Дело было, кажется, во вторник. Или в
понедельник… Точно я не помню. Да и ни к чему. Мы гуляем сами по себе – вне зависимости
от дня недели. И выходные у нас точно такие же, что и рабочие дни. Ну, разве
что с транспортом нет проблем – нет школы. И мы спокойно садимся в тук-тук и
едем, куда нам надо.
Так вот – дело было во вторник. Или в
понедельник. Мы гуляли по Сукхумвиту. И дошли до самых дальних рынков. Купили
там еду, яблоки, кое-что по мелочи. И собрались идти домой. Как вдруг Юля
сказала: «А чего бы нам ни пойти обратно по другой стороне дороги?» И я тут же
подумал – а, действительно, почему?
Тут надо сделать одну важную оговорку.
Дело в том, что если я что-то решил, то так тому и быть. Юля, к примеру,
говорит – «а пойдём-ка мы туда-то и туда-то». Я минуту думаю. И решаю – «а что,
действительно, не пойти ли?» И ничто меня не может свернуть с этой точки
зрения. Абсолютно ничто. Ну, кроме Юли, разумеется.
Но тут какая получается штука? Я-то и в
самом деле решаю только сам, без какой бы то ни было помощи Юли. И если она
говорит что-то против, то это, практически, бесполезно… Я имею в виду первую
минуту. Я в эту минуту думаю. И решаю – «а, действительно, чего мы туда
попрёмся?» И мы отменяем нашу прогулку.
Так происходит всегда. Сам не понимаю –
почему именно. Происходит и всё.
Вот и в тот раз произошло именно это. Юля
сказала: «А не пойти ли нам по той стороне Сукхумвита?» И я через минуту
откликнулся: «Конечно, пойдём. А почему бы и нет?»
И мы направились по той стороне
Сукхумвита.
Сказать честно, я никогда не думал, что
та сторона Сукхумвита такая обжитая и такая ухоженная. Вроде бы шесть полос для
движения, и всё, дальше ничего не видно. Следовательно (если не видно), нет ни
магазинов, ни каких-то других учреждений. А тут, понимаешь ли, и магазины, и
мотоциклы, и что-то ещё, чего я пока не удосужился разглядеть.
Дорога очень хорошая… А почему мы по ней
гуляем в первый раз? Объяснение очень простое. Потому что эта часть дороги на
обратном пути, когда мы идём домой, оказывается под солнцем. Вот и вся причина.
Нам неудобно идти по самому пеклу. И мы выбираем ту часть дороги, которая
находится в тени.
Но сегодня ситуация совсем другая.
Солнце есть, оно на небе и с ним ничего не сделалось. Но на часах уже половина
пятого вечера. И солнышко так не греет. В том смысле, что оно, конечно, греет
по-прежнему. Но не так.
Мы добрались по левой стороне Сукхумвита
(по левой – если идти в сторону, понятное дело, Бангкока) до большого магазина.
Здесь поднялись по мосту наверх и обнаружили, что на этаже примерно третьем в
магазин есть вполне обжитой проход. То есть мы всегда сможем при необходимости спастись
от жары, спрятавшись в магазине. Отдохнуть, что-нибудь съесть. А потом
продолжить свою дорогу по мосту.
Но в этот раз всё было нормально. Мы не
устали от жары – потому что жары особой не было. Мы прошли до спуска с моста. И
спустились с него. Мы ожидали, что нам придётся переходить ещё одну дорогу –
ту, что примыкает к Сукхумвиту сбоку и к которой выходит этот мост. Но переход
оказался совсем беспроблемным. Мы вышли к краю дороги – все машины, что ехали
по ней остановились – и мы прошли на другую часть дороги. Вот и всё.
Потом мы неспешно шли до поворота в
большой золотой храм «Ват Тхеп Футтхарам». Мы ждали, что этот храм будет очень
красивым. Но что он красив настолько, для нас стало настоящим сюрпризом.
Короче, храм нас сильно удивил. Во-первых,
на его территории совсем не было людей. Ни одного человека. Машины за изгородью
(на соответствующей стоянке) были. Но не люди. Во-вторых, ухоженность храма
прямо-таки потрясает. Всё очень чисто, очень опрятно. И в-третьих – этот храм
принадлежит людям и… кошкам. Точно говорю… Хотя о кошках в исторической сводке
об этом храме ничего не сказано.
Дело в том, что та часть буддизма,
которой поклоняется этот храм, называется «махаяна». Эта часть буддизма в
Таиланде не так популярна, как общераспространённая «тхеравада». Но тут трудно
сказать – кто и во что верит. Главное – храм возведён, он стоит уже восемьдесят
лет (со времени его основания). И у него есть множество поклонников.
Так вот – праздники в этом храме точно
такие же, что и в любом другом. И в «тхераваде», и в «махаяне» празднуется и
Новый год, и день рождения Будды, и прочие памятные дни. Но есть и небольшие
отличия.
Во-первых, у этого храма очень красивые
здания, которые входят в храмовый комплекс. Очень-очень. Посередине возвышается
многоэтажная пагода с изображениями Будды на каждом этаже. А рядом – огромное количество
сообщающихся храмов, переходить по которым должно быть очень приятно.
Мы не стали даже входить в этот храм. Просто
постояли возле открытой двери (что означает в буддизме приглашение – для верующих
и неверующих). И отошли прочь. Зачем мы будем туда входить – если ни во что не
верим? Вопрос, верно? Короче, мы эти храмы обошли.
Но постояли рядом с храмами. Осмотрели золотую
роспись стен. Осмотрели стоящего перед храмом Будду. И даже что-то такое
вспомнили…
В частности – о том, что в нашем храме,
в том, что стоит рядом с нашим домом на Сукхумвите, в том, где хранятся всякого
рода ценности, в том, что расположен рядом с женской тюрьмой, второго июля умер
настоятель храма – девяностодевятилетний монах. Он был главным специалистом по
обезьянам. Он знал о них абсолютно всё. И они ему (говорят) даже поклонялись.
Впрочем, о поклонении обезьян точно
утверждать не берусь – поскольку в эти штуки я не верю. Но очень уважаю тех
людей, которые верят в буддизм. То есть всех, кто приходит сейчас поклонится
праху этого великого человека.
Кстати, это поклонение производится
перед сидящим в позе лотоса умершим монахом, которого превратили в мумию. То есть
временно мумифицировали. Срок мумификации – сто дней. В октябре его кремируют. И
это будет ещё один городской праздник.
Родных у этого монаха не осталось. Но впечатление
такое, словно у него весь Чонбури – это сплошные родственники. Люди приходят,
склоняют головы перед мумией монаха. И одаривают монахов разными подарками – от
мёда до риса, от овощных блюд до фруктов.
Эту процедуру поклонения усопшему мы
наблюдали много раз. Что интересно – дети по-прежнему играют в мяч и учатся в
школе, расположенной по соседству. Тут же торгуют люди – фруктами и овощами. Тут
же человек кормит рыб и черепах, плавающих в старом бассейне. А в храме в этот
время идёт непрерывная служба. Принимают скорбящих людей. И - благословляют их…
Так вот, мы вспомнили об этом почтенном
старце. О том, что на его месте уже оказался другой старец, в гости к которому идут
паломники и принимают благословение. Он специалист в какой-то другой области –
не в области обезьян. Но в какой именно, мы не в курсе.
Потом мы обратили внимание на кошек. Их сидело
на территории храма три штуки. Две вальяжно расположились рядом с машинами. Третья в это время ела у горки с сухим кормом.
Было заметно, что эти две кошки
ненавидят третью. Но поделать ничего не могут. Они не могут её прогнать –
поскольку сил у них двоих будет поменьше, чем у этой дылды. К тому же она, эта
дылда, относится к ним равнодушно. Она, возможно, и не питает к ним каких-то
чувств. Но и не ненавидит. Она просто ест то, что рассыпали перед нею монахи из
этого монастыря.
Мы некоторое время понаблюдали за
кошкой. И тут же вспомнили истории о кошках и мифическом Будде – о том, который
лёг в основу этого всемирного учения. Истории хорошие, очень хорошие. И истории
из ислама. И истории из других верований. Получается, что кошка – самый любимый
персонаж всех религий. А собака – увы – нет.
Почему так происходит? Ведь собака – это
беззаветная преданность, это безоговорочное служение, это всеобщая любовь. И –
поди-ж ты. В религиозных верованиях собакам места, похоже, не находится.
Мы немного поразмышляли об этом. Да и
пошли дальше домой.
На этом мы свою миссию выполнили. Мы зашли
и посмотрели на этот храм - «Ват Тхеп Футтхарам». Вовнутрь зайти не осмелились.
Но если надо – мы можем и зайти. И посмотреть, что там происходит. Как люди
молятся или медитируют… Я в этих вещах временами путаюсь. Извините.
Потом мы пошли мимо различных магазинов
по широкому тротуару домой. Прошли магазин хорошей электроники. А перед ним – ещё
одну большую почту (ту самую, которую мы должны были увидеть сразу после того,
как отправили свою посылку). И множество ресторанов, школ, банков. Короче – всё
то же самое, что находится и по другую сторону Сукхумвита. Ту, по которой мы
гуляли раньше.
Домой мы пришли как раз в то время,
когда на дворе темнеет. То есть в седьмом часу вечера. Все было нормально. Мы поужинали
и легли, чтобы посмотреть фильм о средневековой Франции. Но вместо Франции в
голове крутились картины из того храма, который мы увидели вечером.
Так мы и уснули… А на следующий день
храм потихоньку выветрился из головы. И теперь, гуляя по Сукхумвиту до самого
рынка, мы не поворачиваем на мост, не переходим дорогу и не заглядываем в храм.
Зачем – если мы там уже были, верно? Хотя, с другой стороны, заглянем
обязательно. И не один раз.
Эта «секта» - как звучит эта вера в
переводе на русский язык – очень нам нравится. Она нравится нам не меньше, чем «тхеравада»…
Хотя, у «тхеравады» есть большое преимущество – в неё верит подавляющее
большинство тайцев. Но и китайцы – наши друзья. Мы не разделяем их на две
нации. Для нас они и есть – настоящие тайцы. Самые настоящие, те, которые
говорят по-тайски и немного по-китайски.
Нам нравится и положение кошек,
питающихся сухим кормом в этом храме. Честно говоря, зачастую этот корм – самый настоящий
варёный рис. В нём нет чего-то такого, что едят только кошки. Это еда очень
качественная и очень свежая. Её едят в Таиланде абсолютно все – и люди всех
положений и вер, и животные.
Этим же питаются, к примеру, две
курочки, которые залетели на ворота «нашего» храма на Сукхумвите, да там и
остались. Одна из них отложила там яйца. И насиживает их. А вторая, по всей
видимости, это либо петушок, либо её товарка. Мы снизу не очень разглядели. Но куры
живут на воротах уже больше недели. И ведут себя очень спокойно. Им там никто
не мешает высиживать цыплят… Вопрос только в одном – как они собираются
выводить этих цыплят наружу? Когда они, наконец, выведутся и приобретут обычные
птичьи привычки? Нам очень хочется это узнать.
В принципе, у этих кур хорошая школа. Они
живут на большом дереве – как на насесте. Они здесь спят и прячутся от дождей. Здесь
же они выводятся, кормятся, умирают. Их никто не режет – чтобы съесть. Они живут
среди монахов. Хотя, на вид, обычные куры.
На снимках – поход к тому самому храму,
который называется «Ват Тхеп Футтхарам».
Комментариев нет:
Отправить комментарий