пятница, 13 апреля 2012 г.

Глаза в глаза

Сегодня, 13 апреля, в Паттайе началось празднование Сонгкрана - тайского Нового года. Мы встречаем 2555 год (со дня кончины Будды Гуатамы). Праздник обещает стать всеобщим водяным побоищем - веселым, буйным, зажигательным… Только мы с Юлей пока не готовы к новогодним увеселениям. Мы приболели.
Причиной нашего недомогания стал грипп, подхваченный во время поездки в Бангкок. Ничего серьезного - антибиотики, постельный режим и взаимная забота делают свое дело. Мы потихоньку выздоравливаем. Но слишком уж потихоньку. 
Я запомнил момент, когда мы заразились. Мы выходили из «Макдональдса». Я держал в руках две порции мороженого в вафельных стаканчиках. Навстречу в заведение протиснулся какой-то индус. Поравнявшись со мной, он оглушительно чихнул. И я сказал Юле: «Он заразил нас гриппом. Вот увидишь».
Мы тут же забыли о происшествии. Употребили мороженое, которое спасло нас в тот момент от теплового удара. Было очень жарко… Юля захворала в первый день по приезду из Бангкока. Я - на следующий день. Удивительно, поскольку наша «простуда» обрушилась на нас в самую жару. Температура воздуха в полдень достигает 34 градусов. Ночью столбик термометра опускается до 28. Прохладой такую температуру не назовешь. А мы - полным ходом сопливим. 
К слову - Бангкок оставил очень сложные впечатления. Мы окончательно поняли, что жить в этом великом городе мы не сможем. Меня и Москва-то напрягала своей суетой и агрессивностью. В Бангкоке к прелестям мегаполиса добавляется еще и зной, от которого нет спасения ни под дождем, ни ночью. Жарко, шумно, многолюдно. Паттайя после этого тайского Вавилона выглядит настоящим Эдемом.
Но было же в нашей поездке в Бангкок и хорошее? Много, очень много хорошего! Мы увидели множество людей. В Бангкоке всего гораздо больше, чем в курортной Паттайи - и богатства, и бедности. Мы видели огромное количество студентов, служащих, простых работяг, переселенцев из глухих деревень Исана. Вот всего несколько запомнившихся сценок.
В книжном магазине B2S мы стоим у витрины с авторучками Parker. Я осматриваю бюджетные ручки серии Sonnet, понимая, что настоящих «Паркеров» здесь нет - только китайские фейки… И тут к витрине подходит юная тайская пара. Очень молодой парень. И его, по всей видимости, супруга - девочка лет девятнадцати от роду. Они покупают флакон черных паркеровских чернил. Здесь эти чернила стоят 100 бат (в России втрое дороже). И мы видим, что для молодой пары это большие деньги. 
Я сожалею, что наблюдал за этими славными детьми лишь вполглаза - был увлечен своими авторучками. Флакон чернил они приобрели с таким достоинством, с такой тщательно скрываемой радостью, словно покупали автомобиль. 
Чернила «Паркер» - зачем им эта роскошь? Неужели нельзя было обойтись грошовым «Пилотом»? Нет, нельзя. Тайцы стремятся к красивой жизни. А эта пара, наверняка, студенты. И им нужны именно эти чернила - чтобы их «Паркеры» писали хорошо и гладко. И чтобы с этими ручками им хорошо работалось в университетской аудитории. И чтобы они сами чувствовали, что пишут не копеечной ерундой, а - «Паркерами»…
Как же мы похожи. Мне-то зачем еще одна авторучка? Неужели мало «Монблана»? Мало. Как и этим ребятам - дешевых чернил. Внятно объяснить невозможно, как невозможно объяснить смутные желания.
Другая сценка. Мы решили дойти до торгового комплекса «Сиам Парагон» пешком. Но по дороге нас перехватил молодой бангкокский тук-тукер. Он пообещал невероятное приключение. Он везет нас до нужного места бесплатно. Надо лишь на пять минут заехать в «даймонд фэктори», ювелирную мастерскую-магазин. Мы можем ничего не покупать - фирма расплатится с тук-тукером пятью литрами бензина. Это его вознаграждение за доставку новых клиентов.
Мы заинтересовались. Тук-тукер завез нас на «фэктори». Заведение оказалось весьма любопытным. Но когда мы покинули его стены, тук-тукер разочарованно развел руками. Обещанного бензина он не получил (поскольку мы в ювелирном магазине ничего не приобрели). Но он не огорчился. Довез нас до нужного места. Много балагурил (на английском, который знал явно лучше нас), улыбался, смеялся. Меня он называл на французский манер - «папа» с ударением на последнем слоге. Юлю называл «мама» - тоже с французским ударением.
Он подвез нас к боковому входу «Сиам Парагона». Я протянул парню банкноту в сотню бат. Он несколько раз удивленно переспросил: «Мне?». Я утвердительно кивнул. Парень взял деньги. Я не удержался и, передавая ему бумажку, поддержал правую руку левой - в Таиланде это знак глубокого уважения. 
И тут случилось то, чего я никак не ожидал. Тук-тукер порывисто обхватил мою правую руку и… прижался на мгновение к ней щекой. Я похолодел.
Это длилось лишь мгновенье. Потом мы оба застеснялись проявлению нашей сентиментальности. И тук-тукер уехал… Отъезжая, он помахал мне на прощанье. Не знаю, почему, но в тот момент я понял, что не забуду его никогда...
Душевным порывам поддаются не только тук-тукеры или таксисты (которых фаранги считают ужасными обманщиками и аферистами), но и уличные продавцы сувениров, макашники, обслуга ресторанчиков. Я много раз был свидетелем того, как продавая какую-то ерунду, торговец вдруг замирал на мгновенье, смотрел мне в глаза и произносил по-английски слова благодарности. И между нами на секунду устанавливалась зыбкая связь. Этот человек знал, что я могу эту безделицу не покупать, что мне она не нужна. Но я по каким-то причинам ее покупаю, не лишая торговца куска хлеба. За это он меня и благодарит.
За год жизни в Таиланде мы научились видеть больше, чем видели раньше. Ценить то, что в прошлой жизни не ценили. Наслаждаться тем, мимо чего раньше проходили мимо. 
Возможно, кому-то наше отношение к тайцам покажется излишне комплиментарным. Но я и Юля точно знаем - мы не отдаем этому славному народу и сотой части того, что от него получаем. А получаем мы самое ценное, что есть в этой жизни - добросердечность.
Мы гуляем по Паттайе одними и теми же маршрутами. И обитатели таун-хаузов, владельцы магазинчиков, мотосаи уже знают нас. Больно уж приметна моя борода… Они знают нас и неизменно приветствуют. Мы ловим их улыбки и сами улыбаемся.  
Не всегда между нами устанавливается взаимопонимание. Однажды мы приобрели в тайской уличной лавке бутылочку кока-колы. Хозяйка не могла взять в толк, какую воду мы хотим. И Юля просто открыла холодильник и достала из него то, что нам требовалось. Хозяйке магазинчика самостоятельность Юли явно не понравилась. Мы это почувствовали.
Больше мы в этом магазине водичку не покупаем. Но когда проходим мимо, хозяйка заведения улыбается и здоровается. Она давно забыла этот момент неловкости (мы - помним). И давно простила. Более того, по ее улыбке можно подумать, что именно нас она и ждала весь день, возлежа на кривенькой лавке возле холодильника.
Мы не устаем наблюдать за тайцами. И прекрасно понимаем, что они, в свою очередь, наблюдают за нами. Нас это вполне устраивает. Их любопытство нас не оскорбляет. Надеюсь, наше любопытство не унижает их. Мы продолжаем знакомиться и сближаться - зная, что познакомиться со всеми невозможно, как невозможно влиться в этот народ, стать своими, полностью сдружиться. 
И все же мы пока отделяем себя от них. Один год - слишком короткий срок, чтобы полностью свыкнуться с мыслью, что тайцев и фарангов по отдельности не существует. Что есть только люди, к какой бы национальности они ни принадлежали. 
Меня уже не пугает перспектива доминирования на планете азиатов. Думаю, это не самое плохое, что может случиться с человечеством. 
В Паттайе много китайцев, корейцев, кхмеров и лаосцев. Мы видели среди них весьма зажиточных, но видели и бедных. Видели нигилистически настроенную молодежь. Видели убеленных сединами стариков. Видели многодетные семьи. Видели одиноких, неприкаянных людей.
Здесь их тысячи. Десятки или даже сотни тысяч. Но среди этого великого множества людей мы не видели тех, кто смотрел бы на нас с презрением. Если, конечно, не считать соотечественников. К сожалению.  










PS На фотографиях - сценки прошлогоднего Сонгкрана. А на видео - прогулка по Бангкоку.

7 комментариев:

  1. Елена из Кемерово13 апреля 2012 г. в 20:59

    Николай, искренне желаю вам и Юле скорейшего выздоровления!!

    ОтветитьУдалить
  2. Дима.Иерусалим,Израиль-Питер-Бангкок

    Николай,желаю Вам обоим здоровья!!!
    И последующий Сонгкран встречать в строю,и конечно же в Тае))
    С уважением.Дмитрий.
    miluimnik@hotmail.com

    ОтветитьУдалить
  3. Поправляйтесь!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Стараемся изо всех сил. И вроде бы успешно.

      Удалить
  4. В который раз нахожу в Вашем блоге подтверждение моих мыслей о том, что Таиланд словно окутан каким-то волшебным информационным полем, а люди и животные общаются с помощью телепатии. Мой муж как-то сказал, что это страна духов. Я думаю, он был прав. Мне никогда так часто не вспоминался мой папа. В Паттайе это происходило каждый день, причём я периодически ловила себя на мыслях, что я не просто его вспоминаю, а общаюсь с ним и он мне отвечает :)Так что, вы живёте не просто в королевстве за тридевять земель, а в настоящем волшебном королевстве :)

    ОтветитьУдалить
  5. Дина, Вы не поверите - мы с Юлей общаемся здесь при помощи таинственных сил даже с собаками... Спасибо Вам за внимание к моему блогу.

    ОтветитьУдалить