пятница, 1 февраля 2013 г.

Дорогие мои москвичи

Время от времени в Паттайю приезжают наши знакомые и знакомые наших знакомых. Мы встречаемся с этими людьми, рассказываем о Таиланде, о нашем житье-бытье. Угощаем гостей мороженым или кофе. Выслушиваем их рассказы о России. Нам интересно, что происходит в стране, где мы родились и прожили большую часть жизни. Мы переживаем за нашу родину. Мы её любим.
Я понимаю - слова получаются пышные. Но как иначе выразить наши чувства? Соврать, что нам совершенно всё равно? Нам не всё равно. Нам настолько не всё равно, что если в России произойдёт хотя бы тысячная доля изменений, о которых мы мечтаем, жизнь за тридевять земель тут же завершится. И мы вернёмся домой. Но пока возвращаться некуда. Два года назад мне было тяжко там дышать. Сегодня воздуха нет совсем. Ни воздуха, ни света. Одна непроглядная темень. Я ощутил её во время последней поездки в Россию…
Но - ладно. Что говорить о том, чего не можешь изменить? Жизнь коротка. И я совсем не хочу тратить её на войну с ветряными мельницами. У меня другая задача. И у Юли. Нам надо успеть прожить то, чего мы пропустили. Написать, что хочется, посмотреть, чего не видели. И так далее.
Я уже говорил, что меня не мучают приступы ностальгии. Я родился в «правильном» месте, чтобы страдать от этой ерунды. Моя малая родина - Крайний Север. Город Инта. Среди читателей «Заповедника» есть мой одноклассник - Александр Крутенёв. Привет тебе, старый бродяга! Я помню тебя. И жду хотя бы короткой весточки… Так вот, Саша не даст соврать, что наша Инта - один из остовов сталинского ГУЛАГа. Место, где отбывал срок мой отец. Разумеется, безвинно. Я не знаю, чем запомнилась наша Инта Александру, но в моей памяти остались яркие вспышки недоумения. По этой улице под конвоем водили моего отца. А здесь был женский лагерь. А здесь зеки строили железную дорогу. 
Я покинул Инту в последний день 1994 года, 31 декабря. И никогда в неё не возвращался. Сейчас, когда от шахтёрского города у Полярного круга остались рожки да ножки, уже и подавно не вернусь. Мне трудно любить этот город. Даже тот, что остался в детских воспоминаниях. Но - остался. От этого не избавишься.
Прожив на Крайнем Севере с долгими перерывами (на армию, учёбу) 34 года, я по горло сыт русскими «северами». С меня хватит. Остаток жизни я хочу прожить в тропиках, чтобы уравнять температурный баланс. Тогда у последней черты в моём прошлом будут среднестатистические плюс 24 - самая комфортная для жизни температура.
Я не вспоминаю Инту. Разве что иногда. Она приходит ко мне во снах. Или на рассвете - когда уже не спишь, но ещё и не бодрствуешь. Как ни странно, вспоминаются только хорошие моменты. Инта - моё детство и юность, первая любовь и постижение мира. Инта была красивым, уютным городком. Во всяком случае, мне так казалось. И ещё - многонациональным. В наш дом приходили разные люди. Это были друзья отца. Евреи, украинцы, молдаване. Русские, татары, коми. Моим лучшим другом в младших классах был чуваш по имени Радик Спиридонов. Потом семья Спиридоновых уехала на родину. И Радик выучился на военного.
Почему я вспомнил об этом сегодня? Потому что вчера мы провели вечер с нашими юными друзьями - дочерью и зятем приятельницы Юли. Очень, очень хорошие ребята. Чистые совсем. Внимательные. Умные. Нам они понравились настолько, что мы проболтали с ними три часа. Во французской кафешке на Южной улице - за банановыми коктейлями и кофе. 
Эти ребята меня очаровали. И я в очередной раз изменил принципу «больше слушать, чем говорить». Я старался рассказать нашим друзьям о Таиланде всё, что успел узнать об этой стране. Увлеклась и Юля. Мы сильно утомили ребят своими рассказами. И с радостью услышали, что Таиланд лёг им на сердце, заинтересовал и даже полюбился. 
Я сразу заметил, что у парня не всё в порядке с зубами. Потом выяснилось, что передних зубов у него просто нет. Их выбили незадолго до отъезда в Таиланд (чуть ли ни накануне)… Я сказал этому мальчику - не беспокойтесь, здесь вас никто не обидит. Напротив, всё будет хорошо. Таиланд - страна «для людей». И он ответил, что они уже это заметили.
Только что узнал, что ребята уже вполне взрослые, самостоятельные люди. Скоро им будет по «тридцатнику». А мне они показались совсем молоденькими - лет по двадцать. Как же я рад за них. За то, что у них ещё столько времени впереди. И столько надежд, в которых они ещё не разочаровались.
Неизвестно, увидимся ли мы ещё до их отъезда. Поэтому передаю им пожелания в этих заметках. Я знаю, что они будут читать «Заповедник». Будьте счастливы, друзья. И не расставайтесь. Никогда. Я уверен, что вы ещё приедете в Тай. Эта страна мало кого отпускает. Вас уже точно не отпустит... 
Вчера мы возвращались из школы под дождём. Он моросил совсем как у нас, в России. Правда, был тёплым и совсем не противным. 
Мы шли непривычной дорогой, которой не ходили тысячу лет. И вдруг увидели, что мир вокруг нашего дома изменился. Где-то появился новый дом. Где-то снесён старый, в котором совсем недавно жили люди. Зачищены от растительности пустующие участки земли. По пустырям трактором раскатан жёлтый песок. Участки явно готовятся на продажу. Но участков слишком много. И они пустуют уже, как минимум, два года. Вряд ли их купят в ближайшие недели или даже месяцы. Хотя… кто знает?
Пустующей земли в Паттайе на удивление много. Она есть даже в центре, на первой линии от моря. Самые, казалось бы, лакомые кусочки. Но покупателя не находится. Да и селятся туристы охотней на некотором отдалении от шумных улиц. Поэтому новые отели строятся в укромных тихих закутках. 
Мы с некоторой тревогой наблюдаем за пустующим участком под нашим балконом. Если на нём начнётся стройка, нам придётся несладко. Шум, гам, пыль. С другой стороны - мы сможем наблюдать за строительством прямо с балкона. Настоящее реалити-шоу «Тайцы строят дом». Только картинку и звук не выключишь…
Завтра мы едем в Бангкок. Это уже не первая, не вторая и даже не третья поездка в Город Ангелов. Какой-либо конкретной цели мы перед собой не ставим. Нам не нужны магазины, какие-то определённые достопримечательности или консульство РФ. Мы просто хотим погулять по Бангкоку два дня. И выбрали для этого район Каосан, который пока не знаем. 
Вчера я забронировал в Бангкоке отель. Я сделал это через сайт «Агода». Очень хорошая служба, которая нам помогла два года назад - когда мы перебрались в Таиланд. Тогда я забронировал номер в отеле Паттайи. И всё получилось. Получится и сейчас.
Отель выбрали недорогой, крохотный (всего 8 номеров) и с виду уютный. Единственная проблема - номер для некурящих. А я курю. Буду выходить на балкон или на улицу. Ничего страшного. 
Что мы хотим посмотреть на Каосан роуд? Всё, что увидим. Ресторанчики, бледнолицых бэкпекеров, сувенирные лавки. Резвящуюся молодёжь, почтенных стариков, обитателей Бангкока. Возможно, заглянем в какой-нибудь музей. Чего-нибудь такое осмотрим, чтобы было о чём рассказать.
Но вряд ли зайдём в буддистские храмы. Меня они слегка утомили. Смотреть на людей, общающихся со своими богами, неудобно. Дело сугубо интимное. А тут мы со своими фотоаппаратами. Нехорошо.
И потом - как я ни всматриваюсь в храмы самых разных конфессий, но свидетельства существования бога не замечаю. При этом я не отрицаю, что наш маленький Будда, утвердившийся в деревянной плошке рядом с холодильником, существо вполне реальное (хотя, и насквозь деревянное). Мы относимся к нему с глубоким почтением. Он выполняет наши мелкие прихоти, а с большими мы к нему и не лезем. Но мы в него не верим. Вот, не верим, и - точка… А он в нас верит. И помогает, как своим.
Я не знаю, что делать со своим атеизмом. Те, кто когда-то способствовал моему безбожию, сейчас разбивают в молитвах лбы. Я помню тройку по научному атеизму, которую мне влепила профессорша кислых щей. Сегодня она входит в какую-то секту и пугает народ концом света. Ей уже много лет. А как была овцой, так ею и осталась.
Религия нужна страждущим и слабым - для успокоения сердца и защиты от невзгод. Религия нужна мерзавцам - для оправдания подлостей, которые они совершают. С совестью же ничего не поделаешь - даже с совестью подлеца.
Мне религия ни к чему. Я не боюсь смерти и каких-то потусторонних кар. Но я понимаю причины, по которым люди обращаются к богу. И отношусь к верующим с уважением. 
Я бывал в буддистских храмах только во время первых поездок в Таиланд. Но с момента переезда на постоянное проживание в эту страну я в храмы не заходил ни разу. Мне кажется неэтичным рассматривать молящихся людей и их святыни. И потом - я знаю, что Будда выполнит всё, что я попрошу. Поэтому и не хочу что-либо просить. Того, что нам нужно, мы добьёмся сами. А то, чего хочется попросить, он выполнить не сможет. 
Мы, скорее всего, не станем заходить в столичные храмы. Но не зарекаемся. Захочется - посетим. Здесь всё зависит от настроения и неуловимых желаний. Я и Юля давно живем в этом удивительном ритме - когда большинство поступков диктуется моментом. Мы следуем правилу «левой ноги». Чего она захочет, то и делаем. И, начиная вечернюю прогулку, понятия не имеем, куда направимся. Добираемся до ближайшего перекрёстка. И поворачиваем либо к Джомтьену, либо к центру города. И так с каждым перекрёстком. И не только во время прогулки.
Жить, прислушиваясь к себе, к своим мимолётным мыслям, реализуя случайные желания - об этом можно было только мечтать. Я много лет жил по указке каких-то людей. Многих из них я терпеть не мог. Директоров, редакторов, «старших товарищей». Где они сейчас? В каких огородах копаются, пытаясь выжить? Какие придумывают оправдания своим прежним безумствам? 
Изрядно испортившие мне жизнь, они получили то, чего заслужили. И что самое обнадёживающее - без моего участия. Оказалось, что не стоит желать им какого-либо возмездия. Они справляются с этим сами. Ветер им в парус.
И последнее. О дождях - ни слова. Посмотрим, как Будда выкрутится из этой неопределённости. До сих пор он всё делал наоборот.










PS На снимках - цветы и лица Паттайи. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий