суббота, 24 августа 2019 г.

По Таиланду на автобусе


Наступила пора рассказать вам о водителях автобусов. Не микроавтобусов «Тойота», а настоящих боевых монстров – одноэтажных и двухэтажных, с кондиционерами или без них. Короче – таких, на которых по дорогам Таиланда разъезжает множество людей.

Кстати, один из таких автобусов, который ежедневно ходит по маршруту «Районг-Нонгхай», в дороге от Паттайи до Нонгхая находится дольше, чем мы едем из Бангкока в Москву. То есть десять, а то и двенадцать часов. И добраться на нём до Нонгхая довольно трудно. На место – к лаосской границе – приезжаешь абсолютно вымотанный.
Я вспоминаю об этом с некоторым содроганием. А мне – когда я впервые поехал в Нонгхай и потом во Вьентьян – было на тот момент 50 лет. Сейчас, когда мне 59 лет, я бы выдержать это попросту не смог. Или смог бы (при необходимости), но с огромным трудом.
Так вот – водители автобусов управляют своими монстрами по-многу лет. Я помню две аварии с автобусами. Одна из них не состоявшаяся, одна состоявшаяся. В одном случае водитель рейсового автобуса из Паттайи в Бангкок едва успел затормозить за остановившимся такси. Тот кент на такси хотел, по-видимому, содрать с него деньги на ремонт. Но водитель тут же выскочил и отстоял свои права. Он не ругался, но был очень настойчив. И мы бы поддержали его – если бы он обратился к нам. Но он не обратился. Не пришлось – поскольку водитель такси сел в машину и укатил прочь.
Второй случай произошёл в Паттайе, на дороге от Сукхумвита по улице Тепразит. Автобус с пассажирами пришёл из Бангкока. Здесь водитель сосредоточился на транспорте, который двигался по улице. И не обратил внимания на легковую машину, остановившуюся перед автобусом. Он тронулся вперёд и, в буквальном смысле, сделал из этого автомобиля анекдот. То есть форменную котлету.  
Водителя за это происшествие отстранили от управления. И он сокрушался, что не заметил этого автомобиля. Всё, больше никаких претензий от него к водителю легкового автомобиля не было. И водитель легкового автомобиля не протестовал. Наказали человека и - наказали. Значит, было за что. Но после аварии они продолжили вполне нормально общаться.
Я, видевший сотни аварий в России, был весьма удивлён таким исходом. У нас человек бьётся за справедливость до самой смерти. Он готов глотку порвать за то, что считает своим правом. И совершенно игнорирует права других людей. Это уже аксиома – не садись за руль, если не сможешь убить (условно говоря) своего оппонента.
Я и не сажусь – с 27 лет. Именно в ту пору я и оставил свой автомобиль, наездив на нём около 10 лет (первые годы на мотоцикле, потом на автомобиле отца, потом на своём автомобиле)… Но это другая история.
Как выглядят водители автобусов? Как этакие мачо. Они одеты с иголочки, всегда наглажены и обуты в приличную обувь. Брюки у них тоже всегда отутюжены. Мне эти водительские строгости очень нравятся. Действительно – человек управляет громадным автобусом. И он знает, как им следует управлять.
Особое уважение вызывают водители «407» маршрута – то есть из Районга в Нонгхай. Их три человека. И они постоянно меняют друг друга. И ездят на это громадное расстояние через два дня на третий. То есть сегодня поздно вечером выезжают, завтра утром приезжают. Потом тут же обратно – выезжают и приезжают. И потом двое суток отдыха. Чтобы на третий день снова пуститься в путь.
Сколько километров проходит их автобус? Полагаю, что за год около восьмидесяти тысяч. А за двенадцать лет – около миллиона километров. Но я могу и ошибаться в ту или иную сторону. Во всяком случае – эти водители очень смелые и очень мужественные люди (раз пускаются в движение согласно своему утверждённому расписанию).
Я видел, что у этих водителей периодически стажируются более молодые коллеги. В таком случае водителя в путь отправляется именно три. Один за рулём, второй на подхвате. А третий выполняет обязанности проводника маршрута. Это и есть стажёр.
У водителей на коротких маршрутах есть свои тонкости. Они работают по графику – выезжая на маршруты, практически, ежедневно (за исключением текущих выходных). Но вот какая штука получается. Между Чонбури и Чаченгсау пути около 50 километров. Автобус проходит его за час или около того.
Дорога от Чонбури до Пханат Никхома занимает около 35 километров. И автобус преодолевает эту дорогу тоже за час пути.
Далее – дорога от Чонбури до Банбынга занимает 20-22 километра (точно я не знаю). И автобус находится в пути около получаса.
Теперь давайте сведём всё вместе. До Бангбыга и до Пханат Никхома автобус едет примерно столько, сколько и должен ехать – полчаса и час. Но как он преодолевает дорогу до Чаченгсау и тоже за час пути – я не знаю. Можно подумать, что до Чаченгсау автобус едет на пятой передаче, а до Банбынга – на третьей. И в этом есть смысл, мы это один или два раза ощущали на себе. Но… почему? Какая цель? Непонятно.
Ладно – Банбынг. Этот очень маленький городок находится поблизости от Чонбури. Но вот другая ситуация. В 2011 году мы поехали в первый раз до Районга. И проделали этот путь примерно за час двадцать минут. Мы добрались туда своевременно. Перешли на катер, прибыли на остров Самет – где я и заболел острой ангиной.
Обратно мы поехали через два дня на третий. Мы приехали на автовокзал Районга (примерно 20 километров от Ко Самета). Купили билет. И поехали на автобусе до Паттайи. Мы проехали примерно 60 километров за… какое время, как вы думаете? За час? За два? За три? Нет – за четыре часа. Четыре часа водитель без конца тормозил – высаживая и подсаживая каких-то людей. И в Паттайю мы приехали в полном раздрае. Этот автобус ехал, кстати, до Бангкока. И ему надо было проехать вдвое дальше, чем он уже проехал.
Вопрос – на какие сутки этот автобус доберётся до Бангкока, если водитель ни разу (!) не включил третью передачу, а ехал только на второй? Полагаю, что около суток. Или даже больше – если водителю приспичит остановиться и поесть где-нибудь. А что – запросто. Люди-то не ропщут.
Мы очень были удивлены этому «расписанию». Кстати, больше мы такого не видели. И автобусы от Районга и в Районг ездят вполне нормально – за час с небольшим. Такого «клинча» они вроде бы не допускают…
Кстати, мы увидели и реакцию водителей автобусов на водителей тук-туков (то есть сонгтэо). Однажды мы поймали пустой сонгтэо, курсирующий по Тапрае. Мы сели на эту машину и отправились на автовокзал – после чего купили билет и поехали в Бангкок. Это была обычная наша поездка в «Город Ангелов». Ничего примечательного.
Но когда мы поехали по Третьей улице за Центральной, за нами впритык увязался огромный пустой автобус. Я помню, что он был новый и абсолютно белый.
Водитель слегка притормозил, пристраиваясь за нами. Он ехал в двух метрах. И полностью повторял все движения нашего сонгтэо. Когда наша машина притормаживала – притормаживал и он. Когда она разгонялась – разгонялся и автобус. Потом водитель высунулся и показал нам на заднюю ось. Мол, у вас чего-то болтается позади машины. И когда водитель притормозил и высунулся, автобус объехал нас. И мы увидели, как водитель покачал головой – мол, нет, показалось…
И это было очень смешно. Ранее утро, мало машин. Нас везут на автовокзал, чтобы отправить в Бангкок. И водитель автобуса это понял. И пристроился за сонгтэо, чтобы немного пошалить.
«Умница!» - сказал я Юле, не понявшей всей этой истории. Она попросту не смотрела на водителя автобуса. А я – смотрел.
А что водитель сонгтэо? Он просто засмеялся – когда автобус проезжал мимо нас. И всё – на этом история и закончилась.
У водителей автобусов есть свои условности. Они никогда не пристраиваются позади гружёных машин – поскольку у тех очень низкая скорость. Они не обращают внимание на мотоциклистов – поскольку их и не разглядишь. Просто если рядом с автобусом едет мотоциклист, то водитель ведёт автобус осторожней – чтобы не зацепить мотоциклиста.
Есть и другие нюансы – которых я не знаю. Но водители автобусов – это особенная каста водителей, которые всегда помогают друг другу. Мы это видели много раз – когда один автобус ломается. И стоит, поджидая, пока его пассажиров не разберут другие автобусы. И долго ждать не приходится. За пять минут разъезжаются абсолютно все.  
Если судить именно по автобусам, то их водители составляют самую безопасную, самую опытную часть водительского населения Таиланда. Да, случается и так, что водитель автобуса засыпает за рулём. Но это большая редкость. В основном, он управляет автобусом, подвозит людей к нужному месту. И всегда соблюдает расписание движения. Если написано – что автобус должен быть в 11 (скажем) часов, то он здесь в это время и будет. Ну, разве что пара минут несовпадений - «туда-сюда». Но это, кажется, допустимо.
Есть в Бангкоке и в других городах маршрутные автобусы. В них всегда полно народу – но не до такой степени, что негде сесть. Нет, люди в автобусах не толкаются и не теснятcя. Мы это заметили ещё в 2011 году. И до сих пор, когда поездка на метро превратилась в поездку на всегда переполненном транспорте, автобусный режим соблюдается весьма строго.
Автобусы ездят по своим маршрутам. И их можно насчитать три вида. Первый вид – обычные автобусы. Внутри у них нет кондишенов – только постоянно работающие потолочные вентиляторы и открытые окна. Но в этих автобусах, как правило, вовсе не жарко. Даже в самые жаркие периоды дня.
Второй тип автобусов – старые кондиционированные автобусы. Их гораздо меньше. Но они тоже ходят по маршрутам и подвозят пассажиров. Но цена на них наполовину дороже, чем в обычных автобусах (цена обычных автобусов минимальная – примерно от 10 бат).
И есть, наконец, дорогие автобусы – кондиционированные, с роскошными сиденьями. Они развозят народ по установленным скоростным маршрутам. И останавливаются в городе редко. Их маршрут - от остановки автобуса в городе до, скажем, аэропорта. С одной или двумя остановками посередине. Очень удобные маршруты.
Так вот – на первых и вторых автобусах работают одни мужики. А третьими автобусами управляют не только мужики, но и женщины. И нас это крайне удивляет. Надо же – женщина на тяжёлом транспорте… Хотя транспорт этот управляется легче легкового автомобиля. Повсюду, где только можно, стоит автоматика. И женщине не надо копаться со сложным устройством. Его всегда починят в гараже.
Вот так в Таиланде возят людей на автобусах…
В следующий раз расскажу о нашей поездке в «Декатлон» - в магазин спортивной одежды. История получилась очень хорошая – как и положено в хорошей стране. Но об этом – в другой раз.










На снимках – автобусы и водители за всё время нашего проживания в Таиланде.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий