суббота, 27 октября 2018 г.

День памяти Рамы 5

Этот праздник случился во вторник… Примерно во вторник – точное время от нас ускользает. И мы постепенно привыкаем к тому, что назначенные праздники празднуются не вполне вовремя. Виной всему лунный календарь. Там даты праздников отмечаются по определённым полнолуниям. Мы за полнолуниями не следим – поэтому часто ошибаемся.

Так вот, в минувший вторник был дня памяти короля Сиама Рамы 5. Он умер 23 октября (следовательно, лунный календарь здесь ни при чём) 1910 года. А родился 20 сентября 1853 года. То есть на день смерти ему было всего 57 лет.
Я пережил его. И этому, в общем-то, радуюсь. Но вопрос – как прожил свою жизнь он, и как – я.
Он ввёл в обиход тайцев солнечный календарь (тот, которым пользуемся мы). Убрал из Сиама окончательно само понятие рабства. И при том, что государство потеряло Лаос и Камбоджу (королю нечего было противопоставить Франции и Англии в ответ на их притязания), при короле Раме 5-ом Сиам окончательно обрёл те границы, в которых государство живёт и сегодня.
Когда он умер, народ назвал его Великий Любимый Король. Причём, вполне заслуженно.
А что сделал я? Сколько съел котлет и сколько выкурил сигарет? Отметить можно только это. Большего… увы, не совершил.
Впрочем, жизнь ещё продолжается. И я, пережив Раму 5 на целый год с лишним, ещё могу кое-что сделать для народа. Например, перестать писать всякую чушь… Нет, не это. С этим у меня проблемы. Зато всё остальное – пожалуйста.
В качестве примирительного аргумента приведу следующий факты. Я давно не курю (уже более пяти лет). Практически не ем мяса (с этого года, оставив себе немного курятины на завтраки). Питаюсь грибами и капустой, а также рисом и немного макаронами (замечу – только из твёрдых сортов пшеницы). Помалкиваю на счёт политики (не потому, что её не понимаю, а по той причине, что она меня сильно расстраивает). Вообще не выпиваю (с 2011 года – обалдеть). И вообще, веду образ жизни, более подходящий пожилому ангелу, а не обычному человеку.
Правда, это всё, чего мне удалось добиться. Других достижений – сколько ни смотри – не наблюдается.
Ну и ладно. Главное – я тоже почитаю короля Раму 5. И всех остальных королей тоже (включая и Раму 10).
Однако, в этот раз я увидел, как его почитают сами тайцы. Все без исключения. Памятник Раме 5-му, стоящий на просторной площади, был украшен цветами. Их покупали сами тайцы. Потом подносили к памятнику, раскладывали здесь. Становились на колени и склоняли головы. Так они выражали королю Раме 5-му своё искреннее почитание. И даже восхищение – поскольку он устранил самое главное препятствие на пути государства Сиам. То есть рабство.
Во вторник, когда пришло время прогуляться, мы отправились на вечерний рынок возле здания суда. Здесь намечались бычьи гонки, которые мы уже видели в прошлом году.
О гонках будет отдельный рассказ – чуть позже. А пока – о праздновании дня памяти Рамы 5.
Так вот, когда мы подошли к памятнику, то не решились тоже подойти и возложить к нему цветы. Мы не знаем обычаев этой страны. И можем повести себя так, что народ, празднующий это событие, может обидеться. А мы никого обижать не намерены. Что вы – у нас совсем другие цели. Мы просто живём здесь. И наблюдаем то, как тайцы отмечают свои праздники.
Короче – мы понаблюдали за покупкой цветов (их было очень много). За тем, как тайцы подходят и, взяв букеты, возлагают их к памятнику. И то, как потом складывают руки у своего лба и склоняются в почтительном поклоне возле памятника.
Потом мы отправились дальше – думая по дороге о загадочной тайской душе. И о бренности бытия. Ведь со дня смерти Рамы 5 прошло всего… 108 лет. Всего 108! А кажется, будто прошла вечность.
Действительно, великий король… Как великим королём был и Рама 9-й. Ему ещё предстоит после своей смерти стать настоящей легендой. И сейчас этот процесс приобретает свои формы. Всё развивается именно таким образом. Он превратится в легенду и станет настоящим отцом нации.
Мы наблюдаем и за этим – восхищаясь действиями бывшего короля и его мудростью.
Да, кстати, нынешний король Рама 10 тоже очень и очень хороший король. Нам нравятся все короли, которые правили или правят этой страной. И те, которые ей будут править. А мальчик, которому предстоит стать будущим королём, между прочим, начинает свой путь издалека. Он пока ещё подрастающий ребёнок. Но, придёт время, и он взойдёт на трон. И всё повторится – как было раньше…
Теперь гонках быков. В дни празднования гонок в Таиланде шли дожди. Их было так много, что они не прекращались, практически, круглые сутки. И если утром дождя не было, значит, к полудню он пойдёт. Если к полудню его нет, значит вечером он будет обязательно. И так – изо дня в день.
Мы немного от этого устали. И ещё устали от приготовлений к празднику. А они, эти приготовления, продолжались дней десять… Или около того. Мы совершенно устали ждать этого праздника. Поэтому – когда объявили, что по улицам Чонбури проходит демонстрация колонны быков, мы смотреть на неё не пошли. Не пошли смотреть и на гонки быков. Чего мы там не видели? Разве что самих быков… Но на них мы посмотрим попозже – решили мы. И отправились на рынок в половине четвёртого пополудни. В тот же вторник.
Когда мы пришли на место, то… не обнаружили быков. Они своё дело сделали. Сильно устали. И их погнали домой – после гонок. На площадке остались кое-какие быки. Но их было мало.
Однако, мы увидели огромные повозки – в которые были запряжены быки. Увидели людей, убирающих завалы говн… извините, отработанных ресурсов (назовём его так). И увидели мальчика, спящего в кузове автомобиля. Совершенно умотанного, уставшего и прилёгшего отдохнуть прямо рядом с рабочим местом.
В том, что праздник удался, мы нисколько не сомневаемся. Об этом говорит километр дороги, ведущей к рынку и превращённый в магазины по продаже разнообразной мебели, кроватей, матрацев, глиняных фигур… Кстати, эти китайские по виду фигуры запомнились нам ещё с прошлого дня гонок быков. Выглядят они очень эффектно. Хотя не понятно – кто их покупает. Фигуры эти здоровенные. Например, ваза размером метр на два. Или фигура какого-то бога – метр на полтора.
Короче, вид этого магазина (он находился на самом повороте дороги к рынку, прямо рядом с городской администрацией) нас поразил в самое сердце.
А ещё мы смотрели в этих магазинах одну штуку – небольшой столик, за которым можно поесть. Правда, мы установили стоимость этого столика – не дороже двухсот бат. Ну, или четырёхсот (если он нам сильно понравится).
Однако, здесь продавалась дорогая мебель – стоимостью в тысячу бат и больше (до 90 тысяч бат за комплекты мебели). Нам эта стоимость показалась слишком завышенной. Короче, мы ничего не купили.
Да, а что с продовольственным рынком? Он работает по-прежнему. Но не на своём месте. Его убрали на дорогу к морю. То есть рынок занимает обочины дороги. И выглядит слегка заброшенным. Но это всего лишь наше впечатление. Никем он не заброшен. И непременно вернётся на своё место после окончания праздника.
Кстати, праздник этот проводится в 147 раз. Представляете? Правда, в прошлый раз было написано, что праздник проводился тоже в 147 раз… Похоже, что мы в прошлом году ошиблись. Или в этом. Неважно. Главное – он проводится здесь постоянно вот уже почти сто пятьдесят лет… С ума сойти.
Мы прогулялись по территории рынка (которая на этот раз превратилась в праздничную площадь, уставленную всякими увеселительными делами – вроде мишеней для стрельбы из рогаток, намасленными столбами с прикреплёнными к ним деньгами, площадками для игры в мяч (ногами, мячом следует попасть в специально висящую сверху корзину), каруселями и так далее). Прошлись мимо навозных куч, пахнущих свежей травой и слегка запахом гов… извините – отработанных ресурсов.
И вышли наружу, посчитав, что праздник, в общем-то, был проведён. И что мы каким-то образом поучаствовали в нём. И сейчас спокойно отправимся домой – чтобы пережить ещё раз эти приключения уже в собственном воображении.
Так и произошло. Только с тем отличием, что город на этот раз показался нам совершенно пустым. Мы шли по пустой улице (по Сукхумвиту) туда, и возвращались по ней обратно. И не видели ровным счётом никого, кто попадался нам раньше на этом пути. Похоже, что все устремились на праздник – на гонки быков…
Да, по дороге туда мы увидели проезжавшую машину – пикап. В его кузове тесно стояли два бычары. Они мирно пережёвывали траву. А рядом с ними в кузове стоял озабоченный человек – в грязных штанах и босиком. Он нежно гладил быков по бокам. И старался, чтобы они не волновались при перевозке… А они и не волновались. Они просто стояли и жевали. А на лице у человека отражалась дикая усталость после всего пережитого. После парада быков. После их гонок. После того, как он попытался их продать, но… не продал. И оставил их себе – чтобы на следующий год всё повторить снова.
Вот так – год за годом – они и приезжают в город Чоньбури. Гоняют на быках. Кто-то один выигрывает – поднимая свою цену. Другие проигрывают. Так повторяется вот уже почти… сто пятьдесят раз. И чем это закончится – мы не узнаем. Нам попросту не хватит жизни.
Когда мы переходили ближайший к нашему дому клонг, я обратил внимание на поднявшуюся воду. Её было довольно много. Поэтому я искренне посчитал, что смогу позвать какого-нибудь крокодила или барана… в смысле – варана, конечно. Уж кто-то в этом клонге непременно водится.
Но ни варанов, ни, тем более, крокодилов здесь нет. Но есть много речной и морской рыбы. Какой именно – сказать не берусь. Но поскольку клонг впадает в море, могу сказать, что вода здесь должна быть солёной… или не солёной – если смотреть на направление течения. Оно всегда направлено из клонга к морю, но никогда - наоборот. Из этого я делаю вывод, что вода здесь пресная. Хотя я могу и ошибаться. И вода может оказаться солёной.
Этот клонг вовсе не судоходный – как клонги в Бангкоке. По ним не ходят даже обычные лодки. Это обычный санитарный клонг, каких здесь очень много.
О том, что здесь может быть рыба, думаю не только я. Сюда же время от времени приходят местные рыбаки – обычные люди, вооружённые удилищами и катушками с блёснами. Время от времени они забрасывают их на глубину. И вытаскивают каких-то чудных рыб.
Это удивительно – поскольку рядом, в трёх шагах от клонга, находится небольшой пруд. И в этом пруду – вот такенные «хариусы» (в смысле – рыбы с такими вот харями). Лови – не хочу.
Но они там не ловят. И никто ничего не ловит. Поскольку там, в трёх шагах от клонга, находится монастырь. Монастырь только кормит всех, кто у него живёт. И никого сам не ест.
Они даже не знают, как готовится еда. А зачем – если люди всё дают сами? Монахи же просто молятся. В смысле – читают мантры.
Каждый таец хотя бы раз в жизни должен попробовать долю монаха. А вдруг понравится? Вдруг я стану последователем Будды? А… вдруг?













            На снимках – день памяти Рамы 5. И в то же время день гонки на быках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий