Уж в
который раз в Таиланде наступили жуткие холода… В смысле - температура понизилась до +18
градусов - ночью. И даже холодней - примерно на три градуса (если «повар нам не
врёт»). Наступление зимы – история крайне важная. Во-первых, в это время мы
ходим по улицам Чонбури и совсем не потеем. Во-вторых, не потеют и тайцы –
которые не страдают от жары в принципе. И, в-третьих, наступило время, когда
всем надо кутаться в тёплые одежды, то есть спасаться от холода.
Нас наступление
зимы очень радует. Мы уже немного устали от зноя. Бесконечной стирки каждый
день столько, что к концу недели ты уже не помнишь – стирал ты эти рубашки, или
ещё не стирал. Можно ли их надевать, или… ну их к чёрту?
И вот –
долгожданные холода. Время, когда тайцы одевают собак и кошек, облачая их в
смешные, но очень тёплые одежды. И одеваются сами – не надевая, впрочем, носков.
То есть сверху на тебе куртка и тёплая шапка. А снизу – голые пятки. Выглядит… весьма
оригинально.
Мы над
их температурной чувствительностью немного смеемся. Но, действительно, немного
и по-доброму. А ведь и в самом деле – как не быть чувствительным к холодам,
если за всю жизнь ты ни разу не испытывал понижения температуры до, скажем, +16
градусов по Цельсию? А тут дикий мороз, который достигает аж… +15 градусов. Как
его пережить?
Честно
говоря, о диком морозе мы здесь и не слышали. Нет здесь морозов – как ни крути.
До экватора всего полторы тысячи километров – но… всё-таки полторы тысячи. И
температура понемногу скачет, то повышаясь до определённого предела, то снова
понижаясь до +18 градусов (ниже всё-таки случается редко).
Мне в
эти моменты становится интересно – как тайцы восприняли бы наши морозы? Скажем,
-30 градусов. А -40 градусов? А -50 градусов?
Такие
морозы у нас случаются – правда, не в Москве. В моём родном городе, в Инте, в
начале семидесятых годов я помню температуру -64 градуса. Да, было однажды. И мы
– выжили. И даже ходили гулять - минут на десять или на пятнадцать. Большего мы
не выдерживали. И шли домой греться.
С того
времени мне запомнилась дикая боль в горле – от морозного воздуха, которым мы дышали.
Вдыхаешь – и чувствуешь, что в этом воздухе вообще нет влаги. И он колючий и
даже острый – опять же, от мороза.
А ещё
я помню, что в эти дни не работали школы и детские сады. Ничего не работало –
кроме кино. И мы толпами ходили в кинотеатры (а он у нас был всего один –
кинотеатр «Россия»). И смотрели индийские фильмы – которые предназначались не
для детской аудитории. И которые мы все считали «жизненными фильмами» - хотя
там показывали всякую ерунду, вроде погонщиков слонов или дрессировщиков змей.
И вот
сейчас я живу в стране, где этих погонщиков и дрессировщиков полным-полно. И всё
это вовсе не кажется вымыслом. Хотя морозы тут не такие страшные, как у нас.
Более того, они совсем не страшные. Нет даже минус 10 градусов. И плюс 10 – тоже
нет. Есть плюс 20 градусов. Но это уже не мороз. Это как раз почти жара. Хотя
тайцы мёрзнут и при такой температуре.
Всё в
этом мире поменялось. Но меня это вовсе не расстраивает. А чего расстраиваться –
если я не ощущаю каких-либо недостатков? Нет «заботы Родины» – и чёрт с ней.
Обойдёмся. С остальным я как-нибудь разберусь сам…
Так
вот, в эти холодные дни мы гуляем с особым настроением. Мы, например, замечаем,
что все дома в нашем Чонбури имеют очень приятную внешность. На их порогах играют
дети. И мирно сидят старики. Все подъезды (не знаю, как их ещё можно назвать –
но это не такие подъезды, которые есть в наших домах) обклеены многочисленными
китайскими оберегами. Везде стоят маленькие храмы с какими-то печами. Что в них
сжигают? И – зачем? Я вроде бы знал, но… забыл.
Кстати,
именно этим и отличается моё знание родной земли от знания Таиланда. Дома я всё
помню – что и когда надо делать или не делать, чтобы тебя (не дай бог) не
отлучили от церкви (хотя, мне лично абсолютно на это наплевать). А здесь – ничего
не помню, хотя, буквально, вчера мне обо всём этом рассказывали.
Недавно
мы ходили на ближайший рынок. Правда, ходили очень дальней дорогой – за девять
с лишним километров, через кладбище (которое выглядит вполне нормально – не считайте
нас поклонниками мертвых, мы об этом даже не задумываемся). Так вот, на рынке
мы взяли какую-то ерунду – вроде дешёвых мандаринов, которые оказались на
удивление вкусными. И по дороге домой мы увидели маленькие детские шапочки. Да –
целую витринку, уставленную этим богатством.
Мы впервые
увидели эти шапочки в широкой продаже – как два года назад впервые увидели в
продаже кружки-термосы. Сейчас их появилось в продаже столько, что мы на них
перестали обращать внимание. А в ту пору они казались необыкновенным изыском. Ещё
бы – ты наливаешь в кружку холодный чай со льдом. И этот лёд у тебя в кружке не
тает. Он не тает часа три. И ты можешь пить, действительно, холодный напиток…
Здорово!
Так вот
– эти шапочки показались нам такими же необыкновенными хранителями человеческого
тепла. Хотя, казалось бы, что его хранить – если оно распространено абсолютно повсюду.
Казалось бы – тепла не бывает только там, где нет человека. Есть люди – есть и
человеческое тепло. Так нет же – нужны ещё и такие вот шапочки.
У этих
шапочек удивительная история. Во-первых, это тёплые шапочки на двух и трёхлетних
детей. В них, действительно, тепло – даже в условиях жуткой тайской зимы (когда
стоят морозы вплоть до +18, скажем, градусов). Во-вторых, это ещё и замечательные
игрушки. Ну, да – эти шапочки выполнены в виде слоновьих ушей. Или заячьих. Или
собачьих («латиноамериканских тушканов»). И, в-третьих, у этих шапочек есть
скрытый механизм. Дернешь за веревочку – уши поднимутся. Отпустишь веревочку –
уши опустятся.
По-моему,
очень удачная штука… Такую шапочку наши ребята купили своей племяннице –
которой исполнилось как раз два с половиной года. Девочке будет большая радость
от такой волшебной шапочки. И тепло, и с приводом (слоновьих) ушек. Отличная была
идея.
Эти шапочки
стали индикатором того, что в Тай пришла настоящая лютая зима. С ужасными морозами,
с дикими холодами и с жестокими метелями – которые здесь, правда, замещаются
другими катаклизмами (вроде бесконтрольного цветения деревьев). Наступила пора
кутать в одеяния собак и кошек.
Этого мы
пока не видели. Собак ещё не кутают (следовательно, до настоящих холодов у нас
ещё есть время). Но уже к этому готовятся.
Удивительно
– как собаки и кошки воспринимают эти попытки сделать им тепло… А как они могут
это воспринимать? Очень стойко и терпеливо. Им же никто не вредит, верно? Напротив,
их кутают, одевают в сказочные одежды. И надо это дело тщательным образом
прочувствовать – чтобы позже не перепутать, что носить, а что отложить на
другие времена.
Мы много
раз видели, как собаки ходят в этих одеждах. В большинстве своём они терпеливо
это переносят. Некоторые даже этими одеждами гордятся. Выставляют их напоказ –
словно хвастаются своими хозяевами.
Мы этих
собачек понимаем. Мы тоже бы хвастались – если бы нас одевали таким образом. Но
нас никто не одевает (да ещё и в такую, извините, жару).
Недавно
я видел на «Фейсбуке» видео с двумя кошками. Одна из них тянула вторую взрослую
кошку в сумку-переноску. Да так тянула, словно спасала от бедствия. А вторая
кошка послушно шла за ней – хотя и не понимала, что эта кошка предпринимает.
Позже стало
понятно – это кошка-мать, а это кошка-котёнок. И мать спасает кошку-котёнка от
визита к ветеринару. Заволокла её в сумку. Эту сумку закрыли. И обе кошки
оказались спасены.
Удивительная
история… Но мне она напомнила реакцию кошек на зимнюю одежду. Дело в том, что
кошки – это вовсе не собаки. Тем делай что хочешь – они ради хозяина вытерпят и
не такое. Кошка себе на уме. Её планы не должны расходиться с планами хозяина. И
если это происходит, приходится корректировать планы хозяина – планы кошки
корректировке практически не подлежат. Это – святое.
Так вот,
тайские кошки очень послушны. Особенно что касается кошачьей одежды. Нет, в одежду
их практически не одевают – подобно собакам. Но мелкие попонки, поверх спины и
под пузиком – это пожалуйста.
Мы ни
разу не видели на кошках носочков. На собаках – видели. Не сказать, что они
быстро к ним привыкают. Но – привыкают. У кошек такого извращения не встретишь.
Зачем кошки носки – если можно холода пересидеть и дома, да под «кондишеном»
(который, к тому же, охлаждает, а вовсе не подогревает воздух). Заодно можно и
подремать. Или поесть. Или сделать что-нибудь ещё – например, поиграть.
Наблюдать
за хозяином – это, извините, моветон. Это собачьи дела. Их ипостась. У кошек
совсем иное предназначенье. Они управляют своими хозяевами. Причём, управляют
так, что сразу и не поймёшь – кто и чем управляет.
Примерно
так же ведёт себя один знакомый попугай. Он взят птенцом и воспитан одним
человеком. И постоянно с ним ходит в уличный ресторанчик – кормить людей. При этом
он не понимает, что его берут на эту работу. Нет, это он берёт всех людей с
собой. Он распоряжается расстановкой столов и стульев. Это он говорит – что надо
готовить и что подавать к столу. Он хозяин всего этого мира – а вовсе не люди.
Люди так, мелкая прислуга. В том числе и для него – для царской птицы… Такое
впечатление оставляет этот замечательный «йагупоп». Отличный получается союз.
Да,
кстати, этого попугая мы видим очень часто рядом с монастырём – с тем, что
находится «на холме». Он возле монастыря «работает». А с ними трудится и кучка
людей (хотя он бы мог с собой их не брать – если бы было, кому работать).
С кошками
примерно то же самое. Ну, разве что они не любят трудиться. Кошки – великие мастера
отдыха. Они не делают ровным счётом ничего. А что делать – если ты сыт и
ухожен? И если тебе не надо даже умываться – поскольку тебя умоют и обиходят. И
тебе останется только спать. И иногда – мурлыкать…
Остаются
ещё куры. Да, те куры, которые нас каждое утро будят. Точнее – будят нас петухи.
Но они без кур не живут (то есть не родятся, мы эту историю про кур и петухов знаем,
первым было яйцо, а потом уже вся эта пёстрая братия).
Их от
холодов никто не спасает. И они обычно мерзнут… Но не сильно. Так, чуть-чуть помёрзнут.
И принимаются копаться в кучах пыли, разыскивая еду.
В
Таиланде, как и во всех других местах, есть место для небольших трагедий. Правда,
это не трагедия – поскольку холодов тут, увы… Это – небольшая несправедливость.
Которая, к тому же, превращается в настоящую справедливость – поскольку тут,
при каждом монастыре, полно кур, живущих на… деревьях. Точно говорю – на деревьях
они и живут. Причём жизнь их длинна и очень многообразна.
Эти куры
доживают до десяти лет. Точней не знаю. Но их никто не убивает и не ест. Как их
есть – если они живут при монастырях? И кому их готовить? Монахам?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий