суббота, 29 октября 2011 г.

Социализм с прищуром

Мы во второй раз съездили в Лаос. Поездка очень тяжелая. От Паттайи, до приграничного Нонгхая автобус идет 12 часов, обратно - 14. Высидеть трудно, хотя автобусы комфортабельные, здоровенные. И с обслуживанием все нормально, и водители - настоящие профессионалы. Туда шпарили далеко за сотню километров в час, обратно - еще быстрей. А разница во времени объясняется тем, что на обратном пути автобус тормозил «у каждого столба», подбирая пассажиров и ссаживая их в больших и маленьких городах Таиланда.
Впрочем, больших городов мы как раз и не проезжали. Настоящих мегаполисов в Таиланде немного. Все больше компактные городки, разросшиеся из старых или даже древних деревень и поселений.
Страну из окон автобуса, да еще ночного, не особенно разглядишь. Но все же кое-что увидеть можно - особенно если хочешь именно рассмотреть, а не продремать до пограничного пункта.
Таиланд рано укладывается спать - в девять вечера улицы городов пустеют. Но и рано просыпается. В шесть утра уже работают харчевни и продуктовые лавки. Это сугубо деревенский уклад. Солнышко закатилось - пора на боковую. И вставать надо с рассветом, чтобы все успеть.
К слову, по пути мы почти не видели скота. Очень мало коров. Пару раз попадались козы. Видели гусей и кур. И, пожалуй, все. Хотя, страна не ввозит продуктов животноводства. Обеспечивает себя молоком и мясом. Правда, тайцы не «молочная нация». Сыр здесь стали делать только под влиянием европейцев. В тайской национальной кулинарии, скорее, встретишь кокосовое молоко (которое «ни разу» не молоко), чем коровье. 
Зато всякого рода полей, наделов, плантаций и даже теплиц - полным-полно. Разнообразие невероятное. Поля чистые, ухоженные. Такие же сады и огороды. Крестьянская культура - очень патриархальная, теснейшим образом связанная с религией. Буддистские храмы на каждом шагу. Рядом с храмом очень часто стоит школа, колледж или какое-нибудь другое учебное заведение.
А что касается, собственно, городов, то все они похожи на Паттайю. Не такие шумные, не забиты под завязку транспортом, но многолюдные, переполненные жизнью. Бедности вроде бы хватает, но откровенной нищеты не видно.
На обратном пути из Нонгхая в Паттайю, в четыре утра, мы проезжали затопленные наводнением районы. Не знаю, что это была за местность. Под луной поблескивала огромная водная гладь, подступающая вплотную к шоссе. Словно дорога проложена по какому-то бесконечному морю. Но это не море. Это залитые водой поля. Ощущения катастрофы не возникает, но понимаешь, что это ненормально - когда вода находится там, где должна находиться суша. Так что наводнение - не выдумки журналистов. Другое дело, что эта история была предельно драматизирована. Мол, ратуйте, граждане хорошие, Таиланд погибает! Ничего подобного - страна не погибает. Наводнения здесь случаются ежегодно. И будут происходить в будущем. Это обычное для этих мест природное явление. Как наш снегопад в начале зимы… Впрочем, у нас в России все намного катастрофичней. Когда у нас в январе ударяют морозы, власти ужасно удивлены. Мол, мороз зимой?! С летней жарой такая же неприятность… Хотя, кому рассказываю - вы и так в курсе…
Я сознательно оттягиваю момент начала рассказа о Лаосе. Впечатления остались те же, что и после весенней поездки в эту страну. И даже хуже, поскольку мы стали обращать внимание на мелочи. 
Это социалистическая страна. Очень бедная. С помпезно оформленной столицей. И эта столичная пышность - убедительное свидетельство царящей здесь нищеты. 
Вот один пример. Утром в день отъезда мы взяли тук-тук и отправились в главный храм Вьентьяна - Пха Тхат Луанг. Часы показывали восемь утра. Мы побродили по замусоренной территории огромного храма. Увидели рабочих, торговцев всякой сувенирной мелочевкой. Каких-то юных мамаш, вытащивших на площадь перед храмом свой нехитрый товар - цветастые сумочки, какие-то шапочки, самодельные бусы. Все эти люди выглядели так, словно это было не утро, а вечер. Пыльные одежды, грязная изодранная обувь. 
К этому надо внимательно присмотреться, как мы присмотрелись к водителю тук-тука. Мы заплатили ему ровно столько, сколько он попросил. Потом стали считать. Деньги, которые мы ему отдали, едва покрыли стоимость бензина. Даже если топливо он достает где-то по льготной цене (что не исключено), он заработал на нас едва ли полдоллара. 
Начало дня? Заработает еще? Да - доллар. Не больше, поскольку Вьентьян переполнен тук-тукерами. А платежеспособных пассажиров мало.
На что он кормит семью? На какие шиши чинит свой драндулет? Во что он одевается, вопроса не возникает - в ту рвань, которую таец на себя бы никогда ни напялил...
Вечером в первый день нашего пребывания в Лаосе мы отправились на набережную Меконга. Собственно, это единственное место в городе, где можно погулять, посидеть в ресторанчике, купить сувениры. В других районах столицы ресторан или более-менее нормальный магазин нужно еще поискать. Тайским изобилием здесь и не пахнет.
На набережной возвышается титаническая фигура Анувонга - лаосского короля, который в начале XIX столетия затеял войну с Сиамом, проиграл ее и лишил страну независимости. Этого короля лаосцы по каким-то причинам почитают.
Так вот, рядом с огромной фигурой Анувонга бродят несколько фотографов. Они снимают желающих на фоне памятника. Работают они исключительно пленочными зеркалками. Очень старыми. 
А по самой набережной вечерами совершают пробежку «простые лаосцы». В кавычках, потому что они не выглядят совсем уж простыми. Одеты чистенько, вполне спортивно. И бегут не шибко торопясь - как обычно бегают от инфаркта… Бегут целыми отделами. Целыми бухгалтериями. Вот побежал отдел статистики - очень полный дядечка и тройка его подчиненных, которые не решаются обогнать задыхающегося шефа. Вот побежала завотделом сельскохозяйственного управления. Женщина пожилая, вполне домашнего вида, но в застиранном трико и старых китайских кедах. Вот бегут студенты местного университета (единственное в столице высшее учебное заведение, которое снаружи напоминает наш сельскохозяйственный техникум советских времен). Студентам совсем не хочется куда-то бежать. Но они - бегут.
Тут же на набережной торгуют сластями. Жареными бананами и мороженым. Бананы покупают, мороженое - нет.
А мы стоим и смотрим на всю эту комедию. И потихоньку въезжаем в лаосскую специфику. Попробуй не побеги в чудный октябрьский вечер обычного рабочего дня. Это же демонстрация всеобщего счастья. Это же столица - лицо родного государства. Нищего государства, в котором огромное количество людей живет менее чем на доллар в день.
И что будет, если не побежишь? Если не встанешь с решительным видом у паркового тренажера, чтобы истово крутить чугунные колеса, тягать хиленькую штангу или давить на педали фальшивого велосипеда? Так стукнут же. И у тебя будут неприятности. Мол, этот не бежит - не одобряет политику партии и правительства. Не иначе, как ревизионист…
Нужно быть очень ненаблюдательным человеком, чтобы заявить - «а я думаю, они просто занимаются гимнастикой». И что «тайцы тоже занимаются физкультурой, я сама видела». Похоже, у наших соотечественников прививка от тоталитаризма не работает. Улыбка «социализма с человеческим лицом» нам не кажется оскалом. 
Ну и ладно. Пусть будет так. На улицах Вьентьяна, действительно, стало больше иномарок. Выросли современные отели, которых раньше не было. Туризм, как говорит партийное начальство Лаоса, растет бешеными темпами. И это, конечно, не визаранщики, которые едут в массовом порядке из Таиланда на один день - чтобы получить штампик в паспорт. Это ценители лаосской экзотики. 
Как же - монахи здесь изучают марксизм. Вполне серьезно говорю. И участвуют в торжественных партийных собраниях. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор. Несколько местных каналов (то ли два, то ли три) крутят старые видеозаписи каких-то партийных торжеств. А потом начинаются песни о народном счастье лаосцев, которые трудятся во славу процветающей родины. Песни исполняются женщинами в военной форме. Или мужчинами в сельскохозяйственных одеждах. При этом танцевальные движения редуцированы примерно до такой же степени, что и сценические движения наших советских «соловьев», проникновенно певших о комсомоле и бесконечно живом Ленине в 60-70-е годы...  
Открытием этой поездки в Лаос стали улыбки. В прошлый раз мы не замечали, чтобы лаосцы улыбались. И вдруг - увидели. И поразились. Люди-то, практически, те же - что в Таиланде, что в Лаосе. И такая разная жизнь.
Чтобы не возникало каких-либо иллюзий по поводу социалистических перспектив, приведу лишь две цифры. На нашей планете 191 государство. Лаос по валовому национальному продукту (главному показателю благосостояния людей и эффективности экономики) занимает 186 место. Это одно из беднейших государств мира.
Чужим умом жить не будешь. Каждый должен совершить свои ошибки сам. Мы эти социалистические неприятности, кажется, пережили. Сейчас - их очередь.








PS На снимках - незначительная часть того, что мы увидели в Лаосе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий