суббота, 8 сентября 2018 г.

Время «Ч»

На прошлой неделе мы совершили несколько подвигов... Во-первых, мы прошли от дома до магазина «Теско Лотус» и обратно пешком. Да, в обычном порядке – туда и обратно. И на месте купили себе кое-что из еды. Во-вторых, через два дня мы снова поехали в магазин - в «Сентрал Плазу». И на этот раз пришли пешком оттуда. Тоже очень просто – отправились пешком домой. И всё, абсолютно никаких проблем. И, в-третьих, мы прогулялись до ночного рынка – туда и обратно – тоже пешком... Впрочем, это не подвиг. Это самый обычный маршрут. Как и те два, которые мы считаем подвигом. 

Вопрос – почему первые два маршрута – это подвиг, а третий – не подвиг? Честно говоря, первые два маршрута тоже не подвиг. Идти от дома до магазина «Теско Лотус» всего-то пару километров. В том смысле, что пару километров туда и пару километров оттуда. Всего получается четыре километра, пройти которые нужно быстрым, энергичным шагом. А иначе – мы будем считать, что приболели, раз затрудняемся.
Далее – до магазина «Сентрал Плаза» идти на километр дальше. Ну, или чуть меньше. То есть дорога от магазина домой занимает чуть больше трёх километров (но не четыре, как в случае похода в «Теско Лотус» - хотя этот магазин располагается к нам ближе). Вроде бы всё получается несерьёзно – и дорога туда, и дорога оттуда. Всё едино – словно мы живём в условном мире, в котором не существует особых трудностей.
На самом деле их, этих трудностей, нет вовсе. Поскольку эти трудности – наши на самом деле трудности. Это нам трудно добраться до магазина «Теско Лотус». Это нам трудно вернуться из него домой. И только нам. Никто в этом рейде на нашем пути не стоит. Никто с нами не соревнуется. Только мы сами.
Я рассказал об этом эпизоде, чтобы вы знали – мы до сих пор живы. Мы боремся за своё здоровье. И мы, вообще-то, побеждаем... Кого побеждаем – большой вопрос. Но то, что побеждаем, это абсолютно точно. Честно слово.
В среду мы ходили на другую прогулку – на рынок «ОТОП». И это означает, что на гигантском рынке, построенном в двух огромных кондиционированных шатрах, будет много продавцов, представляющих каждый по одному товару. И совсем не будет покупателей.
Именно этот рынок я и назвал «временем «Ч»». Почему? Надеюсь, вы сейчас это поймёте.
Рядом располагается огромное количество стационарных рынков. Есть один рынок напротив здания земельного суда – через дорогу. Здесь торгуют всякой едой. В том числе очень много дешёвых ресторанчиков.
На стадионе дважды в неделю работает другой рынок – вещевой. Но и здесь тоже торгуют едой.
Ею же торгуют по дороге к рынку «ОТОП» - на прилавках небольших лавок. Здесь торгуют яблоками и всякими фруктами. Но торгуют постоянно, без выходных и перестоев. Поэтому это рынком не считается. Это – торговая точка.
Наконец, вот этот рынок «ОТОП». Здесь продают... господи, чего тут только ни продают! Есть абсолютно всё. Даже то, что на рынках встретить никак не ожидаешь.
Вот, к примеру – роскошные байдарки. Спортивные одноместные суда, которые весят всего ничего. А выглядят, как настоящие гоночные лодки.
Потом – всякого рода расчёски.
Потом – всякого рода кошельки.
Потом – всякого рода обувь.
И очень-очень много еды. Самой разнообразной – такой, о которой мы не знали, что её можно есть.
Вот, к примеру – мясо. Самое роскошное мясо. Курица и свинина во всех видах. Есть немного говядины (наверное, специально для фарангов – тайцы говядину почти не едят). Есть всякая экзотика... И – лягушки. Да, самые обычные лягушки. Живые и терпеливые. Они не знают, что их убьют. Они сидят связанными по ногам. И ждут своей участи.
Чего только ни ожидаешь увидеть на этой выставке «ВДНХ», но только не присутствия лягушек... Впрочем, однажды на фальшивом паттайском плавучем рынке мы увидели жаренных летучих мышей. Вот, ей-богу. Клянусь мамой. Настоящие летучие мыши, которых тайцы с удовольствием покупали и поедали. А потом, с жареной мышкой в руках, подходили к большой бетонной крысе и возлагали ей подношения. Нет, не жаренных мышей. Но тоже нечто экзотическое.
У нас от этого разнообразия иногда сносит голову. Смотришь на этих мышей или, к примеру, на жаренных воробьёв – и не понимаешь, едят их или не едят. Потом понимаешь – едят... Точно – едят. Надо же. А вокруг при этом полно другой еды. Другой – но такой же экзотической.
Например, стебли лотоса – не говоря уже о цветах. Их вроде бы поджаривают и в таком виде уминают. Мы, честно признаюсь, попробовали однажды. И не поняли – в чём прикол. Разве что в том, что тайцы способны есть всё, что шевелится и движется. Но... это не вполне так.
Недавно мы увидели в «Фейсбуке» сюжет про то, как два тайца спасают огромную змею. В этом удаве было 4 с половиной метра. Тайцы разрушили вручную бетонный пол. Достали этого несчастного удава. Замерили его. Потом положили в машину. И закрыли там на некоторое время – чтобы удав справился со здоровенной едой, которую он заглотил.
Прошло немного времени. И удав его выплюнул... Это был огромный полутораметровый варан. Уже дохлый варан – поскольку питон его придушил.
На этом фоне выступила хозяйка этого небольшого магазинчика. Она прижимала к себе собачку. И при этом жестикулировала, объясняя происшедшее. 
Интервью хозяйки мне перевела Юля. Нет, она не вполне понимает – что говорит тайка. Но тут и понимать нечего.
В буквальном смысле тайка говорила, что змеи заползали к ней и раньше. Но такой огромной змеи не было никогда. Она и её собачка бояться этих змей. Чего не скажешь о малолетнем сыне – тайка погладила мальчика, который стоял рядом. Но теперь всё слава богу. Теперь змея поймана.
И что тайцы сделали с этой страшной змеёй? Да, они её отвезли за город. И... отпустили. 
Вот это мне совершенно непонятно. Зачем отпускать четырёх-с-половиной-метрового удава, если ты его боишься? 
Но есть и противоположный вопрос. А зачем его убивать – если он попросту живёт и по возможности питается? Что он сделал плохого людям? Зачем его нужно непременно казнить? Нет, его надо не казнить. Его нужно поймать, отвезти за город и выпустить. Пусть себе живёт и дальше. И людям пусть больше не мешает.
Вот это качество меня больше всего и поражает в тайцах. Именно это. Ты можешь чувствовать себя слабым и ничтожным. Ты можешь ощущать себя лишь частью природы, но никак не царём зверей. И в определённые моменты ты покоряешься тому, что происходит вокруг тебя. И если тебя, к примеру, ест тигр – значит, он должен тебя съесть. И ты складываешь руки и говоришь – «я побеждён» и «приятного аппетита». И превращаешься в этом момент в еду. И только в еду... Вот это меня и настораживает.
Но не вызывает у меня противления. Нет – тайцы очень умные люди. Умные и умеющие жить. Зачем сопротивляться тому, что придумано до тебя? Ты просто принимаешь в этом действе участие. И уходишь из жизни – чтобы опять в неё вернуться. А то, что ты вернёшься, не вызывает у них сомнения... Это очень мудрый народ. И мы ему не можем ничего подсказать. Мы можем у него только учиться.
Вот, пожалуйста – мы возвращаемся с рынка «ОТОП». И идём мимо школы, где учатся девочки (те самые, которыми откармливают жестоких баранов – в смысле варанов... но на самом деле не откармливают, это я придумал). 
Так вот, мы идём мимо школы. И наблюдаем двух белок, которые перелезли с проводов на стоящее на тротуаре дерево. И принялись по нему бегать. Забавные картины.
Мы видим, как в школе проходят последние занятия. Как поют эти девочки – следует заметить, очень красиво. И как отъезжают первые школьницы, закончившие занятия, на своих машинах.
Они отъезжают от школы не сами. Их отвозят родители. Точнее – богатые родители, которые обладают этими автомобилями.
Есть в школе и бедные дети. Они так же приходят на занятия, так же таскают за собой рюкзаки на колёсиках и также едят у макашниц. Только до школы и обратно они идут пешком. В этом и различается их состояние. Бедные люди живут точно так же, как и богатые. И те, и другие ничуть не обижены на судьбу. Все же понимают, что богатство даётся человеку вместо чего-то. У тебя может не быть веры, но быть при этом богатство. Или не быть здоровья. Или чего-то ещё. И ты точно не знаешь – хорошо это или не очень. Проверять это на практике довольно муторное дело. Ты просто живёшь.
Так вот – в тот момент, как мы проходили одну такую роскошную машину, какой-то чёрный большой джип, из неё выбежала девочка. Ей было не больше 14 лет. Или, скорее, 13. Она держала в руках мешочек с едой и питьём.
Мы замерли от неожиданности. Куда она шла? К бабушке. Навстречу ей шла очень пожилая бабулька. Она толкала перед собой коляску, в которой была всякая ерунда. Пустые бутылки, тряпки и прочий мусор.
Бабка еле шла. Ей было больше восьмидесяти лет. Сильно больше. Возможно, даже за девяносто. И она еле двигалась.
Согбенная спина. Босые ноги. И она держалась за свою коляску – поскольку иначе идти уже не могла.
Девочка грациозно протянула ей свой пакет. И слегка поклонилась. Я отметил, что поклонилась ровно настолько, насколько было нужно – не перегнув голову. 
Старуха приняла подарок. Она не сказала ни слова. Просто кивнула. И пошла дальше. А девочка развернулась и направилась к машине – где за рулём сидела её мать. Она и направила девочку к бабушке...
Я описываю это событие – словно никогда раньше не видел ничего подобного. Но это вовсе не так. Мы видим, как люди делятся своей едой постоянно. Они очень добры, эти люди. И понимают – сегодня ты подаёшь бабушке, завтра подадут тебе. Это и есть кругообращение еды в природе. И отсутствие слова «голод» в тайском языке...
Под впечатлением этого события мы находились всё это время. Мы понимали, что тайцы – народ, который абсолютно неистребим. Который невозможно даже представить себе бедствующим или голодным. Который никогда в жизни не будет бояться каких-то змей или крокодилов. Который никогда не останется раздетым и нищим.
Это всё так... Но как же всё-таки они живут? И почему их жизнь вызывает у меня лишь чувство большого интереса, но вовсе не категорического непонимания или отторжения? Вот это совершенно непонятно.
Впрочем, дело исключительно в нас самих. И только в нас. Мы не верим и не надеемся. Наша жизнь соткана из сплошных неудач. И если что-то у нас не задаётся, мы стараемся сделать так, чтобы не задавалось и у всех остальных.
Думаю, дело именно в этом... Хотя – кто знает?











            На снимках – наш Чонбури в разгар сезона дождей. Очень, следует заметить, неплохое время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий