суббота, 23 марта 2019 г.

Тысячелетний Будда

Сегодня наступил третий день после нашего праздника… Какого праздника? Ну, как же – во-первых, был День Счастья (который мы отмечаем каждый год). Во-вторых, мы в этот день с Юлей поженились. И, в-третьих, эти два праздника совпадают по времени их проведения. То есть они возникли в один и тот же день – 20 марта 2013 года.

В этот день в 2019 году мы снова съездили в Пханат Никхом. И посмотрели на Будду, которому (судя по всему) более 1200 или 1300 лет. То есть эта скульптура была создана, когда Таиланда не было вообще. И когда на этих землях было государство Дваравати. То есть государство, состоящее из более-менее независимых городов.
Кто жил на этих землях? Тайцы? Нет, не тайцы. Жили моны. Потом они были ассимилированы теми народами, которые стали тайцами… В этом вопросе мы пока немного плаваем. Но – не зная, по сути, языка, это вроде бы нормально. Во всяком случае, мы не особенно напрягаемся.
Так вот, черты лица у этого Будды слегка не те, к которым мы привыкли. В них совсем нет чего-то индийского. В них проступают кхмерские черты – то есть Будда похож на человека из Камбоджи, а вовсе не из Таиланда.
Скульптура очень небольшая. Точнее – там стоят две скульптуры. Одна – Будды. И вторая – какого-то божества (которое мы, честно говоря, не разглядели).
Дело в том, что мы очень волновались. И было, от чего.
Мы подошли к этим скульптурам довольно поздно – в 11 часов утра, когда надо было уезжать из города. И мы приблизились к зданию на берегу пруда. Здесь и стояли эти две скульптуры. 
Помнится – мы разулись и вошли в здание. Оно оказалось очень небольшим. Внутри, там, где люди молятся (или читают мантры), было расстояние не более 2-на-2 метра. Ну, или чуть больше. И это расстояние не казалось небольшим.
Дело в том, что этот Будда – размером около полуметра (или чуть выше) высотой. Его фигура украшена листочками золота – которые люди прилепляют при молениях.
Перед скульптурами стоял столик. И на нём – различные угощения (вода, бананы, ананасы и какие-то булочки). Рядом стояли кувшины с песком. И в них тлели ароматические палочки.
Взять эти палочки можно было на этом же столе. Взять, поджечь и, установить в кувшин. Потом встать на колени и помолиться… То есть для меня – попросить у Будды чего-нибудь (о чём я ни в коем случае не должен рассказывать).
Я так и сделал. Но не сразу. Поначалу, когда мы вошли к Будде, следом за нами – с другого входа (которых здесь было три) вошла женщина и мальчик. Они посмотрели на нас. Тут же встали на колени, зажгли палочки и склонились перед Буддой.
Я понял, что и мы должны встать перед ним на колени. Но… я не мог. У меня почему-то отказали ноги. Я их не чувствовал, не ощущал. И в то же время не мог склонится в поклоне.
Следом за этой женщиной с мальчиком в помещение вошла другая женщина. Она и стала с нами разговаривать.
Она спросила – откуда мы. Мы ответили. Потом она сказала, что это очень хорошее место – очень намоленное. И что мы обязаны склониться перед Буддой. Я улыбнулся и показал – не могу. Тогда женщина придвинула табуретку, стоящую позади меня. Мол, садись. И я опустился на табуретку.
Юля осталась стоять – положив на меня руку. Я понимал, что ей опуститься на колени совершенно немыслимо. Мы – два инвалида, которые припёрлись к Будде со своими просьбами.
Я сидел перед Буддой и смотрел на него. От него исходила некая мудрость. И освещённая годами тайна - в которой были судьбы совершенно чужих мне людей, что побывали в этом небольшом храме за почти полторы тысячи лет.
Удивительное ощущение. Потрясающее… И я почти заплакал. Точнее – прослезился. И не вытирал слёз – потому что их не замечал.
Потом мы зажгли три палочки. И потушили их – так, чтобы они испускали только ароматный дым. Юля подошла к столу и установила палочки в кувшин с песком. Потом она вернулась ко мне. И мы положили в специальный ящик денежку – которая предназначалась Будде.
Сколько положили? Совсем немного. Но это – наша тайна, о которой мы не будем рассказывать.
Потом мы начали молиться… И об этом процессе рассказать совершенно ничего нельзя. Я не умею молиться. Никогда даже не пробовал… Хотя – нет, пробовал однажды. Когда просил у Будды совета – как мне избавиться от предыдущей жены. И Будда мне тогда кое-что подсказал, что можно перевести, как «поступай по совести».
 С того момента прошло больше года. Я, наконец, развёлся (то есть просто уехал из Москвы – мы были с той женой не зарегистрированы по её желанию, о чём я до сих пор благодарю свою судьбу). Потом, спустя всего один день после этого развода, я познакомился с Юлей. А позже, в апреле месяце, мы уехали в Таиланд. И началась другая жизнь.
Это я вкратце рассказываю о своих ощущениях. И о времени, которое связано с Буддой.
Кстати, я никогда в него не верил. Не верю и сейчас. Но то, что он есть, что он существует – уже верю. И не просто верю – я это знаю. Но… не могу пока поступить таким образом, чтобы дать этой вере взять надо мною верх.
Я не знаю – что это со мной происходит. Но уверен, что Будда мою просьбу снова выполнит.
Дело в том, что в последний раз (и, кстати, в первый в своей жизни) я обратился к Будде ровно десять лет назад. Он выполнил абсолютно всё, о чём я его просил. Более того, он сделал меня счастливым человеком – хотя все признаки несчастья были на лицо.
Во-первых, я заболел. Во-вторых, в результате болезни я разучился писать. И, в-третьих, я разучился, по сути, трезво мыслить. То есть со мною произошло то, что с человеком происходит перед его смертью.
Но я выжил, выкарабкался. И теперь знаю, что проживу долгую жизнь. Осталось сделать так, чтобы эта жизнь оказалась более-менее успешной. А это невозможно в тех условиях, в которых мы жили – в России.
Я выбрал Таиланд. И в этом мне тоже помог Он – Будда. Спасибо Ему за это.
Я думал об этом. И слезы застилали мне глаза. Но это были слёзы благодарности к Нему. И к Его учению.
Что я говорил Ему? Не скажу. Ни в коем случае. Это нельзя озвучивать… Но вы и без слов понимаете – о чём была моя просьба.
А рядом стояла Юля. И она выглядела такой же растерянной. И такой же… счастливой, что ли? Я не знаю – как назвать то, что с нами происходило. Возможно, это было окончание пути в наших поисках счастья. Возможно, самое начало этого пути. Неизвестно…
Я потихоньку взял Юлю за руку. И почувствовал, как она тоже сжала мою руку.
В этом году мы это уже переживали. Точнее – в последний день прошлого года, 2018-го. Мы тогда гуляли вечером вокруг огромной ступы в городе Накхом Патхом (кстати, название этих городов, на наш взгляд, чуть-чуть схожее).
Это был самый древний город Таиланда. Ему исполнилось… ну, наверное, более двух тысяч лет. Или более двух тысяч трёхсот лет. Точно сказать это невозможно. Но есть свидетельства, что к его возведению был причастен индийский царь Ашока. А его годы жизни (скажем так – почти) известный исторический факт. По царю Ашоке можно установить, когда, собственно, образовалось здесь поселение людей.
Короче, мы гуляли вокруг этой ступы. Только пошли в обратную сторону – против хода обычных людей.
И вдруг, в какой-то момент, я почувствовал необыкновенную любовь к этой женщине. Такую любовь, что готов был расплакаться. 
Я взял её за руку. И краем глаза увидел, что её глаза… тоже влажны.
И я сказал – «Я люблю тебя. Очень люблю». И она мне ответила – «А я – тебя».
После этого мы растроганно замолчали – стараясь удержаться от нахлынувших на нас слёз.
В этот момент с нами происходило то, что обычно называется «моментом любви». Примерно то же, что происходило с нами и сейчас.
Потом, когда это чувство схлынуло и мы смогли немного отдышаться, мы вышли на улицу. От небольшого храма к дороге вела аккуратная дорожка. Она шла прямо по поверхности большого пруда, в котором кое-где росли лотосы.
Выходя из этого небольшого храма, я сказал Юле – чтобы она была поосторожней с порогом. В нём захоронены останки множества людей, которые ухаживали за этим храмом. И Юля аккуратно его переступила.
Потом мы сели в автобус. И - уехали домой…
Всю дорогу до дома мы думали об этом визите. Не вспоминали местный парк, в котором побывали во второй раз – совершенно чудесный и совершенно пустой (восемь часов утра, все заняты своими делами). Не вспоминали наш второй завтрак – на центральном рынке. Ту курицу с рисом, которую мы заказали за 80 бат (замечу – за две огромнейшие порции). Не вспоминали посещённые нами в этот день храмы. А мы посетили их не менее трёх, но все они были закрыты – по мере того, что было ещё довольно рано. Кроме одного, христианского, с огромной школой, который показался нам слишком большим и, как ни странно, живым.
Не вспоминали мы и магазин «Теско-Лотус» - где купили килограмм помидоров (раз уж зашли). И не вспоминали старый рынок, где мы искали каркадэ. И нашли его целый мешок. Но продать нам каркадэ нескладный мужичок отказался. Он попросту оробел. И не знал, как с нами общаться. В конце концов, мы махнули на него рукой и отправились дальше.
Мы были в этом городке, наверное, в последний раз… Нет, мы непременно побываем здесь ещё. И, возможно, не раз. Но этот раз показался нам несколько избыточным. В основном, из-за этого Будды – который до сих пор не идёт из головы…
И я в очередной раз говорю – какая хорошая религия! Она призывает людей стать лучше и чище. Она прямо говорит – кто живёт ради людей, тот и будет счастлив. Имея в виду монахов и всю их деятельность (в том числе и утренние походы за пищей, которые эти монахи совершают раз за разом).
Думаю, мы должны их кормить – как кормят их другие люди. Правда, к нам никто из них не приближается. Думают, что мы их не поймём. А мы их понимаем. И понимаем, что надо делать в этих случаях.
Когда монах к тебе подходит, нужно быстро разуться и встать на колени. И положить в его сосуд что-нибудь из еды. А потом, склонив голову, выслушать его мантру – которую монах прочитает на твой счёт.
Мы понимаем, что монахи поступают с нами таким образом из некоторой жалости – чтобы мы не особенно напрягались при их появлении. Поэтому они иногда (крайне редко) здороваются с нами. Или просто улыбаются. Или даже начинают разговаривать – как тот монах в Бангламунге, с которым мы повстречались однажды года три назад. И с которым некоторое время общались.
Мы всё это понимаем… Но мы до сих пор не верим в Будду. Хоть убейся – не верим и всё. Не складывается в наших головах эта религия.
Хотя… ничего невозможного нет. Как только Будда выполнит мою просьбу - я в него поверю. Это совершенно точно. Я так задумал. А пока – мы лишь молчим в его присутствии. Склонив головы и думая о своём.
Я, например, думаю о моих новых брюках – которые мы недавно купили. А что – хорошие брюки. И сидят очень ладно… Только Будде от них ни холодно, ни жарко.
Лучше бы я думал о чём-нибудь другом. Но у меня пока ничего не получается.
















             На снимках – наше путешествие в город Пханат Никхом в День Счастья. То есть в наш день – 20 марта 2019 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий