Наша дорога
в Паттайю осталась без особых впечатлений. Дело в том, что это наш город. Но «наш»
в том смысле, что рассказывать о нём особенно нечего. Город как город. Обычный,
шумный, очень амбициозный. И ни разу не Таиланд – тот, который мы любим.
В том,
что Паттайя не Таиланд, мы убедились на личном опыте. Раньше, когда нам
говорили то же самое, мы не верили. Что значит – не Таиланд? А что тогда Таиланд?
В душе
зрело сопротивление, у которого были свои причины. Мы считали, что знаем Таиланд
– тот, в котором мы живём. И, зная Таиланд, не осмеливаемся называть Паттайю
не-Таиландом.
Всё оказалось
гораздо сложней. И Паттайя, действительно, оказалась не-Таиландом. Во всяком
случае – проституции в Таиланде намного меньше, чем в Паттайе. И пьянства. И
наркомании. И всего прочего – того, что мы не любим.
А ещё
тайцы оказались очень гостеприимными, очень контактными людьми. Мы живём среди
них. И очень этому рады – поскольку каждый день приносит нам настоящие открытия.
Вот, к
примеру, отец маленького мальчика – судя по образованию какой-то инженер. Он очень
простой с виду человек. Но отлично общается по-английски (с нами – полагая, что
это наш родной язык). И потихоньку учит своего сына говорить с нами
по-английски и приветствовать нас.
Пока у
него получается только приветствовать – потому что толком этот ребёнок только
научился говорить. Он требовательно выкрикивает слово «та-та» - и мы, наконец,
поняли, то это такое. Это по-тайски «отец». Или, говоря проще, «папа».
Этому тайцу
не очень удобно, когда его малыш мешает нам своими выкриками. А мы ему
объясняем, что ничего неудобного в этом нет. Что мальчик очень скоро замолкнет.
Так происходит со всеми. Он научится прислушиваться, присматриваться. И начнёт
накапливать знания – которые ему будет необходимы… Но – как это объяснить? Мы просто
улыбаемся. И показываем, что ничего страшного – мальчишка очень хороший. И стыдиться
его нечего.
У
этого тайца очень добрые глаза. Да и сам этот человек полностью к себе
располагает. Таких людей мы видели и в Бангламунге. А в Паттайе их очень мало. Почти
нет – на фоне огромной толпы фарангов, которые приезжают в Таиланд отдохнуть.
В Чонбури
этот таец остаётся обычным инженером – хотя зарабатывает вроде бы неплохо. В Паттайе
он перестанет быть инженером – поскольку там нет никакого производства. А отельный
хозяин из него (добавлю - наверное) получится… так себе. Каждому приходится
выполнять свою работу.
Да,
кстати, в Паттайе наконец снесли дом, в котором мы однажды едва ни поселились. Он
стоит сразу за поворотом - на некотором отдалении от перекрёстка, на котором
возвышается восстановленный памятник некоему «Джомтейну». (Я думаю, многие
жители Паттайи в курсе – где это находится).
Этот
дом попал в поле нашего зрения в две тысячи одиннадцатом году – когда мы
подыскивали себе жильё. Нам, в общем-то, здесь понравилось. Дом арочного типа. На
первом этаже – небольшие магазинчики. На втором и третьем этажах – квартиры. Мы
поговорили о стоимости (десять тысяч бат – мы думали, что это дёшево). Потом поднялись
в одну из пустых квартир…
И тут
оказалось, что жить здесь совершенно невозможно. Квартира – это одна старая комната
с кроватью посередине и зашторенным окном в дальней части. Маленькая ванная – с
душем и туалетом. Небольшой холодильник. Телевизор – который нам был не нужен. И
– всё.
Площадь
жилья не превышала двадцати метров. Но на деле она была намного меньше – что-то
около десяти метров с лишним… Нам категорически не понравилось.
Мы покинули
заведение – поблагодарив хозяина, пожилого тайца. Он вышел понаблюдать – куда мы
пойдём. А мы пошли в другую застроенную часть Паттайи – через дорогу. И здесь
увидели огромное количество очень дорогих, я бы даже сказал – безосновательно дорогих
квартир. Кстати, эти квартиры стоят пустыми и сегодня – как и в том огромном индийском
доме по дороге на Джомтьен, строительство которого закончено, а сам дом так и
не заселён.
Вообще-то
это бич Паттайи и всего Таиланда. Здесь строят огромное количество очень
дешёвого жилья. Оно стоит от двух тысяч до, скажем, пяти тысяч бат в месяц –
если арендовать жилье. Дорого это или нет? По паттайским меркам – это очень дёшево.
По общим тайским – как сказать (учитывая, что это жильё никто не снимает).
Мы
сначала удивлялись этому. Потом просто привыкли. Часть жилья строится и не
сдаётся. Просто ожидает очереди на вложение денег или на сдачу. И чаще всего –
просто стоит пустым, чтобы потом, лет через двадцать или тридцать быть
снесённым и застроенным другим подрядчиком. Который, в свою очередь, ожидает,
что его жильё будет пользоваться спросом.
Та же
самая судьба постигла роскошный дом рядом с перекрёстком на Сукхумвите. Он давно
сдан. И заселён… десятком жильцов. Это в лучшем случае. Остальная часть дома –
а в нём не меньше восьмидесяти квартир (если ни больше) – пустует.
Мы
привыкли к этому. И не реагируем на этот дом. Жильцы, которые в этом доме
живут, пока радуются. Им предоставлена полная свобода – при наличии охраны и
множества магазинов, которые, впрочем, ещё не работают. И не известно – когда заработают,
потому что рядом с ними ничего нет. Только одна пустая автостоянка. И всё.
С этим мы свыклись. Правда, в большинстве
случаев, года за три, магазины начинают работать – поскольку дом всё-таки
наполовину заселяется. Точнее – хотя бы наполовину.
С этим
домом вряд ли получится. Он очень шумный – поскольку стоит прямо у оживлённой
дороги. Здесь возникают многочисленные проблемы. А жильцам не нравится, что
разрешать эти проблемы придётся им. У них есть хороший выбор жилья. Причём,
разнообразного, элитного, очень хорошо построенного и расположенного не в рискованных
зонах, где что-то может шуметь.
Мы видим
это жильё каждый день. И каждый день говорим себе – «мы запросто можем здесь
поселиться». Но, конечно, не поселимся – потому что у нас очень хорошее жильё…
Теперь
расскажу об одной встрече – в Паттайе. Она произошла в пятницу, когда мы уже
оттуда уезжали.
Мы заняли
место в сонгтео – потому что идти по Южной улице до Сукхумвита всё-таки очень
далеко. Мы решили добраться до Сукхумвита, а оттуда выехать в Чонбури. Там находится
конечная остановка микроавтобусов.
Кстати
– это одни микроавтобусы, которые идут до Бангкока. Мы знаем таких остановок,
как минимум, штук пять или шесть. То есть добраться до Бангкока можно очень
просто. Нужно выйти и занять своё место. И дождаться – когда тебя повезут в
нужном направлении. Стоит это всего восемьдесят бат (в отличие от ста двадцати или
ста десяти бат на автобусе – если я правильно помню цены).
Так
вот – три места напротив нас занял здоровенный мужик арабской наружности. И две
его дамы – жена (полуголая милая женщина в жёлтой накидке) и шестнадцатилетняя
дочь (у неё сносило крышу от буйства гормонов, но она послушно выполняла все
приказы отца).
Поначалу
мужик этот мне не очень понравился. Потом он разговорился. И я его, в общем-то,
понял, хотя говорил он на каком-то своём языке.
Этот язык
был похож на арабский. Но только чуть-чуть. Больше это был… ну не знаю,
какой-то семитский язык.
О том,
что этот человек был чистокровным евреем, я не подумал. И узнал об этом только тогда,
когда нам надо было выходить.
Это был
рабочий человек. Грубые руки (на плечах видна изящная татуировка). Накачанные мышцы.
На вид – лет около пятидесяти.
Его жена
моложе. Он часто ей что-то говорил. Она слушала и не обижалась. Потом дочь
протянула ей телефон. И она с кем-то поговорила.
На каком
языке она говорила? Понятия не имею. На арабском – вряд ли. Но и на иврит не
похоже… Хотя это был именно иврит. Чистый иврит. Эта семья приехала в Паттайю
из Израиля. Причём, не наша, не российская семья. А семья израильская.
Как я
это выяснил? Совсем напротив нас сидели две дамы азиатской наружности. Скорее всего
– кореянки. Мы уже немного научились их различать от японцев и других азиатов.
Напротив
них, рядом с нами, сидел молодой человек – скорее всего, однокурсник по
институту и муж одной из дам. Этот вывод я сделал совершенно произвольно –
связать их в одну семью не позволяла их некоторая отчуждённость друг от друга. Но,
вместе с тем, это была, похоже, одна семья.
Незадолго
до конца маршрута – а он здесь достаточно короткий – эти три корейца вышли из
сонгтео. И тут же возникла проблема. У них были только крупные деньги – тысяча бат.
А водителю нужны были только тридцать бат. Всего тридцать. И этих денег у них
не было.
Пока они
разбирались с деньгами, водитель улыбался и терпеливо ждал. Я удивился – он мог
бы и отпустить своих пассажиров. Или каким-то образом разменять тысячу бат. Но он
не сделал ни того, ни другого. И мы продолжали стоять.
Следует
заметить, что водитель покинул своё место. Он стоял рядом с сонгтео –
демонстрируя, что он не намерен отпускать эту троицу, которой нечем было
заплатить (при явном наличии крупных денег). Ситуация зашла в тупик. Мы не
знали – что делать.
Наконец,
этот израильтянин достал из кармана деньги и стал сосредоточенно их пересчитывать.
Там было несколько тысяч бат. И одна тысяча была разменяна сотнями. Не хватало всего…
шестидесяти бат – для того, чтобы разбить эту чёртову тысячу.
Он пересчитал
деньги ещё раз. Потом ещё и ещё.
Потом он
развёл руками и показал – не могу, извините. У меня чуть-чуть не хватает.
Водитель,
тем не менее, продолжал ждать. А троица не намеревалась уходить. Весь вопрос
упёрся именно в эти шестьдесят бат – которых не хватало этому мужику.
Самое интересное
было в том, что у него были деньги на проезд. А именно – шестьдесят бат,
которые можно было отдать водителю и за свою семью, и… за этих троих охламонов.
Но - с какой стати? Я попросту сидел и смотрел на развитие событий. Заплатить за
них мне, к сожалению, не пришло в голову.
Наконец,
мужик после некоторых колебаний вытащил деньги и отдал их водителю. И сказал следующее
– «запомните, друзья, мы из Израиля». Он сказал это на своём языке. И мы поняли
только – «Исраэль». Он повторил это несколько раз. И – засмеялся.
Водитель
обрадованно сунул деньги в карман. Трое корейцев помахали нам вслед. А мы через
сто метров вышли из машины – поскольку дорога закончилась. И нам надо было идти
на микроавтобус.
Лицо этого
улыбающегося человека я запомнил на всю жизнь. Очень хороший, очень добрый
человек. И у него была отличная жена и великолепная дочь. Обе они улыбались. И обе
послушно попрощались с корейцами – которые, к слову, впали в ступор и не знали,
как реагировать на такую щедрость…
Вот так
и происходит – вначале в сонгтео садится семья, которую почти не видишь. А в
конце пути – жалеешь, что невозможно с ними поговорить, потому что не знаешь их
языка.
Что остаётся?
Только их улыбки. И добрая память об этом человеке.
Разве
этого мало?
Комментариев нет:
Отправить комментарий