суббота, 21 апреля 2018 г.

Фейковые скульптуры

Честно говоря, писать этот материал мне не очень-то хотелось. Дело в том, что я постоянно восхищаюсь тайскими порядками. Расписываю то, расписываю это, превозношу что-то ещё… И вот – пожалуйста, фейк. Дурацкий фейк, место которому в самом поганом месте, а не в приличных новостях. Хотя, с другой стороны, что тут такого? Наши новости давно уже дурацкие. Телевидение (еле-еле-видение) превратилось в наглого и пошлого вруна. Газеты – в крайне осторожных предсказателей, которые правы и в том, и в другом случае. Короче, ничего страшного не происходит. Но… давайте всё по порядку. 

В четверг, то есть 19 апреля 2018 года, на нашем фронте всё утихло. В Паттайе – там да, там ещё бои продолжались. А у нас всё было тихо и прилично. Люди прекратили обливаться. Все поздравления с Новым годом отзвучали. И мы смогли вздохнуть более-менее свободно.
Правда, наши чувства были чуть-чуть подпорчены. Дело в том, что 18 апреля вечером вдруг пошёл сильный дождь. Он шёл по всему району – в том числе и в Банг Саене. И, судя по всему, он должен был уничтожить все скульптуры, появления которых мы так ждали. Увы, нам не дано было их увидеть и в этот раз.
Но мы их увидели. Причём, не в самом плачевном виде. Напротив, они имели вполне достойный вид. Я даже обрадовался, что всё так хорошо закончилось.
Но перед тем, как мы увидели скульптуры, мы отработали свой день. И в три часа (немного раньше) направились на остановку тук-туков. Мы планировали сесть на машину и добраться до Банг Саена – чего бы это нам ни стоило. Дело было сразу после окончания Сонгкрана. И мы толком не знали – чем закончится наше путешествие.
Оно прошло замечательно. В самом Банг Саене лишь белые разводы на стенах говорили о минувшем сражении. Это были следы талька – того самого, которым тайцы обмазываются, чтобы выглядеть чище и лучше.
Мы тальком не пользуемся. Возможно, что напрасно. Тальк не самое противное вещество, которое используют тайцы. Мы это понимаем. Но всё время думаем об этом с некоторым сожалением – пропуская тальк мимо себя. Нас попросту никто им не мажет (возможно, именно потому, что мы прячемся от Сонгкрана).
Мы добрались до половины пути. Расплатились с тук-тукером. И отправились со второй дороги на первую – ту, которая идёт мимо пляжа.
Когда мы вышли на пляжную дорогу, мы тут же направились на сам пляж – чтобы посмотреть, где находятся статуи… И мы их не увидели. Совсем, абсолютно ничего.
Спросить – где что находится? А что мы могли спросить у тайцев, которые не говорят по-английски? Они бы нам ответили. А мы бы всё равно ничего не поняли. Тут, в Таиланде, мы ощущаем себя настоящими немцами. То есть теми, кто по-тайски ни бум-бум. И, заметьте, неплохо при этом живём… Удивительная страна, ей-богу. Прямо-таки райская.
Так вот, мы вышли на пляж. Посмотрели налево, направо. Ничего не увидели. И решили – пойдём к выходу с пляжа. Там, в самом начале, чего-нибудь разузнаем.
Пляжная дорожка, выложенная гранитом, была покрыта песком. Это следы сильного дождя, прошедшего днём раньше. Мы наблюдали за дорожкой, а сами думали о том, что дождь, скорее всего, уничтожил всю работу мастеров, которые соревновались днём раньше. Но… как бы не так.
Когда мы прошли большую часть пути, метров за двести до конца, мы увидели возвышающиеся на пляже скульптуры. Точнее – не скульптуры, а этакие массивные, огромные ступы – раз в десять меньше тех, которые возвышаются на самом деле. То есть высотой метра в два с половиной. Или даже в три.
Мы тут же подошли вплотную к первой ступе. И я восхитился тем, что увидел.
Вы представьте – стоит ступа, у которой тонкий шпиль закреплён разноцветными верёвками. Её стенки украшены буквами (или цифрами – я не в курсе, чем именно). Короче, мы встали напротив первой ступы и… застыли.
А вот ещё одна ступа. А вот ещё. Количество ступ увеличивалось пока мы шли к выходу с пляжа.
И тут я заметил одну деталь. Мимо нас к морю проходил парень с девушкой (мне сейчас все девушки кажутся юными, практически, детьми). Когда она проходила мимо ступы, то на минуту остановилась и потрогала её поверхность. Потом махнула рукой – мол, ерунда. И направилась дальше.
Я задумался. В чём дело? Что происходит? Вот ступа из песка. Она сделана очень искусно. Прямо-таки филигранно. Девушка заметила моё восхищение. И она его… решила разрушить. Она потрогала ступу. И ступа это выдержала, не разрушилась.
 Мы походили вокруг ступ. И тут до меня дошло… Это же всё не песок! Ни разу не песок. Это – пенопласт, выкрашенный в рыжий цвет, под песок. Издалека, если смотреть метров с трёх, конструкция выглядит сделанной из песка. А на самом деле – она не из песка.
Я поражённо замер. Обалдеть. Это какую же фантазию должны были иметь тайские чиновники, чтобы придумать эту феерию? Вот уничтоженные дождём скульптуры – их довольно много. В этот раз устроителям не удалось даже подвести итоги. Только мастера закончили свои работы, как пошёл дождь. Искусные фигуры тут же превратились в бесформенные горы песка.
Но не все, а примерно треть скульптур. А две трети уцелело. Уцелело, потому что это – пенопласт.
 Я ничуть не против. Но этот конкурс надо назвать иначе. Не песчаных скульптур, избавь бог. А – пенопластовых скульптур. Правда, непонятно, стали бы смотреть на пенопласт люди? И стали бы им восхищаться?
Вообще, меня на этом пляже ждало великое разочарование. Все фигуры оказались из пенопласта. Абсолютно все.
Мы увидели огромную обезьяну и огромного козла. Они сидели на настоящем гидроцикле, обмазанном, опять же, песком. Фигуры классные. Но они сделаны из того же пенопласта.
Из пенопласта сделан «Ват Арун» – его уменьшенная копия. Из пенопласта сделано лицо Мюнхгаузена. Из пенопласта сделано абсолютно всё, что нам предлагалось увидеть.
Но и это ещё не самое большое разочарование. Впереди нас ждала фигура, которая заняла первое место. Она превратилась в победителя этого фейкового соревнования. Это было лицо Будды из двух частей. Внутри этого лица вращались в противоположные стороны какие-то крутилки… Короче, фейк, да и только.
Тут я заметил, что фигуры были сильно покосившимися. Вчерашний дождь оставил свои следы. Но к субботе и воскресенью их должны вроде бы убрать – чтобы представить скульптуры тайским туристам.
Ну и дела… Но Юля меня успокоила. Она отсняла эти скульптуры. И, между прочим, сказала мне, что ожидать от этого конкурса пляжных скульптур поделок только из песка было бы наивно. «Подумаешь – пенопласт?» - сказала она. – «Ничего страшного. Зато мы увидели именно скульптуры, а не песчаные кучи. Верно?»
 Я с ней согласился. Да, увидели. Но в душе я оказался… обманут. Не знаю, но вера в то, что люди придут на пляж и возведут именно песчаные фигуры, жила во мне до последнего. Даже тут, рядом с этими фигурами, я не сразу поверил в то, что песок здесь далеко не самый главный материал. Главным материалом является пенопласт. А инструментом… нож? Или какой-то резак?
Кто делал эти скульптуры? Понятно – кто. Молодые специалисты из университета «Бурапы». То есть те, кто вскоре будет специалистом. И их начальство, у которого проблем по тому, из чего делать эти скульптуры, не возникает.   
К этим людям у меня осталась масса вопросов, которые я озвучивать, пожалуй… не буду. И так всё ясно. Это всё-таки фейк. Как ни крути.
Второй раз я ошибаюсь с оценкой мастерства студентов «Бурапы». Первый раз это было во время выставки, которая проходила в «Сентрал Плазе». Я писал о ней довольно подробно. И вот – во второй раз.
Ну, а в целом мне, пожалуй… понравилось (если не считать этой подмены материалов – с песка на пенопласт). Помимо этого фейка, всё было очень интересно. Ну, да – изображения сделаны из пенопласта. Но очень искусно, даже филигранно.
Вот тут изображена лодка. На ней возвышаются какие-то изумруды (впрочем, из обычного бутылочного стекла). Лодка богато украшена. И на ней должны появиться крохотные человечки… Если бы не материал, из которого она сделана. Обычный пенопласт. Тьфу…
Мы поглазели на эти скульптуры. Да и направились к тук-туку.
Машину мы нашли сразу – едва вышли на дорогу. Сели на неё. И поехали домой.
Дорога заняла пятнадцать минут… Или тридцать – если считать со всеми остановками.
По дороге мы немного задремали… Нет, не задремали в прямом смысле. Но я отвлёкся. Стал думать о настоящих песчаных скульптурах. И наконец понял, что они все в той или иной степени не настоящие. Что из песка выстроить что-то временное, это большое искусство, которое живёт день или, максимум, два. И немного найдётся мастеров, которые берутся за такую работу – особенно зная, что она проживёт так мало.
Всё это так. Всё это правильно… Но почему я об этом узнаю так поздно? Мне уже почти шестьдесят лет. А я верю в мировую справедливость, в честность людей, в их искренность. Верю в то, что песчаные скульптуры должны делаться именно из песка. Так вроде бы положено… Но – кем? Кто сказал, что песчаное искусство целиком делается из песка? И почему в нём не допускается использование пенопласта? И как оцениваются эти конкурсы? Кто получает главную награду? И за что – за умение вылепить из песка, скажем, «Ват Арун», или за то, чтобы собрать готовую модель «Ват Аруна» из пенопластовых деталей? Всё-таки разные вещи, согласитесь?
Домой мы приехали ещё засветло. И когда шли по дороге, я окончательно успокоился. Да, это не вполне тот конкурс, о котором я думал. Но участники его большие молодцы. И их руководство тоже. Все молодцы – поскольку дали народу возможность посмотреть на исторические здания и ступы. И на забавные фигуры, которые были на пляже за талисманы. Они были не пенопластовые, а пластмассовые. Но… всё равно.
Дело в том, что песок – очень капризный материал. Капризный и недолговечный. Я бы из песка строить ничего не стал. Взял бы чего-нибудь другое. Тот же… пенопласт. Правда, и в конкурсах на лучшую песчаную скульптуру тоже участвовать не стал бы. Но это я – человек из другого мира.
А эти – молодые и талантливые. У них впереди вся жизнь… Я понимаю их. Я им завидую.
Но всего лишь одно уточнение. Они и я будем всегда рядом, но при этом всегда отдельно. У них впереди много работы – той, что необходимо сделать. Я свою работу уже во многом сделал.
Они остаются при своём мнении – во всяком случае, в том, что пенопласт в песчаном конкурсе применять очень даже можно. Я – при своём.
Разница только в этом. Остальное – детали.


















            На снимках – результаты песчаного конкурса. Посмотрите, как здорово, верно? Если не считать, что всё это сделано не из песка, а из пенопласта… И видео посмотрите. Оно очень хорошее (и сделано, между прочим, Юлей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий