Удивительное дело – мы с этим
сталкивались не раз, не два и не три. Эти случаи бывали в нашей жизни, как минимум,
тысячу раз (или около того). Допустим, у нас прохудился умывальник. Что-то там
не течёт или, наоборот, сильно подтекает. И нас это подтекание нервирует. Мы немного
размышляем – как поступить. А потом идём к нашей менеджерше (кстати, очень
хороший человек). И просим, чтобы нам прислали кого-то из слесарей. Мол, кран
не открывается (или, наоборот, не закрывается). Менеджерша говорит нам – всё ОК.
Всё будет, как нельзя лучше. Завтра вас устроит? С восьми часов до девяти? И мы
согласно киваем ей – устроит.
Потом проходит день. Наступает второй –
тот, когда мы должны быть на месте. Но слесарь не приходит. У него много дел. Мы
откладываем на второй день. На третий. Пока не понимаем, что он не придёт
вообще никогда.
Мы снова являемся к нашей менеджерше. И говорим
ей, что у нас проблема. Не течёт кран (или, наоборот, подтекает). Она внимательно
нас выслушивает. И отвечает – а что, к вам разве не приходили? Нет – говорим мы.
Не приходили. И просим, чтобы кто-нибудь пришёл и починил кран.
Хорошо – отвечает менеджерша. Завтра вас
устроит? С восьми часов до девяти? Мы согласно киваем - устроит. Но… на
следующий день никто не приходит.
Так мы маемся до того момента, пока Юля
не снимет короткое видео, на котором наш кран не открывается (либо подтекает).
И тогда наша менеджерша говорит нам – о, ё! Да это же настоящая поломка! С
восьми утра до девяти вас устроит? Да – отвечаем мы. И я угрожающе добавляю – устроит!
И мы идём домой, не будучи уверенными, что завтра с восьми до девяти к нам придёт
слесарь и всё починит.
Но на этот раз моя угроза срабатывает. Слесарь
приходит, за три секунды меняет кран. И мы удовлетворённо расходимся – не заплатив
ему ничего, поскольку это входит в стоимость нашего обслуживания.
При этом мы ни с кем не ссоримся – ни с
менеджершей (упаси бог!), ни со слесарем, ни с самим краном, хотя на него
обижаться можно сколько угодно…
Вторая ситуация. У нас потёк кондишен. Эта
услуга – чистка кондишена – входит в число платных услуг. Мы должны заплатить
за неё пятьсот бат. Или восемьсот. Или тысячу. Всё зависит от наглости обслуживающего
персонала. Но нас это дело, в общем-то, пока обходит. Мы платим всего пятьсот
бат.
Так вот – в этом случае происходит
абсолютно то же самое. Мы идём к менеджерше, она звонит бригаде, которая
ремонтирует кондишены. Получает от них согласие – мол, непременно придём, с восьми
до девяти утра. И они… не приходят.
Правда, здесь действует другой закон. Одни
не приходят – другие придут. И мы уже действуем таким образом – идём во второй
раз к нашей менеджерше (дай бог ей всяческого здоровья). И говорим, что нам нужна
другая бригада, поскольку эта не пришла. Менеджерша тут же (при нас) звонит
людям. И говорит, что с восьми до девяти утра они непременно должны быть у нас,
чтобы отремонтировать кондишен. Получает согласие. И… думаете, они к нам
приходят? Ничего подобного. Они приходят, но через день. И всё моментально
чинят – промывают кондишен, устраняют течь. И заодно говорят нам, что наш кондишен
очень грязный (будто мы этого не знаем и сами).
Получается так, что когда мы зовём к
себе какого-нибудь специалиста, то рассчитываем на его приход к нам через два
дня на третий. Или через четыре дня на пятый. Или… вообще никогда.
В чём тут дело? В том, что эти люди
работают на большую контору – на наш кондо, в котором живёт несколько тысяч
человек. Их доходы в некоторой степени зависят от того, приходят они к нам или
не приходят. Но можно же приходить и через раз? Дело в том, что поток этих
жалоб стихает крайне редко, когда все куда-нибудь разъезжаются. Например, на
какой-нибудь религиозный праздник. Или на Новый год. Или на день рождения
Будды. И в любом случае можно одни заказы отложить, другие отменить. И всё
равно ты будешь при деньгах – поскольку мелких заказов выше крыши.
Впрочем, мы убеждались несколько раз,
что тайцы, вообще, к работе относятся своеобразно. Например, прогуливаясь
однажды по новому для нас маршруту вдоль реки, мы вдруг увидели празднование
рядом с катером, который выволокли на берег. Что это был за праздник? Наверняка
– что-то связанное с ремонтом катера. И с подведением итогов рыбной ловли. Возле
катера развлекались трое взрослых мужчин, один из которых приехал, между прочим,
на автомобиле. Они весело отмечали свой праздник – не обращая внимания на безучастно
глазеющих на них туристов (то есть, на нас). Мы слегка обалдели – поскольку не
сразу поняли, что они празднуют. Но потом, когда поняли, позавидовали этим
людям. Надо же – устроили себе выходной день. И главное – нашли повод.
Этих праздники мы видим довольно редко. В
основном, тайцы работают. И работая, почти не отвлекаются – если к ним не
подходим мы. А если подходим, то все они тут же бросают свою работу и начинают
смотреть на нас – словно мы настоящие белые «облизяны», не понимающие человеческую
речь, но умеющие говорить.
К этому мы давно привыкли. И теперь с
некоторой опаской ждём, когда переедем в другую страну. Там всё будет точно
также – с тем лишь отличием, что эти люди будут понимать нашу речь. Следовательно,
«облизяны» научатся ещё и распознавать, о чём говорят аборигены. Но реагировать
на это будут всё-таки по-своему – как мы реагируем на их речи здесь…
Знаете – это всё полная ерунда, то, что
я сообщаю вам. Это обычное непонимание, которое присутствует в нашей жизни. Но
это непонимание не приводит к каким-либо конфликтам.
Однажды в Бангламунге мы проходили мимо
группы детей, вышедших со школы. И я о чём-то громко и убеждённо рассказывал
Юле. На дороге нам попался школьный учитель. Он поднял руку и сказал что-то
по-тайски – глядя мне в глаза. Я удивлённо замолчал. Он посмотрел на меня. И поняв,
что ошибся, мне улыбнулся… И я улыбнулся ему. И мы разошлись.
Что он подумал обо мне? Поначалу он
решил, что я ругаюсь на его детей. И поднял руку, желая остановить меня. Но
я-то ругался вовсе не на его детей. Я говорил о политике (это всегда очень
острая, болезненная тема). И он это вдруг понял. И тут же поменял мнение обо
мне. Я показался ему обычным стареющим человеком, который живёт совершенно свою
жизнь. И к его детям отношения никакого не имеет.
Эта история – пример нашего непонимания
друг друга. Не самого страшного и не самого непоправимого. Такого, честно
говоря, в нашей жизни ни разу не случалось. А если и случалось – то исключительно
с нашими туристами, вроде случая, когда русский дядька обидел обычного тайского
человека, забрав у него светящуюся штучку, которую таец запускал к вершине
пальм из рогатки. Тогда, я, помнится, выругался. Но опять же – когда этот
человек уже прошёл мимо нас. До этого я ругаться не мог, поскольку это
выглядело… не прилично.
Что же со всем этим делать – в частности,
с тем, что к нам редко захаживают тайские слесари и ремонтники кондишенов? Ничего.
Так и жить – не обращая внимания на эти случаи. Я понимаю, что если ситуация поменяется,
и мы, а не они, будем к ним приходить (скажем, для того чтобы что-то о них
написать), то ничего, по сути, не изменится. Они будут заказывать встречи с
нами, понимая, что мы люди занятые. А отказывать человеку в визите как-то
неудобно. По этой причине ты сам должен запланировать это событие – чтобы ни в
коем случае не поставить человека в безвыходное положение, когда он должен
будет прийти к тебе, хотя он сделать этого не может.
Я понимаю, что это несколько условная
ситуация. Что такого не может произойти – во всяком случае, с нами (поскольку
мы совершенно не знаем языка и не умеем что-то писать по-тайски). Но – тем не
менее. Мы всё понимаем. Мы не можем только осознать – почему тайцы к нам не
приходят, хотя за их визит мы платим немалые деньги. Я имею в виду ремонтников
кондишенов.
Трудно сказать что-то определённое. С одной
стороны – у них немного работы. В нашем кондо кондишены работают постоянно
только у нас, да у таких же фарангов (которые в нашем кондо всё-таки есть). По этой
причине чистить их требуется не очень часто. Не чаще, чем раз в два или даже в
три года. У нас на это дело уходит чуть больше полугода. А потом, через полгода,
кондиционер снова засоряется и требует очистки.
Ну, ладно, пусть они заняты на чистке
кондишенов раз в году. Это означает, что одна такая бригада обслужит за день
человек десять. А за год – при 250 рабочих днях – около 2500 человек (то есть
квартир). Но это же и означает, что за год одна бригада может обслужить весь
кондо - включая и таких фарангов, как мы. И их, ремонтников кондишенов,
существует не две и не три бригады. Их около пяти.
Вопрос – что они едят в другое время
года, когда спрос на чистку кондишенов падает? Может, они подрабатывают на
ремонте оконных замков? Или на ремонте кранов с водой? Или на вставке дверных
запоров? Или ещё на какой-нибудь хрени?
Нет, они всего лишь работники мастерских
по ремонту кондиционеров. И у них есть специальные инструменты для этого,
включая помывочные машины, шланги и специальные брезентовые (на самом деле из
тонкой полиэтиленовой ткани) рукава.
Этого до конца понять невозможно… Но как
же здорово они обслуживают эти кондиционеры! Иногда, исподтишка, я посматриваю
на их работу. И мне она очень и очень нравится.
Мне нравится не только их работа. Мне нравится
работа таксистов и водителей микроавтобусов. Мне нравится работа в ресторанах
(на самом деле в дешёвых харчевнях). Мне нравится работа в магазинах, где
торгуют мотоциклами. Мне нравится очень многое (что не означает, что я буду
когда-то трудиться на этом поприще). Но работа ремонтников кондишенов мне
нравится более всего. Это настоящие мастера, которые могут прочувствовать
кондиционер, буквально, собственными пальцами. Настоящие асы кондиционерного
бизнеса.
Мне не понятно – как они зарабатывают на
жизнь. Полтысячи бат за кондишен делится между двумя или даже тремя рабочими,
входящими в эту группу. Ну, допустим, их двое. Каждый из них получает по 250
бат за заказ. Налогов они не платят – не с чего. Но чтобы заработать хотя бы тысячу
долларов (то есть 30580 бат), им нужно обслужить в месяц, за 22 рабочих дня, 120-125
кондишенов. Возможно ли это при их загрузке? Думаю, что нет. Хотя я этого точно
не знаю.
Вот такие размышления рождаются у нас в
головах – пока мы ждём ремонтников… Но это происходит не сейчас. Сейчас мы уже
отремонтировали свой кондишен. То есть – почистили. И что будет дальше – будет
видно.
Но всё-таки интересно, да?
На снимках – наши впечатления от
прогулок по Чонбури и окрестностям. Например, по Банг Саенгу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий