть механизм поворота ствола и его подъёма. Ствол можно развернуть – если покрутить одновременно все четыре колеса. Пушка развернётся на круглой станине. Тут же можно поднять ствол и опустить его после выстрела. Орудие безоткатное - оно оснащено жесткой рессорной подвеской. Но прицела у этих пушек тоже нет. Орудие гладкоствольное. И стреляет оно, в лучшем случае, на километр. Причём, снаряды летят довольно криво. И попасть из них в ничего себе корабль невозможно.
Мы вспомнили историю этих пушек… Точнее – не этих, а тех, что расположены в следующем форте (куда мы намереваемся поехать в следующий раз). Те пушки прошли боевое крещение. Они обстреляли французские корабли, но ни разу в них не попали. Они сделали всего четыре выстрела. И один прямо по курсу канонерской лодки – перешедшей через цепное ограждение Чаопрайи. С Францией тогда (в 1893 году) едва ни началась полномасштабная война. Но Саиму удалось откупиться от французов (от трёх кораблей – тьфу!). Они потеряли Лаос и Камбоджу. И сократили свою территорию до современных размеров (на севере, не на юге – где история была отдельная).
В этом инциденте пострадали вроде бы 8 человек, плюс одна женщина, павшая от шальной вражеской пули). И один человек погиб из французов (что наверняка разозлило его капитана).   
Обо всём этом мы думали в этом форте – во втором из всех трёх, стоявших на страже Чаопрайи. Помимо этих двух фортов, здесь есть ещё один – расположенный выше по течению, в центре Бангкока. Ему, как оказалось, вообще никогда не пришлось воевать… Как и этому форту.
Вот такая история. Обратно мы прошли тем же путём – вышли с территории форта (отметив высокую стеллу, на которой должна быть написана какая-то информация об этом форте – но она совершенно новая и ещё толком не законченная). Добрались до рынка. Сели на паром (стоящий здесь, на этом берегу). За проезд мы заплатили всего 11 бат, по 5,5 бата за человека. Сошли с парома на рынке. Здесь поели. Потом доехали до станции Банг На. Прошли до автовокзала (до станции микроавтобусов). Сели на свой микроавтобус и поехали домой…
Всё получилось так здорово, что мы ещё долго вспоминали эти три пушки. И многочисленные, очень чистые помещения для хранения снарядов (скорее всего для хранения пороха и болванок, которыми стреляли эти пушки).
Вернувшись домой, мы увидели «скончавшегося» однажды пса (о котором я не так давно писал). Да, он живёт до сих пор. И за ним ухаживают люди – те самые тайцы, которым по барабану какие-то собаки с их старческими болячками. Нет, этого пса постоянно держат под зонтиком, на свежем воздухе. Рядом свежая вода и варёная курочка. Всё честь по чести.
И пёс этот постепенно выживает. Недавно мы слышали его лай. И это был уже не лай боли. А лай преданности. Он, этот пёс, тоже знает - кому он обязан тем, что выжил…
Хотя – что значат эти дни по сравнению с общими канонами жизни? Пёс-то всё равно умрёт – рано или поздно. Но уже будет знать, кому он обязан своим спасением. Доброму тайскому сердцу. Причём – мужскому.











           На снимках – наша поездка в Самут Пракан 3 ноября 2019 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий