понедельник, 30 апреля 2012 г.

Забытые подробности

Совсем недавно, 24 апреля, мы посетили иммиграционный офис с целью продления учебной визы. И - забыли об этом. Не сказать, чтобы проблема легального пребывания в Таиланде нас перестала волновать. Напротив, мы с тревогой следим за новостями, опасаясь, что власти что-нибудь этакое учудят. Не тайские власти, наши - у них это здорово получается. Но пока, слава богу, ничего тревожного не происходит. Российский народ валит валом в Страну Улыбок. Правительство Таиланда с удовлетворением отмечает, что поток туристов год от года растет. А российские чиновники заняты своими забавами и не оглядываются на Тай с целью попить кровушки российского путешественника. Спасибо им и за это.
И все-таки мы забыли. Забыли о том, что отметка в паспорте открывает нам дверь в эту сказочную страну. Что визу по каким-то неведомым нам причинам могут и не продлить. Такое иногда случается - если человек ведет себя в чужой стране по-свински. Нам вроде бы не грозит. Но… мало ли?
Посещение иммиграционного офиса прошло без приключений. Отличие от прошлого визита было лишь в том, что я понял слова, с которыми ко мне обратилась тайская чиновница. Три месяца назад меня, помнится, охватила легкая паника. Помогла Юля, которая зорко следила за моими приключениями у стола, где оформлялась виза. Она вовремя подошла и переключила внимание чиновницы на себя. В этот раз все случилось проще. Военной хитрости не понадобилось. Странно же - человек изучает полгода английский и не понимает самых элементарных слов. 
Так вот, продлив визы, мы в очередной раз осознали, что Таиланд для нас - страна проживания, а не стремительное туристическое приключение. Пусть ненадолго - жизнь, вообще, слишком скоротечна, чтобы планировать ее на полсотни лет вперед. Но достаточно надежно - до следующего трехмесячного продления, которое состоится в конце июля.
И нас охватила радость. Три месяца счастливой жизни на берегу Индийского океана! Боже правый! Три месяца! А потом еще три. И еще. И еще.
Когда мы планируем вернуться домой? Не знаю. Во-первых, мы - дома. Во-вторых, никому ничего не должны. В-третьих, причины нашего пребывания здесь, в Таиланде, не так просты, чтобы описать их одной фразой. Но я попробую. Мы здесь, потому что… нам нравится. Нравится, и всё. Нам здесь хорошо живется, хорошо работается и хорошо дышится. 
А дышится хорошо, потому что мы полностью выключены из политики - во всех смыслах. Мы и там не читали газет и не смотрели телевидения. Но политика перла на нас изо всех щелей. Она наваливалась на нас в общественном транспорте, на московских улицах, в магазинах. И мы с большим трудом от нее отбивались.
Что касается жизни здесь, на так называемой чужбине… Удивительное дело, именно здесь я чувствую себя свободным. Я десять лет почти безвыездно прожил в Москве, не имея с точки зрения властей на это прав. На расспросы друзей всегда отшучивался - я гастарбайтер, приехал в Москву отнимать хлеб у здешних литераторов. Я же писатель по профессии. И теоретически могу жить, где угодно, никому при этом не переходя дорогу. В моей профессии конкуренции не бывает. Если бог в тебя что-то вложил, конечно.
Так вот, в Москве я жил нелегально, то есть без прописки. Трудно любить город, в котором живешь нелегально. Хотя, я гражданин России и согласно Конституции волен выбирать место жительства. Но что наша Конституция на деле? 
Я никогда не скрывал своего положения. Неоднократно писал статьи на тему абсурдности института прописки. И в комментариях к этим статьям с изумлением читал пожелания… смерти. Мне, ничего плохого этим людям не сделавшему! Отвечали, буквально, следующее: «Статья приеханца для приеханцев. Нет приеханцев - нет и проблемы». То есть - сдохни, чертов приеханец. И все будет хорошо. Я воспринял эти комментарии именно так.
В Таиланде мне никто не желает смерти. Никто толсто не намекает мне на неправильную национальность. Я честно старался исправиться, но так и не понял - как это можно сделать в принципе. Даже если бы была жива моя матушка, я бы все равно не смог родиться во второй раз. Да и ей бы с папой пришлось тоже родиться заново - национальность мне досталась от них.
Здесь никого не интересует мое происхождение. Для тайцев я русский. Точнее - русский фаранг с рыжими усами и косматой бородой. Таким образом, я, человек не вполне (скажем так) русских корней, больше соответствую образу русского, чем большинство наших туристов. И при этом американцы и фаранги из Европы признают во мне своего, считая, что во мне больше черт англосакса, чем славянина. Они правы - я не славянин. Но и не англосакс…
Всего перечисленного вполне достаточно, чтобы я полюбил эту страну. Чтобы прикипел к Таиланду сердцем. Здесь, в этой стране, я нашел то, чего мне не хватало на родине. Уважение и терпимость ко всем моим странностям…  
Посещение Таиланда - праздник для любого человека. И недавно мы видели кульминацию этого праздника, его высшее воплощение.
В соседний отель приехала группа индийцев. Человек пятнадцать (примерно, пересчитать их поголовно мы поленились). Молодые мужчины - лет до сорока, не старше. 
Мы направились в город, чтобы посетить музыкальный фестиваль. И, проходя мимо этого отеля, увидели удивительную картину. В крошечном бассейне гостиницы сидели полтора десятка невероятно смуглых, почти черных мужчин. И истошно орали. Они извергали из себя возгласы восторга. Просто кричали: «О-о-о! А-а-а!» И что-то еще не вполне членораздельное. Крик прерывался - индусы переводили дыхание. Потом один из них выкрикивал какую-то короткую речевку. Типа - «Да здравствует дружественный Таиланд!» (Перевод условный, хинди я понимаю еще меньше, чем английский). И тут же раздавалось: «О-о-о! А-а-а!»
Эти люди были счастливы. Неимоверно счастливы. По предположению Юли - по той причине, что вырвались из своих многодетных семей и приехали оттянуться в Тай. Я ее мнение разделяю, поскольку других причин для столь бурного выражения восторга не вижу…
Да, музыкальный фестиваль. Это мероприятие состоялось в минувшие выходные. Мы на нем были. Осмотрели Бичку, превратившуюся в пешеходную улицу. Оценили трудозатраты организаторов. Посетили основные площадки, на которых проводилось торжество.
За несколько дней до начала фестиваля мы наткнулись в Интернете на сообщение одного украинского информационного агентства, анонсировавшего событие. Мол, правительство Таиланда выделило на проведение Международного музыкального фестиваля 40 миллионов долларов. На торжество съедутся 150 тысяч туристов из всех стран мира, включая и Таиланд. Планируемая прибыль - один миллиард (правда, мы не запомнили - в батах или в долларах).
Все так и случилось. Фестиваль громыхнул на всю планету. Денег было вложено уйма - туристами на разнообразные тайские угощения (на шашлычки, креветки, вонючий плод дуриан и на прочее). Самих туристов по субъективным оценкам больше не стало - город по-прежнему наполовину пуст (или наполовину полон, все зависит от точки зрения). Так что на счет 150 тысяч паломников власти и украинское агентство подзагнули. 
Как нам музыкальный фестиваль? Отлично! Правда, музыки мы не услышали. На площадках во время нашего посещения разминались исключительно тайские команды. Гости фестиваля - туристы и зависшие фаранги - к освещенным огнями сценам не особенно торопились. Все устремились к многочисленным лавкам и лавчонкам, к харчевням и временным ресторанчикам. Лавок этих были даже не десятки - сотни. Ими была в четыре ряда (!) уставлена вся Бич Роад. Правда, и скученности особой не наблюдалось - между лавками можно было свободно передвигаться, не оттаптывая друг другу ног.
По нашему мнению музыкальный фестиваль, безусловно, состоялся. Только назвать это грандиозное торжество надо было чуть иначе - «Международный фестиваль еды, тряпок и чуть-чуть музыки». Так получается точней и справедливей.
Тайцы - большие мастера устраивать праздники. Не только туристам, но и себе. Причина, полагаю, в особой атмосфере этих славных мест. В добродушии и щедрости матушки Природы.
В пятницу отправились мы на ближайший пляж. На той половине, которую посещаем мы, загорали всего три пары, включая нас. Остальные шезлонги пустовали. Мы мило провели время - никому не мешая и никого не оскорбляя своим беззаботным видом (а такое, мы это видим, иногда случается). Нашей компанией были тайские воробьи, голуби и - майны. 
Одна из птичек - скворец-майна - оказалась настоящей интеллектуалкой. Она настолько поразила нас своими талантами, что мы изменили свое мнение о птицах - как о существах глуповатых и наглых.
Этот скворушка приблизился к нам, когда мы подъедали арахисовые орешки. Я бросил ему пару орешков. Скворец их склевал. Внимательно на нас посмотрел. Юля спросила: «Хочешь еще?» Скворец ответил по-кошачьи: «Уррр». Мы бросили еще орешек. Я похвалил птичку - мол, хороший ты парень. Скворец снова ответил - мелодичным скрипом.
Потом подошел торговец вареной кукурузой. Скворец отлетел на почтительное расстояние. Зватем птица вернулась. И диалог возобновился. Мы бросали скворушке зерна кукурузы, он склевывал их и общался с нами… Мы не сразу это осознали. Он именно общался. Отвечал на наши слова. Подскакивал ближе - показывая, что он нам доверяет. Мы были поражены. И это - инстинкты? Жалкие зачатки рассудочной деятельности? Это - настоящий интеллект! Птица с нами разговаривала. 
Уникум? Ничего подобного! Скворца сменил голубь. Он был сыт и ничего не выпрашивал. Но, усевшись на соседний столик, он устроил нам показательные выступления. Голубь вытягивал ножку назад, топорщил крылышки, надувался и зорко следил за нашей реакцией. И когда мы смеялись, он принимался выделывать свои фокусы с удвоенной энергией. Он выступал перед нами. Он нас развлекал.
Наши забавы заметил один пляжный торговец. Он поймал мой взгляд и улыбнулся. Кивнул в сторону птиц - каково, а? И отправился по своим делам. Мы поговорили с этим человеком, не произнося ни слова. Мы его поняли. А он - нас.
Тайцы обладают таинством телепатии. И общаются без слов не только с бледнолицыми фарангами, но и с животными. Вот всего два примера.
На прошлой неделе мы увидели на Таппрае человека, который мчался на мотобайке. За ним бежала здоровенная породистая собака. Я высказался в том плане, что заставлять собачку бегать за мотоциклом бесчеловечно. В этот момент водитель притормозил. Собака подбежала и запрыгнула на мотобайк, устроившись между ног хозяина. И все сразу стало ясно. Этот пес закапризничал - мол, надоело мне ютиться на тесной подножке. Лучше я пробегусь. И водитель согласился - на здоровье. Только потом не жалуйся. Пес пробежался. Понял, что по такой жаре бегать по дороге - не фонтан. И при первой возможности оседлал мотоцикл, как и было изначально предложено хозяином.
Думаете, мы все это вообразили? Эту забавную историю? Мы услышали ее от самой собаки.
А вот второй случай. Заходим в «7-11» прикупить хозяйственных мелочей. У порога сидит пес - вплотную к автоматической двери. Завершив свои дела, мы вышли из магазина. Пес неотрывно смотрел на дверь. И тут вышла его хозяйка. Протянула собаке какое-то лакомство. Тот блямкнул своими брылями, проглотив угощение. Потом побежал впереди хозяйки. Забрался на подножку мотобайка. Подождал, когда хозяйка займет свое место. И они уехали.
Заметив наш интерес, таечка ответила нам многозначительным взглядом. Она не произнесла ни слова. Но мы все поняли. Нам эта милая девушка сказала: «Мой пес не так умен, как вам кажется. Он путается в английских глаголах». А собаке: «И не стыдно тебе? Даже это бородатое чучело умеет говорить «сэнкью». А ты, толстый олух, застрял на своем «капун кап».
Мы смотрели вслед этой тайской девчонке. И видели, как ее собака помахала нам на прощанье хвостом. 







PS На снимках - музыкальный фестиваль.

4 комментария:

  1. Николай, здравствуйте! Совсем недавно обнаружила Ваш блог, теперь читаю его с огромным интересом! Всё, что Вы рассказываете про Таиланд, ваши впечатления и мнения об этой стране и людях - всё это настолько совпадает с моими ощущениями!
    Наши друзья тоже ровно год прожили в Таиланде, сейчас они открыли новую учебную визу и планируют жить там столько, сколько возможно. А мы с мужем только планируем попробовать там пожить. Я очень надеюсь, что у нас это получится.
    Спасибо за Ваши истории - невероятно интересно читать! Успехов Вам и здоровья!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Дина. Спасибо за добрые слова. Таиланд - страна для людей. Если учесть, что жизнь удручающе коротка, то прожить ее нужно именно в такой стране. Чтобы в конце пути не было горьких сожалений.

    ОтветитьУдалить
  3. Николай, по Вашим впечатлениям - русские еще не испоганили Паттайю? их там так много, что делается страшно за страну.

    ОтветитьУдалить
  4. Не берусь говорить за всех. Но что касается меня и Юли, мы стараемся вести себя прилично. Я даже окурки ношу в карманах…

    ОтветитьУдалить