воскресенье, 30 июня 2019 г.

Макушка лета


У нас снова идут дожди… Эти события достали нас до такой степени, что писать что-то совсем не хочется. Ну и ладно – идут дожди и идут. Во всяком случае, Будда нам благоволит. Она нас охраняет от дождей, поэтому мы сидим преимущественно сухие. Точнее – не совсем сухие. Чтобы спастись от жары, усилий Будды недостаточно. Надо сменить климат.

Об этом мы уже думаем ежедневно. Мы решили поменять страну, в которой живём. Причём, решились сделать это слишком рано. Впереди ещё более полугода жизни здесь. А нам уже хочется куда-нибудь в другое место. Чтобы было чуточку попрохладней. Чтобы были времена года. Чтобы мы, наконец, смогли ходить по улицам в курточках и в джинсах.
Ничего сверхвыдающегося я в этих желаниях не вижу. Тем более, что нам открыто множество стран, где мы можем жить. Но это время, которое мы доживаем в Таиланде, вдруг превратилось в пытку. А это не пытка. Вовсе не пытка. Напротив – очень комфортная, очень удобная жизнь.
Дело в нас самих. В наших желаниях и в наших возможностях. Нам уже кажется, что не в Таиланде (а где-нибудь в другом месте) мы будем более счастливы и более благополучны. Но где найти такую страну, где ты будешь более благополучен, чем здесь?
Сразу напрашивается ответ – Россия… Нет, извините, это не та страна, где надо было родиться. Поэтому этот ответ не принимается. А любой другой – в том смысле, что «не-Россия» - становится вполне нормальным.
Это настоящий парадокс. Я никогда раньше не предполагал, что доживу до него. Но – вроде бы дожил. И чувствую себя более чем хорошо – именно в этой роли. В роли россиянина без России. То есть в роли гражданина мира…
Сегодня дождь пошёл ночью. Он шёл очень долго – часа три с лишним. И трижды начинался, всякий раз достигая стадии сильного ливня. Удивительно, что мы до сих пор не знаем – залило ли что-нибудь или нет. Скорее всего – залило. Но здесь люди относятся к этому совершенно иначе, чем относимся к этому мы.
Мы каждый раз переживаем. Радуемся, что ливень не достиг такой стадии, что с нашей улицы смывает абсолютно всё. Что мы не тонем и даже не намокаем под дождём. Короче – мы ждём всяких неприятностей.
Чего ждут тайцы? Ничего. Для них этот дождь – благо. Во-первых, он здорово влияет на урожай. И на рынках опять будет много самой разной еды. Во-вторых, все мы ходим под волей божьей. Если велит Он, чтобы нам утонуть – мы не сгорим. Если велит, чтобы мы сгорели – мы не утонем. Остальное – как повезёт. Но в любом случае – всё, что делается на свете, хорошо.
Говорят, это буддистское влияние на восприятие жизни. Не знаю – буддистское или нет, но точно не наше. Мы всегда становимся на пути у природы. Препятствуем всем её проявлениям, противопоставляя собственные усилия. Тайцы – нет, они не препятствуют. Они живут в гармонии с природой. Возможно, в этом и заключаются отличия одних от других – в смысле, русских от тайцев. И, полагаю, сравнение это будет не в нашу пользу. Увы.
За день до дождя, то есть вчера вечером, мы решили сходить к кладбищу… Поход к кладбищу – это поход не на могилы. Вовсе нет. Это поход по очень интересному маршруту, который мы преодолеваем пешком. И домой приходим измотанные и уставшие. Но зато полные впечатлений.
Также было и вчера. Мы добрались до самого кладбища. И здесь увидели стройные ряды могил. А между ними – пасущихся коров и их пастуха.
На коров в Таиланде я обращаю внимание не в первый раз. Они очень миниатюрные, очень худенькие и ушастые.  Одно слово – коровы «зебу» (так они здесь называются). Самые послушные существа на свете – гораздо более послушные, чем наши отечественные коровки.
Это мы отметили и вчера – приблизившись к телятам, пасущимся на обочине кладбищенской дороги.
Телята были чистенькими, молоденькими и вполне послушными. Одна тёлочка (а может, и телёнок) стояла к нам ближе всего. Мы к ней приблизились. И острожное её… погладили. Телёнок (или тёлочка – мы не разглядели) распрямил ушки. И уставился на нас, издав вполне домашний звук – мол, «му, ребята, я с вами».
Мы прикоснулись к мягкой холке. К тому бугорку, что находится в этом месте у телёнка (или у тёлочки). Он был очень податливым и нежным. Мы восхитились – надо же, какое домашнее, какое послушное существо!
А телёнок с любопытством смотрел на нас. И совершенно никого не боялся. Это было не его свойство – кого-то здесь бояться. Он просто жил в среде таких же взрослых коров и таких же маленьких телят. Их привёл сюда пастух – чтобы попастись.
Да, кстати, почему я путаю телят и тёлочек? Дело в том, что коровы и бычки пасутся отдельно. Поэтому в этом стаде были одни коровы. И, соответственно, молоденькие тёлочки. Но я не умею отличать телочек от телят. Не на примере «зебу», во всяком случае. И о том, что коровок и бычков пасут отдельно, я подумал позже, чем увидел это большое рогатое семейство на кладбище.  
Что мы увидели на кладбище ещё? Ну, прежде всего, много мусора. Он образовался после многочисленных праздников. И проваляется здесь до следующих праздников – когда мусор уберут, проведут очередные торжества и снова слегка намусорят.
Это повторяется из года в год и от праздника к празднику. Мы не знаем, как проходят дни поминовения. В Малайзии или в Индонезии эти праздники проходят довольно необычно. Трупы достают из гробов, прихорашивают и фотографируются с любимым дедушкой и любимой бабушкой. Потом снова укладывают трупы в гробы – до следующих торжеств.
Здесь вроде бы не так. Здесь трупы лежат до определённого момента в гробах – месяца три для самых уважаемых людей и целый год для короля. Потом их сжигают, а урны с пеплом хоронят в этих склепах… Но мы ни разу не видели – как их хоронят. Поэтому говорим об этом, лишь предполагая, что происходит на самом деле.
Короче, кладбище это для нас не вполне кладбище. Для нас это поляны, усаженные цветами и кустиками. И на этих полянах высятся невысокие могилки, в которых похоронены целые семьи – при помощи вот этих урн (потому что места в каждой могиле очень мало, гораздо меньше, чем для одного гроба… а здесь их должны быть десятки в одной могиле).
Потом мы вышли с кладбища и направились по дороге в обход буддистских храмов, стоящих на нём. Здесь ситуация слегка поменялась. Мусора стало гораздо больше. Но могилы находились на не замусоренном пространстве. Их было очень много. Можно сказать – тысячи могил. И все люди захоронены здесь в двадцатом и двадцать первом веках.
Дело в том, что в Чонбури есть ещё одно кладбище. И это кладбище гораздо старше того, которое мы чтим. Из этого я делаю вывод – что кладбища в Чонбури имеют такую же долгую историю, как и люди, живущие в этих же местах.  
Но, с другой стороны, я вспоминаю кладбище в деревне Бангламунг. Это очень старая деревня. Ей – лет шестьсот или семьсот. А кладбище здесь маленькое. На нём похоронены от силы треть или даже четверть всех живших здесь людей. Куда же подевались остальные? Мы этого не знаем.
Хотя, можем догадываться. Возможно, людей здесь стали хоронить в своих могилах только после того, как упразднили в государстве рабство. То есть в двадцатом веке, в самом его начале. А до этого момента людей хоронили, как придётся. То есть под порогами жилых домов. Или каким-то другим способом (например, после кремации развеивали пепел над морем).
Короче, это тайна, которую мы пока не разгадали. И вряд ли полностью разгадаем – поскольку у нас здесь нет друзей, которых мы решились бы похоронить. Или таких людей, на похороны к которым мы бы заявились. По этой причине мы обходим эти похороны стороной. А рассказывать об этих делах тайцы не будут. Они далеко не обо всём нам рассказывают…
Когда мы вышли на дорогу, ведущую к нашему дому (точнее – к Сукхумвиту), то остановились и стали ждать автомобиль. Подошёл жёлтый сонгтэо. Мы в него сели и поехали.
А сами по пути думали, что это, пожалуй, в последний раз – когда мы сходили на это кладбище. Нам уже не интересно. Мы хотим попутешествовать по другим местам. И даже по другим странам.
С этим мы и пришли домой – заглянув заодно за хлебом в магазин «7-eleven».
Кстати – а что с этим хлебом? Он есть. И он вроде бы хороший. Во всяком случае, этот хлеб не вызывает повышение сахара в крови.
Мы берём серый хлеб – который раньше стоил 37 бат за нарезанную на кусочки буханку, а теперь продаётся по 40 бат. Правда, если целых буханок в продаже нет, приходится брать полбуханки – по 22 бата. Таким образом, хлеб получается дороже любой расхожей еды.
Да, кстати, цену на хлеб задрали не так давно – примерно год назад. Почему задрали? По той причине, что тайцы хлеб не особенно уважают. Они едят вместо него разнообразный рис. И с рисом здесь вообще нет никаких проблем. А с хлебом – есть.
Хлеб, во-первых, делается трёх-четырёх сортов, из которых нам годится лишь один (тот, который с отрубями). Во-вторых, хлеба этого, бывает, что в магазин не привозят… Нет, не в каждый «7-eleven», а в те, в которых отовариваемся мы. То есть его, конечно, привозят, но в самом дорогом варианте - по полбуханки за 22 бата.
Мы и не против. Для нас что 22 бата, что 40 бат – это не цена. Однако, это если судить с их точки зрения. С нашей – слегка достаёт, что тайцы так не любят хлеб.
Впрочем, они его едят всё больше и больше. В нашем магазинчике «7-eleven», к примеру, хлеб есть всегда. И он всегда расходится, никогда не залёживается.
Вот так – одно и другое. Недостатки и достоинства.
А в общем счёте – жизнь здесь изумительно хороша.
Да, невозможно решить вопрос с гражданством. Это не реально (как любит выражаться молодежь). Но нам этого и не нужно.
А в целом – всё получается очень и очень хорошо. Только вот температуру бы пониже и дождей бы поменьше. А так – всё нормально…
Так думаю я сегодня, устав от этих долгих тёплых дождей. А что скажу завтра – когда придёт очередной бездождевой период?
Кстати, он будет очень коротким – недели две. А потом снова наступит дождливое время. Главный в году дождевой период, который мы начнём переживать в августе месяце и до конца ноября.
Ладно – как-нибудь переживём. Не в этом главное. Главное – мы ещё живы. Мы интересуемся тем, что происходит вокруг нас. Следовательно, мы собираемся жить и понемногу ездить… Куда ездить? По своему району. Чонбури (к сожалению) нам изрядно надоел. И мы стремимся побольше узнать о городах, которые расположены рядом с Чонбури.
Да, это не Бангкок. Туда нам тоже не сильно хочется. Ну, разве что попрощаться со своими парками… Но это как-нибудь в другой раз (как говориться - когда рак на горе свиснет).














На снимках – наши вчерашние приключения. Телята, коровы и китайские могилки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий