воскресенье, 6 мая 2018 г.

Дождливая весна

У нас идут дожди. Из-за этого мы вчера не съездили в Банг Пхру – куда собирались накануне. И сегодня, в общем-то, писать не о чем… Хотя – что значит, не о чем? Писать-то можно о чём угодно. Например, о птичках, живущих вокруг нашего дома. Или об обезьянах, которых мы время от времени кормим орешками. Или о белках, которые попадаются нам во время каждой прогулки. Писать можно, действительно, обо всём. И я решил сегодня написать о… дождях. О самых обычных и необычных, о проливных и не особенно проливных, о весенних грозах и летних бурях. Короче, наша тема – дожди.

То, что в это время года дожди идти прямо-таки должны, не факт. В прошлом году, к примеру, их не было. И в позапрошлом. И в поза-позапрошлом. А четыре года назад – были. Потом снова не было.
Весенние дожди – дело случая. Они либо идут, либо не идут. Но при любом раскладе становится понятно – почему они, собственно, идут. Дело здесь в разнице температур, которые стоят над регионом. Над Китаем собирается зона сильного давления. Она сильно влияет над пространство над Таиландом. Здесь находится зона слабого давления. И постепенно она превращается в огромное дождливое облако. И начинаются дожди.
Эти дожди проходят не совсем обычно. Они начинаются часам к трём пополудни. Вокруг происходит движение облаков. Собираются грозные тучи. В небе гремит и сверкает. Это проблёскивают мощные молнии. Запоздало гремит гром. А потом начинается дождь… Или не начинается – если точка, где концентрируется вода, образуется дальше, чем над нашим местом. В этом случае мы говорим, что «Будда слегка промахнулся» (хотя он не промахнулся – это мы немного лукавим).
У весенних дождей различное время жизни. Обычно они живут недолго – около часа. Потом тучи разгоняются ветрами. Этот же ветер дует на землю, отчего та, спустя ещё час, полностью высыхает. И к вечеру непонятно – что над нашей местностью прошёл дождь. Разве что по бурной зелени, для которой дожди настоящее спасение.
Всё так – но не в этот раз. Сегодня дожди идут по-другому. Они начинаются точно так же – к трём часам дня. И заканчиваются поздно вечером. Почему так? Совершенно непонятно. Но какая-то причина для этого есть.
Есть причина и для силы дождя. Сейчас дожди идут от сильных до очень сильных. Слабый дождик – большая редкость. Опять же – почему так, непонятно. Возможно, что-то там, наверху, разладилось. А возможно, и нет. Мы не знаем. Но то, что раньше тайские дожди были время от времени такими же сильными, это вполне определённо. Дожди были сильными, а средств спасения от небесной влаги, по сути, не было вовсе.
Впрочем, тайцы дожди любят. Любят и даже им радуются. Обильные дожди приводят к хорошему урожаю. Но не в нашем понимании. Для нас дожди – сильные и не очень – это не только благо. Это очень большое благо, поскольку любая температура выше нуля для нас хорошая погода. Я бы даже сказал, что она отличная – если нет инея или снега. А его, действительно, нет. И странно было бы, если бы он был – при температуре в плюс 26-33 градуса по Цельсию.
Именно при таких температурах идут весенние дожди. Иногда, крайне редко, температура опускается до плюс 24 градусов. Но это бывает только ночью. А днём здесь всегда жарко. Замечу, для нас жарко. Для тайцев же, пожалуй, холодно.
Температура для тайцев только часть погоды. Другой частью является вода, которая проливается с небес. И солнце, которое во время дождя, понятное дело, прячется за тучами. Для нас, фарангов, спрятавшееся солнце значения не имеет. Мы не одеваемся – когда на улице нет солнца. На жару это действия никакого не оказывает.
Совсем иначе действуют тайцы. Они радуются дождю. Но при этом смотрят на то, что на дворе нет солнышка. И одеваются кто во что горазд. Так им, кажется, будет значительно теплее. Во всяком случае – никто не замёрзнет.
Отдельным пунктом является одежда для кошек и собак. Нет, какой-то серьёзной одежды они не придумали. Нет ни пиджаков, ни сюртуков. Но тёплые попонки, сшитые из ткани, из которой делают разнообразные пелёнки, у них есть.
Кошки реагируют на одежду однозначно. К чему какая-то одежда, если на улице не так уж и холодно? Да, и вообще, не в одежде мы на свет появились, не в одежде и закончим свой век… Свободу попугаям! В смысле – кошкам.
Совсем иначе ведут себя собаки. Они терпеливо сносят любые поползновения на своё здоровье со стороны людей. Если хозяин натягивает на тебя эту попонку, следовательно, он знает, что она, эта попонка, очень нужна. А если и не нужна, то собака вытерпит ещё и не такое издевательство. Лишь бы человеку было хорошо. Лишь бы он не расстроился.
Мы наблюдаем за поведением собак и восхищаемся их терпению. Это очень толерантные создания – когда речь идёт о людях. Толерантные и послушные.
Достаточно взглянуть – что вытворяют люди, садящиеся на свои мотоциклы. Я имею в виду – с многочисленными и очень разными собаками. Нас давно уже не поражают собаки, сидящие впереди или позади едущего человека. Но позади – это интересней. Позади они ни за что не держатся, а просто балансируют на сиденье. Люди, естественно, рулят мотоциклом. Удерживать равновесие своего мохнатого товарища им некогда. И он удерживает его сам.
При этом шлемов для собак выпускается всего ничего. Их мало кто покупает, и мало кто использует. И собака сидит на заднем сиденье, практически, не защищённая… Впрочем, от кого защищаться? От человека? То есть от бога, которому полностью доверяешь – даже если он неправильно рулит и стремится завалиться с мотоцикла в кусты? Так это же и хорошо. Главное – человек точно знает куда и как надо рулить. Остальное – дело техники.
Иногда мы видим, как на мотоцикле едут двое разодетых людей. Потом, когда приглядываемся, оказывается, что людей на мотоцикле едет ровно вдвое меньше. Вторая часть ездоков – это собака, на которую надет мотоциклетный шлем. И которая, вдобавок, рулит мотоциклом… То есть лапы у неё на руле. И полное убеждение, что рулит именно она – а вовсе не человек. Впечатление остаётся именно такое.
Так вот – о дождях. Во время дождей на многочисленных клонгах начинается настоящая рыбалка. Точно говорю – ловля рыбы и сопутствующих варанов… Нет, варанов здесь не ловят. Их даже почти не едят (говорю «почти», потому что точно не знаю). Но с ними сильно дружат и, пожалуй даже, любят.
С нашей точки зрения вараны - это помесь скромной ящерицы и дикого крокодила. То есть варан не создаёт ощущения опасности, как настоящий крокодил. Но и не вызывает скромного умиления – как ящерица.
 На взгляд Юли у варанов хищное прошлое. Мы много раз видели, как вараны охотятся на ничего себе рыб. Как заглатывают живую рыбу вовнутрь. И как рыба погибает в диких мучениях во рту у варана. Так вот, рыбы (по мнению Юли) это лишь часть их еды. Причём, незначительная. А основная часть – девушки… Ну да, наивные школьницы, которых вараны поедают десятками.
Я понимаю, что это утверждение требует доказательств. Но их нет – как нет и свидетельств хищности этих «маранов» (как называем их мы). Дело в том, что мы их побаиваемся. Причём, это я говорю о себе. Юля их просто боится.
Иногда мы называем «маранов» совершенно оригинально – «бараны». С нами бывает. И эти «бараны» ведут себя ещё хуже. Стараются улизнуть побыстрей от нас. Забираются на вертикальные стенки. И видят в нас несомненную угрозу своему «бараньему» племени… Хотя мы-то как раз угрозы не представляем. И можем этих «баранов» разве что испугать.
Так вот – рыбалка проходит прямо на клонгах, рядом с домами. Ловят на ничего себе удочки, оснащённые безынерционными катушками и блёснами. Какими именно – я по своей неопытности не спрашиваю. Но вижу, что дело нешуточное. Две-три рыбины рыболовы вытаскивают. А у кого-то улов оказывается в десять, а то и в двадцать рыбин.
Вопрос – можно ли этот улов есть? Наверное, можно. Дело в том, что клонги возвышаются над территорией, где нет абсолютно никакой промышленности. А если и есть, то следов от неё точно нет никаких. Рыбачь – не хочу. И тайцы с увлечением рыбачат.
А ещё они вылавливают во время отливов на море разнообразные ракушки. Так я называю (опять же по неопытности) разнообразных моллюсков. И, кстати, крабов, которых здесь видимо-невидимо.
Мы несколько раз наблюдали, как местные охотники барражируют свои наделы. Они обустроили себе этакие санки, которые тянут за собой, отталкиваясь от илистого дна ногами. За ними проходит две полосы – следы от санок. И следы отталкивающихся ног. В результате в ящиках оказывается много моллюсков и крабов… Но как это получается, мы пока не знаем. Попросту не видим, наблюдая процесс ловли издалека. Вот сподобимся когда-нибудь и заснимем этот процесс на плёнку. Тогда я расскажу всё поподробней.
Во время весенних дождей мы сидим дома и не высовываемся. Но однажды мы угодили под самый что ни есть ливень. Это случилось в начале дождливого сезона. Мы вышли на улицу прогуляться – в сторону ближайшего рынка. На небе собирались тучи. Но мы им не особенно доверяли. Туч было уже много, но под дождь мы не попадали.
В этот раз всё было иначе. Будда довёл нас до рынка. И - здесь отлучился. А мы, тем временем, купили всё, что нам было необходимо. И вышли из-под укрытия – по дороге домой.
И тут началось. Дождь как полил, что мы через пять минут оказались совершенно мокрыми. Мокрыми и… счастливыми. Именно это сочетание приходит в голову. Ничего другого я подобрать не могу.
Что такое – вода на одежде? Это вода на одежде. Точнее – столько воды, что ты уже немного водоплавающий человек. Странным образом ты ещё дышишь, причём, легко и свободно. А так, вообще, ты уже почти плывёшь, рассекая ногами и руками струи воды.
Вода при этом абсолютно тёплая. Тёплая и ласковая. И ты спокойно доходишь домой – даром что с тебя течёт вода. И дома ты стараешься снять с себя мокрую рубашку и мокрые брюки, чтобы нигде не намусорить и ничего не испачкать. Но ты и так ничего не испачкаешь. Это невозможно – ибо ты угодил под чистый и прозрачный дождь. И никакой грязи на тебя не прилипло. Она и не могла прилипнуть. Какая грязь – если твоё сердце поёт и радуется?
Вот так и получается – мы живём в мире, где полно и солнечных дней, и непогоды. Но непогода здесь имеет интересное происхождение. По сути, это самая настоящая погода, лишь кто-то придумал к ней эту приставку «не». А так – всё, в общем-то, хорошо. И ты можешь спокойно поставить этому непогожему дню зачёт. Словно ты сдал один несложный экзамен – на нормальную жизнь в этом замечательном мире.











             На снимках – фотография нашего ненастья. На втором снимке дождя не было, но он… должен был быть непременно. И другие обстоятельства наших прогулок по славному городу Чонбури.

Комментариев нет:

Отправить комментарий