воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Воскресные заметки по поводу…

Наступает последнее воскресенье, когда я пишу полноценный пост из Таиланда… Дело в том, что в следующую субботу будет ещё один полноценный пост. А потом, в последнее воскресенье – последний пост в этом блоге. И он, конечно, будет коротким.

Не написать ли мне о своих воскресных делах? То есть о том, что делом на самом деле не является, но занимает часть моего времени. И в результате становится частью моей жизни. Моей и Юлиной…
Решено – пишу воскресные заметки. И первая из них касается собак. Наших приятелей во дворе нашего кондо.
Наш кондо довольно большой. В нём проживает около 5 тысяч человек… Это я с потолка взял цифру. На самом деле в нашем кондо проживает или больше народу, или меньше. Но кондо, действительно, большой. И, похоже, уже не единственный в нашем районе. Во всяком случае – сегодня я остановился бы не здесь, а где-нибудь по соседству.
Во дворе кондо (в котором держать собак и кошек категорически запрещено) живут и собаки, и кошки. Да, их немного – штук пять или шесть. И несколько котов и кошек.
Всех их мы любим и привечаем. За исключением Садрельки – которая нас (а именно Юлю) едва ни покусала. Ну её… Но Садреличий характер не переделаешь. Если собака выросла кусачей, то она кусается. А если не кусачей – она не кусается… Так вот – Садрелька не кусается. Но у неё дрянной характер. И она может (могла, во всяком случае) нас покусать (нас – в смысле Юлю).
С остальными собаками мы дружим. Сейчас к нам приходят все собаки округи. Их (наверное) около десяти. Всех их собирает вокруг себя собачья кормилица – женщина, привозящая каждый вечер еду. Причём, привозящая много еды. Она привозит её на мотоцикле.
Мы этот момент отслеживаем. И любуемся на то, как распределяются роли в нашем сообществе собак. А они распределяются следующим образом.
Самым кормящимся (в смысле – самым востребованным, кого хочется покормить первым) считается престарелый пёс с неприличным именем (не буду его здесь воспроизводить). Это хороший пёс, но с дурным характером. Он каждый вечер принимает еду. Но не ест, а лишь примеряется – съесть ему это или… ну его на фиг? В результате он не ест, а слегка поклёвывает. Остальные собаки ждут – когда он закончит.
Другим собакам еда раскладывается в другие тарелки. Но они быстро её уничтожают – оставляя посуду девственно чистой. В результате через пять минут возле курицы, которую привозят этому псу, выстаивается очередь.
Пёс елозит этой курицей по земле – выискивая, что бы такое съесть. В результате откладывает в сторону надкусанную курицу. И идёт прочь – на два шага от курицы. Он решает понаблюдать – как будет распределяться его еда у других пёсиков.
Их, кстати, около девяти штук (с теми или иными отличиями – то есть от четырёх до девяти). И самыми голодными являются кормящие суки. Их две. Сисястые, самоотверженные, ищущие не только курицу, а чего-нибудь вообще – поесть и отнести остатки своим малышам. Они и набрасываются на эту курицу, когда старый самец укладывается чуть в стороне.
Я не знаю, по каким причинам этим собакам нельзя есть то, что не доел хозяин (то есть старый пёс). Но им, действительно, многое нельзя. Например, едва они начинают уничтожать курицу, как тут же следует окрик – гав, гав! Это возбуждается хозяин этой курицы… Сволочной у него всё-таки характер. Правда, ни разу мы не видели, чтобы он кого-нибудь тронул. Так – погавкает для острастки. И всё.
Тем не менее, очередь немного изменяется. На место прогнанных сучек приходят молодые самцы. Они отгрызают от курицы существенные части. И в свою очередь, уступают место бесплодным (пока бесплодным) самкам. На этом очередь заканчивается. И от курицы остаются лишь жалкие косточки.
У котов отдельная очередь. Они между собой категорически не дружат - в том смысле, что каждый ходит своим путём. Нам приглянулся Басрик – миниатюрный кривохвостый котик, абсолютно ничей, но выбравший нас для неспешных ласк. Именно мы его поднимаем на руки и гладим. А он – болтается с расслабленными лапами и закрытыми глазами. И в этот момент сильно урчит.
Так вот, этого кота мы никогда не кормим. Зачем – если есть эта женщина, которая обязательно принесёт нашему котику свежую рыбку? Мы просто оглаживаем его. И кот к этому давно привык.
У котов и кошек есть существенная разница. Кошки где-то живут. И котов встречают на своих территориях. Коты тоже где-то живут. Но кормиться приходят сюда – в наше кондо. Все – кроме Басрика. У Басра свои причуды. Он ссориться со всеми окрестными котами. И охаживает всех кошек – включая и нашу, которая живёт самостоятельно, в кондо. Но котят у неё – увы, не бывает. Кошка кастрирована (точнее – стерилизована).
Едят наши кошки каждая по-отдельности. У Басрика – рыбка, у нашей кошечки (тоже очень аккуратной, чистой, но чуточку диковатой) тоже рыбка. Каждому их них достаётся по рыбке – от доброй души, нашей кормилицы.
У этой кормилицы есть некая обязанность – кормить всех животных. Мы заметили это давно – с полгода назад. И сейчас лишь убеждаемся в том, что так оно и есть.
У неё все собаки – это, прежде всего, голодные существа, которых требуется покормить. Но одна собака от другой сильно отличается. Самой разумной и самой хитрой является, пожалуй, Непятнышкина – собачка, которая состоит в неявном родстве с Пятнышкиной, с собакой, живущей возле ресторана, вместе с ягупопом, там, где готовят стейки.
У Непятнышкиной есть хитрая стратегия. Она ложится отдыхать, практически, на пороге магазина «7-eleven». И каждый, кто ходит в магазин, вынужден её переступать. Собачка поднимает голову и хитро посматривает на людей. А заодно оценивает – кто ей что-нибудь даст пожевать, а кто не даст. Она никогда не ошибается. И в результате мы оказываемся в списке тех, кто ей ничего не даёт, зато здорово гладит. За это она нас и привечает.
Впрочем, это очень умная собака. Она привечает абсолютно всех – кто здесь прогуливается. И мешает только одним – она лежит явно не на месте… Хотя, именно на месте. Причём, на своём – поскольку в любом случае добивается, что люди обращают на неё внимание. 
Нам это собачье и кошачье сообщество ни в коем случае не мешает. Напротив, мы всегда с радостью наклоняемся и гладим этих собак и кошек… Только не я – поскольку мне наклоняться трудно. Я уже не так здоров, как Юля. Она – может, я – нет. Но вместе мы единая сила, которая раздаёт эти поглаживания…
Теперь о наших магазинах. Они, эти магазины, уже изучены и переизучены. Они нам, можно сказать, надоели. И мы с трудом туда ходим - как и на оба рынка (на дальний, куда мы ходим уже с вечера, и на ближний, куда почти не ходим). Дело совсем дрянь – если мы бы собрались прожить в Таиланде дольше, скажем, до весны. Но нам осталось… всего десять дней – девять из которых мы собираемся прожить в Чонбури, а последний день в аэропорту Суварнабхуми.
Так вот – почему мы не ходим в магазины? И как мы питаемся? Мы не ходим в магазины, потому что не видим для этого потребностей… Нет, когда-то мы всё-таки туда заглядываем, когда надо что-то купить. Но такой потребности – что-то купить – у нас уже не возникает. Мы живём уже в другой стране (хотя в ней ещё никто из нас на самом деле не был).
Однажды (буквально, вчера), мы отправились на центральный рынок – где купили всякой ерунды. А именно – тофу на завтраки, огурцы (опять же на завтраки), какой-то травы, перцев (три штуки), здоровенную упаковку мандаринов… Мы решили, что больше на этот рынок не пойдём. Никуда не пойдём - будем ждать нашего отъезда.
Дело это на самом деле очень простое. Ты садишься рядом со своим компьютером. И начинаешь ждать. Ты ждёшь один день, второй, третий… Потом, конечно, ждать надоедает. И ты собираешься в магазин – чтобы купить чего-нибудь съестного. Но в целом, так оно и происходит. По этой причине мне трудно писать эти блоги – поскольку мы никуда не ходим. Мы ждём нашего отъезда из Чонбури (дай бог ему всяческого процветания – очень хороший город).  
В процессе ожидания нашего отъезда я заметил две вещи. Первая – нам жалко уезжать из Чонбури, хоть ты тресни. И вторая – нам непременно надо уехать, потому что впереди у нас очень хорошее время познания новой страны.
В этом и заключается «единство и борьба противоположностей» (хотя в этом деле, в научном коммунизме, я полный профан). Это «единство» я вижу лишь в одном – в том, что каждое утро всё Чонбури собирается на работу и выезжает в сторону Бангкока на автобусах. Одновременно другая часть Чонбури открывает магазинчики и ресторанчики – где завтракают те, кто на работу в Бангкок не выезжает. Всех их, примерно, насчитывается… несколько тысяч человек. Думаю, больше двадцати или тридцати. Возможно, больше сорока тысяч.
 Оценить их количество мне не представляется возможным. Но в любом случае – это дети, сущие дети, которым в пору играть и веселиться, а не отрабатывать свою рутину на производстве (хотя, им уже, наверное, больше, чем по 20 лет – это я могу сказать совершенно точно).
С другой стороны – мы смотрим на «Бурапу», университет в Банг Саене. И видим здесь огромное количество самых разных специалистов. Например, в области моря – биологов по различным океаническим направлениям. Для меня все они играют в какие-то непонятные игры, для них – работают на переднем крае тайской науки. Что здесь правда, а что полуправда – я не знаю. Но каких-то следов этой деятельности не вижу. Есть лишь океанариум – в который мы три года назад, на Новый год, заходили. Но признать его научным мне не позволяет врождённый скепсис. Нет, это не научный океанариум. Но очень и очень привлекательный с точки зрения студентов «Бурапы» и с точки зрения обычных посетителей.
Так вот – в «Бурапе» обучается огромное количество народу. Здесь полно колледжей (не институтов, а именно колледжей) по различным отраслям науки – включая медицину и традиционный тайский метод лечения. Есть и масса научных (или псевдонаучных) специальностей – технических, инженерных, гуманитарных и других наук.
В чём заключается эти науки – я сказать не могу. Это постоянно от меня ускользает – не знаю, по какой причине. Но я не верю в «Бурапу» (хотя это ни коим образом не сказывается на её производительности). И каждый год этот университет выпускает сотни специалистов, которые вливаются в производственные мощности этой милой страны.
Я не знаю – чем лучше или чем хуже «Бурапа» любого другого университета. Возможно, тем, что здесь нет и намёка на изучение научного коммунизма (науки, которой, в принципе, быть не может). Но это если сравнивать «Бурапу» с нашими институтами (оканчивать которые просто западло). А если сравнивать «Бурапу» с настоящим научным миром, то она… ничуть не проигрывает университету, скажем, Бангкока (если такой, конечно, имеется). Диплом, полученный в «Бурапе» ценится и в Америке, и в Австралии, и в Канаде. Во всяком случае – в этих странах люди работают с такими дипломами (в отличие от наших, которые вынуждены всё пересдавать – чтобы получить научную степень или хотя бы хорошую должность).
О том, что в «Бурапе» выпускаются отличные врачи – я познал на собственном опыте. С остальным довольно трудно, поскольку это обучение меня как-то настораживает… Но только одним – своей свободой. Ты можешь слушать любые лекции, ходить на любые занятия. И лишь в конце определиться – на какую специальность ты собираешься учиться. И за какую сдавать выпускные экзамены…
Короче, «Бурапа» не моё. Но с другой стороны – оно всё не моё. Меня никто не приглашает учиться. А если бы и пригласили, то я бы не смог. Не держится в голове абсолютно ничего – даже основы тайского языка. Я до сих пор выучил два тайских слова – «сень кью».
Или это… не тайский язык?










На снимках – наши впечатления о Таиланде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий