суббота, 26 октября 2019 г.

Осень в Таиланде


У нас наступила осень… Это при том, что осени в Таиланде нет. Нет и весны. А есть два времени года – холодное и тёплое. То есть холодная зима (не очень холодная, градусов 25-26). И тёплое лето (очень тёплое, градуса под 33-34). При этом зима – в смысле похолодания – длится всего недели две-три. А лето – остальное время года, то есть примерно 347 дней (если холода занимают около 18 в среднем дней).

Так вот, в Таиланде наступила осень… Об этом можно говорить с лёгким придыханием – так, словно мы страшно скучаем по осенней непогоде. Мы же совершенно не скучаем. А по чему мне прикажете скучать? По тюрьме, где сидели мой отец и дед? Я уже считал этот город родным. И что в результате? Города попросту не стало (закрылись все шахты, а объединение «Интауголь» приказало долго жить). А заодно испарилась его удивительная аура – когда город-тюрьму я воспринимал, как город-сад.
Этого больше нет. А заодно нет и других воспоминаний. Где бы я ни пытался начать жизнь, у меня ничего не получалось. В Молдавии, в Вологодской области, на Кавказе, в Москве… Нигде и ничего.
А что есть? Есть очень тонкая, очень хрупкая конструкция, которая навевает лёгкую грусть. И конструкция эта – сам Таиланд. Его культура, его традиции, его народ.
Эту удивительную страну я познал ровно десять лет назад. Точнее – приехал впервые в Таиланд в феврале 2009 года. Увидел и на третий день сказал себе – «это страна, где надо закончить свои дни».
Но, заметьте – на третий день. А что было в первые два дня?
В первый день, допустим, мы отсыпались (замечу – я и одна женщина, от которой я никак не мог избавиться). На второй день мы поражались обилию мусора на улицах, переполненным магазинам, неухоженным пляжам (а они были только в центре города – на Джомтьен мы тогда и не смотрели, как и на остров Лан). И на третий день я вдруг понял, что такое Таиланд… Когда вышел на улицу и поразился – той любви, с которой тайцы убирали свой город. И я понял – это и есть Таиланд. То есть страна, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не умрёт. Потому что в неё влюблено слишком много народу.
Спроси у среднестатистического тайца – что ты любишь? И он непременно ответит – свою страну… И потом уже – свой язык, свою культуру, свои традиции. Но сначала – страну.
В Таиланде наступила осень… Я трижды начинаю один и тот же фрагмент текста, не в силах прорваться сквозь различные обстоятельства. Но причина ясна – слишком много всего накопилось за эти десять лет. Прежде всего – хорошего и доброго. Потом (немного) не очень хорошего… Но хорошего больше.
Из не очень хорошего я вспоминаю в свой первый (самый первый) приезд в Таиланд претензии к себе какого-то молодого человека. Мы сидели на берегу моря и ели шашлыки, которые я купил. За 20 бат – обалдеть, какие вкусные и какие дешёвые. Бат тогда стоил ровно столько же, что и рубль. И 20 бат – это было 20 рублей. За эти деньги я могу купить дома… ну, разве что коробок спичек. А тут – целый шашлык.
Этот парень вышел перед нами, встал в обиженную позу и произнёс проникновенную речь. Смысл её был в том, что мы здесь и на фиг не нужны – я и моя пассия (как понял я). Правда, потом, когда свет упал на наши лица, он осёкся. Немного помолчал. Потом извинился и исчез.
Смысл его речи я понял позже. Он предавал меня анафеме за то, что я гуляю по его земле, ем их шашлыки и пачкаю их землю. Да ещё и с кем – с мальчиком тайской национальности… Потом он присмотрелся. И увидел, что мальчик был девочкой, да ещё и русской национальности. Он ойкнул и растворился в темноте.
Я помню этот случай. Мне он был… нет, не неприятен. Я попросту не понял – в чём суть его претензий. И очень удивился.
Второй случай произошёл осенью того же 2009 года – когда мы во второй раз приехали в Таиланд. То есть в конце ноября.
Я приехал в Таиланд – как человек знающий и любящий эту страну. Но в первый же день убедился, что ни черта её не знаю. И что мне надо здесь пожить – чтобы всё как следует разузнать.
В тот вечер мы отправились в уличный ресторан. Его уже нет – этого ресторана. Он закрылся. Но тогда он работал. И здесь подавали изумительного качества рыбу – в подливке, которая кипела на спиртовке в бульоне, приправленном многочисленными специями.
Я взял в руки вилку и ложку. И хищно посмотрел на эту рыбу. У моей подруги (всё той же женщины, оставить которую я пока не мог) была такая же рыбка – в таком же бульоне с теми же приправами. Нам попросту было не известно, что рыбой этой можно накормить пятерых таких едоков, как мы. И что одной порции нам бы вполне хватило.
Короче – мы начали есть. Мы ели медленно, с наслаждением. Я перебирал все косточки – которые были очень мягкими и, к тому же, очень вкусными.
За наш стол неожиданно приземлились двое русских мужчин. Они были среднего (точнее – неопределённого) возраста. Они листали меню. И при этом не знали – что заказать.
Я посоветовал им рыбу – такую же, как и у меня. Они посмотрели на меня, как на умалишённого. И заказали себе по какому-то омлету.
Удивительно – в ресторане было полно свободных столиков. А они сели именно за мой.
Я поднялся и пересел – вместе со своей рыбой – за соседний столик. Женщина последовала за мной (весьма недовольная моей самостоятельностью). И эти два клоуна тоже пересели за нами.
«Послушайте, что вам от меня нужно?» - спросил я. Они ещё раз посмотрели на меня, как на умалишённого. «Ничего», - ответил один из них. «Мы просто хотим, чтобы нас не обманули. Мы совершенно не знаем их языка». «Я тоже его не знаю», - ответил я.
Они сидели рядом с нами – пока не съели свои омлеты. И не укатили куда-то прочь… Больше я их не видел. Но эта нелепая история осталась.
Что ещё было в моей жизни нелепого? Ах да – история, как нас попытались обмануть на тысячу бат. Я её очень хорошо запомнил. И запомнил ресторанчик, где это произошло – на Второй улице, далеко за Центром.
Мы поужинали здесь, заказав себе какой-то несложной еды. Наели бат на сто, не больше. А расплатились бумажной купюрой на тысячу бат.
Потом мы стали ждать, когда нам принесут сдачу. А нам её всё не несли.
Прошло пятнадцать минут. Двадцать минут. Полчаса.
Я взъерепенился. Что это такое, почему нас не отпускают? И сам направился к кассе – за которой стояла миловидная женщина. Я возмущённо побухтел. Женщина изобразила полное непонимание. Но мне было легко доказать свою правоту – в ресторане совсем не было народу. Кроме нас.
Короче, она стала показывать, что в кассе ничего нет. И что мы должны заплатить, прежде чем покинем заведение.
В этот момент я рассмотрел под кассой уголок купюры. Мне она показалась знакомой. Я сдвинул кассу. И перед ошеломлённой девицей возникла… моя купюра на тысячу бат.
Женщина хотела что-то возразить. Но немного поразмышляла. Потом дала нам сдачу – девятьсот бат. И мы покинули заведение (как оказалось, навсегда).
Вот такая история приключилась с нами в декабре 2009 года – незадолго до нашего отъезда из Таиланда после второй поездки.
Больше ничего плохого я припомнить не могу… Нет, что-то такое ещё было. Но… оно полностью выветрилось из моей памяти. Значит, всё было хорошо. И расстраиваться по этому поводу не стоит.
Да, а как я избавился от этой женщины? История долгая и неприятная. Короче – мы пошли к Будде, во время своей первой поездки на реку Квай (мы туда в 2009 году ездили дважды, в первую поездку и во вторую). И я попросил его посодействовать моему решению. И Будда дал мне знак - что всё непременно получится. А через год (после нашей поездки в Египет, после того как я утратил возможность зарабатывать на жизнь, после других тяжёлых испытаний) на Рождество 2011 года я из дома ушёл. Как оказалось – окончательно. И в тот же вечер (на самом деле на следующий, но это неважно), я познакомился с Юлей. И началась другая история – которая продолжается до сих пор.  
Я Будде очень благодарен за эту помощь. Что ни говори – а Будда (которого, к сожалению, на самом деле нет) отличный парень. И очень тактичный человек.
После его помощи я и обрёл свой счастье – которым наслаждаюсь до сих пор. Хотя в бога (ни в какого) не верю. Вот так…
Да, так вот - в Таиланде наступила осень. И теперь это уже не та страна, которую мы десять лет назад начали познавать. Нет, это вполне нормальная, очень работоспособная, очень предприимчивая страна, которая в буквальном смысле процветает (не смотря на все препоны – например, на смерть короля Рамы 9).
У меня к этому времени полностью испарились все претензии к тайцам. Я не вижу в них неработающих и глупых людей. Нет – это очень работоспособные (хотя и немного не самостоятельные) люди. У них очень хорошая вера – в Будду. И она совершенно не противоречит любой другой вере или даже атеизму. Просто атеист должен уважать их веру. И вовремя помалкивать.
 Я и помалкиваю. И открываю рот, когда меня о чём-то спрашивают.
За это время я понял, как здорово быть здесь пожилым человеком. Мой возраст тайцы определяют, как «за шестьдесят». При этом в первый раз они назвали этот возраст примерно в 2013 году – после того, как я захворал. С той поры я и живу в этом состоянии – человека, у которого всё нормально, кроме его возраста. Думаю – причина в моей бороде, в усах и в том, что выгляжу примерно на десять лет старше своего возраста.
Юля, кстати, против. Она считает, что я выгляжу гораздо моложе. Но это разночтения – которые всегда должны быть (если люди не склонны к пустым спорам).
Да, так вот - в Таиланде наступила осень. И это время, когда практически на улице не идут дожди. Точнее – они идут, но поменьше, чем в начале октября. И нам постоянно кажется, что наступило прохладное время года… А вот и нет. Не наступило. На термометре (которого у нас нет) около 28 градусов тепла. И это в 7 часов 33 минуты – то есть в то время, когда мне приходится писать этот пост.
28 градусов тепла (по Цельсию) – это много или мало? Это почти без изменений. Ну, возможно, минус один градус. Или даже не минус, а… плюс. Короче, пока каких-либо изменений не произошло.
Мы по-прежнему живём в теплом, тропическом (на самом деле в субэкваториальном) раю. И больше всего хотим, чтобы на нас обрушились холода.
Но этого не произойдёт – поскольку это попросту невозможно. Какие холода – если тайцы считают холодами 25 градусов? И погибают от холода в плюс 5 градусов, замерзая, как цуцики?
5 градусов – это я бы посчитал отличной температурой! Я бы даже поиграл немного в снежки – дня два или три. Потом, конечно, это бы надоело. И нам снова захотелось бы такой вот осени…
Но не тайской. Эта осень очень похожа на весну, на лето, на осень и на зиму. И крайняя нижняя температура воздуха здесь стоит около плюс 25 градусов (или даже 23 градусов). Но у верхней температуры нет предела. Она может быть и 33, и 34, и 35 градусов.
В зависимости от того – что там наверху поделывают боги. То ли спят, то ли загорают. Других вариантов вроде бы нет.  










На снимках – Таиланд, который останется в нашей памяти. Наш Таиланд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий