понедельник, 6 августа 2012 г.

Короткая остановка на полпути

И вдруг выяснилось, что моему «Заповеднику» исполнился год. Первая запись в этом блоге датирована 2 августа 2011 года. Сегодня на календаре 6 августа 2012 года. Пусть маленький и не вполне круглый, но всё-таки юбилей. 
Честно говоря, я об этой дате совсем забыл. Но вспомнив о ней, решил подвести промежуточные итоги. Их, эти итоги, подводить полезно на любом этапе жизни. В нашей судьбе всегда есть место неожиданности. А вдруг завтра не проснёшься? Как же без итогов? Без творческого наследия, толпы скорбящих поклонников и прочей ерунды? 
Надо, надо - иначе эти итоги вместо меня может подвести какой-нибудь Миша Назаров. Тот самый злобный хорёк, который влез в мой блог со вздорными комментариями, решив, что в Интернете можно пакостить анонимно. Нет, дружок, нельзя. Интернет дает людям не только право свободно высказываться, но и давать сдачи. Я стараюсь делать это соразмерно и называю Назарова почти по-дружески - мудаком. На нациста, несмотря на его ксенофобские вывихи, он явно не тянет (как не тянет и на верующего человека). Большего он не достоин. 
Что изменилось во мне за год, проведенный в Таиланде? Очень многое. Главное - появилась уверенность, что жизнь свою я могу изменить по собственному разумению без оглядки на кого бы то ни было. В этом мне не может помешать ни высокое начальство (на которое я плевать хотел), ни цепкие объятия родины, ни мнение соотечественников. Я вдруг понял, что все долги родине я отдал с избытком. И сейчас она должна собраться с силами и поработать на меня. Это будет справедливо. Я защищал эту страну с оружием в руках. Я тяжко трудился на её благо. Я наивно верил в её будущее. Пусть отдаст хотя бы часть того, что она получила.
Как ни странно, но это не гипотетические рассуждения.  Я живу в Таиланде и публикуюсь в России. Так будет и дальше - зарабатывать в Таиланде или в какой-либо другой стране я не могу. И не хочу. Я человек русской культуры. Сейчас моё место здесь, а место моим статьям и книгам - там. По-моему отличный вариант бизнес-сделки. А лирику и патриотические бредни оставим в стороне. 
Перевести отношения со страной, в которой я появился на свет, в сугубо практическую плоскость меня вынудило осознание тщеты любых усилий по её реформированию. На моём веку там ничего не изменится. Полагаю, что не изменится и после меня. Детям тоже придется выживать, как всю жизнь выживал и я. Моя родина не станет демократической страной. Там нет и не будет свободы думать и говорить - поскольку эта свобода никому не нужна. Там не будет незыблемого свода законов, в которых прописаны основополагающие права человека. Крепостное право в России давно стало историей, но крепостное мышление никуда не делось. А с такими мозгами догнать цивилизованное сообщество невозможно. Остается только «собственный путь», которым я идти не хочу. Просто - не хочу. Этот путь меня не заводит. Он кажется мне дурацкой выдумкой барствующего начальства. 
Важные перемены произошли и в профессиональном плане. Я вдруг понял, что журналистика - как профессия - в России не умерла. Что в моей стране еще есть настоящие журналисты, которые не пресмыкаются перед властью. Они отважны. Они ироничны. И тех, кого в народе называют двумя гондонами, они так и именуют - два гондона. Я бы этого делать не стал - испугался бы. А они - не боятся. Говорят то, что думают. Хотя у них тоже есть семьи и стремление состояться в профессии.  
Правда, сам я журналистом уже не буду. Это пройденный этап. Сегодня мне интересней говорить с достаточно узким кругом людей. Зато среди них (среди вас, читателей моих книг и моего блога) нет врагов. Есть не вполне согласные. Есть сомневающиеся. И есть единомышленники. Все вы дороги мне. Для вас я и намерен трудиться.
За минувший год из моей жизни напрочь исчезло напряженное ожидание грядущих неприятностей. Дома, в Москве, я с некоторым усилием воли выходил в магазин. Я шел за хлебом и твердо знал, что меня обслужит сердитая тетка советской внешности. И не просто обслужит - с нескрываемым удовольствием обхамит. И это будет продолжаться изо дня в день. И случай, когда продавщица вдруг улыбнётся (не в магазине - на рынке, где за прилавками работают люди с улицы), я буду записывать в дневник как необыкновенное, шокирующее событие.
Сегодня я не боюсь самодурства чиновников. Агрессии ментов. Глупости людей в погонах. Всего этого в моей жизни просто не существует. Напрочь.
Я иду в тайский магазинчик, где мне ослепительно улыбаются. Где меня приветствуют, как приятного во всех отношениях человека. Я же не урод. Не монстр с двумя головами. Не жуткое чудище. Почему же меня так ненавидят в отечественных магазинах? Чем я неприятен этой советской тетке? 
А если я здесь заболею, то домой приедет скорая помощь. Да, это будет дорого - здоровье, вообще, очень дорогая штука. Но врача, который будет меня осматривать, не передернет от отвращения. Я проболел на своём веку - мама дорогая. И могу по пальцам пересчитать случаи, когда врачи скорой мне ободряюще улыбались. Поэтому я старался не вызывать скорую, надеясь, что приступ панкреатита меня тихо-мирно прикончит. Мне совсем не хотелось испытывать на себе брезгливость тех, кто получает зарплату за спасение такого ничтожества, как я. 
Если мне вдруг понадобится какая-то диковинная справка или ещё какой-нибудь документ, я отправлюсь в кабинет тайского чиновника… Взятка? Да, такое явление существует. Оно существует во всем мире, даже в США, где за взяточничество сажают на всю жизнь. Но в Таиланде воруют и берут взятки несопоставимо меньше, чем у нас. 
И не слушайте русскоязычных экспатов, которые убеждают нас в обратном. Наш человек и в Таиланде остается нашим человеком. Один из распространенных здесь видов бизнеса, которым занимаются прибывшие из России фаранги - юридические услуги. А юридическая практика для иностранцев в этой стране запрещена. И наши юристы обещают соотечественникам помочь разобраться с законами королевства, сами находясь при этом вне закона. 
Ещё одна характерная деталь. В тайской коммерческой клинике у регистратуры висит объявление - «Если вам пришлось ждать больше 10 минут, обратитесь сюда». В последний раз, когда я удалял в московской клинике зуб - в коммерческой, заплатив кучу денег - я прождал своей очереди два часа. И мне было ужасно больно. Но… кому какое дело?
Жизнь наша состоит из мелочей. Из приятных и из неприятных. За последний год баланс этих мелочей сильно переместился из области со знаком минус в область со знаком плюс. Я даже не могу вспомнить вот так, навскидку, что мне в нашей Паттайе не нравится. Так, чтобы категорически - ничего. 
Мне не нравятся то, что образование в Таиланде доступно не всем. И 14-летний мальчик, с которым мы разговорились, продавец мандаринового сока, пожаловался нам на бедственное положение родителей. Из-за этого он отучился в школе шесть лет и вынужден был идти работать. Но говорил он с нами на английском языке, которым владел лучше нас. Шесть лет в школе и - разговорный английский. Что тогда считать достаточным образованием, если я после десяти лет обучения в советской школе на иностранном языке так и не заговорил? Никто из трех десятков моих одноклассников не заговорил. Даже медалисты. 
Мне не нравится беспорядок, который царит в жилищах тайцев. Но я уже много раз рассказывал о чистоплотности этих людей. Мы ни разу не встречали потного и вонючего тайца - даже среди строительных рабочих, мотосаев, которые целый день жарятся на солнце, даже среди чернорабочих и мусорщиков. Попробуйте отыскать такую же чистоплотность среди наших туристов. Да, да, конечно - тропический климат. Непривычная нам высокая влажность. Я всё понимаю.
Мне не нравится склонность тайцев к созерцательной лени. Удивительная штука - тайцы большую часть дня либо спят, либо едят. А Паттайя, между тем, расстраивается головокружительными темпами. Всего год, а некоторые места нашей деревеньки мы уже не узнаем. Плюс безупречные дороги. Бетоном покрыты все сойки, включая и те, по которым мало кто ходит. И везде обустроена система ливневой канализации. Даже на пустырях.
Мне многое здесь не нравится. Но мы списываем это на наше непонимание. Почему они ленивы? А они не ленивы. Они несуетны. Разные вещи, верно? 
И еще - оценивая тайцев и их жизненный уклад, мы сравниваем их с неким гипотетическим идеалом. Словно сами жили в безупречно чистых городах, населенных доброжелательными, трудолюбивыми  людьми. Все равно, что оценивать Индийский океан, сравнивая его с колхозным ставком.
О текущих событиях. Мы с интересом наблюдаем за процессом над «Пуськами» - через Интернет, разумеется (отечественное телевидение мы не смотрим). Чего хотят люди, которые судят этих девчонок? Замучить их до полного торжества истинной веры? Или… распять?!
Это ни в коем случае не утверждение. Это - вопрос.









PS На снимках - впечатления от прошедшего на прошлой неделе свечного фестиваля. 

19 комментариев:

  1. Елена из Кемерово6 августа 2012 г. в 11:46

    Ох, и вы тоже следите за этим... А я никак не могу выбрать сторону. Мне одинаково неприятны и эти девчонки, и те, кто их судит. Бессильно выбрала позицию унылого наблюдателя. Правда, стараюсь в ту сторону не смотреть :(

    Поздравляю вас с маленьким юбилеем вашего журнала! Как хорошо, что у вас так хорошо :)

    ОтветитьУдалить
  2. Какими бы они ни были, но это - девчонки. Воевать с женщинами - большое требуется мужество. Мне их жалко. И я не понимаю, чем они оскорбили чувства верующих. Я не верю в бога - тоже кого-то этим оскорбляю? Но разве это мои проблемы?

    За поздравление - спасибо. Даже если у меня не все так хорошо, как хотелось бы, все равно хорошо - потому что было хуже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена из Кемерово6 августа 2012 г. в 14:43

      Девчонки - плохие, поступок - глупый, но и церковь у нас сейчас нехорошая и власть неумная.

      Я даже не знаю, что нужно сделать. Нахулиганили, и надо наказать их как хулиганов, но насколько строго? Строго - все возмущаются. Нестрого - прецедент создан, полезут другие неадекватные малолетки, будут вытирать ноги о церковь. По-христиански простить и подставить вторую щеку? Вообще невозможно - и тут становится понятно, насколько нереальна христианская эта заповедь.

      Мне отчего-то жалко эту церковь. У патрика глаза торгаша, мелкий неблагообразный вид, и теперь подмоченная репутация, которая с его образом очень вяжется, кстати говоря. Мне давно кажется что христианство очень устарело. У меня бывает похожее чувство, когда я смотрю на стариков. Мне даже не стариков жалко, а саму их старость. И даже не жалко, а как-то немного иначе, не могу подобрать слова.

      Вот Вы не верите в бога. Я верю в своего собственного бога. А мой друг хочет быть язычником, потому что считает, что это очень экологичная религия :) Но мы все никак не мешаем друг другу и тем, кто верит в своих богов.

      Позволю себе вольно привести попавшуюся когда-то на глаза фразу: "религия как пенис - я рад, что вы счастливы оттого что он у вас есть и вы им пользуетесь, но не тычьте им в лицо мне и моим детям". Как-то так, примерно. А активные фанатики всех верований, включая тех, кто веру отрицает - достали до тошноты. Хочется планету сменить.

      И прошу - простите меня за этот комментарий.

      Удалить
    2. Не знаю, к сожалению или к счастью, но мы не можем повлиять на их судьбу. Мы можем только наблюдать.

      Удалить
    3. Елена из Кемерово6 августа 2012 г. в 14:54

      Да, это так. И результат будет отвратителен. Независимо от того, какое решение будет принято.

      Удалить
  3. еще раз добрый добрый день !!! написал вам комментарий , но так как не очень разбираюсь в компьютерах даже не знаю получили ли вы его !

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день. Этот комментарий получен. А что касается предыдущего - попробуйте выслать его еще раз, как и этот.

    ОтветитьУдалить
  5. еще раз добрый день ! огромное вам спасибо , вам и вашей любимой женщине ! вашими дневниками вы освещает мою жизнь , согреваете мое сердце ! я тоже как и вы влюблен в эту прекрасную страну и в этих удивительных людей !каждой строчкой вы приближает меня и мою вторую половину к нашей мечте , жить в тайланде . готов подписаться под каждой вашей мыслью и каждым вашем словом ,про россию и тем более про тай ! до свидания Николай главное здоровья вам и вашей жене , еще больше добрых впечатлений ! жду вашу новую заметку как глоток свежего воздуха ! и извините за ошибки в словах , если таковые найдутся .

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за добрые слова. Будьте счастливы и Вы. Пусть все Ваши мечты сбудутся самым счастливым образом.

    ОтветитьУдалить
  7. у меня сейчас практически эйфория ! вы мне ответили,! , это как будто я позвонил в сказку доброму волшебнику и он снял трубку ! я читал все ваши заметки это просто супер , даже не могу выразить как я их разделяю ! в ближайшем будущим тоже попробуем изменить свою жизнь ! очень устали от россии от этой злобы и .... да вы и сами все знаете ! теперь таиланд и ваша семья ,для меня слились в одну положительную эмоцию ! надеюсь до встречи , если конечно переедем в паттайю и найдете для нас минутку , что бы поблагодарить вас , ! наверно таких желающих со всей россии огромное множество , еще раз здоровья вам и счастья !

    ОтветитьУдалить
  8. Дорогой друг, Вы очень ко мне добры. Ваши слова тронули меня… Не бойтесь ничего. Всё обязательно получится. Главное - не страну сменить. Это как раз проще всего. Главное - изменить свое отношение к жизни.

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день.Присоединяюсь с супругой к поздравлениям по случаю запуска в мир Вашего блога.Желаю продолжать, а нам всем не ослаблять к нему интереса. Заставило улыбнуться высказывание ананимного о возможном переезде в Тай как о мечте. Для меня же это, скорее, наиболее адекватное решение в ответ на специфичеси-ненормальное проживание в Москве. Но,конечно,не мечта. Мечтой, навверное, можно было бы назвать изменение отношение в восприятии окружающей действительности. Но,в любом случае, компания там обещает быть занятной.Если хоть половина из тех думающих перебраться на это решится.Ваш Александр В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогой Александр, компания обещает быть великолепной. Умной, интеллигентной, талантливой.

      Что касается мечты... Знаете, 2010 год оказался для меня невероятно тяжелым. Несправедливо, обвально, безысходно тяжелым. И выжить помогла мечта - о переезде в Таиланд. О новой жизни, которая казалась мне нереальной и невозможной. Год спустя я решился эту мечту реализовать. Мол, будь, что будет. И 7 апреля 2011 года я и Юля оказались здесь, чтобы (мы очень на это надеемся) никогда не покидать Юго-Восточную Азию. Во всяком случае - надолго.

      Дай Вам бог (в которого Вы веруете) сил и терпения на все, что Вы задумали, Александр. И - везения, конечно. Я по себе знаю - к тем, кто любит эту страну всем сердцем, Королевство Таиланд дарует удачу. Не знаю, в чём здесь дело, да и не хочу знать. Но факт остается фактом.

      Удалить
  10. спасибо вам большое за совет и за поддержку ! я вас считаю очень добрым и мудрым человеком , то что во мне не уживалось и вызывало сомнение , практически решилось в двух ваших словах ( изменить отношение к жизни ) это практически уже получилось! каждое ваше слово двигает меня к этой цели , признаюсь я немного боюсь , но желание все изменить в своей жизни и ваши слова !!! именно ваши слова !!! начинают менять мои горизонты , я уже начинаю жить другим небом я его постоянно сравниваю с тайским ,я уже практически там ! и этот первый глоток воздуха выходя из самолета - тайского воздуха ммм ..... совершенно другая аура созданная именно этими людьми ! у вас огромный талант Николай , простыми добрыми словами , все расставить на свои места ! вы мой духовный архитектор ! мой переезд практически вопрос времени, очень вам благодарны за это !

    ОтветитьУдалить
  11. извините забыл представиться с уважением Mакс , тренер сильных мира сего :)) в компах полный ноль , незнаю как сделать имя на аватаре ,сори поэтому пока буду аноним !

    ОтветитьУдалить
  12. Дорогой Макс. Повторю то, что уже однажды писал в комментариях. Вам нечего бояться. Не делайте ничего, что невозможно переиграть. Переезжать в Таиланд насовсем необязательно. Просто - приезжайте. А там видно будет - насовсем или временно. Это всё упрощает, верно?

    ОтветитьУдалить
  13. полностью согласен , постараюсь выучить за зиму английский язык и вперед ! по моим скромным подсчетам , сумма которой буду располагать на моей второй родине , будет примерно 30 тыс бат из нее будет оплачиваться и жилье ! уже всю голову изломал хватит этого или нет и как бы заработать на жизнь еще ! в голову приходит только ювелирка , если быть точным , камни из камбоджи ! конечно не в пром масштабах , а так скромненько . макс

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуй! Рад, что греешься на ласковом солнышке. Выглядишь здорово! Удачи, счастья! Ульянов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша! Александр Борисович! Напиши мне на почту - пожалуйста (nadejdin@gmail.com). Очень рад, что ты, друже, читаешь мой блог... Это друг детства. Я не видел его двадцать лет. Вот это день...

      Удалить