воскресенье, 2 февраля 2020 г.

В полушаге от отъезда


Нам осталось всего ничего. Если судить по моим постам, то их будет всего пять – вместе с этим… Что мы не сделали за это время? Куда не съездили, что не посмотрели? И куда бы съездили специально – чтобы увидеть красоты Таиланда? Например, на Пхукет, на Самуи, в Хуахин?

Ответ на этот вопрос может быть таким – мы не можем превращать свою жизнь в одно сплошное приключение. Да, мы так и не побывали на Пхукете, в Самуи и в Хуахине. Но зато мы побывали в настоящем Таиланде – там, где живут и работают живущие здесь люди. Чуть-чуть, совсем немного, приоткрыли завесу, скрывающую от нас Исан. И посмотрели на богатый Бангкок.
И всё-таки в Хуахине я бы побывал. Да, этого уже не случится. Но дело не в этом. Я бы хотел посмотреть на то, чем жил последний король Рама 9-й. За чем наблюдал, о чём заботился. И какие мысли его одолевали в последние годы жизни.
Я понимаю, что величины очень разные – я и король Рама 9-й. Это всё равно, что сравнивать обычного комара и закатившееся светило. Разница лишь в том, что я пока живу, а он свою жизнь закончил. Но в том-то и дело, что Рама 9-й прожил очень насыщенную, очень хорошую жизнь. И он переживал за судьбы вверенного ему богом народа… Очень хороший человек.
Правда, меня мало интересует его сын – Рама 10-й. Но лишь потому, что мы уезжаем в другую страну, а он остаётся со своим народом. Я полагаю, что у Рамы 10-го всё получится. Не может не получиться. И мы видим, как преображается страна при его правлении.
Что ещё мы не увидели? Как живут настоящие тайцы. Но смотреть на это мы и не хотели. Они проживают такие же жизни, что проживаем и мы. Разница лишь (как это ни странно) в каких-то вещах, окружающих нас.
Вот, взять, к примеру, среднестатистического тайца, живущего шестьдесят лет в одном и том же частном доме где-нибудь в Чонбури. Я специально беру Чонбури, поскольку в Бангкоке жизнь чуточку иная. И я сам бы не смог жить в Бангкоке (у нас такие возможности, если честно, были).
Что окружает этого тайца? Жена, двое (в среднем) детей. И дети его детей – то есть внуки. Их четверо. У этих детей есть матери. Итого получается семья из десяти человек.
У каждого из этих десяти человек есть своё имущество – всякие баночки и коробочки. Но, помимо этого, в хозяйстве можно отыскать кучу всякого хлама – старые велосипедные шины, хозяйственную тележку, лишённую колёс, какие-то кирпичи… Короче – всякий накопившийся за всю жизнь хлам.
В некоторых семьях этого хлама больше, в некоторых меньше. Но хлам этот есть всегда. Его наличие – память семейства о годах относительной бедности… Хотя голода они не знали никогда. Как и чёрных, разрушительных болезней. Нет, они просто жили и работали – на своего хозяина, у которого были свои хозяева, вплоть до короля.
Понимать устройство их хозяйства, включающее этот мусор, мне не интересно. И Юле – тоже не интересно. У нас у самих остаётся достаточно всякого мусора, от которого приходится избавляться. А мы переезжаем в другую часть мира, меняем страну. Но не саму жизнь. То есть этот хлам со временем снова накопится. Другого придумать очень сложно (а осуществить, вообще, проблематично).
Но это не означает, что мы со своим жизненным мусором лезем в чужой огород. Вовсе нет. Для этого у нас есть тихая заводь, куда мы никого не приглашаем. Там всё и будет спрятано – то есть выброшено за ненадобностью перед нашим отъездом.
Гораздо интересней другое – посмотреть, как работают люди. Что они едят. Как отдыхают. Короче – их активная жизнь, а не домашние заботы… Хотя одни заботы перетекают в другие. И отделить, что находится дома, а что за его пределами, не всегда просто. Но мы испытываем к этому определённый интерес.
Любопытно нам и проживание тайцев в небоскрёбах в Бангкоке. Это очень интересно – заглянуть в этот небоскрёб. И увидеть в нём не каких-то фарангов (их, в принципе, довольно немного), а настоящих успешных тайцев – со своими автомобилями, со своей мебелью, какими-то дорогими сердцу вещами.
Это успешные тайцы – которые добиваются своего в городах. Но их как раз и мало – в этих городах. И города эти напоминают другие поселения, в которых живут тайцы. И прежде всего – деревни.
Вот с этими деревнями – ещё одна интересная история, которую мы не узнаем. Мы на самом деле не бывали в Исане. И уже не побываем.
Когда я говорю – не бывали – я имею в виду, что мы проезжали Исан, когда выезжали однажды в Камбоджу. Честно говоря, мы мало что разглядели. Но общую бедность (на фоне отличных, кстати, дорог) мы увидели.
Однако – что такое бедность на фоне тайского преуспевания? Это не бедность в нашем понимании. Это – вековой уклад, которому они не изменяют. И продолжают жить, оставляя за собой наделы земли, которые переходят от одних землепашцев к другим – к их детям и внукам. По этой причине рассматривать крестьян, как бедняков, мы не можем. Это не бедняки – с точки зрения стоимости их земли… Хотя земля в этом государстве принадлежит королю. Он является владельцем всего, на чём живут и чем питаются тайцы. Так здесь заведено.
А ещё нам интересно – что произойдёт с правительством. Не может военный человек возглавлять правительство так долго. Он же говорил – что не держится за свою власть? И вдруг оказалось, что… держится. С этим мы в принципе согласны. Пусть держится. Главное – не было бы тех, кто был бы недоволен. А они уже появляются.
Ясно, что экономика Таиланда будет улучшаться. Что многочисленные заводы и фабрики, построенные в Таиланде, будут работать и выпускать нужную продукцию. Нужную, прежде всего, народу самого Таиланда. А потом уже и другим народам.
Но тут же возникают дополнительные вопросы. В Таиланде нет каких-нибудь источников нефти. По этой причине они должны переходить на электрический транспорт. Но вопрос – а как быть с источниками энергии? Что будет с Таиландом в ближайшем будущем? Получит Таиланд свои АЭС или электростанции с возобновляемыми ресурсами, или не получит? И как будет развиваться страна – если большая её часть при всеобщем потеплении (а это уже устоявшийся факт) должна будет уйти под воду?
С другой стороны – почему до сих пор под воду не уходит Бангкок и его пригороды? Потепление же идёт? Или мы снова ошибаемся – принимая то, что происходило с Землёй многократно, за последствия действий человека?
Это глобальные вопросы, на которые нет ответа. Но есть множество и локальных вопросов.
Например – что произойдёт со Срирачей и с Банг Саеном? Эти популярные у жителей Бангкока места постепенно превращаются в мини-города с отдельной инфраструктурой, в которую входит жилье высшего класса. Другое дело, что в Срираче это жильё стоит немереных денег. Потому и пустует (квартира за 30 тысяч бат в месяц – с ума сойти!). А в Банг Саене с ценами всё нормально. Можно отыскать очень хорошее жильё, стоимостью от 4 тысяч бат в месяц. Но… его слишком много. И на него не находится клиентов, снимающих дома во время отдыха.
Мне интересно – как будет с этим? Как будут развиваться эти городки? (В том, что они будут развиваться – сомнений не возникает).
Далее – положение в Таиланде с транспортом. Его очень и очень много. Его так много, что в будние дни город замирает в сплошных пробках. Он задыхается от смога (которого девять лет назад не было вовсе). И в праздники банкокцы ищут, куда поставить свои машины. Приезжают аж в Самут Пракан – где находят место. Но… надолго ли? Автомобильная промышленность продолжает выпускать отличные автомобили. Они успешно распродаются среди тайцев (это мы много раз видели – как они покупают новые автомобили). И скоро в Паттайе будет не протолкнуться. Я это вижу уже сегодня (а завтра увидите и вы).
Таких вопросов возникает очень много. Но есть и те вопросы, на которые мы нашли ответы. Они значительной частью положительные.
Вот, пожалуйста – вопрос с питанием. Где будут продавать еду в современном Таиланде? Там же где и продавали – то есть повсюду. Допустим, мы выходим в Силом – рядом с улицей, где работают проститутки (днём эту улицу не отличить от обычного делового центра). Идём по ней. И замечаем массу едален, различных макашников, торгующих едой, магазинов, в которых организованы фуд-корты. В одном Силоме таких заведений столько, что хватило бы на целый Бангкок. А город ещё далеко не закончен. И туда, куда идём мы (в Самут Пракан, в центр города к автостанции «Экамай», в район «Терминала 21» - то есть повсюду), мы видим огромное количество самых разных торговцев, торгующих едой. Заметим – очень дешёвой, очень качественно приготовленной и весьма раскупаемой.
Едальни есть везде. Поехать в какой-нибудь маленький городок и не найти там, где поесть – абсолютное безумие. Едален полно и в Исане (они здесь очень обильны и необыкновенно дешевы), и в Чонбури, и в Районге, и в Чиангмае, и в Аюттхае. Они есть повсюду, куда бы мы ни обратились. С общественным питанием в Таиланде проблем не существует вообще. Здесь всё продаётся и будет продаваться – пока остаётся хоть один человек, которому надо поесть.  
Еда – это одна проблема. Но есть ещё и жильё – которое в Таиланде строится необыкновенными темпами.
Когда мы приехали в Чонбури, почти три года назад, здесь достраивался огромный дом, который полтора года назад был завершён. Сегодня квартиры эти распродаются – чуть больше, чем по 1,5 миллиона бат. Цена не очень большая, если учитывать, что курс бата к доллару составляет 1:31. То есть за небольшие деньги можно запросто обзавестись хорошим жильём.
Представляете – квартиры здесь продаются уже полтора года. А дом заселён меньше, чем наполовину. И ещё будет заселяться года три или четыре. Такова специфика распределения жилья.
Таиланд – очень успешная страна в плане строительства. Дома, которые здесь строятся, обладают всеми качествами новых квартир. Разница лишь в отсутствии систем отопления (здесь постоянно очень тепло – от плюс 24 градусов ночью зимой, до плюс 33 градусов днём летом, плюс-минус несколько градусов, конечно). В остальном – это полноценные квартиры. Плюс магазины на первом этаже. Стоянки для автомобилей перед домом. Кондиционеры в квартирах. И, вообще, всё, что необходимо для жизни…
Вы думаете, я описываю жильё «Суппалай», тот дом, что стоит рядом с нашим кондо? Нет – это оценка всего жилья, строящегося в Таиланде. Большинство квартир так и не найдут своих жителей. И останутся незаселёнными – хоть ты тресни.
Хотя, что тут плохого? Это обычное гражданское строительство. Попробуйте снять в Москве (скажем) квартиру стоимостью в 100 долларов в месяц. А в Бангкоке 100-долларовых квартир и домов – пруд пруди.
С этим мы в Таиланде и живём.










На снимках – прогулки по нашему Таиланду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий