суббота, 16 ноября 2019 г.

Последний Лой Кратонг


Когда-нибудь всё заканчивается. Заканчиваются праздники, заканчиваются спокойные будни. Заканчиваются наши заблуждения. Заканчивается, наконец, жизнь в славном государстве Таиланд. Но не заканчивается то торжество жизни, которое испытываем мы – я и Юля. Оно, во всяком случае, должно существовать вечно (до самой смерти, что, конечно, далеко не так долго, как нам хочется).

Но вот прошёл ещё один, последний в нашей жизни, праздник Лой Кратонг. И мы немного загрустили. Это не наше торжество (так следует нам думать). Но мы празднуем его, как абсолютно свой праздник. Думаю, мы будем некоторое время отмечать его и в другой стране – куда мы собираемся переехать. Хотя… это совершенно другая страна. Со своими обычаями, со своей религией, со своими законами. И нам эти законы ближе, чем все остальные (во всяком случае – нас в эту страну очень влечёт).
Будут ли другие праздники в этой стране? Конечно – будут. И мы быстро забудем Лой Кратонг. Хотя именно его забывать совсем не хочется…
В четыре часа дня (почти вечером) мы вышли на улицу в понедельник 11 ноября 2019 года – с целью отпраздновать Лой Кратонг. Это был очень хороший день – солнечный, с лёгкими облачками, не затеняющими небо. И нас ждали две большие площадки, где проводился Лой Кратонг. Возле администрации района, куда мы шли с самого начала. Потом в парке с озером, почти рядом с нами. Правда, мы не знали, что по пути мы увидим ещё два праздника. Один, самый большой, в школе – рядом со зданием земельного суда. И второй возле храма со статуей Будды – тот, что стоит через дорогу от бывшей женской тюрьмы.
Мы вышли на улицу параллельную Сукхумвиту. Здесь мы обычно садимся на сонгтэо и едем на рынок или в большой магазин, чтобы оттуда прийти пешком домой. Это наша обычная и самая популярная прогулка.
Но сейчас мы ехали в другую часть города. Сели на синий тук-тук. И добрались на нём до поворота на рынок. Здесь вышли из машины и пошли пешком дальше по дороге – к памятнику из трёх слонов. Кстати, у каждого слона ещё и три головы. И все они улыбаются…
Так вот – когда мы расплатились с водителем (а мы ехали в тук-туке в одиночестве) то оказалось, что нас, пешеходов, на улице очень мало. Точнее – собственно мы одни. Все остальные перемещались на легковых автомобилях и мотоциклах.
Мы давно этому не удивляемся. Мы к этому привыкли. Но здесь по какой-то причине на это обстоятельство обратили внимание. Может потому, что мы, в свою очередь, привлекали внимание постоянных жителей этой улицы.
Время от времени мы останавливались и приветствовали очередных людей. И они, пожилые люди, нам приветливо улыбались. Махали руками. Даже приглашали остановиться или чем-нибудь угоститься.
Кругом было праздничное настроение. И они понимали – куда мы идём.
А мы прошли по улице, обратив внимание, что она вдруг сильно сократилась (из-за нашей тренированности). И стала напоминать обычную улицу для прогулок, а вовсе не какой-то бульвар. И, наконец, мы свернули на площади к украшенным зданиям администрации. Здесь и состоялась наша первая часть праздника.
С нами без конца здоровались дети. Мы останавливались и приветствовали их. От бесконечного детского «хеллё» у меня слегка закружилась голова. Я почувствовал себя каким-то сказочным волшебником – хотя ничего делать не умел.
Мы подошли к группе людей, сидевших возле выставленных на продажу кратонгов. Это были отец, мать и трое их детей. А также их соседи, готовившиеся пойти на праздник.
Отец семейства внезапно обнаружил наш интерес к котику, нежившемуся возле расставленного товара. И предложил нам этого котика. Мол, «возьмёте»? Мы переглянулись. И с великим сожалением отказались. Куда его брать – мы же уезжаем. А так, вообще-то, мы бы непременно его бы взяли. Но… не сейчас, не сейчас…
И мы отчалили прочь – под улыбки доброжелательных тайцев.
Когда мы пришли на место праздника, то оказалось, что повсюду чем-нибудь торгуют. В основном – кратонгами. Но на этот раз кратонги были сделаны по новой технологии. Эти лодочки были выпечены из муки, а вовсе не сделаны из бамбука или из банановых срезов.
У этой технологии была очень хорошая основа. Окрашенный хлеб в воде быстро размякнет и превратиться в пищу для рыб. Правда, специалисты предупреждали, что покупать кратонги из хлеба всё-таки не следует. Они не будут съедены рыбами и испортят воду в прудах – в которых тайцы справляют свой праздник. В море – другое дело. В море можно… Но мы на море в этот раз не поехали. Нас ждало торжество у озёрной воды, которое мы предвкушали всем сердцем.
Мы взяли исанских шашлычков, которые тут же и съели (кажется за 20 или за 30 бат). Эти шашлычки были очень вкусными. И готовились таким образом, что перед зажаркой несколько дней вялились на солнышке. Они поэтому и называются «исанскими», поскольку делаются в самых бедных частях Таиланда, для самых простых людей. И мы эти шашлычки очень любим – поскольку тайцы знают, что надо готовить на праздники.
Потом мы свернули к самому озеру – над которым лежал огромный китайский дракон.
Повсюду на его берегах сидели люди. Они сидели здесь целыми семьями. Муж, жена и их детки. А также старики – внуками которым приходились эти детки.
Этот праздник начинался очень постепенно. Мы ушли с него, когда действо только разворачивалось. И было видно – что оно будет продолжаться до полуночи. Но… нам надо было идти. И мы, постояв на мостике между двумя половинками большого (на самом деле не очень большого) пруда, понаблюдав за кратонгами с зажжёнными свечками, с сожалением оставили Бан Сай. И двинулись по мосту на дорогу – ту, что проложена по морскому путепроводу.
Следует заметить, что, когда мы покидали эту площадку, нас преследовала славная музыка – такая же, которая звучала и в прошлом году, и на год раньше. Это очень простая мелодия – в которой звучат слова «Лой, Лой, Кратонг! Лой, Лой, Кратонг!» И так – до бесконечности.
Но мелодия была очень приятная, а слова – нам вполне понятные. И эта мелодия, не совсем тайская, а, скорее, индийская, очень соответствовала нашему настроению.
Праздник навевал какие-то очень смутные надежды – на то, что жизнь непременно продолжится, что ещё далеко «не вечер» и что нам предстоит дожить до реализации свои желаний – какими бы абсурдными они ни были.
Хотя, ничего абсурдного в них и не наблюдалось… Я умолчу – о чём мы думали. Полагаю, что это далеко не каждому понятно. Но то, что мы думали об этом синхронно, вдвоём, говорит о том, что мы ни в коем случае не ошибаемся. Мы абсолютно правы – в своих желаниях. И по этой причине ведём себя в высшей степени спокойно.
Когда мы вышли на дорогу, ведущую к зданию земельного суда, нам предстояло пройти километров… ну, не знаю – наверное, пять. И мы потихоньку пошли. И, пока мы шли, на землю опустились сумерки. А потом всё поглотила тёмная ночь.
Но ночь эта была праздничной. И мы это понимали. А когда притопали ко второму месту, где встречали Лой Кратонг (или Лойкхратонг – всё едино, только с буковкой «х» посередине), то увидели здесь усыпанное огнями зажжённых свечек озерцо, в котором плескались рыбы, кормящиеся этими хлебными кратонгами.
Бог его знает, возможно, советчики и не правы – рекомендуя нам кратонги, сделанные старыми способами. Мы, во всяком случае, видели, что все кратонги, сделанные из хлеба (а их в этот раз было большинство) моментально поедались рыбами. И рыб этих было в озере видимо-невидимо (хотя относительно недавно здесь не было даже воды – озерцо осушили для глубокой очистки).
Что мы увидели ещё на этом празднике? На сцене, там, где выделено место для праздников, стояли человек тридцать в национальных одеждах. Внезапно мы увидели, что это… юные девочки. Ну, да – школьницы лет по 6-10. И их активно фотографировали какие-то люди – точнее, их родители, бабушки с дедушками и старшие кузены. Мы постояли рядом с этим праздником. Вспомнили заодно – как однажды встречали китайский Новый год в Бангламунге (где едва ни свалились от усталости, наблюдая соревнование юных принцесс лет 5-6). И как все они получили свои призы – кто за то, что был самым красивым, кто за то, что был самым умным, а кто просто так, приз зрительских симпатий. Призов было выделено ровно по количеству участников соревнований. И все были очень довольны.
Юля тут же вспомнила четырёхлетнего малыша, который выучил какие-то слова. Но когда поднялся на сцену, то сильно засмущался и не смог произнести ни слова. Он наклонился, завязал свои шнурки (которые, кстати, были уже завязаны). И, ни слова не говоря, ушел с соревнований – под грохот восторженных аплодисментов.
Этот мальчик нам запомнился особо - ведь он выразил общий дух праздника. Он выглядит так: «все малыши – победители». И никак иначе… Восхитительно!
Потом мы покинули и это торжество. Поднялись по улице к дороге, параллельной Сукхумвиту. И здесь увидели ещё один праздник – ещё больший, чем в парке с озером.
Здесь тоже было небольшое озерцо, в котором плавали многочисленные кратонги. И это была школа, на которую мы давно обратили внимание. В неё съехались все учащиеся, преподаватели и все выпускники этой школы. Человек… около пяти тысяч. Или даже больше. Очень красивое зрелище.
Но ещё красивей оно было чуть дальше – в самом главном буддистском храме, где стоит знаменитая серебряная статуя Будды. Здесь тоже есть очень небольшой бассейн, в котором плавали кратонги. Но сам праздник был устроен таким образом, что были соблюдены все соответствующие каноны.  
Да, кстати, Лой Кратонг праздник не буддистский. Это праздник языческий – до-буддистский. И его суть заключается в том, что мы поклоняемся богине воды – прося её забрать у нас все грехи и подарить счастливую жизнь на следующий год.
Всё это и есть – Лой Кратонг. Праздник, которого нам всем будет очень не хватать…
Однако – что мы можем сделать? Не уезжать из Таиланда? Нет, не можем. Нас влечёт к себе эта страна (в которую мы уезжаем). И мы планируем заранее – как и чем мы будем там питаться, что изучать, на что смотреть. Всё получается так, что нам будет там лучше, чем в Таиланде.
Но – что значит «лучше»? Нам и здесь неплохо. Но мы хотим прожить жизнь в полном счастье. Чтобы в наших головах не осталось никаких желаний – кроме самых главных. Кроме нас двоих и нашей жизни.
Возможно это или нет? Не знаю. Но мне кажется, что возможно. Надо лишь постараться.











На снимках – наш Лой Кратонг 2019 года. Праздник, который всегда с нами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий