суббота, 1 февраля 2020 г.

Водитель, нажми на тормоза!


Мы в очередной раз говорим о тайских водителях. Почему? Потому что это люди с безупречным прошлым, настоящим и будущим. У нас, в Таиланде, водителей можно сравнить только с «весёлыми ребятами» из органов (то есть, говоря проще, из КГБ). Отличие лишь в том, что наши никому не помогают, зарабатывая себе на жильё и на жизнь, а тайские водилы помогают абсолютно всем – даже тому, кто в помощи не нуждается.

Впрочем, на этом сходство с гэбэшниками у водителей и заканчивается. Никакие другие качества (вроде трусости, подлости или жадности) у водителей не проявляются. И они становятся самыми примерными членами общества – лишь с тем отличием, что им необходимо всё знать и всё уметь. Чтобы разбираться в жизненной ситуации и, если надо, её разруливать.
У водителей есть особый принцип. Если ты задаёшься каким-нибудь вопросом, он тут же начинается его решать. И непременно выдаёт нужный совет.
Вот, пожалуйста – есть водительское сообщество возле универмага, возле которого мы гуляем, практически, каждый день. Это мотосаи – водители на мотоциклах, самое бедное тайское сообщество, в которое, между прочим, надо ещё вступить. В том, что принимают далеко не каждого (несмотря на низкую зарплату), у нас сомнений не возникает.
Так вот – это сообщество живёт постоянной жизнью. Оно тусуется возле универмага, стережёт пассажиров, развозит их по нужным адресам. Потом возвращается к универмагу и продолжает ждать новых пассажиров.
С этим как раз всё понятно. Но вдруг у нас возникает вопрос – на чём уехать (скажем) из Чонбури в Пханат Никхом. Мы тут же подваливаем к водителям и задаём этот простецкий вопрос – формулируя его так: «Чонбури – Пханат Никхом?» И всё, больше ничего не говорим.
Водители смотрят друг на друга. И тут же начинают нам рассказывать – как добраться до этого славного городка. Рассказывают подробно, детально, но… по-тайски. А мы с Юлей этого языка не понимаем.
В конце концов, мы выясняем, что добраться до Пханат Никхома очень просто. Надо сесть на автобус и доехать на нём до конца маршрута. Это стоит каких-то небольших денег. Остановка автобуса (тайцы показывают) вон там. И он идёт на Пханат Никхом, практически, каждый час.
Выяснив это, мы прощаемся с водителями и уходим прочь – оставляя их в недоумении. Они считают, что нам надо немедленно в Пханат Никхом. А нам надо отправится туда завтра.
Но, в конечном итоге, всё разрешается самым лучшим способом. Мы все удовлетворены. Мы – поскольку получили нужную информацию, тайцы – поскольку рассказали нам о ней.
На следующий день мы едем в Паханат Никхом. И снова – сказывается помощь водителя.
В первый раз мы съездили в этот город без особых проблем. Но во время третьей поездки с нами приключилась одна затыка. Мы сели на автобус, который повёз нас до половины дороги. Там у него было окончание маршрута – он вёз молодёжь на какие-то внеплановые занятия в монастырь. Нас высадили и показали – где ждать следующего автобуса. Мы немного постояли. Дождались следующего автобуса. Сели в него и… благополучно добрались до места.
Удивительно – мы (на их взгляд) совершенно не ориентируемся в их стране. Но нам все детально объясняют – как добраться, где затормозить автобус, как подсесть и что сказать при этом. Половины мы не понимаем. Но эта подсказка действует на сто процентов… Я говорил, что это страна, предназначенная именно для тайцев? Так вот – она именно для тайцев и предназначенная. Даже если тайцами становимся мы, жители другой страны…
А вот другой пример – как мы ездили в Банг Бынг. Это ещё один городок, который находится в стороне. Правда, он гораздо ближе, чем Пханат Никхом. И располагается, примерно, в тридцати километрах от Чонбури.
В первый раз мы заняли место в автобусе – под вентилятором. Нам очень понравилась атмосфера в нём – то, как продавала билеты кондуктор (с небольшой цилиндрической кассой в руках, из металла). Как водитель постоянно поглядывал в нашу сторону. И как потом хорошо нас вёз…
Проблема появилась, когда мы проехали Банг Бынг. Водитель явно вёз нас в другое место. А мы планировали посетить именно Банг Бынг – посмотреть его храмы, посетить рынок, посмотреть на расставленных по городу фигурок тигров.
Но… куда он нас везёт? Мы в конце концов вышли на полдороги – добравшись до какого-то населённого пункта. Водитель был разочарован. Он был уверен, что знает – куда нам ехать. И оказалось, что не угадал.
Позже мы выяснили, что мы вышли за полкилометра до настоящего рынка Банг Бынга – который находится невдалеке от города. Возможно, у него другое название. Но мы туда и не ехали. Нам не нужен был сам рынок. Нам нужны были впечатления.
В конце концов всё разрешилось самым лучшим способом. Мы добрались до городка на другом автобусе. Заплатили лишних десять бат. Сошли возле магазина «Теско Лотус» и насладились видами этой местности… Но лёгкое непонимание всё-таки осталось. И та забота, которую проявлял водитель – тоже. Мы два взрослых человека, которым под шестьдесят лет (мне, во всяком случае, Юле сильно поменьше). И мы знаем, куда нам ехать… Или не знаем? Это вопрос отдельный…
А вот история, которая приключилась с нами в самый первый день пребывания в Чонбури.
Мы приехали в этот город на следующий день после окончания празднования Нового года. Произошло это почти три года назад. Мы прогулялись вдоль моря, нашли его крайне привлекательным (мы в этом ничуть не ошиблись).
Когда мы вышли на конечную точку своего маршрута – на Сукхумвит – мы собрались отправиться в обратную дорогу, к Паттайе, чтобы через несколько дней переехать в Чонбури. Решение уже было принято, а деньги за нашу жизнь почти выплачены («почти» - потому что деньги с нас ещё никто не взял, тут так принято, сначала «стулья», а потом деньги).
Короче, мы, пыхтя и отдуваясь от наступившей жары, вышли к старому вокзалу – к тому, что находится почти напротив нашего кондо.
Возле вокзала сидели водители и женщины, которые тогда ещё работали на автовокзале. Один из водителей тут же предложил мне выпить. И я вежливо (очень вежливо) отказался – показав, что мне не до выпивки. Это, действительно, так. Мне нельзя спиртное – тем более, что они пили ром. А в роме много сахару. То есть для меня это полные кранты.
Выпить мне немного хотелось. Но я понимал, что для моих желаний время ещё не наступило (и вряд ли когда наступит – самое большее, что я могу, это выпить немного вина, разбавленного минеральной водой). Правда, мне больше и не предлагали.
Когда мы спросили – как добраться до Паттайи – нам тут же показали, что нужно перейти улицу (что мы тут же сделали). И затормозить проезжавшую маршрутку. Все они так или иначе идут до Паттайи. И немного дальше (например, до Районга). Мы сели на подъехавшую машину и… уехали. А пока ехали, я всё время вспоминал этого водителя, что предлагал мне немного выпить. Какой правильный, какой хороший водитель. И главное – он же предлагал мне стопку рома, а не какую-нибудь микстуру. То есть я, практически, был бы абсолютно здоров (если бы, дополняю, не болел диабетом).
Позже этот случай повернулся другим плюсом. Мы со временем начали ходить на стоянку, откуда начинают движение микроавтобусы под номером «38». И начинали своё перемещение в Бангкок или в Чаченгсао первыми. И у водителей всегда была «полным-полна коробушка». В том смысле, что у водителей не было проблем с пассажирами.
Впрочем, это качество принадлежит Юле. Я к нему отношения не имею…
А вот ещё один случай с водителем такси, который возил нас в Бангкок из Паттайи – с того места, где мы жили последние два года (я имею в виду именно Паттайю).
Утром пришла машина. Мы вышли из дома и сели в неё. И поехали в Бангкок – по боковой дороге, в объезд Сукхумвита. Ехали очень интересно. Всю дорогу беседовали. Я принял вид опытного «гуру» в тайских вопросах. И сыпал комплиментами, мол, Таиланд - это настоящая сказка, это страна для людей и всё такое. Водитель такси не возражал. Он рассказывал о том, как правительство Таиланда боролось с русской мафией. Как осадило мошенников из России. О том, что он живёт в жилье, у которого нет никакого кондишена и, в принципе, мебели. И о том, что в магазин «Сиам» он заходит, чтобы посмотреть на товары – как на экзотику (поскольку здесь ему ничего не доступно).
Я разошёлся так, что чувствовал себя очень знающим человеком. Я говорил – «о, Таиланд настоящая мечта для нашего человека». И при этом верил в то, что говорил.
Наконец, мы въехали в Бангкок. Начинался день. И транспорта стало так много, что мы почти не двигались.
Тогда водитель попросту свернул с дороги, поставил машину у обочины. И сказал – «а зачем нам ехать в Бангкок? Мы подождём здесь – пока не рассосётся дорожная пробка».
Надо же – какой выход… Правда, нам оставалось всего двадцать минут, чтобы мы попали к открытию своего консульства. Об этом я как раз и сказал водителю. И он, наконец, понял, что мои разговоры – это всего лишь разговоры. И нам надо побыстрей добраться до консульства.
Мы добрались в самую тютельку. Остановились рядом с консульством, когда часы показывали, что оно открывается. И мы успели – за чем ехали… Правда, того водителя так больше и не встретили. А он рассчитывал, что и обратно мы тоже поедем на такси. А мы поехали на автобусе…
С водителями такси, тук-туков, больших автобусов и микроавтобусов мы общались так или иначе в течение всего времени, что мы были в Таиланде. Но вот с водителями-мотосаями – нет. Мы ни разу не сели на мотоцикл. Ни разу не испытали того ужаса от вождения мотосая, который мы испытываем, глядя на него со стороны. Ни разу не балансировали на мотоцикле – когда нам срочно надо было куда-то добраться.
Но с другой стороны – куда нам надо было добраться, чтобы рисковать своей жизнью? Мы не такие фаталисты, чтобы наплевать на движение (которое в Паттайе очень и очень усложнилось за последние годы).
Но это единственное, что мы можем себе позволить. Во всём остальном – мы с ними, мы действуем по их наставлениям, мы имеем их в виду, когда перед нами открываются новые возможности…
Вот ещё история о взаимопомощи мотосаев, которая прямо сказалась на нас.
Однажды мы отправились в Пханат Никхом в последний раз. Дело было вечером в субботу. И мы не знали, что в субботу сюда ничего из Чонбури не ходит. В субботу и в воскресенье.
Когда мы дошли до остановки, водитель-мотосай спросил нас – куда мы едем? Мы признались – в Чонбури. И он был вынужден показать нам, что всё, движения нет. И что нам надо оставаться здесь до наступления следующего дня.
Мы приуныли… А что сделал мотосай? Он живо организовал нам машину, на которой нас целый час везли обратно – в Чонбури. Причём, за очень хорошие деньги (за 500 бат), с очень хорошим водителем, по очень хорошим, но слегка запруженным дорогам.
Тот случай запомнился… Как запомнились и все случаи, когда мы так или иначе пользовались услугами мотосаев (правда, не прямыми), таксистов и водителей.
Да, скажу прямо – водители такси не обычные водители. Но не такси из Бангкока, а из Паттайи. Эти таксисты ведут себя нагло – особенно когда дело касается включения счётчика… Но вот одна подробность. Им надо просто улыбнуться. И ты сразу получаешь очень позитивного, очень дружелюбного человека, который готов везти тебя хоть на край света.
И мы это, конечно же, знаем.










На снимках – фотографии, которые так или иначе связаны с тайскими водителями и их машинами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий