пятница, 3 августа 2012 г.

Наша ходячая энциклопедия

У нас в Паттайе снова случился праздник. И не один, а сразу два. 2 августа мы справили Асаха Пуджа. А сегодня, 3 августа - Кхао Пханса. Сейчас я расскажу во всех деталях, что это за торжества. Со своей фаранговской точки зрения, разумеется.
Асаха Пуджа - день основания буддизма. Именно в первый день полнолуния восьмого месяца по лунному календарю Будда обратился с первой проповедью к пяти йогам. Как говориться в книжках, посвященных буддизму, смысл его проповеди заключался в риторическом вопросе «почему всё так». Будда имел в виду жизнь человеческую, которая проходит в страданиях и неведении.
Мы люди нерелигиозные. Но к верующим относимся с большим уважениям - как, впрочем, и к неверующим. Различий между ними не делаем. Кроме, разве что, одного - нам интересно беседовать с атеистами, а религиозные люди особого интереса у нас не вызывают. Не думаю, что это признак неуважения. Причина-то на поверхности. Верующие люди предсказуемы. Мы знаем, что на любой трудный вопрос получим от них ответ - мол, на то воля божья. От атеистов мы, возможно, ответа на тот же трудный вопрос не получим вовсе. Но они хотя бы попытаются найти его - вместе с нами. И это уже любопытно.
Я обозначил одну из причин, по которой религиозные праздники не оказывают на нас глубокого влияния. Вторая причина - атеистом является наш учитель Брендан Кристофер Мёрфи. Мы считаем его своим духовным наставником (исключительно в области разговорного английского языка). И если уж в бога не верит он, то нам, людям не семи лингвистических пядей во лбу, не пристало и подавно. В смысле - мы так полагаем. Хотя Брендан не пытается нас в чем-то убедить. Он пока точно не знает - есть ли бог, или его нет. Как только он разберется с этим вопросом, мы примем окончательное решение - верить или воздержаться.
И, тем не менее, мой сегодняшний рассказ будет касаться, в основном, религии. 
Приближаясь к теме празднования Асаха Пуджа, сообщаю - в минувший понедельник мы обнаружили скромную церковку здешних христиан. Эта церковка расположена в особняке по соседству с нашим домом. Мы много раз проходили мимо этого заведения, но церковь в нём распознали только несколько дней назад. На доме нет крестов - они выставлены в окнах второго этажа. Разглядеть их с ходу довольно затруднительно.
Это молитвенный дом норвежских христиан, который называется «Сименсчерч». Снаружи этот дом напоминает обычную частную кафешку. Во дворе стоят столики и кресла. Кипит бойлер. Стройными рядами располагаются кофейные чашки. Правда, совсем не видно распорядителя. Любой, кто заходит в этот дом, может налить себе кофейку и устроиться за столиком. Тут же лежат подшивки норвежских и тайских газет.
Нас поразила спокойная отстраненность этого молитвенного дома. Мы даже колокол не сразу разглядели. А он здесь есть. Есть, повторюсь, кресты - в окнах второго этажа. И совсем не видно традиционного для христиан распятия (оно внутри дома).
Мы решили разузнать об этом заведении у мистера Мёрфи. И во вторник подошли к учителю с расспросами. Нас, в частности, интересовало - кто это, католики или протестанты. Хотя нам, если честно, абсолютно все равно. 
Мистер Мёрфи сосредоточился. А потом неторопливо (чтобы мы смогли понять его речь) произнес: «Это протестанты. Или католики. То есть - либо протестанты, либо католики». Мы сердечно поблагодарили Брендана за исчерпывающие объяснения. Теперь я и Юля точно знаем - «Сименсчерч» принадлежит не буддистам. 
Вопросов у нас больше не было. Но мы на всякий случай полезли в Интернет. И узнали, что это - церковь норвежских лютеран. Точнее - норвежских моряков («си менс черч»). Рядом с церквушкой расположена норвежская сойка (15-я). Раньше лютеране молились на 5-й сойке. Потом им выделили этот дом - с правом выкупа через три года. В данный момент идёт перестройка помещения, поэтому домик выглядит не ахти. 
Как видите, Брендан Мёрфи (не человек - ходячая энциклопедия!) оказался абсолютно прав. Норвежские лютеране, действительно, не буддисты ни разу. 
Буддистов мы увидели в первый день августа. Бичка покрылась матерчатыми крышами торговых павильонов. Набережную явно готовили к большому празднику.
Здесь замечу - любой тайский праздник автоматически превращается в фестиваль еды. Это как с нашей российской пьянкой. Новый год, Рождество, революционные праздники - всё заканчивается коллективной попойкой. Русские люди пьют во славу Христа и в честь героев революции, за свои и за чужие праздники. Почему бы, скажем, ни употребить бутылочку-другую в ознаменование Дня независимости США? Или - Дня взятия Бастилии? Действительно, почему бы и нет?!
В Таиланде другая традиция. Здесь торжества не заливают водкой. Здесь их заедают том ямом и шашлычками из кальмаров. И плох тот праздник, на который нельзя основательно подкрепиться - даже если это начало великого буддистского поста.
О том, что праздник предстоит грандиозный, мы поняли по приготовлениям. Уже в минувшую пятницу, неделю назад, на Бичке был проведен благотворительный аукцион, о котором я уже рассказывал. Потом был устроен предварительный свечной фестиваль.
Это торжество ввергло нас в изумление. Представьте себе вручную разукрашенные пикапы. Много пикапов - сильно больше дюжины. Эти пикапы медленно дефилировали по Набережной, чтобы все могли их рассмотреть и сфотографировать. Машины удивительным образом напоминали подвижные декорации советских революционных праздников. Люди постарше помнят живые скульптуры вроде «Колхозницы, тычущей в морду рабочего декоративным серпом». Или «Товарищ Ленин на фанерном броневике протягивает вторую кепку революционному народу».
В нашем случае живых скульптур не было. Были просто скульптуры - на религиозную тему, из пчелиного воска, выкрашенных зёрен риса и живых цветов. Работа филигранная - каждая композиция была составлена из тысяч и тысяч мельчайших фрагментов. И, как мы рассмотрели, каждое зернышко приклеено на основу отдельно, аккуратно, кропотливо. Очень красивые получились машины.
Основой каждой композиции были массивные восковые свечи. Украшений было так много, что водители могли забраться в кабину пикапа только по приставной табуретке, через опущенное стекло дверцы. Как они управляли этими сооружениями, мы так и не поняли. На некоторых машинах мы не заметили даже узких смотровых щелей. Похоже, водители полагались на прозрачную ткань, которой были задрапированы лобовые стекла.
После праздничного дефиле украшенные свечами пикапы укатили в какой-то Убон, где проводится ежегодный смотр этих рыдванов.
2 августа торжества достигли апогея. И мы получили возможность увидеть, как буддисты отмечают свой главный религиозный праздник. Добавлю, что любой религиозный праздник здесь называют главным. Это нас, опять же, сближает. В православной вере все то же самое. Что главнее - Рождество Христово или Пасха? Так же и в Таиланде - главными считаются все праздники, которые хоть каким-то образом относятся к религии.
Мы снова отправились в храм на Южной улице. И на этот раз увидели множество женщин в белом. Это были простые верующие и монахини. Монахини поразили нас отсутствием волос на головах. Как ни странно, но выбритые головы женщин выглядели привлекательно. Никакого неприятия.
Вчера днем на Паттайю обрушился бурный ливень. Празднику он не помешал. Не успели высохнуть лужи, как под обвисшие от дождя навесы вернулись торговцы. А площадь перед храмом заполнилась народом.
Мы некоторое время наблюдали, как тайцы отливают здоровенные свечи. Это главная фишка праздника. Верующие подходят к монахам и за какую-то денежку (пожертвование) получают ковш с расплавленным воском. Воск заливается в общие формы, из которых потом извлекаются готовые свечи. Эти свечи - подношение Будде. Они расставляются в храмах и подле них. И торжественно зажигаются.
Сегодня праздник продолжается. Но называется уже  Кхао Пханса. Собственно, это и есть свечной фестиваль, которым отмечается начало трехмесячного буддистского поста. Постятся только очень религиозные люди и монахи. Остальным (включая меня и Юлю) можно не поститься. Правда, выпивать в течение всего праздника (но не поста) нельзя. В магазинах снова не продают спиртное - до 5 августа, когда праздничная суета должна угомониться, а жизнь - войти в будничное русло.
Для меня и Юли каждый день, прожитый в Таиланде - необыкновенный праздник. И это не пустые слова. Вот несколько мимолетных зарисовок.
Возвращаемся вчера из «Роял Гарден Плазы», где в очередной раз лакомились мороженым в «Свенсенсе» (настоящее свинское удовольствие, поскольку в этом заведении у нас отказывает чувство меры). И вдруг видим такую картину. За стеклом витрины магазина сувениров двое играют в бадминтон. На полу валяются две ракетки и три волана. Полный индус в пагри (такую штуку носит на голове и хозяин нашего геста Пату) ползает на коленях, вымеряя пестрой книжной закладкой расстояние между воланами. Рядом с ним в такой же позе перемещается его малолетняя дочь - девочка лет шести. И они отчаянно спорят. Похоже, папаша проигрывает и хочет сохранить лицо.
Ну, разве это не праздник - увидеть этих двоих?
Картинка номер два. Идем дальше, обсуждая на ходу индуса и его дочь. А впереди нас, подпрыгивая и дергая крысиным хвостиком, бежит крошечная собачка. Судя по свисающему «имуществу» - породистый кобелек. Но одетый в веселенькое «дамское» платьице. В голове проносится хулиганская мысль - катой? И тут же другая - какой же это катой? Это собачий мужчина, отец семейства. Только в женском наряде.
Этих объяснений нам вполне достаточно. Дома нас бы не поняли. Да мы бы не поняли и самих себя. А здесь, в Таиланде, каждый третий мотосай, вполне себе мачо и добытчик, ходит в розовых шлепанцах и в рубахе в горошек. А макашники мужского пола не снимают веселеньких фартучков с рюшами. И никто этого не стесняется. В том числе - и тот крошечный кобелек с крысиным хвостиком.
Третья картина, совсем уж фрагментарная. С балкончика кафешки «Свенсенс» хорошо видна Бичка. И мы неторопливо рассматриваем нескончаемый поток покупателей, бредущий вдоль лотков со всевозможными яствами. Люди останавливаются, покупают еду. Тут же едят - присаживаясь за расставленные прямо на улице столики или на ходу. А чтобы уберечь отдыхающий народ от воришек и хулиганов, здесь же, в общей толпе, расхаживают армейские патрули. Или какие-то полицейские. Или жандармы. Мы не знаем, кто именно. 
Эти служивые одеты в песочного цвета форму. У старшего на ослепительно белой портупее угадывается кобура с пистолетом. У младшего в руках резиновая дубинка («демократизатор»). На голове у офицера - фуражка с лихо закрученной тульей. У его спутника - белая каска с задранной вверх тыльной частью. Все вместе выглядит празднично и совсем не пугает. Полицейские (или военные?) рассматривают выставленные блюда, прицениваются и кое-что покупают. Едят на ходу, стараясь не запачкать форму.
Кстати, тайцы в этом плане аккуратисты. Они едят так, что руки остаются чистыми, а на одежде - не пятнышка. Я сразу вспоминаю своего знакомого - писателя по имени Анатолий. Он обладал редкой способностью есть докторскую колбасу, откусывая от середины батона. При этом колбаса рваными лоскутами свисала с его ушей. С Анатолием было удобно худеть - завтрак в его обществе напрочь отбивал аппетит на целый день. А когда я однажды увидел на его макушке следы майонеза, я не смог есть целую неделю.
Каждая сценка, подсмотренная на улицах нашей деревеньки, вызывает в нас удивление и радость открытия. На днях в «Сентрал Фестивале» прошла очередная выставка дорогих автомобилей. Спустя пару дней мы увидели эти машины на дорогах. Новенькие лимузины по 10-15-20 миллионов бат. Кто их купил? Тайцы. И - фаранги. То есть люди, населяющие Паттайю - самое веселое, самое беззаботное и самое счастливое место на планете.
Если кто в наших выводах сомневается - пусть сомневается и дальше. Мы ни на чем не настаиваем. Каждый живет, как умеет.










PS На снимках - сцены великого буддистского праздника. На третьей фотографии - женщина-монахиня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий