суббота, 8 февраля 2020 г.

Святая пятница


И вот наступила пятница… Кажется я ещё ни разу не высказывался по этому поводу (по поводу пятницы). Надо это дело исправить. Итак – пятница. Время, когда заканчивается неделя. И время дополнительного выходного дня – помимо субботы и воскресенья.

Так думают многие мои соотечественники – поскольку работа у них далеко не любимое дело. Они отсиживают свою работу с понедельника по пятницу. Потом, когда наступает пятница, готовятся к будущим выходным. Иногда выпивают, иногда нет. Но в любом случае стараются доделать все дела – чтобы проснуться в субботу с чистой совестью. И никуда больше не идти – в субботу и воскресенье… Лафа!
Знаете, почему я ни разу не высказывался по поводу пятницы? Потому что мне неведомо – что такое выходной день. Я очень люблю свою работу. Настолько люблю, что отдыхать от неё мне кажется каким-то идиотским делом. От чего отдыхать – от самой жизни? Нет, только не это…
Мы трудимся всю неделю – я и Юля. Я - эпизодически (пишу одну или две статьи каждый день). Юля – постоянно. Она моложе, у неё чуть больше сил. И она тоже очень любит свою работу.
Говорить здесь о нас вряд ли стоит. Я этого делать, во всяком случае, не собираюсь. Но исследовать пятницу – как обещание будущих выходных, как большей частью несостоявшийся кусочек счастья – мы всё-таки попробуем.
Во-первых – почему счастье несостоявшееся? А вы не догадываетесь? Прежде всего, мы часто возлагаем на будущее слишком большие надежды. И они не оправдываются – потому что не могут оправдаться.
Что значит – «начну с понедельника худеть»? Это значит, что человек никогда не начнёт худеть. Поскольку за пятницей приходит суббота и воскресенье, время, когда человек расслабляется. А потом наступает понедельник – время, когда думать о похудении некогда, надо сосредоточиться на своей работе.
Так и проходит время. И наши желания превращаются в неосуществлённые планы. А потом – и вовсе в несостоявшиеся грёзы, в пустые мечты. Так вот и живём.
Во-вторых, это «обещание будущих выходных» сами по себе, зачастую, беспочвенны. Что значит – «в ближайшее время выиграть миллион и начать новую жизнь»? Это очень глупое занятие – ждать, когда ты выиграешь миллион (при этом ни во что не играя).
Примерно так же звучат и другие планы, которые приходят в голову в пятницу. Например – о семейном счастье. Мысль о том, «чтобы родить в ближайшее время ребёнка и начать новую, счастливую жизнь» содержит лишь один призыв – никого ни в коем случае не рожать. Зачем, если жизнь и так подкидывает неразрешимые задачи? И что, ребёнок эти задачи сделает простыми? Или усложнит их до такой степени, что… хоть вешайся?
Короче, как ни крути, а пятница - день пустых мечтаний. Ни одной путной идеи в пятницу не созрело и созреть не могло. В любой другой день – пожалуйста. В понедельник, вторник, среду, четверг… Но не в пятницу.
Пятница – день, когда приходится работать. Но мысли все уже там, на выходном. Уже жарится шашлык, готовится заветная бутылочка (без неё никак). Или в голове зреют другие планы – сходить, к примеру, с детьми в зоопарк. А что – хорошая идея. Причём, идея вполне осуществимая – в отличие от глупой идеи похудеть.
Как идёт сама работа? А как она может идти – если наши мысли уже не здесь? Идёт потихоньку. Во всяком случае, нас никто не обвинит в том, что мы не работаем. Мы – трудимся. Но с определённым преодолением мысли о том, что мы… находимся не на своём месте.
С этой мыслью мы категорически не согласны. Что значит – не на своём? А какое тогда место наше? И есть ли оно вообще? И что делать, если этого места не существует?
Особенно напряжённая обстановка складывается к концу пятницы – когда рабочий день заканчивается. В это время к нам с производственными вопросами не подходи. «Что значит – не работает? Я не знаю – почему не работает. И не должно работать – поскольку речь идёт о конце дня пятницы. Вы в понедельник приходите – тогда и разберёмся». Бывает такие? Ну, с некоторыми отличиями, касающимися нашей работы? Думаю – да, бывает. Разве что несколько завуалированно. Мы всё-таки не говорим об увольнении… Хотя, ну её к чёрту эту работу. Останавливает исключительно сама пятница. Если мы уволимся – её в нашей жизни больше не будет. А что будет? Одна сплошная тоска…
Да, пятница нас расхолаживает, но она же и настраивает. Все будущие планы мы строим, рассчитывая на эти пятницы. На будущие рабочие дни – последние в текущей неделе.
Вот приду в понедельник и начну работать. Буду работать, работать, работать. Вплоть до пятницы – когда можно и не работать. День-то получается наполовину выходной? Ну, или на треть – у кого как выходит.
Эти мысли сопровождают нас в течение всей жизни. Нет их, ну, разве что, у пенсионеров. У тех, кто сохраняет работу, несмотря на пенсии (а иначе – зубы на полку, с нашими-то пенсиями). Да и то, это происходит не часто. Привычка к работе – это есть. Любовь к работе – это большая редкость…
 Но – что значит эта любовь? Мне нравится то, что я делаю? Нет, совсем не нравится. Мне нравится сам процесс письма. А результат, который получается, меня не устраивает. И правильно, что не устраивает. Это было бы удивительно – если бы мне самому это нравилось.
Но некоторые книги мне нравятся… Нет, тоже не нравятся. Ничего не нравится. Что же я делаю, почему работаю по-прежнему с текстами? Я же не люблю свою работу – получается так?
Так-то оно так. Я бы с удовольствием закрыл глаза на всё, что я написал за эти годы. Но… работу свою я люблю. Не результаты этой работы, а её саму. Вот ведь какая получается штука.
 Я понимаю – у обычных людей всё несколько смещено. Им необходима сама среда, в которой они живут. Враги и друзья, оппоненты и союзники… А мне не нужен никто (кроме моей Юли). Вот ведь какая получается штука.
Как в этом разобраться? Как понять людей, что выезжают каждый день на автобусах на работу в пригороды Бангкока? Как понять тех, чьими трудами строятся автомобили «Тойота», кто выпускает жесткие диски или, скажем, детали настоящих домов? Как быть со всем этим? У них же тоже есть свои пятницы – время, когда работа заканчивается и превращается в преддверие выходных?
И главное – как понять, любит свою работу человек или не любит? Наверное, любит – если проработал на ней лет тридцать? Или не любит – если в своих пятничных мечтаниях видит себя каким-нибудь «генеральным конструктором» или даже… популярным композитором? Как определить – что такое работа в жизни любого человека? И как она может повлиять на человеческую жизнь?
Как может повлиять – я могу сказать. В большинстве случаев (если работа не любимая), она способна сократить нашу жизнь. Привести нас к ранней смерти – лет в сорок пять или в пятьдесят. Думаю, большинство людей живут не свои жизни. Не находят себя в молодости. Учатся не своим профессиям в зрелости. Выходят на нищенскую пенсию – если, конечно, выходят. И доживают свои не очень-то сложившиеся жизни…
Удивительно, но людей при власти и при больших деньгах мне жальче всего. Тот же Сечин (не к ночи будь сказано) глубоко несчастный человек… Хотя я к нему не имею абсолютно никакого отношения. И жалею его сугубо эмпирически. Он мне совершенно не нужен (и никогда не был нужен). Но в одном я точно уверен – он проживает не свою жизнь.
Ему бы быть каким-нибудь, скажем, пастухом. Пасти коров, лежать на траве – мечтательно глядя в голубое небо… А не ворочать миллиардами, к которым он не имеет ровно никакого отношения.
Пастух и миллиардер в едином лице. Вот ужас-то…
Таких людей в нашем государстве очень много. Можно сказать – большинство. Одни работают на производстве. Другие – в обслуживающей сфере. Третьи – где-то ещё.
У меня есть один знакомый, который работает в такой сфере, которую сразу и не определишь. Я не буду говорить, кто он такой (человек, между прочим, очень хороший). Но он умудрился прожить жизнь, будучи крупным специалистом там, где специалисты какие-либо не нужны совсем. При этом он богатый человек. Но когда его спрашиваешь – «чем же он зарабатывает на жизнь» – он теряется. Ответить ему нечего.
Таких людей в моей жизни довольно много. Не буду продолжать (чтобы случайно не проговориться). Меня, во всяком случае, эта неопределённость не устраивает.
Кстати, эти люди состоялись в других делах. Среди них есть заядлые путешественники, писатели, поэты. Есть даже специалист по часам – который работает (или работал) в частном порядке, выпуская очень интересные механизмы. А на деле – трудится черт знает кем. Хотя вроде бы тоже – достаточно богатый человек…
У всех них пятница – особый день недели. Целое сонмище людей – сплошных начальников и крупных специалистов. А на деле – одни бездельники, не нашедших своего призвания.
Хорошо, а сам ты своё призвание нашёл? И когда ты его нашёл – если стал журналистом ровно в тридцать лет? Представь себе, что ты бы им так и не стал. Что жизнь прошла бы мимо тебя. Что ты до сих пор бы трудился, скажем, на шахте (которой давно нет – в городе Инта ликвидировали само объединение «Интауголь», и на местную ТЭЦ уголь завозят аж… из Польши). Устанавливал бы там связь, шлялся бы по выработкам. Сильно бы тосковал. Или уже привык бы… Дело, в общем-то, обыкновенное. Только мне повезло – устроиться на свою работу. И я, слава богу, выжил – износив порядком своё здоровье. Но это уже другая история.
Вот так и получается – во второй половине дня в пятницу страна тяжело вздыхает и начинает готовиться к выходным. Чтобы в субботу и воскресенье проваляться на диване со старой газетой. И с больной головой отправиться в понедельник на свою службу – в какую-нибудь «сраную жилконтору». Или на какой-нибудь завод. Или ещё куда – где ты служишь и зарабатываешь себе на пенсию…
Да, кстати, о пенсиях. Их не должно быть вообще. Вот что я вам скажу. Их не должно быть по одной простой причине. Мы ничего не выпускаем – из того, что можно купить в Европе (далее – в Азии, в Китае, в Африке). Вообще ничего. Ничего, стало быть, и не зарабатываем. Откуда у нас какие-либо пенсии (кроме этих нищенских подачек)? К тому же государство говорит – что пенсий не будет, поскольку всё, что было, давно перешло в другие руки. Короче – «денег нет, но вы потерпите». Сколько терпеть? Лет сто. Или двести. Или триста.
Говорю же – этими деньгами владеют другие люди. Им надо дать заработать. В смысле - украсть.
Вот и весь сказ.










На снимках – прогулки по Таиланду. Последние…


Комментариев нет:

Отправить комментарий