воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Новый год по-китайски

И вот – наступил Новый год… Заметим, второй Новый год. То есть китайский. Как он проводится? И почему каждый год его дата отличается от даты предыдущего Нового года? Что отмечается на Новый китайский год? В чём отличия от тайского Нового года? А от европейского? И вообще – как его отмечать, этот Новый год? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, возникающие вокруг Нового года.

Но перед тем, как начать своё повествование, отвечу на письмо одного болвана, опубликованное в блоге, с которым я неожиданно для себя начал слегка «враждовать».
Таиланд – исключительно негрязная страна. Жители его очень добродушны. Противостоять им – всё равно, что противостоять собственной матери. Это основные моменты, с которыми я не согласен в вашем письме. Остальное – несущественные детали.
Вы приехали в другую страну и занялись тем бизнесом, который в Таиланде для фарангов находится под категорическим запретом. Естественно, что с вами тут же начали бороться. И я бы начал бороться. И любой бы человек начал бы с вами бороться. Вы перепутали две страны - страну для людей (то есть Таиланд) и страну для воровства (не будем указывать, о какой стране я говорю).  
И вообще – всё, действительно, очень плохо. Здесь очень дорогое жилье. Здесь абсолютно невкусная еда. Здесь очень грязные и мстительные тайцы.
Уезжали бы вы отсюда. И больше никогда сюда не приезжали. Эта страна не для вас, дружище. Вы правы.
Остальным – добро пожаловать в Таиланд! Эта страна – самое счастливое место на Земле. Все, кто приезжает сюда хотя бы на две недели, заболевает Таиландом. А те, кто не заболевает, составляют категорическое меньшинство, которое можно даже не учитывать. Этим людям будет плохо везде. И… на этом закончим.
Итак – Новый китайский год. Он отмечается по лунному календарю. Поэтому дата Нового года по солнечному календарю сильно отличается. В прошлом году китайский Новый год отмечался в конце января. В этом – в середине февраля. И так далее (я попросту не знаю, как обращаться с лунным календарём).
Кто его отмечает? Все китайцы, без исключения. В том числе и наши, тайские китайцы. Но, поскольку китайцев тут много, а тайцы, по сути, являются смесью тайцев и китайцев, Новый год отмечается на равных – как китайский, так и тайский. Впрочем, тайский Новый год отмечается абсолютно всеми, а китайский – всеми, но, скажем так, не всегда. В этом и заключается главное отличие.
 Теперь об европейском Новом годе. Я не знаю почему именно, но европейский Новый год отмечается всеми тайцами, всеми не-тайцами (то есть фарангами) и даже русскими (замечу – включая сильно пьющих русских). То есть он отмечается абсолютно всеми, без исключений и без каких бы то ни было допусков. Это главный Новый год в стране.
Потом идёт тайский Новый год. Он отмечается по лунному календарю в апреле месяце (уж не знаю, как именно – наверное, намечаются какие-то дни). Во время тайского Нового года все обливают друг друга водой и веселятся. На наш взгляд это действо получается как-то не особенно хорошим. Но – посмотрим. Вдруг мы что-то пропустили? Вдруг тайский Новый год окажется самым весёлым праздником?
Китайский Новый год находится примерно посередине между европейским и тайским Новыми годами. И в эти дни здесь разминаются все, кто живёт в этой дивной стране (включая и нас, фарангов). Поэтому китайский Новый год отмечается не так ярко, как европейский, и не так весело, как тайский. Но в любом случае – отмечается.
Какой это год? Год «рыжей собаки» и 2561 год Будды. Но, поскольку буддизм в Китае существует наряду с другими религиями, этого года в китайском календаре, практически, нет. И наступление 2561 года страна отметит во время Сонгкрана – то есть тайского нового года.
Из чего состоит праздник китайского Нового года? Он включает в себя 15 праздничных дней (и является самым долгим праздником из всех, что отмечаются на нашей планете). В первый день – то есть в пятницу 16 февраля – наступает время посещения пожилых родственников. Все навещают своих дедушек и бабушек. День насыщен миролюбием и примирением.
Второй день – 17 февраля – время поминовения ушедших. В этот день зажигаются поминальные огни. И все относятся с особенным вниманием к собакам. Дело в том, что этот день считается Днём рождения этих животных. В этот же день женщины покидают свои дома, чтобы навестить ближайших родственников.
Далее – третий и четвертый день. В эти дни к родителям жены приезжают и их мужья. Дело в том, что этот день считается днём уважения родственников.
На пятый день празднуется рождение китайского Бога Благополучия. В этот день готовятся пельмени с разнообразной начинкой.
С шестого по десятый день наступает время посещения дальних родственников. Все разъезжаются по деревням и небольшим городкам, где и продолжают праздновать Новый год.
На седьмой день отмечается ещё и День рождения всех людей. На этом празднике каждый может прибавить к своему возрасту год. И ещё - все едят лапшу и рыбу, как символы долголетия и успеха. В этот же день пьют специальный напиток, приготовленный из семи овощей.
На восьмой и девятый день все собираются за праздничным столом и воздают молитвы Императору Небес.
Ну, и наконец на пятнадцатый день проходит заключительный Фестиваль Фонарей. Во время этого фестиваля около домов зажигают свечи, чтобы осветить дорогу заблудшим душам…
Вот такой список торжеств. Здорово, правда?
Мы, на самом деле, не празднуем, практически, ничего из вышеописанного. Но мы и европейский Новый год отмечаем постольку-поскольку. Нам интересней наблюдать жизнь.
Правда, мы не делаем того, что настоятельно не рекомендуется делать на Новый год. Например, ругаться и выяснять отношения. Либо одалживать деньги (и не отдавать старые долги). Покупать обувь (которую мы приобретаем редко – раз в год или даже в два). Пользоваться ножами (они у нас крайне тупые). И так далее.
А вот стричься и мыть голову – это мы делаем и на Новый год. Мы так устроены, что если не помоешь разок голову, она станет грязной. И это будет крайне неприятно (причём, не только для нас самих).
В пятницу, в самый разгар китайского Нового года, мы прошлись по своему маршруту «к морю». И по дороге увидели необыкновенную картину. По Сукхумвиту проехал мотоцикл. Пассажир этого мотоцикла держал в руках огромный целлофановый мешок. А в мешке сидела… здоровенная змея. Скорее всего, питон.
Увидев эту картину, мы в изумлении застыли. Надо же – змея… Мы боимся змей. И тот человек, что держал этот мешок, тоже их побаивается. Но ему нужно отвезти змею в лес и отпустить её. А нам этого делать было не нужно.
Знаете, что мы сделали, увидев змею? Заорали? Нет, мы тихо про себя крякнули – словно видели этих змей невообразимое количество раз. На самом деле мы видели змею такого размера, разве что, в зоопарке. И как её перевозят – в мешке, на обычном мотоцикле без коляски – мы увидели впервые в жизни. Мы просто сдержали свои эмоции.
А что вы хотите? Мы живём в Тае. И потихоньку перенимаем их отношение к жизни. Нам Тай кажется богоизбранной страной, в которой нет ни притеснения людей, ни несправедливости, ни человеческой вражды. То есть всего того, что есть в других странах.
Я понимаю – мне это лишь кажется. Но с каждым днём это убеждение лишь закрепляется. И сейчас, когда время нашей жизни приближается к отметке семи лет (обалдеть!), мы, пожалуй, в это уже вполне верим.
Короче, мы отметили китайский Новый год. И на всех парах приближаемся к тайскому Новому году. Что ждёт нас на этот праздник?
Я думаю, что он будет очень и очень хорошим. Ведь мы живём не в Паттайе (дай бог ей здоровья и процветания). И жить там больше не собираемся. Более того, мы постараемся никогда больше туда не приезжать… Ну, это как получится, конечно. Но то, что мы постараемся – это вполне определённо.
Так вот, на этот тайский Новый год мы выйдем из дома и будем в гуще событий. Да, мы намеренны устроить самые настоящие «обливалки». Выйдем на какую-нибудь улицу Чонбури, например, где-нибудь возле Сукхумвита. И в самый разгар поучаствуем во всеобщем веселье. А почему бы и нет? Нас-то специально никто обливать не собирается? Значит, наши уши будут в полном порядке. Короче, посмотрим – что и как.
О других событиях. Съездив в Чаченгсау, мы отметили тем самым начало китайского года рыжей собаки. И сами того не заметили, как перевалили в другую эпоху – в собачью.
В самом Чаченгсау я собак особо не заметил. Не потому, что их там нет, а потому, что совершенно забыл – о каком моменте нам следует думать. На самом деле собак в Чаченгсау полным-полно. И не только там. Их полно и здесь, в Чонбури. И в соседних городках – например, в Банг Саене.
Кстати, Банг Саен – место, где живут обезьяны. А как там живётся собакам? Вы знаете, неплохо живётся. Они бродят по дороге такие же осоловелые и сонные. Думаю, на них влияет атмосфера пляжей и огромного количества еды. И то, и другое влияет и на людей, но не в такой степени, как на собак. Это вполне определённо.
Так вот, с наступлением года Рыжей Собаки мы, фаранги, говорим всем тайским собакам – мы будем любить вас ещё больше. И не только любить, но и подкармливать вас всякими вкусностями (вроде свиных рёбрышек). Мы уже знаем, что вам нравится, а что нет. Остальное дело техники.
И с вашей стороны, товарищи собаки, нужно проявлять к нам чуточку снисхождения. Просто немного потерпеть, пока мы доберёмся до каждой из вас. И каждую из вас непременно погладим. А кому-то достанется сладкая куриная косточка… Точно говорю. Прямо-таки обещаю.
Мы к этому абсолютно готовы. И смотрим на вас с большим интересом… Впрочем, они тоже смотрят на нас. И тоже проявляют некоторый интерес.
Всё в этом мире взаимосвязано. Ты гуляешь по улицам Чонбури. Здороваешься с людьми и с их собаками. Люди тебе улыбаются и отвечают. Отвечают и собаки, но поначалу сварливо – словно мы нарушаем равновесие в их жизни. Но потом выясняется, что нет, не нарушаем. И собаки успокаиваются. И потом, вместо раздражённого лая, мы видим помахивание хвостом. А потом даже слышим заливистый радостный лай… Нет, этого пока не случается.
Да, местные собаки - это такая особенная порода. И у этой породы есть свои собственные отношения и с жизнью, и с едой. С едой особенно (Карат с небес десять раз переплевался, глядя на этих зажравшихся собак).
Удивительно, но все местные собаки ужасно толстые. Прямо-таки настоящие жиртресы. Но мы их любим и такими. И говорим – «дай, Джим, на счастье лапу мне». И они – дают.











         На снимках – китайский новый год. И удивительные тайские собаки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий