Как и обещал, рассказываю сегодня о своем
визите в Ват Арун… Прежде всего, что значит – «о своем визите»? Я что,
заморский король, министр иностранных дел или, на худой конец, какой-нибудь
президент? Нет, обычный турист. Можно сказать – предпенсионного возраста с
соответствующими особенностями. И вдруг – «визит». Тьфу… Хотя - пусть будет
«визит», я не против. Главное представлять, где я побывал и что увидел. А потом
уже - правильно расставить акценты.
Дело в том, что Ват Арун подразумевает долгую
или не особенно долгую дорогу к нему. Ты идешь, идешь, идешь. Подходишь к
какой-то изгороди белого цвета. Переходишь ее – не обращая внимания на сидящую в
дверях косоглазую кошку, которая, в свою очередь, не обращает ни малейшего
внимания на тебя. И не видишь этой изгороди по той причине, что все внимание
твое сосредоточено где-то наверху – на исполинском, прямо-таки гигантском
куполе огромной церкви.
Это и есть – Ват Арун. Самый (возможно) большой
храм в буддистской религии. И один из самых почитаемых.
Я человек абсолютно не верующий. Поэтому мне
посещение Вата Аруна все равно, что посещение королевского дворца или
многочисленных бангкокских музеев. И то – я ощущал какое-то необыкновенное
уважение к этому намоленному месту. Словно ты приближаешься к сокровенной
тайне, сокрытой внутри этого Вата. И знание это тебя несомненно обогащает –
хотя против своего неверия ты в любом случае противостоять не способен.
Да и ни к чему противостоять. Я увидел всего
лишь чудо, сотворенное руками обычных людей… Или не вполне обычных. Тут как
посмотреть.
С одной стороны – тайцы вполне простые люди,
занятые своими делами. Кто-то возится с детьми, кто-то торгует, кто-то ездит на
автомобилях. Короче, заняты абсолютно все.
С другой стороны – люди эти очень религиозны. Повторяю
– очень и очень. Они знают, что человек появляется на свет бесконечное
количество раз. И сутью буддизма является прекращение этих перерождений. Чтобы
в очередной раз впасть в нирвану и, таким образом, избежать очередного
воплощения в образе человека.
Кстати, далеко не всегда умерший человек
возрождается в виде человека. Тут существует целая череда перерождений,
зависящих от того, что натворил человек в своей предыдущей жизни. Скажем, он
украл чью-то вещь. И за это не поплатился. Значит, непременно поплатится –
родившись на свет не человеком, а, например, лисицей.
У всякого существа есть некая причина – почему
оно появилось на свет именно в этом виде. Собаки, к примеру, совершили какое-то
преступление в предыдущей жизни. И расплачиваются за него, становясь именно
собаками, а не людьми. Кошки – то же самое. И все остальные существа – верблюды
или быки, ослы или лошади. Короче, все без исключения.
Меня в этой истории несколько успокаивает то
обстоятельство, что конечная цель мною достигнута. Я стал человеком, а не
собакой или кошкой. А большего – стать Буддой – я не достоин, поскольку не верю
в эту религию (и, добавлю, ни в какую другую). Следовательно, я прошел через
все стадии возрождения. Сотни раз умирал и снова возрождался. И все-таки
добрался до высшей (как считают верующие люди) формы жизни. Большего мне вроде
бы и не надо… Хотя интересно – как люди поняли, по какой причине я не змея или,
скажем, не какой-нибудь тушканчик? Неужели во мне столько достоинств, что мне
не суждено переродится в какое-нибудь другое существо вместо человека? Я бы, в
общем-то, был не против. Любая жизнь лучше, чем не-жизнь…
Короче, в этой религии остается масса вопросов,
на которые я не могу отыскать вразумительного ответа. Но, замечу, не для
верующих людей. У них вопросов не возникает. Это – религия, в которой вместо
знания существует вера… И на этом ставим жирную точку (чтобы не сболтнуть
чего-нибудь лишнего).
Однако, эта религия вызывает огромное уважение.
Среди множества людей она распространяет самые человечные качества – терпимость,
понимание, сочувствие. И много других не менее хороших человеческих свойств.
Совсем недавно я увидел в «Фейсбуке» старую
фотографию – самую последнюю казнь человека путем отрубания головы. Удручающее,
прямо скажем, зрелище. И, поскольку в
нашем блоге всяких ужасов мы не публикуем, опишу эту фотографию словами.
Старая дорога, на которой видна колея от
проезжающего транспорта. На дороге сидит заключенный. Точнее, его часть –
поскольку голова уже отрублена, и он держит ее в руках. А рядом с ним стоит
другой человек – палач. Забавно одетый, он держит руках что-то вроде топора,
которым только что отрубил несчастному голову.
Вокруг стоят и смотрят на казнь люди – на
почтительном расстоянии… Вот, собственно, и вся фотография.
Особенность – этой фотографии сильно больше 100
лет. Я имею в виду ее возраст. С той поры смертная казнь через публичное отрубание
головы не производится.
К слову – с семидесятых годов смертные казни в
Таиланде, вообще, находятся под негласным запретом. Может, и раньше. Я не знаю.
Но с семидесятых годов о казнях нет абсолютно никакой информации.
Вопрос – что с казнями у нас, в России? Тоже
вроде бы нету? Правда, с начала девяностых или конца восьмидесятых годов. А так
– да, казнят. Причем, без суда и следствия – как Бориса Немцова. Не понравился
мужичок – раз, и его нету. И все дела.
Разница, если хотите, в особенностях
религиозного восприятия. Именно в этом. Одни поучают, как надо жить, и при этом
благословляют оружие, называя его средством защиты (хотя оно бывает и средством
нападения). А другие смотрят глубже – показывая своим примером, как следует
жить, во что следует верить и чему учиться…
Мы
подходим к Вату Аруну. Людей здесь больше, чем кажется на первый взгляд. Оно и
понятно – люди пришли сюда в последний день уходящего года. Они хотят услышать
то, что говорит им Будда – через слова старого и мудрого монаха.
Я снова говорю – «наверное», поскольку не знаю
самого ритуала. Мне не дано поверить в эту дивную сказку. И я очень опечален
этой историей. Мне давно хочется уверовать. Но я не могу. Повинно в этом мое
материалистическое воспитание (чего не скажешь о миллионах моих сограждан).
Тем не менее – я стою и смотрю на высокий,
очень высокий купол главного сооружения Вата Аруна. На огромную ступу, похожую
на гигантский колокол, стоящий на земле.
Этот купол создан из тысяч и тысяч фигур
сказочных военных людей, стоящих друг у друга на головах и одетых в красочные
одеяния. С четырех сторон на этом куполе видны триединые головы мифических
слонов.
И вообще, рассмотреть все в деталях нет никакой
возможности. От этого зрелища у меня захватывает дух. И я отхожу, отвернувшись
от Вата Аруна.
Хватит, надо немного отдохнуть… Мы идем мимо
ступы – вдоль забора. Здесь множество различных строений. Есть небольшие (вроде
бы небольшие) строения для монахов. Есть открытые веранды с рядами
пластмассовых стульев. Есть площадки, на которых растут диковинные растения. И
есть дома, в которых проживают монахи и те, кто приезжает в Ват Арун на
несколько дней (или на несколько месяцев).
Мне все это кажется неимоверной экзотикой.
Поражают, прежде всего, размеры строений. И необыкновенная чистота. Здесь
чисто. Или – очень чисто (что отличает Ват Арун от других храмов, стоящих
неподалеку).
Мы подходим ко входу в Ват Арун со стороны
реки. Это пристань, куда постоянно причаливают туристские катера. С катеров на
берег высаживаются люди. И мы одновременно с Юлей думаем, что мы бы, наверное,
не смогли бы так легко перебраться с качающегося на волнах судна на берег. У
нас отказали бы ноги.
Мы стоим на берегу и наблюдаем, как
высадившиеся фотографируются на фоне огромной ступы. Потом мы отходим в
сторону. Стоять на приступке неудобно. Ты удерживаешься, практически, на весу.
И ноги в этот момент не отдыхают. Нам нужно где-то немного посидеть.
Но посидеть негде. Мы бредем по территории
храма. Проходим группу из трех женщин в торжественных тайских нарядах. Они
позируют туристам, изображая древние танцевальные движения. И у них получается…
не очень. На мой, конечно, взгляд.
Наконец, мы пробираемся к центральному входу в
Ват Арун. И здесь наше посещение старого величественного храма заканчивается.
Мы покидаем Ват Арун. Мы здесь уже побывали.
Вы знаете, это посещение оказало на меня
благостное влияние. Да, да – я стал более сдержанным в своих проявлениях. Более
терпимым к чужому суждению. Мне хочется на это надеяться.
И я стал чуточку, совсем немного – верующим…
Нет, не верующим в полном смысле. Этого, увы, не произошло. Но верующим в том
смысле, что я не упираюсь в свое неверие – как в оправдание абсолютно всего.
Хотя я в него никогда и не упирался.
Мы идем
обратной дорогой. На часах около двенадцати с небольшим перевесом к часу дня.
Тридцать первое декабря 2017 года. То есть последний день года.
Нам не хочется говорить. Мы полны удивительных
впечатлений.
Внезапно нам стало понятно почти все, что думают
тайцы о своем житье. Мы их понимаем. И мы им сочувствуем.
Мы проходим мимо крепости (точнее – форта),
охраняющего Бангкок от иноземных захватчиков. Никаких захватчиков не
наблюдается – поэтому на посту находятся лишь двое невооруженных солдат. Они
довольно свирепы на вид. Но когда мы проходим мимо, они внезапно улыбаются и
машут нам рукой. Мол, привет-привет, иностранные люди. Мы вам, в общем-то,
рады.
Туда, на территорию форта, вход запрещен. Но
подойти, попросить разрешения и сфотографироваться с ними – это пожалуйста. И
мы видим, что идущая за нами пара тайцев свернула к солдатам. А мы - в
следующий раз…
Вот таким оказался наш визит в Ват Арун. Не
слишком информативно? А, по-моему, весьма и весьма. Дело в том, что это – не
наша культура. И мы не можем делать вид, что мы все понимаем.
Нет, мы понимаем не все. Мы не можем понять –
почему тайцы справляют Новый год, как год какой-то крысы. А мы – как год
огненной собаки. Где тут правда? Это же китайские верования? Или… не китайские?
Кстати, у тайцев на крыс своеобразная реакция.
Когда лежат на прилавке спелые плоды манго и по ним лазает крыса, торговка на
нее почти не реагирует. Ну что такого – крыса, она крыса и есть. Симпатичная,
пушистая. Только хвост может внушить отвращение. Хотя… нет, не только хвост.
Если ты начнешь говорить ей, что крысы на
товаре быть не должно, тайка сделает удивленные глаза. Ну, да – не должно. Она
даже смахнет ее с плодов. Но вы же понимаете – какой год на дворе? И потом –
что же тут страшного? Это всего лишь… крыса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий