суббота, 5 мая 2018 г.

Имени правды

Проблема остаётся одна – можно ли описывая тайские реалии, оставаться абсолютно правдивым человеком, у которого по любому поводу с языка не слетает всякая ерунда? Или, напротив, этот край настолько хорош, что как ни пиши, а ерунды этой избежать не получается? Интересно, правда? Насколько я правдив, описывая свою жизнь? И насколько правдива Юля, которая в той или иной мере присутствует в каждом посте блога – как предвзятый читатель и как оценщик самой правды?

Этот вопрос, если честно, мне ни разу не приходил в голову. Все эти годы я пишу так, словно ничего другого в жизни делать не приходилось. То есть сажусь за стол дважды в неделю. И пишу великолепный (с точки зрения правды) текст.
Совсем другое дело – как этот текст выглядит с художественной точки зрения. Здесь я не могу ничего сказать, ибо оценивать это могут другие люди. Даже Юле не дано это право. Даже ей – моему самому доверенному критику.
И всё-таки – сколько правды в моих текстах? Как оценить это, скажем, в процентах? Напиши, что правды в моих текстах на уровне 90 или 95 процентов, и вы… не поверите. Верно? Что значат эти проценты? А оставшиеся 5 процентов – неправда? А тем более – 10 процентов.
Нет, правда оценивается не в процентах. Когда ты описываешь какую-нибудь историю, ты перечисляешь сопутствующие обстоятельства и свои ощущения. Возникает на какое-то событие, скажем, отвращение – описываешь отвращение. А если возникает положительная реакция – описываешь положительную реакцию.
Между отрицательной и положительной реакциями существует масса промежуточных значений. Им тоже есть место в моих текстах. Допустим, я отреагировал, в общем, отрицательно, но в целом – положительно. Так и пишу – мол, это ерунда, но не полная, а частичная. А так, в целом, всё нормально – как ни крути.
Или наоборот – описываю какое-то событие, о котором осталось хорошее мнение. Но есть в нём небольшая червоточинка. И я пишу, что всё замечательно (если не обращать внимания на кое-какую ерунду, которая вовсе не превращает событие в полное ничтожество, но изрядно его портит).
Вот так я и лавирую между положительным и отрицательным мнением, пытаясь быть максимально правдивым. Получается ли у меня? Думаю, что получается. А что выходит на самом деле – судить вам…
На этой неделе мы пропустили один загадочный праздник, который проходит в нетуристическом формате. Он идёт три дня. Сегодня, стало быть, второй день. Праздник этот сопровождается парадом, который мы не увидели. И когда посмотрели фотографии с него, то не узнали тех улиц, по которым гуляем.
Но одновременно мы заметили, что в городе было намного меньше людей, чем обычно. Поначалу мы на это почти не отреагировали. Мы ждали, что рядом со зданием суда появятся новые постройки – рынка или чего-нибудь ещё. Но ничего не появилось.
Мы прошли до вечернего рынка. Не заглянули на него. И прогулялись до моря… Кстати, на море был такой отлив, что даже удивительно.
Днём шёл дождь. И в каналах, что пересекают город, было полно воды. А в местах, где каналы впадают в море – пусто. Совсем пусто. Уровень понизился более чем на метр… Удивительное, если честно, зрелище. Мы к этому никак не можем привыкнуть.
Так вот – это событие называется… мы не знаем, как оно называется по-русски. А по-тайски называть пока (скажем так) стесняемся. Поэтому оставим неопределённое название – «какой-то загадочный праздник». И опишем его через год – когда он будет справляться снова. В начале мая, 4 числа.
На самом празднике («на каком-то загадочном празднике») было настоящее шествие наряженных людей с шарами и какими-то транспарантами. Мы внимательно приглядывались и не увидели признаков какой-то «солидарности труда». Из чего делаем вывод – это не первомайская демонстрация. Но какая именно, мы пока не знаем.
А ещё на этой неделе мы ходили на наш ближайший рынок. Мы на него ходим в том случае, если нам надо что-то купить. Дело в том, что этот рынок по многим показателям является самым богатым и самым дешёвым рынком из всех, что находятся в шаговой доступности.
На рынок этот мы ходим особенной дорогой – вокруг района. То есть идём по Сукхумвиту до улицы, поворачивающей направо. Идём по ней до огромного (действительно, очень большого) строительного магазина. И здесь поворачиваем снова – направо. И идём по этой улице до самого поворота… направо. Туда, где вскоре начинается наш рынок.
После рынка мы поворачивали направо и шли по окружной дороге домой. Но с недавнего времени мы эту затею оставили. И ходим по прямой – экономя метров триста-четыреста.
Причина этой экономии банальна. Нас достала одна собачка, которая непрерывно лает. Одна из, примерно, десяти собак. Остальные собаки съедают то, что мы приносим. И даже дают поласкаться. А эта, зараза, ни в какую. Что приходит ей в голову, непонятно.
Короче, мы подумали и решили, что лучше мы будем обходить эту собаку. Ну её к чертям. Не понимает хорошего отношения к себе, и не надо. Дурного отношения мы к ней не питаем (не говоря уже о каких-то ужасах, что видятся в её голове).
У этой дороги есть свои недостатки. Эта дорога довольно тесная – даром что короткая. Длины в ней – всего один километр. Но идти по ней следует осторожно. Слишком много машин проезжает мимо. А тротуаров на дороге – увы.
С тротуарами история такая. В Азии их не было вовсе. И они никому не были нужны. По дорогам проезжали неторопливые брички, запряжённые быками. Ну, или низкорослыми лошадками. В основном, по дорогам ходили пешие люди, которым достаточно было одной полосы.
Потом наступила прогрессивное время. Возникли автомобили. Дороги стали расстраиваться. Появились хайвэи и многочисленные развязки. Но тротуаров, увы, не появилось. Оказалось, что они не нужны людям – поскольку все, абсолютно все сели на автомобили.
Одни мы тащимся по узенькой (но хорошо бетонированной) дороге, уворачиваясь от автомобилей… К слову – уворачиваться нам не приходилось ни разу. Здесь так заведено – если на дорогу ступает фаранг (да ещё и бородатый, как я), то жди беды. Все автомобили её и ждут – уступая дорогу тому, кто идёт пешком. То есть нам.
Других вариантов практически нет. Но вот это - «практически» - меня и беспокоит. «Практически» - это означает, что кому-то захочется проехаться по нашим ногам. И это будет очень неприятный момент, как ни крути. Впрочем, надеемся, что этого не произойдёт.
Возвращаясь с рынка домой, мы проходим мимо столика, за которым сидит пожилая женщина. Она торгует бананами. И делает это своеобразно. Она предлагает свой скромный товар довольно бесцеремонно. Поначалу мы покупали у неё эти бананы (для Юли, не для меня). Но потом перестали. Женщина вроде бы не сердится. По-прежнему предлагает нам купить бананы, но делает это деликатней, чем обычно. То есть при этом дико не смеется и не гримасничает. А попросту предлагает – и всё. Мол, покупай, чего уж там… Но мы по-прежнему противимся. Не наш товар – ей-богу. И как ты ей это объяснишь?
Теперь о самом рынке. Он - шикарен. Огромный, населённый самыми экзотическими овощами и фруктами. Самыми ходовыми товарами. И одновременно самыми дешёвыми.
Взять, к примеру, пальмовое масло. Юля нашла литровые пакеты, наполненные пальмовым маслом. Чистейшим, следует заметить. И очень вкусным.
Это пальмовое масло стоит (вы не поверите)… 30 бат. За литр! При этом оно выпущено на заводе, но в тайском оформлении. Мы однажды взяли его. И решили всегда брать именно его… Впрочем, у пальмового масла – у того, что продаётся в магазине «7-eleven», цена ещё ниже. А вид – ещё, скажем так, «фабричней». Оно стоит 26 бат. Ё-моё – обалдеть! Мы будем брать только это масло… Точнее, то, которое нам захочется. Захотим взять на рынке – возьмём на рынке. А если в «7-eleven», то возьмём здесь.
Или взять грибы. Это абсолютно наш продукт, который мы едим каждый день вот уже три с лишним года.
Так вот, грибы на рынке есть какие угодно. Все они стоят по двадцать бат (напишу цифрами – 20 бат) за пакет. В магазинах они стоят… тоже 20 бат. И в ресторанчиках, где из грибов делают всякие вкусности, они стоят… тоже 20 бат.
Я не знаю, может в ресторанчиках грибы разложены в меньшие пакетики. Это неизвестно. Но стоят они абсолютно одинаково – что в магазинах, что на рынках, что в ресторанах… Напишу так – в дешёвых ресторанах. Других здесь и не бывает.
Мне совершенно непонятно – на чём тайцы делают свой бизнес. Чем зарабатывают на жизнь, продавая свои грибы. Но чем-то всё-таки зарабатывают, верно?
А грибов здесь продаётся… видов двадцать. Или даже двадцать пять. Мы попробовали далеко не все. Но те, что попробовали, оказались изумительно вкусными.
Они, эти грибы, намного вкусней, чем наши отечественные грибы. Хотя из всех грибов мы опознали только одни – вёшенки. Они тоже здесь продаются. Но их-то как раз и немного. В основном здесь в ходу совсем другие грибы.
Как они упакованы – в магазинах? В аккуратные целлофановые пакетики. Словно в них, в пакетиках, они и растут.
Грибы всегда свежие… Нет, они наисвежайшие. Самые свежие из всех возможных. Если на одном грибке появилась червоточинка (что невозможно в принципе), их тут же отбраковывают. И продают за 10 бат пакет. Но это бывает очень недолго – не потому, что их моментально разбирают, нет. Их тут же подвергают дальнейшей обработке. И снимают с продажи.
Во всяком случае, грибы в магазинах и на рынках бывают всегда только свежие. Свежие и очень вкусные.
Теперь о том, как их преподносят потребителям… Во-первых – когда именно. Их продают сразу после срезания с грядки – максимум, через час. И продают, пока не пройдёт несколько часов. Потом грибы начинают портится. И их частично уценивают, перекладывая на другие прилавки. Или снимают с продажи.
По нашим оценкам списывается таким образом процентов тридцать или сорок грибов. Зато остальные – продаются. И это полностью окупает затраты на их логистику.
Во-вторых – какие грибы. В продажу поступают все грибы абсолютно. Заметим – азиатские грибы. То есть очень чистые, очень красивые и очень вкусные. Принципиально невкусных грибов – каких-нибудь «деревянных», неароматных – мы не встречали вообще.
В-третьих – в какое время года. В любое. Мы сами удивляемся – как это получается. Но грибы выращиваются постоянно на специальных закрытых грядках. И урожай приносят тоже постоянно – круглый год.
Вот так обстоит дело с грибами… А есть ещё всегда свежее (и тоже очень дешёвое) мясо. Есть хлеб. И масса всего-всего, что можно есть. И всё это продаётся, в буквальном смысле, за три копейки.
Вот и ходи после этого на наш рынок. С деньгами или без – никогда не останешься хотя бы без краюхи хлеба, плошки риса или какого-нибудь шашлычка.











            На снимках – наше путешествие на рынок. И не только на рынок, поскольку мы ходим всегда и везде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий