суббота, 19 мая 2018 г.

На рынок за овощами

Вы ходили на ближайший рынок за овощами? А мы – ходили. Причём, вчера вечером. Не ахти прогулка, но большего мы позволить себе пока не можем. Причина – пошатнувшееся здоровье. Нет, всё нормально. Но пока, после возвращения из Бангкока, мы чуточку захворали. Разболелись ноги. И вообще, началась жуткая жара, да ещё и с ежедневными дождями. Короче, мы почти не выходим из дома. И только часа в четыре выбираемся купить что-нибудь поесть.

Кстати, саму еду мы уже давно не покупаем. Привыкали к еде долго, а отвыкли моментально – стоило лишь раз или два приготовить её самостоятельно. И тут же оказалось, что с едой мы постоянно поглощали определённое количество сахару. Ноги моментально прошли. И мы стали бы гулять – если бы не дожди.
Но дожди начинаются постоянно часов в 13 или 14. И идут примерно до 14-15 часов вечера. Потом нужно время, чтобы земля немного просохла. При этом земля подсыхает, но сильно нагревается. И мы идём по жаркой погоде на рынок. Как в парной бане.
Вообще, май самый жаркий месяц в году. Кто бы мог подумать? Именно в этот сезон ежедневно проходят бурные летние дожди. Причём, дожди эти не муссонные. Они распространяются не с моря, а с суши. И мы видим, как сгущаются облака, как собираются в огромные тучи. И как потом над этими тучами проскакивают молнии и гремит гром. 
Наша дорога на рынок – самый простой маршрут, который мы себе позволяем. Мы выходим из нашего кондо. Огибаем дом, рядом с которым вечером работает небольшой ресторанчик. И идём по дороге на рынок.
Эта дорога, в принципе, абсолютно прямая. У неё лишь один поворот – в самом начале. Зато он пологий и постепенный.
Тротуаров на дороге нет. Их не было в принципе – даже тогда, когда не было и самой дороги (в том смысле, что она не была рассчитана на движение автомобилей). Сейчас по этой дороге идёт весьма насыщенное движение. И мы идём навстречу автомобилям. Так легче идти – по той причине, что ты никого не задерживаешь… Ах, да – мы идём по противоположной стороне именно из этих соображений. Иначе за нами выстраивается длинная очередь, которая начинает двигаться со скоростью пешехода. И никто не сигналит – пока не обернёшься и не увидишь это безобразие.
Это главное несовпадение понятия «дорога» здесь и у нас. У нас, понятное дело, если пойдёшь по не той стороне, то никуда не дойдёшь. В смысле – угодишь непременно в морг. Это совершенно точно. А здесь – не угодишь, потому что здесь ценность человеческой жизни измеряется в совершенно иных величинах.
И ещё – я не помню ни одного случая, чтобы нас кто-то обидел. Да что там – обидел, просто даже слово резкое сказал. Здесь, в Чонбури, это исключено. В Паттайе, кстати, бывает – хотя мы там следили за переходом улиц и движением транспорта по дорогам.
Здесь всё иначе. Если по дороге едет транспорт и ты выходишь на обочину, автомобили автоматически снижают скорость и начинают двигаться с черепашьей сноровкой. Через некоторое время ты понимаешь, что чуть-чуть превысил свои права. Или что можешь пять минут отдохнуть. И ты шагаешь в сторону от дороги. И скорость движения тут же возрастает. Мимо проезжают автомобили. Всё становится нормально – до той поры, пока ты снова не ступаешь на дорогу. И не начинаешь двигаться по проезжей части.
Меня это в буквальном смысле завораживает. Я уже научился улыбаться, предлагая автомобилям уступить мне дорогу. Какого-либо ответного слова я от водителей не слышал. Только  - «да», «пожалуйста», «сколько угодно». И не оценить это сможет разве что слепой человек.
Мы выходим на дорогу и двигаемся по ней до самого рынка. Это совсем недалеко – всего километр. Но километр этот чуть длинней обычного километра. Он проходит мимо многочисленных домов, где живут люди. Мимо отдыхающих собак. Мимо стоящих мотоциклов.
На этот раз на обратном пути с рынка нас остановил пожилой таец. Он энергично замахал руками и произнёс «хэллоу». Я его понял. И произнёс в ответ – «хэллоу». Увы, больше я ничего по-английски не знаю… То есть знаю, конечно. Но не говорить, а просто – знаю. И толку с этого знания для меня немного.
Говорила с ним Юля. Она улыбнулась ему и поблагодарила его за приветствие. Человек этот спросил – из какой мы страны. Мы ответили. Он радостно улыбнулся.
В его голосе слышались нотки… какой-то заботы, что ли. И это несмотря на то, что он был самым простым полуголым человеком, а мы были кандидатом наук, мастером спорта и писателем в двух лицах. Несмотря на это в его голосе сквозило покровительство. И не оценить это было совершенно невозможно.
Он показал нам свою ослепительно белую собаку – рослую и красивую. Он сказал, что её мы можем не бояться. Она не укусит. Юля тут же нагнулась погладить её. И тут человек предупредил нас – мол, укусить-то она не укусит, но недовольство своё может выказать. Юля моментально застыла с вытянутой рукой. И потихоньку убрала её от собаки.
Когда пожилой таец понял, что мы готовы следовать его наставлениям, он улыбнулся ещё шире. И принялся что-то говорить, чего мы, к сожалению, не поняли.
Через минуту мы уже были далеко от этого места. Человек этот остался позади. А я всё вспоминал его и восхищался зрелому гибкому телу этого старика. Полуголому телу – на улице стояла жара в тридцать три градуса. И я уже был абсолютно мокрым. А старик – нет…
Этого человека я вспоминаю до сих пор. Почему? Потому что он был занят своей работой. И бросил её – как только мы подошли. Немного с нами пообщался (на дурном, но всё же английском языке). Улыбнулся. И… принялся трудиться дальше.
Через десять минут мы подошли к рынку. Он расположен слева от дороги – если идти от нашего кондо. Занимает две здоровенных площадки. Одну старую, не замощённую, но крытую крышей. И такую же, но новую, замощённую, с каменными прилавками и довольно широкую.
Эти два рынка торгуют всякой всячиной, которую нам надо здесь купить. Но вообще, они торгуют абсолютно всем, чем можно торговать на рынке. Есть даже универсальный магазин – здоровенный рынок на рынке. Он стоит чуть в стороне, под крышей. Точнее – под навесом. И здесь есть всё, что необходимо человеку на кухне или в хозяйстве.
Вот, к примеру, мы хотим купить нож. Самый обычный клинок с деревянной ручкой для нарезания мяса. Пожалуйста – проходите, выбирайте и покупайте. И готовьте деньги – от сотни, до двух или трёх сотен бат.
Ножей здесь огромное количество. Штук, наверное… триста. Или даже четыреста. Я не считал.
Есть и не ножи. Например, стаканы. Или кружки. Или тарелки. Есть экзотика вроде тёрок или поварёшек. Есть, в принципе, всё, что нужно в хозяйстве. И даже то, что там практически не нужно. Главное – чтобы у вас были деньги.
За первым рынком перед магазинчиками (точнее – перед ларьками) возвышается большой детский городок. Он резиновый и надувной. Его надувают, наверное, с утра. Во всяком случае, когда мы подходим к рынку, он всегда работает. И дети веселятся, съезжая по специальному настилу – горке, ведущей из внутренностей городка.
Да, кстати, а что за форма у этого городка? Ну, как же – разумеется, дракон… Кажется, дракон. Или какой-то змей? Он весёлый и совершенно безобидный. Дети с удовольствием его дербанят. И с ним от этого ничего не случается.
Вокруг рынка находится масса любопытных заведений. Нет, не тех, где пьют – таких заведений мы здесь не видели вообще. Жилых домов – это прежде всего. Магазинов рядом с рынками и в отдалении от них. Наконец, крупных (в меру, конечно) заведений, где торгуют тем же, чем в серьёзных магазинах – «Биг-Си», «Теско Лотус», «7-eleven». Наверное, есть ещё какие-то магазины, но мы в них пока не заходили. А зачем заходить, если всё, что нам надо, продаётся на рынке?
В этот раз мы купили яблок… Да, самых обычных яблок сорта «Фуджи». Они дорогие. Те, что мы берём, стоят по 10 бат за яблоко. Мы берём 10 яблок и платим 100 бат.
Всё правильно. Но в прошлый раз мы пришли на рынок и не нашли яблок. Они были лишь у одного человека – в самом начале рынка. И стоили по 13 бат за штуку. Мы их и взяли. Они оказались очень крупными и сладкими (в отличие от обычного сахара это яблочный сахар мне вроде бы не вредит).
Когда мы подошли, этот человек заулыбался. И мы поприветствовали его. Но яблоки купили у своей продавщицы – которая на этот раз пополнила свой товар.
Никто не сделал серьёзное лицо. Никто не обиделся. Люди просто покупают товары. И в этом деле обид, как известно, не бывает. Мы помахали руками человеку, торгующему яблоками. Он помахал нам. И понял, что мы идём к другому продавцу… Ну и ладно. В следующий раз придут.
Я оглянулся. Этот человек улыбался. Надо же…
Потом мы прошли к рядам, где торгуют зеленным товаром – всякой травой. И здесь увидели… разнообразные грибы. Много грибов. В больших пакетах – вдвое больших, чем магазинные. И таких же свежих.
Грибов мы взяли три упаковки – на 60 бат. А пусть, думаем, будет. Не испортится – поскольку сегодня мы, практически, живём на грибах. И будем есть их на ужин.
Потом, следом за грибами, мы вязли зелёной травки (я не знаю её названия). Её Юля добавляет в мясо. Получается изумительная штука. Очень вкусная… Стоимость – 10 бат.
Потом взяли шпината. Мы его редко сейчас берём. Решили сделать перерыв между приготовлениями шпинатных оладий. И теперь потихоньку возвращаемся к старой практике. Стоимость шпината – тоже 10 бат.
Здесь всё стоит по 10 бат. Ну, или по 20. Например, орехи мы купили по 20 бат за пакет. Но не пакетик, а пакетище. Огромный, как ничего себе полиэтиленовая сумка. И орехи оказались так хороши, так вкусны, что попробовав один орех, я едва ни проглотил собственный язык. И мы заказали не один, а два пакета орехов.
Человек, продававший орехи, тут же улыбнулся и попытался переброситься с нами парой слов. Увы, он почти не знал ничего по-английски. А мы не знали по-тайски (впрочем, по-английски тоже). Поэтому наш разговор заключался в жестах и массе улыбок.
А потом мы направились домой. И прошли мимо того полуголого старика, который расхваливал нам свою собаку…
Вот так - день ото дня мы и живём. Утром встаём, трудимся. Потом наступает время дождя. Потом земля немного просыхает. И мы идём на рынок. Или в магазин. Или просто гулять.
Всё очень просто. Есть мы и есть они. Они живут. И мы живём. И каждый из нас ничуть друг другу не мешает. Скорее – напротив.















            На снимках – фотографии нашего последнего путешествия в Бангкок. Никак этот город не идёт из головы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий