суббота, 16 июня 2018 г.

Старый город Чонбури

Неожиданно в голове возникла идея – пройтись по старому Чонбури… Нет, по настоящему старому Чонбури. По тому, который был здесь ещё двести или триста лет назад. Или даже больше. О том, сколько может быть лет старому или даже старинному (назовём его так) Чонбури, мы пока умолчим. Мы просто по нему прогуляемся. И посмотрим – как в нём живут люди.

Сказано – сделано. В понедельник, 11 июня 2018 года, после работы мы вышли на улицу. Дошли до остановки тук-туков, сели в машину и добрались до… до места, откуда надо было идти пешком.
Но сначала надо кое-что прояснить. Что такое остановка тук-туков? На самом деле – это место рядом с автозаправкой. Сюда сворачивают красные и синие машины, везущие людей. Остановки здесь нет. Но тук-туки останавливаются – если замечают нас. 
Они замечают нас не всегда. Иногда проезжают мимо. Мы им сигналим. Они мигают фарами или откликаются каким-то другим образом. И… проезжают мимо.
Мы списываем это на незнание языка. Ну, да – мы не понимаем того, что говорят тайцы. Они не понимают того, что говорим мы. И в результате получается вот такая нелепая штука. Они проезжают мимо.
Впрочем, это происходит редко. Чаще они останавливаются и приглашают нас сесть в машину. Хорошо, если есть куда сесть. А если нету? Если в машине совсем нет места, а рядом с водителем нам совсем не хочется тесниться? Но несмотря на это тайцы - народ дисциплинированный. Никто не возражает и не сопротивляется – когда водитель принимается зазывать нас жестами рук. Мы же стоим и тупо смотрим на тук-тук. И, если честно, не понимаем – почему мы должны занять место в нём, когда рядом едет… ещё штук пять тук-туков.
Место очень оживлённое. Тук-туков мы здесь ждём не дольше одной минуты. Дело в том, что это не дорога из Чонбури, по которой едут только заполненные до отказа машины. Это дорога обратно. И по ней едут машины, в основном, полупустые.
Это первое. Второе – водители тук-туков люди предприимчивые. Их попытка усадить нас в машину уже не удивляет. Это вполне нормально – если тебе нужны те двадцать бат, которые ты просишь за дорожную услугу. А они водителям нужны. Мы в этом убеждались много раз. Это, извините, не Лаос, в котором водителям трёхколёсных мотоциклов, разъезжающих вместо тук-туков, абсолютно всё по барабану. Есть деньги – хорошо. Нет денег – тоже хорошо. Главное – что тебя никто не трогает… А тебя никто и ничего не трогает – пока ты не решишь съездить куда-нибудь сам.
Лаос стал для нас давней альтернативой Таиланду. Как хорошо живёт Таиланд – и как плохо Лаос. При этом для тайцев Лаос представляется неким земным раем, где живут счастливые люди… Только живут-то они в Тае – те, кого не устраивает жизнь в Лаосе. Мы это встречали много раз. Но сами тайцы другого мнения. Вот так.
Мы поворачиваем на тук-туке мимо вечернего рынка. Проезжаем запруженную транспортом улицу, которую переходят люди. Потом поворачиваем направо и едем по боковой улице – к центру. И тут, у центра, поворачиваем налево. У нас впереди дорога в прошлое.
То, что эта дорога именно в прошлое, не возникает ни малейшего сомнения. Вот, посмотрите на дома. На саму улицу. На проезжающих велорикш (которых осталось совсем немного, но они всё-таки есть).
На домах вверху, под крышей, обозначено время строительства дома. Пятьдесят лет назад. Семьдесят лет назад. И… больше вроде бы нет. Но мы не заблуждаемся. Каменных домов, действительно, нет. Но есть деревянные. И им гораздо больше лет, чем их каменным собратьям.
Эти деревянные дома стоят на небольших боковых улочках. Эти улочки заставлены товаром, которым торгуют в здешних магазинах. Но мусора никакого нет. Всё очень чисто прибрано. И даже ухожено.
Мы много раз обращали внимание на то, как выглядит обычная человеческая жизнь. Она выглядит, как огромный набор всякого барахла – каких-то лезвий, расчёсок, мешков – всего того, что мало поддаётся описанию. Но всё это барахло вовсе не валяется. Оно лежит, разложенное по полочкам. Здесь то, здесь другое. И ты понимаешь – это настоящая «кулацкая» прижимистость. То есть то, что нам очень нравится. Очень-очень.
Дело здесь вовсе не в «кулацкой» прижимистости. Дело в той аккуратности, в той кропотливости, с которой тайцы относятся к своей жизни. Причём, это вряд ли тайцы. Это, скорее, китайцы. Они более сдержанны в проявлении чувств. Они лишь оглянуться на вас удивлённо – что это за… белая обезьяна? Потом широко улыбнуться. И продолжат занятия своим делом.
У нас уже есть один такой человек шестидесяти пяти (примерно) лет. Он живёт рядом с ближним рынком – то есть в другой части Чонбури. Но когда мы идём мимо, он с радостью выскакивает из своего дома. И приветствует нас (как ему кажется) по-английски – «херроу»… Что означает – «хэллоу». И мы с такой же радостью ему отвечаем.
Этот таец хорошо владеет английским языком. Он предлагает нам зонт – потому что накрапывает дождь. Он говорит при этом «амбелла» - пропуская в этом слове звук «р».
Вообще, не у него единого. Мы уже давно слышим в приветствиях местных детей звук «р» вместо звука «л». В основном, это касается слова «херроу» - в смысле – «хэллоу». Но эти же звуки применяются и в таких словах, как «фаланг» или «фаранг». Или в других английских словечках, которые используются в речи. Это замещение одного звука другим играло с нами дурную шутку. Раньше – когда мы только изучали язык. Сейчас - помогает. Мы, во всяком случае, ничего не путаем и никак не сбиваемся, выслушивая речи тайцев. Мы им благодарны за них. Очень благодарны.
Мы выезжаем на прямую дорогу, идущую вдоль моря. То, что она тянется вдоль моря, мы не видим. Но эта дорога тянется вдоль всего Чонбури. Она окаймляет его снизу – со стороны моря.
Внезапно, путь заканчивается. Мы сходим с тук-тука. И идём дальше пешком. Впереди у нас дорога, по которой мы ни разу не ходили. Не ездили и, соответственно, не перемещались по ней каким-то другим способом.
Эта дорога – и есть тот путь, который мы наметили для прогулки. Мы входим в прошлое Чонбури. И идём по древнему-древнему кварталу, по которому гуляли какие-нибудь царские вельможи в одна тысяча шестьсот… или даже пятьсот каком-то году.
Ощущение старого города подчёркивается тем, что дома здесь утоплены в асфальт. Первые этажи погребены в асфальт наполовину. Это происходит, когда на дорогу укладывают слой за слоем. Один раз, второй, третий… И в результате дом погружается вниз. Он уходит в почву. И сверху остаётся небольшой участок второго и третьего этажей. А первого этажа на глазах, практически, нет.
Таких домов здесь очень много. Видно, что тайцы не спешат их сносить. Многие местные люди этого вовсе не хотят. Эти дома сделаны из отличной древесины. Они не имеют стёкол в окнах. Но все ставни на окнах в отличном состоянии. Есть и двери, ведущие вовнутрь загородок перед домами.
Они выглядят довольно забавно. Представьте себе дворик, огороженный невысокой деревянной изгородью – высотой полметра. Перешагнуть её – плёвое дело. Но в центре этой изгороди стоят высокие двери – как в самих домах.
Эти двери на самом деле очень низкие. В них не протиснется средний русский мужчина высотой, скажем, около 170 сантиметров. Но они очень неплохо подходят для полутораметровых тайцев. Тем более – китайцев, которые живут в таких же домах, но с более обжитым пространством.
У китайцев, в отличие от тайцев, при домах есть небольшие печки. Это китайские святилища, в которых сжигают всякие подношения. Но на наш взгляд они выглядят именно как печки. Ну, разве что слегка приукрашенные.
А ещё здесь есть такие святилища, вокруг которых стоят петушки, зебры или какие-то другие звери. Все, конечно, игрушечные. Но они – стоят. Следовательно, в них заключается некий смысл… Впрочем, здесь во многом заключается тот или иной смысл. И в это очень интересно въезжать – где и что обозначает. Тайцы – религиозные люди. Религиозные и очень верующие. И это, в принципе, очень хорошо. Тайские священники никого ничему не учат. Они верят сами – призывая верить и вас. А если не верите, то… ничего страшного не произойдёт. Не мешайте верить другим. И всё.
Мы прошли один храм. Другой. Третий. Господи, сколько здесь их… Десять? Или двадцать? Или даже тридцать? Не сосчитать.
Но у всех храмов есть своё лицо. Оно видно в скульптурах. В изысканных тарелочках, которыми оформлены храмы. В белых и золотых пагодах, которые возвышаются посреди жилья. В очень помпезных храмах, в которых, кстати, совсем нет мебели. Только статуи Будды. И какие-то святые картины. На остальных местах монахи читают мантры. Вот и всё.
Но, вместе с тем, тайская религия – буддизм – требует больших знаний. Здесь различают людей, посвятивших всю жизнь изучению буддизма. Одни из них, те, что знают буддизм от корки до корки, считаются старшими монахами. Те, которые знают чуть меньше – младшими. Это разделение действует на людей самым что ни на есть решительным способом.
Мы видели, как садится в машину монах. Он садился в микроавтобус – направлявшийся в Паттайю. Монах был пожилым человеком. Абсолютно бритым – что для монаха обычное дело. И татуированным – что у монахов не приветствуется. Но у него были какие-то особые татуировки. И он был старым монахом, прослужившим у Будды, скорей всего, всю жизнь.
Так вот, он открыл переднюю дверь микроавтобуса. И сел рядом с водителем. Никто из пассажиров, увидевших эту картину, не посмел возразить ему. Никто бы из пассажиров не возразил бы в любом случае – даже если бы монах ошибся и сделал что-то не так. Все бы восприняли это, как божий дар. Или как закономерную случайность. То, что делал этот монах, было за гранью критики. Наверное, он был высокопоставленным монахом. Мы этого не знаем.
Мы шли по Чонбури. и понимали, что перед нами открывается новый город. Древний, старый город, который живёт свою жизнь именно так, как и должен – с чтением мантр, буддистских песнопений, богатый и очень религиозный…
Ещё несколько сотен метров – и мы вдруг поняли, что уходим от того Чонбури, в котором живём сами. Что надо поворачивать, чтобы вернуться домой. И мы повернули – войдя на узкую улицу, уходящую вправо от той дороги, по которой мы шли.
В конце концов, мы вышли на… наш рынок. Да, на большой и старый рынок, которым оканчиваются все дороги в Чонбури.
Нет, они идут и дальше. Проходят почти до моря – до того места, где кормятся местные макаки. И начинается другая дорога - морская. Но это место снова молодое. Оно, по сравнению с этим застроенным деревянными домами кварталом, кажется почти юным.
Так в нашем познании городов Таиланда возник ещё один город. Он называется тоже Чонбури. Но – старый Чонбури. Тот, которого мы до поры не знали.











             На снимках – старый Чонбури.

Комментариев нет:

Отправить комментарий