воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Тайская наука


Мне давно хотелось написать о тайской науке. Но я мало что о ней знаю. Знаю, что она существует. Что занимается она тем же, чем и любая наука. Да, совсем не ворует. Да, не цепляет на свои костюмы глупых наград (типа ордена «Андрея Первозваного» за взятие города Берлина). Но, тем не менее, она живёт и даже процветает.

О том, что наука в Таиланде есть – я узнал ещё во время своего первого приезда в эту страну. В 2009 году мне сообщили, что король Рама 9 является изобретателем метода борьбы с дождевыми облаками. С той поры я его и зауважал.
Потом прошло время. И однажды, в начале этого (2019-го) года мы попали в парк имени короля Рамы 9. И там увидели всё, чем увлекался этот монарх. В частности – увидели его компьютер (классический «Макинтош»). Увидели радиостанцию (он был, оказывается, одним из организаторов коротковолнового движения Таиланда и имел личный позывной). Увидели яхту, на которой он плавал. И многое из того, чем он занимался (музыка, литература и прочие увлечения).
С этой поры я увидел, что король Рама 9 был ещё и очень умным человеком. И, добавим, очень скромным. Он стеснялся своего положения. Это я видел много раз – король махал руками, когда перед ним преклоняли колено государственные мужи.
Решено – сегодня поговорим о науке. О той науке, которая в Таиланде есть. И о той, которая в Таиланде в скором времени будет.
А что, собственно, будет? Будет ровно то, к чему идут учёные самых разных стран. Мы наблюдаем, что в Таиланде развивается целый блок энергетических проблем. В частности – электрический транспорт. Да, его пока немного – люди по-прежнему покупают дорогое топливо и используют его. Но Бангкок и крупные города вокруг него уже в полной мере ощущают наличие смога. Сжигаемое топливо загрязняет воздух. И выходом из этой ситуации является применение электротранспорта.
Я ждал, что уже в этом десятилетии в городах Таиланда появятся электрические автомобили. Наполовину электрические уже появились («гибриды»). Но дело ещё далеко не закончено. Нужны автомобили с нулевыми выбросами. И с запасом хода, как на одном бензобаке обычного автомобиля – в 500-600 километров.
Такие машины в Тае уже есть – американские «Теслы» и другие марки. Но их очень немного. И я вынужден признать, что мои ожидания должны немного затянуться. И я не увижу электрического транспорта в Таиланде – потому, что уезжаю в другую страну.
Но в той стране тоже полно транспорта, в том числе и электрического. Например, автобусы – которые с 2020 года станут электрическими. А потом, постепенно, их количество будет увеличиваться. И они станут таким же обычным транспортом, как сейчас автобусы, работающие на бензине и солярке.
Это непременно случится. Я в это, во всяком случае, верю.
Да, но где брать электрическую энергию? Из электростанций. Правда, обычные гидроэлектростанции и ветровые электростанции строить можно, но они дают лишь часть энергии, необходимой стране. Нужны какие-то особенные инструменты добычи электроэнергии, например, атомные электростанции.
Мы не знаем – есть в Таиланде атомная станция или её нет. Но это и неважно. Можно построить две-три или десять-пятнадцать электростанций на постоянно возобновляемой энергии приливов. Можно строить ветровые электростанции (благо ветер на пространстве «Паттайя - Чонбури» дует, практически, беспрестанно). Можно придумать другие, альтернативные источники энергии. Главное – желание что-то изменить. И добиться энергетической независимости от других государств.
Пока Таиланд в отношении электричества зависим от других стран. Да, он продаёт электроэнергию Лаосу и Камбодже. Но это другая история. Если в Таиланде начнут заряжать множество электромобилей, то страна столкнётся с дефицитом энергии. Сейчас бороться с этим можно. Но что будет дальше? Нужны дополнительные источники энергии.
Одновременно развивается наука о сохранении электроэнергии. Речь идёт о различных аккумуляторах. Я уверен, что дело не стоит на месте. И что рано или поздно учёные люди разберутся и изобретут новые аккумуляторы, от которых можно будет питать электромобили. Но пока этого не произошло. И учёные проводят изыскания в области альтернативных накопителей энергии…
Таких вопросов возникает великое множество. Дело в том, что транспорт Таиланда – это не только самолёты, суда и тепловозы. Это ещё и автомобили, мотоциклы, множество погрузчиков и другой техники.
Но не только в транспорте дело. Таиланд ещё и расходует энергию для того, чтобы освещать жизненное пространство, готовить еду (это тайцы умеют делать очень хорошо), откачивать воду и для других, не менее важных, целей. Всё это потребует очень большой концентрации творческих усилий. Нужны новые изобретения. Нужны новые подходы.
Ладно, оставим электричество в покое. Обратимся к другим ресурсам – например, к рыбе. Сколько рыбы вылавливали в семидесятые годы и сколько её вылавливают сейчас? Думаю, разница составляет десятки раз – в том смысле, что сейчас её вылавливается больше, чем раньше.
Дело в том, что однажды, в семидесятые годы, в Таиланд, в Сиамский залив, приплыл сам Жак Ив Кусто. Он исследовал залив и пришёл к выводу, что он сильно страдает от добычи каких-то полезных ископаемых (по-моему, алюминиевой руды). И от этого вся крупная рыба ушла из залива. И для того, чтобы изменить ситуацию, нужно прекратить добычу ископаемых.
Этой информацией заинтересовался король Рама 9. И вскоре вышло соответствующее постановление. И добыча была прекращена. А в девяностые годы произошёл существенный перелом – рыба снова появилась в Сиамском заливе. И сегодня её запасы восстановились. Рыбаки ловят рыбу, а тайцы её с удовольствием едят… Это одна история из тех, что произошла с королём. Лично меня она очень вдохновляет (хотя я пересказываю её не так, чтобы часто).
Так вот – рыбу тайцы добывают малыми и большими средствами. То есть на рыбалку выходят как крошечные рыбацкие сейнеры, так и крупные суда.
Но рыба добывается таким образом, чтобы её численность успевала вовремя восстанавливаться. Это, действительно, так и есть (хотя поверить в то, что при капитализме это возможно, невероятно трудно).
Вот другая история – связанная с рыбалкой. В советские годы в Чёрном море не было ни барабульки, ни саргана. Не было ничего – поскольку рыбу вылавливали диким способом, хотя предпринимали усилия по её сохранению.
Так бы и продолжалось до полного уничтожения запасов. Но потом Советский Союз рухнул. И в море рыбу ловить перестали… И сегодня, когда в большинстве прибрежных государств сформировался или формируется капитализм, рыба опять появилась. Её стало так много, что она, практически, может появиться на любом столе.
Почему она появилась? Потому что её перестали истреблять. Вот и вся причина. Появилась рыба – появились и дельфины. Появились дельфины - появились другие животные (вроде крабов или небольших акул, названия которых я забыл). Короче, море восстанавливается. И теперь на очереди другая задача – убрать из него кучи мусора, что накопились за десятилетия коммунистического режима. Эта задача ещё не решена. Но у неё тоже есть конечная дата.
В этом мире у всего есть дата начала и дата конца – как это обычно и бывает в науке. Взять мир морских животных. Он разнообразен и очень необычен. О нём рассказывает морской музей «Бурапы» - расположенный в Банг Саене.
Мы в этом музее были 31 декабря 2016 года. Этот музей оказался самым настоящим действующим «участком океана», в котором живут, опять же, различные рыбы и животные.
Кстати, на рыб я обратил особое внимание. Они были самых разных размеров – от микроскопических созданий до рыбин, размером с хороший паровоз. Оформлено все было таким образом, что наблюдать было очень интересно. И лишь потом, позже, приходило осознание, что это не просто обычный (но очень большой) аквариум. Это среда, в которой живут морские существа. И их тут изучают, чтобы позже применить полученные знания на практике.
С этой практикой мы имели дело многократно. Например, с черепахами на острове Лой, который располагается в Срираче. Да, обычные океанские черепахи – штук сорок, если ни больше. Люди подходили к ним, покупали морскую еду, кормили их. И наблюдали, как черепахи выходили из бассейна, перебирались на песчаный бережок. И закапывали здесь свои яйца. То есть размножались.  
Закончилось это дело не очень хорошо. Людей, которые ухаживали за черепахами, обвинили в жестокости. Дело в том, что черепахи исчезли в неизвестном направлении. И что с ними произошло – не ясно до сих пор… Но не учёные в этом виноваты. Вовсе не они…
Информация о деятельности учёных так или иначе проникает к нам из телепередач, газетных статей и статей в научных журналах. Мы, время от времени, читаем их. Правда, весьма опосредовано – газетные статьи не читаем вовсе, телевизор не смотрим. И почитываем лишь научные статьи (да и то нечасто).
Так вот – учёными Таиланда изобретено множество очень полезных устройств и механизмов (каких именно – не спрашивайте). Они исследуют различные процессы и некоторые из них применяют в промышленности. Пример – маленькие аккумуляторы, одним из которых я пользуюсь вот уже лет шесть. Этот аккумулятор – обычный «пауэр-банк», предназначенный для зарядки планшета и смартфона. Он очень надёжен – как и положено такому устройству. И он произведён в Таиланде. Причём, полностью – от проектирования до реализации (хотя фирма значится, как японская). 
Я очень горд тем, что однажды не выдержал и купил это устройство. Да, я использую его нечасто. Но мне его хватит ещё надолго – до той поры, пока я живу. И пока использую смартфон или планшет.
Другая история – с письменными принадлежностями. Дело в том, что до начала моего заболевания я накопил штук тридцать различных ручек. Все они (за редким исключением) чернильные. Есть среди них настоящие «Монбланы» - их у меня две штуки. Они стоят умопомрачительных денег – от 15 до 32 тысяч бат. И есть дешёвые ручки – с марками (фальшивыми) «Монблан». И другими именами, воспроизвести которые я не берусь.
Есть среди этих ручек и настоящие «Паркеры». Их у меня пять штук – две обычные шариковые ручки (впрочем, одну я уже выбросил) и три перьевые. Вы знаете, «Паркеры» меня не радуют. Дорогой ручки я так и не купил (хотя на «Монбланы» потратился). А в остальном обратил своё внимание на китайские и тайские поделки, качество которых прямо-таки превосходное.
После заболевания интерес к ручкам я утратил. Зачем мне какие-то ручки, если я и писать-то могу с некоторым трудом? Но, в общем, все эти ручки я возьму с собой – в другую страну. Да, я буду ими писать – если придётся. Буду играть с ними – это тоже немаловажное дело. Но, в общем, я надеюсь понять – как, каким образом тайцам удалось создать дешёвые и столь изысканные устройства для обычного письма чернилами.
Для производства ручек полукустарными методами не требуется много ума. Не нужно учёных степеней и регалий. Нужно всего лишь аккуратно разбираться в устройстве ручек. И качественно воспроизводить их детали.
Но мне всё равно интересно – как из стали можно сделать такое же перо, как и из золота высшей пробы. При этом все качества золота в наличии – и мягкость, и гибкость письма. Одно лишь качество взято от стали – прочность перьев. И с этим уже не поспоришь.
А вы говорите – в Тае нет учёных людей… Есть. И ещё какие учёные!










На снимках – океанариум в «Бурапе» 31 декабря 2016 года. И черепахи с Ко Лоя. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий