четверг, 13 октября 2011 г.

Электрический мир

Эти странные машинки мы видим на улицах Паттайи не каждый день. Но все же - видим. Их количество постоянно увеличивается. Я имею в виду электромобили, электроскутеры, электробайки и электровелосипеды. 
Во время наших прогулок по городу мы нашли два магазина, торгующие электрическими транспортными средствами. Один из них расположен на Сукумвите, второй - на Южной улице. Точное место указать, пожалуй, не смогу - выветрилось из памяти. Но в тот момент, когда мы увидели эти чудесные штуковины, я был так впечатлен, что около получаса выкладывал Юле все, что знаю про современный электротранспорт (а знаю я не так, чтобы много).   
Мое первое знакомство с электровелосипедом состоялось около года назад, в самом начале октября 2010 года. Я прогуливался по Перервинскому бульвару - в Люблино. И вдруг мимо меня с тихим шелестом пронесся велосипедист. Это был довольно пожилой человек с седой головой. Он лихо лавировал между пешеходами. Я едва успел рассмотреть седока и его машину.
Вечером того же дня я принялся копаться в Интернете, чтобы прочитать об этих удивительных штуках. И выяснил, что осенью прошлого года в Москву была завезена партия китайских электровелосипедов. Один из них и попался мне на глаза.
Спустя еще несколько дней я получил возможность рассмотреть японский гибридный автомобиль «Тойота Приус». Эта машина, относящаяся к бюджетному классу, не очень популярна в России из-за высокой цены. В Таиланде «Приусов» хватает. Мы видим их едва ли ни ежедневно.
И вот мы приехали в Страну Улыбок. И увидели людей, разъезжающих на самых разных электровелосипедах, элетроскутерах (я бы назвал их по старинке -  электромотороллерами) и электромобилях. И не только в Таиланде - первые две фотографии сегодняшней подборки сделаны во Вьентьяне, столице Лаоса, во время нашей поездки в эту страну в мае 2011 года.
Подобной техники в нашей Паттайе пока не очень много. Дело в том, что у электротранспорта полно недостатков. Один из них - не особенно хорошая тяга. А местность у нас холмистая. Под гору электробайк едет - будь здоров. А в гору - уже с переменным успехом. На электровелосипеде можно помочь железному коню педалями, на электробайке же педалей нет.
Другой недостаток напрямую к электротранспорту не относится. Дело в том, что в Таиланде дорогая электроэнергия. Бензин тоже дорогой. Думаю, по расходам содержание бензинового мотобайка и электробайка примерно одинаково. А забот на порядок больше. Нужно же искать подходящую розетку, чтобы зарядить аккумулятор. Причем, каждый вечер, постоянно. 
Наконец, эти машинки не оставляют серьезного впечатления. Однажды мы попали на выставку скутеров в «Сентрал Фестивале», крупнейшем торговом центре Паттайи. На первом этаже комплекса были выставлены десятки великолепных машин. Мы увидели, к примеру, весь модельный ряд компании «Пьяджо» - великолепные скутеры легендарной марки «Веспа». Особенно нам понравились трехколесные машинки, у которых два управляемых колеса располагаются впереди, а сзади - одно, ведущее. На такой штуке смог бы ездить даже я - если был бы имел глупость взгромоздиться на мотобайк еще раз.
Так вот, с самого края экспозиции были выставлены электрические двухколесные машины. Громких имен производителей мы не увидели - лишь незнакомые нам азиатские бренды. Эти электровелосипеды и электробайки поразили нас своей несуразностью. Какие-то непропорциональные очертания. Зачем-то прилеплены пластмассовые муляжи моторов (кожухов охлаждения цилиндра, которых у электрических байков нет и быть не может). Более-менее смотрелись лишь электроскутеры. Они были очень похожи на обычные скутеры, вроде той же «Веспы», но работали от аккумуляторов. 
Думаю, в ежедневной эксплуатации эти машины непрактичны. Если у электровелосипеда сядет аккумулятор, можно доехать до дома проверенным казацким способом - крутя педали. Байк - маленький мотоцикл - можно довести за «рога», ухватившись за руль. Электробайк - машинка небольшая и, надо полагать, не очень тяжелая. А вот электроскутер, с его толстым, как у бегемота, «пузом», просто так домой не докатишь. Придется причудливо изгибаться, уворачиваясь от переднего щита, плоских подножек и объемного капота. А что там под капотом? Зачем медлительной электрической машинке эти бутафорские пышности?
Другое дело - электромобиль. По Паттайе частенько разъезжают электрические машины, предназначенные для объезда полей для гольфа. В Паттайе очень много полей для гольфа - дорогих и очень дорогих. Вот оттуда эти «лошадки» на улицы курортного города и сбежали.
Напротив нашей сойки, через дорогу, расположен пустующий в межсезонье отель «Шуга Хат». Тихий, очень зеленый, застроенный небольшими бунгало. К жилым домикам ведет асфальтированная аллея. Мы изредка заходим сюда, чтобы посмотреть на здоровенных тайских белок. Они бегают по дорожкам, окончательно потеряв уважение к людям. Не боятся совершенно. Правда, и близко к себе не подпускают.
Вечерами по этой дорожке на гольф-мобиле катается средних лет таец - то ли смотритель отеля, то ли владелец этого электромобиля. Мы наблюдаем за этими покатушками с завистью. Машинка с тихим шелестом носится туда-сюда. Когда электромобиль подлетает к Таппрае, на суровом лице тайца возникает счастливая детская улыбка. Ему нравится управлять этой машинкой. Нам бы тоже понравилось - если бы была возможность покататься на этой штуке.
Гольф-кары есть и в отеле по соседству с нашим домом - в грандиозном «Паттайя парке». Видели мы их и при отелях в северной части города - причем, это были многоместные машины, способные вместить сразу целую компанию резвящихся фарангов. 
Что касается практических деталей, то могу сообщить следующее. Прав на вождение двухколесных электроконей вроде бы никто не требует (но за точность не ручаюсь, вычитал на каком-то форуме и проверять не стал). Стоят электроскутеры сильно дешевле обычных мотобайков (цены на которые, в свою очередь, колеблются в районе 28-65 тысяч бат в зависимости от модели). Электровелосипеды еще дешевле. Электрокаров в продаже мы не видели, но они, скорее всего, стоят других денег.
Запаса хода электровелосипеда хватает километров на 30-40. Электроскутеры живут подольше, но особенно раскатываться не стоит. Эти машины рассчитаны на непродолжительные поездки. 
Короче, электротранспорт в Паттайе явно приживается. И это замечательно. Есть надежда, что через несколько лет электробайки потеснят традиционные скутеры. И гари будет поменьше, и шума, соответственно, тоже. Впрочем, мы и сейчас не жалуемся. Многочисленные мотоциклы, снующие по дорогам Паттайи, нам совершенно не мешают. Просто мы - за экологическое благополучие. Нам нравятся эти бесшумные машинки, на мордочках которых читается вегетарианский девиз - «я никого не ем». 
Однажды мимо нас на большой скорости проехал гольф-кар. Начинался очередной ливень. И в голове промелькнуло - «сейчас ка-а-ак коротнет!» Нет, не коротнуло. Но все равно остался вопрос - как эта машинка поведет себя в полузатопленном состоянии, когда улицы Паттайи превращаются в бурные реки. Мотобайки с грехом пополам передвигаются (те, что не нахлебались воды своими моторчиками). А что станет с этой электрической бандурой?
Вот такая сегодня получилась заметка - необычная для нетехнического блога. Но в Паттайе много необычного. Изредка мы видим чудака, раскатывающего по Бичке на моноцикле - цирковом колесе с велосипедными педалями. Во время движения этот парень напоминает завлекающего престарелых фарангов катоя. Впрочем, кто его знает - может, он и есть катой, который по какой-то причине напялил на себя мужские брюки. В Паттайе, как мы уже убедились, возможно все.
А в арт-квартале, рядом с «Майк Шоппинг Моллом», у какого-то местного живописца есть необыкновенный велосипед. Эта машина устроена, как знаменитый «паук» стодвадцатилетней давности, только поменьше размерами. Мы видели этот драндулет в действии. Зрелище довольно комичное. Свободного хода у педалей нет. Скорость - как у неторопливого пешехода. Но забавно же. 
Человек искусства обязан быть забавным. Иначе - кому он нужен?









  PS - На снимках - электрические чудеса Вьентьяна и Паттайи. И тот самый велосипед тайского художника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий