суббота, 31 марта 2018 г.

История со слоном

У этой истории хороший конец. Да, наши предположения оказались не совсем верными. Точнее, они оказались совсем не верными. Но то, что мы получили такую точную и такую авторитетную консультацию, было очень хорошим моментом. Мы, не вполне владеющие вопросом люди, получили хороший урок – как надо вести расследование, если уж мы за него берёмся… Но давайте я расскажу всё по порядку.

Дело было в Москве в 2004 или в 2005 годах. Точное время припомнить можно, но это неважно. В это время Юля писала книжку об истории клуба юных туристов «Лидер». Так назывался её клуб, в работе которого она принимала самое непосредственное участие.
Так вот, её вывели на пожилую учительницу по имени Агнесса Ладиславовна Эгиед. В молодости она работала в детском центре «Полянка», который обосновался в доме купца Свешникова. История сама по себе необычная и интересная.
Так вот, она вела здесь краеведческий кружок. Дело в том, что она была историком по специальности. И учительницей по основной профессии.
Сейчас же она жила дома на пенсию по старости лет. Скромная женщина, она не требовала чего-то от людей. Но те её помнили. И её многолетнюю работу, и её краеведческий кружок.
Позже, после того как клуб переехал из дома Свешникова, он стал называться «Товарищ». А в последние годы он носил название «Лидер». Такова краткая история этого клуба.
Учительница приняла Юлю с радостью. К ней давно никто не наведывался. А Юля пришла с диктофоном – брать у неё интервью. Разговор получился содержательным и непростым. Позже он, практически, полностью вошёл в книгу… Но речь не об этом.
 Старость сыграла с Агнессой Ладиславовной злую шутку. Она полностью ослепла. И никак не могла привыкнуть к своему положению. При этом она легко загоралась тем, о чём рассказывала.
Она рассказывала о клубе так, словно ещё работала в нём. И те дети, которые были членами её клуба, оставались детьми – с учеными степенями, с жизненным опытом и с непростыми судьбами. Её лицо молодело. Она улыбалась во время разговора. И слушающая её Юля забывала, что Агнессе Ладиславовне столько лет.
Это был очень интересный и содержательный разговор… Но вот он прервался. Юля выключила диктофон. Она решила немного отдохнуть. Всё-таки нехорошо обременять эту старушку, которая устала ещё больше.
И тут Агнесса Ладиславовна рассказала эту историю. Юля спросила – что это за фигурка стоит у неё под стеклом в серванте. И учительница рассказала, что у неё был ученик – лётчик полярной авиации. Он летел в стойбище ненцев, преодолевая трудные метеорологические условия. Несмотря на погоду, он до стойбища долетел. И вывез больную женщину, которой требовался врач.
После того, как он спас этой женщине жизнь, он получил в подарок некую особую фигурку, которая была у них в качестве тотема. И тотему этому очень много лет. Возможно, тысяча, а возможно, и десять тысяч.
И в этот момент Агнесса Ладиславовна показала на фигурку, о которой зашёл разговор. (Её вы можете увидеть на фотографии, которую Юля в тот момент сделала).
И Юля стала рассматривать эту фигурку. «Что это?» - спросила она, поскольку боялась произнести это слово – «мамонт». Но учительница подтвердила её предположение. Точнее, она сказала, что это, возможно, мамонт. А возможно и слон. Точно сказать совершенно невозможно, поскольку никто из жителей стойбища об этой фигурке ничего толком не знает. Но то, что животное это было известно ненцам, было стопроцентно.
Потом разговор о книге возобновился. Интервью продолжилось…
А через два года (в 2007 году) учительница умерла. Скончалась от старости. И от болячек, которые непременно в старости нас преследуют.
Прошли годы. Вышла книжка. Мы познакомились и переехали в Таиланд. Но эта история с предполагаемым мамонтом не давала Юле покоя. Она твёрдо уверовала в то, что ненцы могли помнить о вымерших мамонтах. И это означало, что память эта жила много тысяч лет. Именно в то время на Севере обитали эти могучие животные.
И вот подвернулся случай проконсультироваться у серьёзного специалиста. Он был чуть помладше Юли и сильно младше меня. То есть 1969 года рождения. Выпускник Московского государственного университета, он закончил кафедру палеонтологии. Обладает званием кандидата геолого-минералогических наук и трудится в Институте геологии Российской Академии наук в должности старшего научного сотрудника лаборатории Стратиграфии Четвертичного периода.
Из всего этого мы делаем вывод, что он очень сведущий в этих вопросах человек. И Юля ему написала.
Вот переписка с этим человеком. Дословно, без каких бы то ни было приукрашиваний.
«Паша, здравствуй! 
Очень рада с тобой пообщаться. Пусть и так - на большом расстоянии. Пишу спонтанно, вспомнив одну историю. Может быть, она тебе будет интересна.
Это было примерно в 2005 году. Готовили какие-то материалы об истории клуба, и я встречалась с бывшей учительницей Агнессой Ладиславовной Эгиед. Она была уже старенькая и совсем не видела. Я записывала за ней на диктофон. Но не все, а только то, что нужно было для книги.
В перерыве работы разглядела у нее в шкафу за стеклом фигурку слона. Спросила, что такое и просила подержать. Фигурка 12-15 см в диаметре, довольно крупная.
Вот что старая учительница рассказала. Это - подарок ее ученика, который летал где-то в районе Нарьян-Мара - полярная авиация. Однажды он, несмотря на непогоду, сумел пробиться в какое-то стойбище оленеводов и вывез оттуда заболевшую женщину. В благодарность оленеводы подарили летчику эту фигурку. Сказали, что очень ценят то, что он спас их женщину, и поэтому дарят родовой тотем (дословно не ручаюсь) - то, что берегли и передавали из поколения в поколение.
Так эта каменная фигурка оказалась в Москве. Через несколько лет учительница умерла. Кому досталась ее квартира и вещи - не ведаю.
У меня остались только фотографии.
Посмотри, это же мамонт! Если все принять за чистую монету - как изображение мамонта могли хранить люди, которые его никогда не видели? Неужели через много-много поколений можно перенести такое?»
Его ответ на это письмо.
«Юль, привет! Я тоже рад перекинуться с тобой словами через километры! Почитываю твои блоги, когда на улице серО - очень поднимает настроение.
Боюсь тебя (и себя) разочаровать, но это не мамонт. В этом у меня 100-процентная уверенность.
Близкие к природе люди очень точно изображали животных, которые их окружали, особенно тотемных. Даже, казалось бы, примитивно выделанные или очень стилизованные фигурки всегда позволяют узнать в них прототип. Стилизация только усиливала узнаваемость героя, так как выделялись самые характерные черты (даже поведение). Значит, если бы древние Нарьян-Марцы хотели изобразить мамонта, то мы, безусловно, узнали в фигурке мамонта. Но мы, тоже безусловно, узнаем в ней африканского слона. Увы, даже не индийского, который все-таки ближе к мамонту. Африканского слона в этой фигурке выдают огромные уши ((у мамонта они малюсенькие, едва разглядишь - чтобы не рассеивать зря тепло (да еще маскируются в толстом меху), у азиатского слона больше, чем у мамонта, но, все-таки не такие лопухи - ты знаешь это лучше меня)). Второе - форма туловища. У мамонта очень характерный «субтреугольный», «горбатый», «вислозадый» профиль тушки - верх передней части профиля заметно возвышается над задом + голова отделяется от тулова заметным понижением. Здесь же мы видим «шарик» с максимальной высотой спины в средней точке между ногами - так у не-мамонтов. Такая форма спины мамонта связана с тем, что у него сильно развиты остистые отростки над осью передней ноги. Эти «мостовые конструкции» нужны ему для удержания навесу башки с огромными бивнями, вес которых иногда достигает сотен килограммов. Шерстистую шкуру тоже нужно уравновешивать - она дюже тяжелая. Южные родственники мамонта от этих проблем в значительной степени избавлены, спина у них не такая горбатая.
Наконец, то, что археологи называю типология. У всех народов свои представления о прекрасном, плюс технологические традиции. Произведения любой нативной культуры имеют узнаваемые черты. Мы легко отличим эскимосскую резьбу по кости от, например, ближневосточных каменных статуэток, или индейских деревянных идолов. Типологически этот слоник точно не североевропейский. Не встречал у них чего-то подобного.
Могу предположить, что этот предмет действительно древний и культовый. Но, так как это точно не мамонт, остается нафантазировать черти-что - торговые связи и прочие трудно доказуемые вещи. Может он и стал культовым, так как вещь невиданная в этих местах могла возбудить скучающее население яранг. Нет у североевропейских народов памяти о мамонтах. У атапасков есть.
Вот такая печальная история...
Привет тебе из холодной Москвы».
И небольшая от него дописка.
«PS Вот так должен был бы выглядеть Нарьян-Марский мамонт, лучше, чтобы из кости...»
И приложена фотография, переделанная из фотографии того самого слоника.
Вот такая получилась история. А вы говорите – мамонт… Никакой это не мамонт. Но сам факт того, как африканский слон перебрался на Север, да ещё и превратился в тотемное животное оленеводов, поражает.
Он поражает не только нас. Но и этого человека. А уж он-то на своём веку всякого повидал.
У этой истории есть и финал. Хороший финал, добротный. Правда, имени этого человека я называть не стану (по просьбе Юли, поскольку он человек очень скромный). Да и не в имени дело.
Главное – надо хорошо ориентироваться в той теме, которой ты занимаешься. Тогда таких казусов с тобой не произойдёт.
Но это что – есть случаи и похлеще. Например, наши (российские) блоги, которые раскрывают суть тайского быта и, одновременно, сильно его искажают. В результате получается, что в Таиланде живут исключительно ленивые люди, которым нет дела до производства. Они рубят капусту с тех людей, что приезжают к ним в гости. И за счёт туризма и живут.
Это утверждение ни в коей мере не соответствует действительности. Они не живут с туризма, поскольку туризм занимает серьёзную (это правда), но относительно незначительную часть в национальном производстве.
Они не ленивые люди. Это совершенная неправда. Здесь нет на дорогах китайских поделок. По дорогам разъезжают настоящие «Порше», «БМВ» и «Вольво».
Они не рубят капусту, поскольку доходность их бизнеса начинается с долей процента и заканчивается на двух-трёх процентах. Можно ли брать больше? Да, можно. Можно продавать продукты, набавляя на них по 20 или 30 процентов навара. Но кто их возьмёт, эти продукты? Кому они будут нужны?
Видите, что получается, когда человек рассказывает о том, чего совершенно не знает?
Вот и я о том же.












             На снимках – учительница Агнесса Ладиславовна Эгиед, ещё в годы, когда она была относительно здорова. Тот самый слон (который был принят нами за мамонта). И тот самый слон, который должен был выглядеть примерно так, как описал его тот человек. Фотография, на которой изображен тот самый человек по имени Паша. В знак особой признательности и благодарности от нас. Ну и тайские слоны – с сыном Юли Виктором и самой Юлей.

2 комментария:

  1. Что там блогеры, если даже люди которым положено разбираться в таких вещах, несут откровенную чушь. Во вторник прилетели, пока доехали от Утапао до Паттайи выслушали столько всего. И что 90% тайцев бедняки, и что электронный сигареты лучше вообще не доставать (сам не курю, но вчера на ночной рынке видел кучу торговцев вейпами и смесями), и что надо с собой носить все документы, ибо полиция хватает всех фарангов и ну проверять у них документы. Дальше я уже слушать не стал, смотрел как новые дороги со стороны Районга пачками строят.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, знаю эту женщину. она была моей классной руководительницей в школе 679 в 9-10 классе.

    ОтветитьУдалить