суббота, 17 августа 2019 г.

Автомобили и водители


В нашем кондо полным-полно тайцев и полным-полно автомобилей. Непонятно – сколько именно тайцев у нас живёт, но автомобилей, по прикидкам, значительно больше… Хотя этого, в принципе, не может быть. Допустим, у нас живёт тысяча тайцев (значительно больше, но мы до сих пор не знаем, сколько населения вмещает наш кондо). И у каждого из этой тысячи есть по автомобилю. Тогда – да, тогда, конечно. Хотя и в этом случае автомобилей больше быть не может. В нашем кондо, в основном, находятся однокомнатные квартиры – студио. И я не знаю человека, который бы владел двумя автомобилями – не имея в то же время нормального жилья. Хотя… такое вполне может быть.

Так вот, каждое утро часов до девяти тайцы потихоньку рассасываются. Они едут на работу. Выходят быстрым шагом на Сукхумвит, по дороге покупая себе еду. Переходят дорогу. И останавливаются, ожидая свои автобусы.
Автобусы – отдельная песня, которой мы касаться сегодня не будем. Сегодня нас интересуют именно владельцы автомобилей. И только они – как раз те, которые разъезжаются на работу… Скажете, что среди них нет владельцев автомобилей? Ну да, нет. Правда, в этом случае в нашем кондо автомобилей должно быть в несколько раз меньше. А их – огромное количество.
Это несоответствие между владельцами транспорта и самим транспортом нас постоянно ввергает в состояние непонимания. Раз в неделю мы утром выходим на Сукхумвит – чтобы потом отправиться на рынок. И каждый раз видим такое количество машин, что среди них довольно трудно пройти. Спасает только мой возраст и грозный вид. Я насупливаю брови, и тайцы тут же расступаются и припарковывают автомобили – чтобы я не выругался… Кстати, я ругаюсь на непонятном им языке. Они понимают, что я ругаюсь. Но что именно говорю, не понимают.
Возле нашего кондо, там, где мы время о времени стираем бельё, есть небольшое пространство, на которое один кент запарковал свой автомобиль. Роскошный автомобиль. Но ему это не помогло. Я, честно признаюсь, не выражал абсолютно никакого гнева. Но на третий раз к колесу его «таратайки» была прикреплена надёжная скоба. А под дворниками на лобовом стекле была бумага на тайском языке – на которой значился «ничего себе» штраф. Больше этой машины, припаркованной возле наших домов, мы не видели.
Это я обрисовал один из способов борьбы с неправильными парковками. А они все неправильные – если машина стоит более 10 минут возле дома. В этом случае вы должны отогнать её на стоянку (четыре пятиэтажных гаража – огромные сооружения). И там припарковаться. Но этого не получается – поскольку все машины, если их загнать вовнутрь нашего кондо, занимают столько места, что людям вообще негде развернуться. И эти четыре пятиэтажных гаража вмещают, в лучшем случае, треть автомобилей наших жителей. Обалдеть.
С этим количеством пешеходов и автомобилей мы и живём… Но есть ещё и не-автомобили. То есть – мотоциклы. Их такое же невообразимое количество. Ну, разве что меньше на какие-то штуки, чем автомобилей (штук этак на тридцать-сорок, не больше). Как мы понимаем, владельцы этих мотоциклов – они же владельцы автомобилей. На мотоциклах они разъезжают по своим делам. А потом, припарковав мотоцикл, выезжают на дороги на автомобилях – съездит на рынок и купить себе пару дешёвых шашлычков… При этом цены на мотоциклы, автомобили, квартиры и вот эти шашлычки получаются прямо-таки противоестественными.
Скажем, машина стоит тысяч тридцать. Долларов, разумеется. Квартира – около 800-900 тысяч бат. То есть примерно 25 тысяч долларов. Мотоцикл – ещё тысяч 30-50 бат. А шашлычок стоит 20 бат. Как ни крути, сколько ни добавляй, а больше не получится. Вот такая арифметика.
Посмотрим на модели автомобилей… Не надо думать, что среди них полно дешёвых марок. Их, честно говоря, нет вообще. Одни дорогущие автомобили – те, которые у нас продаются по тридцать-сорок-пятьдесят тысяч долларов (то есть «настоящие»).
На самом деле китайских поделок здесь не продаётся. Они попросту не находят спроса. А все автомобили выпущены известными японскими брендами – имеющими свое производство в Таиланде.
И вот какая получается штука… Автомобили, выпущенные внутри страны – для внешнего рынка – продаются, опять же, внутри страны по особым ценам. Продаются самим гражданам Таиланда – с очень серьёзными скидками. Размер эти скидок таков, что за машину надо отдать около семисот тысяч бат. Что составляет цену в 22-23 тысячи долларов. Хотя сама машина стоит гораздо дороже - около 30 или даже 50 тысяч долларов.
Мы уже привыкли к этим несоответствиям. И совершенно спокойно реагируем на те машины, которые попадаются нам по дороге – когда мы гуляем по Сукхумвиту.
Во-первых, их очень много. Во-вторых, их намного больше, чем пешеходов (их, похоже, нет вообще – кроме меня и Юли). И, в-третьих, их водители выглядят такими же бедными, хотя бедными, судя по их автомобилям, они не являются.
Как они покупают машины? Очень просто. Раз в жизни любой таец может обратиться к королю с целью кредитовать его на покупку автомобиля. И король такое разрешение даёт. Таец покупает машину, за которую расплачивается полжизни. А настоящие деньги за автомобиль выплачиваются из королевской казны.
Позже, когда пройдёт лет десять-пятнадцать, и машина, опять же, устареет, можно ещё раз обратиться к королю – с целью обновить свой экипаж. И, следует заметить, король опять не отказывает. И в хозяйстве появляется вторая машина. Потом третья. Потом четвёртая… Нет, четырёх машин мы пока не видели. Но две или три – запросто.
Теперь о жилье. Тайцы, даже те, у которых есть личные автомобили, живут очень скромно. Они живут в этаких скромных «сараях», в которых крыша сделана из металлического шифера, а в стенах зияют дырки… Нет, на самом деле они живут в очень хорошем жилье – считая его своим. Но это не их жильё – поскольку всё оно находится на земле, которая принадлежит их королю. И если король скажет – уходи, мне нужна твоя земля – они тут же уйдут… Но это происходит несколько иначе. Если король принимает решение (или люди, назначенные им - так будет правильней), они автоматически подбирают другое жильё для тайцев. И так подбирают, что я не слышал ни одного упрёка от самих тайцев. Хотя упрёки здесь и невозможны. Это же король – средоточие власти, причём, полученной свыше, от бога.
Кстати, единого бога у тайцев нет. Есть невидимые духи. Есть Будда – который правит этим миром. А богов как не было, так их и нет.
При этом тайский народ очень религиозен. Он верит в Будду, читает ему мантры и слушает монахов (у которых, между прочим, есть несколько возрастающих уровней познания – о чём мы говорить не будем, просто потому что не знаем этого).
Так вот – эта временность жилья и превращает тайцев в людей, для которых то, как ты живёшь, не имеет в принципе значения. По этой причине в городах можно увидеть очень скромное жильё, на пороге которого возится по хозяйству обычный таец… Только не спрашивайте – сколько у него денег. Он ответит. И вы не поверите. Это будут сотни тысяч долларов (в лучшем случае). Если таец, к тому же, трудится каким-нибудь торговцем на рынке.  
Вы знаете – меня это очень радует. Меня радует и то обстоятельство, что тайцы проживают свои жизни именно в этом режиме – собирая и копя деньги, покупая себе и своим детям машины, радуясь самым простым вещам (которые нас уже давно не радуют). Ну, действительно – у нас появилась возможность отправиться в Банг Саен и позагорать на пляже. Что в этом плохого? Абсолютно ничего. Никто никого не обманывает, никто не радуется, что сосед заболел или, не дай бог, умер… Скажите – у нас такое возможно? Да – ответят мне. И я соглашусь – да, возможно. Сугубо теоретически.
Возвращаемся к главной теме наших заметок – к автомобилям… Есть среди машин наши любимицы. Это – во-первых – настоящие «немцы», которые не выпускаются в Таиланде. Автомобили марок «Мерседес», БМВ, «Порше» и «Фольксваген». Из здесь видишь очень много. И это очень обнадёживает. Десять лет назад покупка «Мерседеса» была для богатого тайца настоящим приключением. Ведь на импортные машины не действует тайская скидка. И денег от короля на их покупку вам не достаётся.
Но сегодня в массе проезжающих машин количество «Мерседесов» явно зашкаливает. И это очень хороший знак для нации.
Во-вторых, в этом потоке нет-нет, да и промелькнёт настоящий «американец» – вроде совершенно нового «Форда Мустанга» (он производится за пределами Таиланда, не знаю, где именно). Или современного электромобиля «Тесла» - редкость для Таиланда, но всё же вполне реальная редкость.
В-третьих, меня радуют абсолютно «тайские» автомобили - «Тойоты», «Ниссаны» и прочие марки (вроде «Хонды»). Они выпускаются именно здесь, в Таиланде. И заполняют весь мир, превращая их вождение в настоящее наслаждение.
Ну и, в-четвёртых, множество прочих марок, вроде тайского «Исузу», который существует в двух вариантах – один из которых только тайский, поскольку эти машины выпускаются и продаются именно в Таиланде.
Да, кстати, я помню, как мы ехали из Джомтьена в Центральную Паттайю. И по дороге увидели машину марки «Порше». Пожилая женщина русской национальности сказала своему мужу – «конечно, наполнили рынок всякой ерундой из Китая». И он с ней молча согласился…
Так вот – это вовсе не Китай. Это даже не Китай «на минуточку». Это – Германия, которая поставляет в Таиланд свои автомобили.
Китай, кстати, тут тоже есть – в виде старых моделей полно-приводных «Тойот» (которые китайцы выпускают много лет) и китайского варианта машины «Вольво». Но «Тойоты» и стоят – как фальшивые «Тойоты». То есть сильно дешевле (а спроса, между прочим, не находят). Ну, а «Вольво» только сменил хозяина. Это машина высшего класса, которая до сих пор продаётся в Европе. Она и ориентирована на Европу. И место, где она выпускается, сейчас не имеет особого значения. Китай – значит, Китай.
Так что те русские, эта пожилая пара, в этом насыщении автомобилями внутреннего тайского рынка не понимают вообще ничего. А мы, тем временем, смотрим на Таиланд. И всё больше проникаемся его проблемами. Куда девать всех людей, пересевших на автомобили? Что с ними делать? Совершенно непонятно.
Пока же люди разъезжают на своих автомобилях по стране. Ездят в магазины. Ездят на пляжи. Ездят к знакомым. Просто катаются. А потом, когда выходные закончатся, снова идут на работу – машины ставя до вечера в гараж…
Да, кстати, эти гаражи в нашем кондо похожи на временные пристанища. Стен нет, одни подъезды. Ты загоняешь машину на нужный этаж. И оставляешь её здесь на определённое время.
На сколько оставляешь, есть ли какой-то предел времени, почему автомобили оставляются на ночь рядом с жильём – мы пока не знаем. И вряд ли когда-либо узнаем.
Мы – убеждённые пешеходы. В этом-то и вся проблема.










На снимках – тайские автомобили. Опять – за все времена, что мы живём здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий