суббота, 5 января 2019 г.

Автомобильная молодость

Знаете ли вы, что в молодости я был страстным автомобилистом? Говорю абсолютно точно. А перед этим ещё и мотоциклистом. У меня был роскошный мотоцикл – Ява-350. И я ездил на нём по нашей Инте. А потом прошло время. Мотоцикл каким-то образом был продан. И у меня появился автомобиль. И я изъездил на нём полстраны… Ну, не полстраны, конечно. Но изъездил изрядное количество мест.

Закончилось всё в 1987 году. Мне было 27 лет. И я угодил в аварию. Сбил человека… Виноват был не я (иначе бы сел в тюрьму). Но меня это не оправдывало. Человек (женщина) был покалечен. И мне пришлось отдать ему все свои сбережения – чтобы этот человек поправился.
Как бы там ни было, но после этого моё увлечение автомобилями переключилось на другие источники. Я стал интересоваться литературой… Впрочем, это отдельная тема. А пока – про автомобили.
С 27 лет я на автомобиле больше не езжу. Но это вовсе не означает, что я ими не интересуюсь. Интересуюсь, ещё как интересуюсь.
Вот недавно я угодил в самый крупный частный автомобильный музей. Это случилось в предновогоднюю поездку в город Натхонпатхом. Сейчас расскажу, как это случилось.
В воскресенье, 30 декабря 2018 года, мы выехали из Чонбури на микроавтобусе. Нам предстоял длинный путь… На самом деле не очень длинный. И мы запланировали совершить кое-какие действия по этой дороге. Во-первых, добраться до города Натхонпатхом поездом – что никогда не делали. И, во-вторых, добраться сначала до города Натхончайси, где и находится автомобильный музей. Осмотреть его, потом кое-что купить на рынке в городе Натхончайси. И уехать из этого города в соседний Натхонпатхом – где нас ждал отель и куча разнообразных новшеств.
Сразу скажу – названия городов пишутся аж тремя способами. Можно написать их так, как написал я – одним словом. Можно написать их двумя словами – Натхон Патхом и Натхом Чайси. А можно и тремя – Натхон Чай Си. И все варианты, судя по всему, будут правильными.
И ещё, Натхом – это, собственно, город. Патхом – начало, первый город. Чайси – название реки, на которой стоит второй город.
Так вот – на микроавтобусе мы без проблем добрались до Банг Ны, до станции метро. Там сели на метро и добрались до Асока. На Асоке пересели на подземное метро и добрались до Хуа Лампунга.
Всё было очень прилично. Мы обратили внимание лишь на то, что Бангкок стоял, практически, пустой. По дорогам почти не ездили автомобили. В метро не было людей. На улицах их тоже не было… Но дело было только в том, что наступили всеобщие выходные. И люди отсыпались перед тем, как отметить Новый год. Понимание этого пришло позже – когда мы добрались до вокзала.
На вокзале мы отыскали поезд, который нам был нужен. И взяли на него билеты… По цене – внимание – 11 бат. Да, 11 бат. А ехать нам надо было километров 50. На таком расстоянии от Бангкока располагается город Натхончайси.
Купив билеты и немного поев (мы купили в магазине колбасу, хлеб и два пакета орехов - с собой в дорогу), мы отправились на седьмой путь железнодорожного вокзала. Сюда и подошёл наш поезд – состоящий, кажется, из шести пассажирских вагонов третьего класса (что и объясняет необыкновенно низкую стоимость билетов). Немного потоптавшись, мы вошли в первый вагон. И заняли места рядом с окошком – посередине.
Если что – мы собирались выйти и прогуляться. Но буквально через минуту в вагоне появились люди. Потом ещё и ещё. И вскоре сесть стало в буквальном смысле негде. Люди толпились в проходах. И мы ощущали себя настоящими везунчиками. Мы – сидели.
Потом, спустя сорок минут, поезд тронулся в путь… Что сказать о дороге. Она отвратительна. Грязная, замусоренная, тесная. Но это лишь часть правды. Другая часть – она быстро становится аккуратной, чистой и очень обустроенной. И это при том, что железнодорожный транспорт, судя по всему, уступает автомобильному по удобствам. Автомобильный намного удобней – особенно если учитывать высочайшее качество автомобильных дорог в Таиланде.
Короче, мы проехали мимо строящегося вокзала в Чонбури. Переехали реку Чаопрайю. Проехали множество новых станций, где не было ни одного человека. И через час (примерно через час) подъехали к тому месту, где нам надо было выходить из поезда.
Да, мы двигались по железной дороге всего около часа. Но это время мои ноги еле выдержали. Сиденье оказалось очень жестким (хотя оно было с мягкой обшивкой). И сидеть на нём было настоящей пыткой… А встать и размяться я не мог – потому что размяться было абсолютно негде. К тому моменту, как мы подъехали к Натхончайси, народу в вагоне было столько, что люди сидели на ступеньках и стояли, в буквальном смысле, на одной ноге.
Короче, мы сошли с поезда. И оказались единственными людьми, которым было нужно здесь сойти.
А что – вполне нормальная станция. Стоят дома. Запаркованы машины. Только людей не видно. Вообще – ни одного человека.
Километра полтора мы шли по дороге и наслаждались видами. Мимо нас проехал какой-то мотоциклист. Он, вероятно, заинтересовался нами. Но проезжая мимо только слегка скосил голову. Потом затормозил. И, когда мы прошли мимо, дал газу назад – домой. Его любопытство было удовлетворено.
А мы прошли железнодорожный переезд. И вошли в городок – не очень большой, но и не очень маленький.
Мы захотели взять такси – чтобы добраться до автомузея. Мы примерно знали – где он находится. И запланировали потратить на такси… ну, бат триста. Это максимум.
За триста бат мы наняли первое такси, попавшееся нам навстречу. Он должен был отвезти нас в музей, подождать там примерно час и вернуть нас на место – которое мы ещё не выбрали.
Замечу – мы могли бы взять такси и подешевле. Триста бат – водитель даже не поверил, когда мы назвали ему эту сумму. Он спросил ещё раз – «триста»? Потом назвал свою цифру – «четыреста». И когда мы отказались, он удовлетворённо сказал – «ладно, триста». И мы поехали.
До музея дорога оказалась очень недолгой. Мы ехали минут двадцать. Проехали мимо музея сов (мне показалось, что осматривать его не стоит). Посмотрели в том направлении, где был ещё один музей – вроде бы исторический (на самом деле восковых фигур). И завернули к автомобильному музею.
На дороге, справа от шоссе, возвышался огромный двухэтажный лондонский автобус. Очень старый – если смотреть на его конструкцию. И совершенно новый – если осматривать сам автобус, без каких-либо прикидок. Рядом с автобусом стоял легкий самолёт. И маленький самоходный каток – каким укатывают асфальт.
Мы запарковали такси. И двинулись к музею, предвкушая необыкновенное зрелище.
И ожидания нас не обманули. Мы увидели… действительно, очень симпатичную, очень технически грамотную экспозицию из, примерно, пятисот или шестисот автомобилей и мотоциклов.
Точное количество подсчитать очень трудно. Автомобили и мотоциклы стояли тут везде – в преддверии музея, где за столом сидел тайский распорядитель (ему мы оформили специальную карточку, куда записали все свои координаты). В левом зале – там, где стоят мотоциклы. И в правом – там, где стоят автомобили.
Их было так много, что у нас разбежались глаза. Но мы немного постояли, подышали. И двинулись осматривать всё – начиная с мотоциклов.
Но перед мотоциклами мы обратили внимание на велосипеды. Их было всего три. Но очень и очень старые – девятнадцатого века. И, тем не менее, такие, что садись – и поезжай. То есть совершенно исправные.
Так вот – мотоциклы… Их было очень много. Большинство не отреставрированные, пыльные и даже частично разобранные. Но были и полностью восстановленные.
Большей частью нас поразили старые «Веспы». Очень старые – пятидесятых годов (если не старше). ГДР-овские мотоциклы «Симпсон» - 50-кубовые. Причём, настоящие, с четырёхступенчатыми коробками передач, с двухместными сиденьями. Но с маленькими двигателями. Настоящие «мокики» – такие, какими они были. Ну, и прочие раритеты – которых тут было видимо-невидимо.
На отдельном большом стеллаже стояли десятки детских педальных автомобилей. Каких их только не было! Гоночные «Феррари», вполне дорожные «БМВ», такие и этакие… Нет, перечислить их невозможно – как невозможно и описать.
Мы вышли из правого зала, миновав несколько автомобилей – «Симки», «Матры», ещё какие-то пыльные древности. И завернули в основной зал.
Но это был не зал. Это был открытый ангар, в котором и стояла вся эта экспозиция.
Сейчас перечислю – то, что мы увидели.
Первым делом – американский автомобиль для торжественных перевозок, например, для свадеб. Он был выпуска пятидесятых годов. И тщательно отреставрирован. И у него было по четыре двери с каждой стороны – напротив каждого ряда сидений. Автомобиль был очень длинным и очень ухоженным. Прямо бери и езжай.
Рядом с этим автомобилем стоял филиппинский тук-тук – точнее, сонгтэо. Он был сделан на базе американского военного «Джипа», но необыкновенно разукрашен. Настоящая филиппинская машина, которые до сих пор разъезжают по этой стране – хотя год происхождения её тоже пятидесятый или чуть позже.
Потом шли ряды автомобилей «Ситроен» - одинаковых с лица, но совершенно разных по сути. Я обратил внимание на то, что эти машины очень похожи на упрощенные «Фольксваген-Жуки», которые здесь тоже были. Дело в том, что их проектировал Фердинанд Порше – когда отбывал наказание во французской тюрьме после войны. О том, что он сидел в тюрьме, сейчас никто не говорит. А машины – помнят и знают… Их здесь было не менее тридцати штук. Или даже сорока. И все - очень чистые и очень ухоженные.
Далее шли автомобили различных марок. «Мерседесы» - и обычные, для перемещения населения, и специальные, для высокого начальства. Довоенные и послевоенные «Опели». «Студебеккеры». Много автомобилей «БМВ» - но не таких, к каким мы привыкли, а послевоенных, маленьких. И масса, масса всяких машин, среди которых мы увидели и наш «ГАЗ-69» (с маркой «УАЗ»), и «Волгу ГАЗ-21». Правда, в пыльном и не восстановленном виде.
Вообще, машин, над восстановлением которых следует ещё поработать, было на выставке очень много. Но ещё больше – тех, что уже восстановлены.
Чтобы успокоить тех, кто не увидит эту выставку, скажу, что соотношение это приближается к двум третям восстановленных машин и одной трети не восстановленных. Но это соотношение постоянно меняется. Восстановленных машин становится больше и больше. Однако, к ним добавляются новые не восстановленные. Музей-то растёт. Он увеличивается. Хотя дохода хозяину не приносит.
Да, кстати, кто хозяин музея? Его имя вынесено в название музея – господин Джесада. Очень хороший человек, который поставил перед собой задачу – восстановить всё, до чего он сможет дотянуться. И показать это людям.
Мы вышли из музея необыкновенно впечатлёнными… Думаете, мы осмотрели весь музей? Нет, далеко не весь. Есть ещё одна экспозиция – та, которая не выставляется. В ней полно двухэтажных автобусов, грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров. Есть и самолёты.
Что-то уже продано и стоит в других музеях. Что-то дожидается своей очереди на реставрацию. Что-то ждёт какой-то тематической выставки.
Мы всё это понимаем. И - снимаем шляпу перед этими людьми. Они делают очень хорошее дело. Очень-очень. Причём, делятся им со всеми нами – людьми, которым интересна техника.
Да, кстати – а что автомобили «Фиат», те, что были до наших «Жигулей»? Они на выставке есть. Особенно ранний «Фиат-600». Очень маленькая машинка, которая существует в нескольких вариантах. И все они стоят в этом музее.
Впрочем, тут стоят и «Мини» - в разных вариантах. И много других автомобильчиков и автомобилей, осмотреть и запомнить которые очень и очень непросто.
Я говорю – осмотреть. А они – их восстанавливают. В этом и заключаются наши различия.





















































             На снимках – наша дорога в Накхончайси. И путешествие в автомобильный музей «Джесада».

1 комментарий: