воскресенье, 26 августа 2018 г.

Тайские таксисты

Пора нам рассказать о таксистах. С ними мы дружим, практически, со времени своего первого приезда в Таиланд… Правда, не моего первого приезда. В свои первые приезды в Таиланд в 2009 году я такси не пользовался. Не сказать, чтобы брезговал - нет. Я попросту изучал страну - на примере Паттайи. А потом, приехав сюда в третий раз - в 2011 году - я вышел из аэропорта, немного покурил и… сел в машину. Это и было такси. И Юля в свой первый приезд в Таиланд - тоже села в машину. И мы поехали в Паттайю. Это случилось 7 апреля 2011 года. Кажется, около 11 часов утра (если не ошибаюсь). 

В тот раз мы явно переплатили за такси. Заплатили (вы не пугайтесь, это обычное дело) ровно… 100 долларов. И посчитали, что машина досталась нам даром. Потом оказалось, что мы переплатили за неё больше половины. Ну и ерунда. Нам главное было - проникнуть в эту удивительную страну.
Потом с таксистами мы, в буквальном смысле, подружились. То есть стали брать такси. И ездить на нём из Паттайи, в Паттайю и по Бангкоку.
Так продолжалось два года. В 2013 году, когда мы поженились, мы открыли для себя столичное метро - наземное и подземное. И наша эксплуатация таксистов закончилась. С этих пор мы всё реже берём машину. И, в основном, по Бангкоку. Но редко, крайне редко.
Дело здесь вовсе не в деньгах - такси в Бангкоке самый дешёвый вид транспорта. Иногда - дешевле метро. Дело во времени. Пока проедешь по Сукхумвиту - половину дороги, не всю - ты можешь спокойно… поседеть. На метро эту дорогу ты проделаешь минут за пятнадцать. Вот и вся причина.
Однако, таксисты - как народ - нам очень любопытны. Прежде всего, бангкокских таксистов очень много. Их больше, чем требуется реально. Зато взять машину здесь не проблема. Вышел на дорогу и - взял. И все дела.
Другое дело, что брать машину надо только с работающим счётчиком. Это мы знаем с 2011 года. И других машин не берём - даже если очень нужно. Дело в том, что на поднятую руку останавливаются сразу три машины. В первой нет счётчика (то есть он отключен). Водитель второй не понимает ни слова по-английски и, к тому же, не ориентируется в картах. А водитель третьей машины понимает по-английски (самую малость - но мы тоже  понимаем самую малость), у него работает счётчик, наша поездка обходится бат в пятьдесят (мы платим за неё всё равно сотню бат - из принципа) и он отлично ориентируется в картах.
В картах-то он ориентируется. Но везёт нас другой дорогой. Так сказать - своей. И мы попадаем в нужное место, но с другой стороны.
Однажды мы взяли такси и поехали на рынок Чатучак - в Бангкоке. Нас подвезли с такой стороны, что мы поначалу были дезориентированы. Куда нас привезли? Что это такое? И как тут ориентироваться?
Позже оказалось, что всё нормально. Это был рынок Чатучак в его самой интересной инкарнации - там, где торгуют домашними животными (собаками, кошками, кроликами и прочей ерундой). Но поначалу было очень чудно.
Так вот - как мы ехали в Паттайю в самый первый раз - в 2011 году. Рассказать об этом, наверное, нужно - поскольку у меня опыта тоже не было… Более того, в первые полгода жизни в Таиланде мы платили за тук-тук по 20 бат с человека. Мы считали, что так оно совершенно правильно. И водители принимали деньги. И никто нас не поправил - включая и наших соотечественников. Потом мы это дело распознали. И сумму уполовинили. Но такое дело всё-таки было. 
Так вот, мы ехали по дороге в Паттайю. И водитель всю дорогу сокрушался - что мы заплатили не ему, а менеджеру, который посадил нас на этот автомобиль. Но я уже не хотел платить дополнительные деньги. За что - если мы и так переплатили вдвое?
Водитель сопротивлялся. Он остановился рядом с «Макдональдсом» - там, где полно подобной ерунды, на остановке, где тормозят все туристические автомобили. Я закурил. Водитель с хмурой рожей сходил в туалет. Потом вернулся. И спросил - «платить будем»? Я ответил - «а разве мы не заплатили»? Водитель пожал плечами. И мы поехали дальше.
В Паттайе мы описали целый круг. Водитель завёз нас в Бангламунг. И хотел оставить здесь. «Нет», - сказал я ему вежливо. - «Нам требуется наш отель». Только места, где находится этот отель, я не помнил… И мы поехали по Паттайе.
Возле каждого столба водитель притормаживал и спрашивал: «Это отель?» И я отвечал ему: «Нет». Он снова выруливал на дорогу. И мы ехали дальше.
Короче, дорога заняла у нас на полчаса больше времени, чем обычно. Но нас это нисколько не донимало. Мы смотрели на Паттайю. И считали, что так даже лучше - тем более, что я потихоньку узнавал забытый город…
Наконец, промелькнул наш отель. Я моментально затормозил машину. И вышел наружу. Через полминуты мы распрощались с водителем. И он рассерженно укатил прочь. Не удалось ему ещё нас объегорить. Вот, незадача…
С мошенничеством водителей мы столкнулись ещё один раз - в Бангкоке. Это было (кажется) в том же месяце. Или в мае - когда мы уже съездили в первый раз в Лаос.
Мы сели в машину и сказали водителю, что нам бы нужен отель. Он согласно кивнул. И - поехал. 
Он отвёз нас в отель. Но не в дешёвый, а в свой. Расположенный на задворках. А мы хотели на тот, который находится по соседству с главной дорогой - чтобы при случае прогуляться до крупнейшего компьютерного магазина. Короче, отель нам категорически не понравился. Дорого, не особенно чисто и, вообще, совершенно чужой отель. Мы отказались.
Тогда водитель высадил нас на полдороги. И сказал, что заплатить надо… полторы тысячи бат. Мы их и заплатили. Попутно рассказав ему о том, что машина у него очень дорогая. И мы больше в неё никогда, ни за что не сядем. С тем и расстались.
В тот день мы сняли отель - как раз там, где вышли из такси, метрах в пятидесяти. Это был очень хороший отель, расположенный через дорогу от того самого магазина… И вообще, это была уже другая история.
А на такси нам с тех пор только везло. Однажды мы взяли машину с Бангкока в Паттайю, заплатив тысячу бат. Это была нормальная цена. Но водитель попросил доплатить ещё и за проезд по платным дорогам. Мы немного подумали и… заплатили. И поехали с ветерком в Паттайю.
Помнится, водитель постоянно спрашивал - много ли в Паттайе фарангов. Мы отвечали ему честно - очень много. И он от удивления цокал языком.
Потом, в определённый момент, я сделал некоторую… глупость. У меня было отличное настроение. И я потихоньку стал изображать из себя «вологодского парнишку» - подвывая и округляя звуки. И Юля заметила, что парень явно напрягся. Она сказала мне - чтобы я это дело прекратил. Но было уже поздно. Водитель нас не понял. Точнее - он не понял меня. Он посчитал, что мне чего-то не хватает, что я чего-то прошу. А я попросту дурил. То есть прикидывался. И объяснить ему иронию момента не смог.
Некоторое время мы ехали молча. Потом увидели первых фарангов. И водитель так удивился, что забыл о моей промашке. 
А я её помню до сих пор. И больше таких вольностей себе не позволяю. Зачем - если тебя считают при этом идиотом? Я-то хочу, чтобы было наоборот. Вот, мол, в моей машине едет «великий русский писатель»… 
На самом деле я ни разу никому не объяснял суть своей профессии. Так далеко наши отношения не заходили. Мы садились в машину, говорили нужный адрес. И с удивлением после этого обнаруживали себя в совершенно другом месте - но где-то по соседству с тем местом, куда мы ехали. Так было всегда. Что-что, а понятие места и времени у бангкокских таксистов необыкновенно обострено. Они понимают, куда нам надо. И делают всё, чтобы доставить нас в нужную точку.
Однажды мы ехали в Бангкок на оформление документов. Это было, помнится, два года назад. Мы взяли такси - тем более, что в Бангкок, в русское консульство, нам нужно было к одиннадцати часам дня. 
Такси было заказано за три часа до этого момента. Мы решили, что эта поездка окажется вполне успешной. Час или полтора езды до Бангкока. И час или полтора гуляния на месте. И мы попадём в консульство.
Всё было так. За тем исключением, что мы угодили сразу в три пробки. И три часа, по сути, стояли перед Бангкоком. И не могли двинуться ни туда, ни обратно.
Когда до времени посещения оставалось около пятнадцати минут, я начал злиться. И что-то в сердцах произнёс. Водитель тут же напрягся. И моментально довёз нас до места - уворачиваясь от светофоров, поворачивая на проулки и, вообще, показывая изумительную выучку и огромный опыт.
К консульству мы подъехали ровно за одну минуту до одиннадцати часов. Вышли из машины - едва выслушав речь водителя (о том, что обратно мы могли бы поехать с ним же). И дела свои в консульстве сделали моментально - без задержек и проволочек.
Этот случай запомнился. Водители они, конечно, обычные. Но их навыки помогают нам избежать любых трудностей - в том числе и консульских…
Теперь мы ездим в Бангкок без того, чтобы нанимать такси. Нам этого не требуется. Мы приезжаем в «Город ангелов», сходим возле станции метро, садимся в вагон. И через пятнадцать-двадцать минут сходим на станции «Силом» - рядом с Люмпини-парком. Отсюда до нашего консульства идти всего ничего. На такси мы бы добирались часа полтора или два. Пешком - минут тридцать, самое большее.
Совсем другое дело - поездка куда-нибудь за пределами метрополитена. В какой-нибудь парк или в торговый центр… Но так далеко мы до сих пор не ездили. К тому же в любой парк можно добраться автобусом. А у любого торгового центра есть другой торговый центр, расположенный ближе и удобней.
За эти годы мы арендовали машину и в Паттайе. Но редко. Здесь, в основном, ездят не по счётчику, а по договорённости. Садишься в машину и говоришь - «туда-то туда-то за сто пятьдесят бат». Если водитель согласен, то он едет. Если нет, то ты переходишь в другую машину.
Я понимаю - это дело мало кому понравится. Но что делать - если в Паттайе таксисты так избалованы? Счётчики у них есть. Но они выключены и закрыты. То есть они не работают… Хотя в стране для таких таксистов действует запрет на использование такси. Но в Паттайе всё по-другому.
Мы ездили, в основном, из магазина домой. Дорога была очень недолгой. За сто пятьдесят бат мы добирались до Тапрайи - до своего дома. Потихоньку водители нас запомнили. И подвозили за сто пятьдесят бат без особых приключений. Сел в машину, погрузил в неё свои покупки. И через десять минут ты уже дома… Замечательно!
Однако, сейчас, в Чонбури, мы обходимся без такси. Нет, оно здесь тоже есть. Одну стоянку мы знаем точно - возле магазина «Сентрал Плаза». Здесь постоянно дежурят две-три машины. И - всё. Других такси мы не видели. 
А зачем они здесь? Полно же частных автомобилей. И людей, передвигающихся на своих двоих - только я и Юля. Другие почему-то не запоминаются. Или их на самом деле нет…
Да, и ещё - один раз мы превратились в «папу» и «маму». Водитель не такси, а тук-тука (трёхколёсного, настоящего) так нас привечал, что мы растрогались. И я заплатил ему лишние сто бат - поверх того, что ему удалось заработать. И он принял деньги с благодарностью. Хотя и удивился, что мы их ему заплатили.












             На снимках - наши контакты с таксистами и тук-тукерами. За все годы нашей жизни в Таиланде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий