суббота, 30 ноября 2019 г.

Тайский шоппинг


Время от времени один из нас, наконец, возбуждается. И мы идём «на шоппинг» - покупать какие-нибудь трусы или рубашки. Потом, когда всё закончено, мы смотрим друг на друга. И недоумеваем – что это такое с нами было? Как что? Тайский шоппинг. Именно он – тот, к которому мы все давно привыкли. Сейчас я расскажу, в чём тут дело.

А дело, оказывается, в том, что мы приехали совсем в другую страну. В бедную (если ни сказать – в нищенскую). А уезжаем (в феврале месяце) из богатой, очень богатой страны.
Дело в самых обычных магазинах. Когда мы жили в Паттайе и временами выезжали в Бангкок, мы полагали, что все крупные магазины находятся в Паттайе. Когда-то я даже писал о магазине (о молле) «Сентрал Фестиваль», что это один из крупнейших тайских магазинов. Потом оказалось, что сильно ошибался. В Таиланде есть и другие крупные магазины – раза в четыре или даже в шесть крупней, чем наш «Сентрал Фестиваль». Например – «Сентрал Уолд». Или целая сеть магазинов «Сиам». Каждый из них, возможно, и не крупней нашего «Сентрала Фестиваля», но они перетекают один в другой. И получается, что система «Сиам» намного крупней нашего «Фестиваля».
Убедившись, что с магазинами в Таиланде всё в порядке (лучше, чем в порядке, поскольку они понастроены в невероятных количествах), мы заинтересовались товаром, который в них продаётся. Вы знаете, оказалось, что в основном товар тайского производства. Нет, есть, конечно, и японские товары, и китайские, и американские. Но все они – во-первых – очень дешёвые. Во-вторых – производятся и продаются в Таиланде. И, в-третьих, на каждый товар американского, скажем, производства, присутствует три или четыре товара тайского производства. И если тайцы выбирают что-то американское, то рано или поздно они прочувствуют родные вкусы. И перейдут на тайские товары – отвергнув Америку.
Это происходит постоянно и… не происходит вовсе. Например, тайцы используют американский бензин (поскольку своего у них, похоже, нет). И американские товары «Макдональдс» и «КФС». Но в том же «Макдональдсе» продаются тайские блюда – а не только американские. И в «КФС» жарят тайских курочек. Причём, за двойную или тройную цену. И тайцам это нравится – поскольку у них есть ещё тысяча или несколько тысяч (этого точно никто не знает) ресторанов быстрого и медленного (это как посмотреть) питания.  
Вообще, с питанием в Таиланде ситуация очень хорошая. Но мы оставим питание на потом, ладно? Не хочется походя рассматривать труд макашников. Мы его исследуем позже. А пока – разберёмся с трудом производителей товаров промышленного производства.
Примеры этих товаров представлены очень широко – в магазинах «7-eleven» и «Фэмили-Март». Первая система – японская. Этих магазинов полно и в Америке. Вторая система – вроде бы тайская. Во всяком случае, таких магазинов («Фэмили-Март») в мире не так уж и много.
Так вот, в этих магазинах представлены различные товары на каждый день. Начиная с молока и хлеба, заканчивая рыбными консервами и кофе. Начиная с масла и тофу, заканчивая бутербродами и блюдами с рисом. Есть зонты, очень дешёвые плащи. Есть зеркала и всякое дамское барахло. Есть абсолютно всё, что вам может прийти в голову.
Иногда кажется, что некоторых товаров в магазинах «7-eleven» не хватает. Но на это есть ответ – зайдите во второй магазин, которые непременно есть в следующем квартале. Или в магазин конкурирующей системы «Фэмили-Март». И вы непременно найдёте то, что не купили в предыдущем магазине – за крайне редким исключением.
В качестве примера приведу один случай. Однажды, в самом начале жизни в Таиланде, нам понадобились электрические переходники с двух штырьков, которые распространены у нас, в России, на два плоских контакта, которые распространены здесь. Мы заглянули в один магазин «7-eleven». Потом во второй… Нету. Нигде и ничего.
Я, было, загрустил. Но, зайдя в третий магазин (тоже в «7-eleven»), нашёл целый прилавок этой ерунды. Чего тут только не было! И такие переходники, и этакие. И с заземлением, и без заземления. И пластмассовые, и металлические. И с удлинителями, и без удлинителей.
Короче, я купил эту копеечную ерунду. Принёс её домой. И оказалось, что переходники нам не нужны – поскольку каждая розетка имеет помимо плоских контактов ещё и круглые. То есть хозяева подстраховались – чтобы постоянно не иметь дела с переходниками. К тому же на «респешене» отеля, где мы жили, можно было взять такие же переходники бесплатно… Но мы этого не знали (как не знали, что за тук-тук в Паттайе надо платить не 20, а 10 бат с человека, причём, мы пропустили целый год, когда платили тук-тукерам по двойной цене, а они с улыбкой принимали наши деньги и помалкивали). Короче – такая получилась история.
Теперь о том, что мы покупаем в тайских магазинах. Регулярно – обувь (обычные «босодырки», в которых ходим по улицам). Одежду (которую носим с брюками и с бриджами). Еду (которую, соответственно, едим). И всякие штуки, у которых нет какого-либо назначения. Точнее – его мы можем найти, но только у самих себя. У тайцев об этом и спрашивать не стоит. Всё равно не поймут.
Из таких товаров я вижу одного миниатюрного Будду (сантиметров пяти высотой, то есть практически не святой и не бог). И штук пятьдесят или даже восемьдесят (на самом деле их ровно 106) металлических миниатюрных фигурок – по количеству проведённых в Таиланде месяцев. Каждый месяц мы покупали по такой фигурке. Точнее – брали сразу на полгода. Вот и накопилось.
Эта коллекция (а это и есть – коллекция) самых разных, но выполненных в едином стиле фигурок, на самом деле что-то по-тайски означает. То ли какие-то подношения, то ли какие-то символы. Мы не знаем. Но для нас – это очень дешёвое (по 30 бат за штуку) свидетельство нашего проживания в Таиланде. А заодно – тайского промышленного производства.
Дело ещё и в том, что эти фигурки выполнены из бронзы (предположительно). И выполнены очень искусно. Мы не исчерпали всего запаса форм фигурок. Наоборот, каждый день мы видим, что их количество становится всё больше. Но они почти не пользуются спросом (хотя им, похоже, уже много лет – как явлению).
Да, и ещё… Мы начали их собирать во время нашей первой поездки в Лаос. То есть эти фигурки не тайское изобретение. Но следствие тайской религиозной традиции – буддизма «тхеравады».
Помимо этого, в нашем хозяйстве есть ещё различная техника (или так – «техника», потому что к технике она имеет весьма опосредованное отношение). Её мы тоже покупаем в хозяйственных центрах – поскольку именно здесь находим самую качественную кулинарную «технику».
Что из этой «техники» у нас есть? Немногое – вроде двух плиток, двух духовок, трёх стиральных машинок и одного чайника. Из всего этого богатства у нас осталась только плитка (ценой примерно в полтысячи бат – точную цифру я не помню) и одна духовка (чуть дороже). И электрический миксер «Филипс» - тоже примерно около полтысячи или даже за тысячу с небольшим бат. Всё, остальное пошло в утиль.
Отдельная песня – эти три стиральные машинки. Они служили одна за другой в течение года. Были очень простыми (если ни сказать простейшими). И стоили… Ну, не помню – сколько. Кажется – около 1400 бат.
Когда мы выбросили последнюю машинку (а они все были одного производства), то не смогли найти в продаже аналогов. Их попросту не выпускали (такую ерунду). Но мы могли бы купить и более дорогое «поделие», которое бы служило нам до сих пор. Однако Юля однажды подсчитала, что в год тратит на стирку около (максимум) 1680 бат (по 120 бат в месяц, но иногда и по 140 бат). Если умножить эти 1680 бат на пять лет, мы получим 8400 бат. То есть примерно столько, сколько стоит самая нормальная машинка-автомат. За пять лет… Так стоит ли тратиться – если учесть экономию на воде и электричестве? И она убедила меня, что не стоит. Так вот и обходимся.
А стираем мы каждую неделю. Причём, в шикарной стиральном машине, которая предназначена для этих дел. И идти до неё метров… ну, может быть около сотни. Да и то – большую часть пути Юля проделывает на лифте.
Теперь об одежде. Путём несложных экспериментов мы выяснили, что самая доступная и самая надёжная в плане носки одежда продаётся в компании «Теско Лотус». Это большая фирма под названием «F&F». Очень хорошая фирма, выпускающая абсолютно всю тайскую одежду, причём, и наших, прямо скажем – не маленьких, размеров. Правда, до этого открытия мы прошли довольно долгий путь, перебирая дешёвую, очень дешёвую одежду. Покупая её. И через месяца три снова заглядывая в магазины, поскольку от той одежды ничего, практически, не оставалось.
Так вот, одежда фирмы «F&F» (не побоюсь этого странного слова) оказалась самой что ни на есть износостойкой. Она же ещё и очень симпатичная. Во всяком случае – джинсы, купленные мною во время первой поездки в Таиланд в феврале 2009 года, служат до сих пор. И не имеют склонности снашиваться – из чего я делаю вывод, что одежда очень хорошая и достойная того, чтобы я её носил.
Как мы покупаем эти товары? Приведу пример из жизни Юли – поскольку она женщина и покупает более придирчиво, чем я.
Она ходит по прилавкам одежды в магазине «Теско Лотус». Набирает три или четыре рубашки, две пары бриджей, ещё какой-то ерунды, на которую я даже не смотрю. Потом показывается передо мной – выходя из раздевалки (где она переодевается). Я довольно невпопад говорю – «О, отлично, великолепно!» Причём, такая реакция у меня на каждую из тряпочек. Я попросту не понимаю – как можно во всё это одеться… И Юля, наконец, выбирает себе одежду – отличные, прямо-таки роскошные… туфли. Ну и ладно – туфли, так туфли (в смысле «босодырки»). Мы идём покупать мороженное (то, что покупаем всегда). И, наконец, уходим из магазина, нагруженные разными покупками…
Вот так мы и одеваемся. Но это ещё не всё. Однажды у нас испортилось постельное бельё. Оно попросту порвалось – после обычной стирки. Ещё бы – стирать его каждую неделю, да и в таком режиме, это не всякое бельё выдержит… На самом деле - всякое. Просто это бельё было старым и довольно хлипким (зато оставалось очень дешёвым).
Что мы сделали? Отправились в крупный магазин, чтобы выбрать достойное бельё? Нет – отправились в миниатюрный базарный лоток, где торговали всякого рода хозяйственными тряпочками, в том числе и простынями. Мы выбрали самую простую, очень симпатичную простыню размера «кинг сайз» (то есть самого большого – как наша кровать). Заплатили за неё около 450-500 бат (вместо 1500-2000 – как требовалось в большом магазине). Дома пришли, её простирали. И с той поры пользуемся ей – вот уже полтора года. Эта простыня не имеет склонности к износу. И каждая стирка ей нипочём. Вот такая получается ерунда…
Не знаю – рассказал ли я о тайском шоппинге. Возможно, что и нет. Мы, во всяком случае – люди не шоппингующие. Мы - самые обычные обыватели, которым не всё равно, во что одеваются и что покупают тайцы.
Кстати, очень-очень хороший, прямо-таки золотой народ. Настоящая Азия, которая нас ещё удивит.











На снимках – различные тайские магазины, большие и не очень. Подборка, так сказать, фотографий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий