воскресенье, 13 октября 2019 г.

Два дня рождения, день гонки быков и другие подробности нашей жизни

Сегодня у нас два праздника. Точнее – ни одного. Один день рождения уже прошёл, это Юлин день рождения (8 октября). Второй день рождения будет завтра, день 100-летия моего папы. Но на самом деле мы отмечаем совсем другой праздник – 148 ежегодную гонку чонбурийских быков. Очень торжественное событие, которое длится почти неделю. И мы вчера посетили этот праздник (возле здания суда, там, где проходят различные торжественные и не очень мероприятия). А теперь обо всём этом (и, конечно же, о другом) я попытаюсь вам рассказать.

Сначала о дне рождения Юли… Я знаю, сколько ей исполнилось лет. Достаточно для того, чтобы быть мудрой женщиной. И недостаточно для того, чтобы казаться старушкой. Эти два понятия заложены самим нашим знакомством. Хочешь быть всегда юной и прекрасной – выходи за старика… Она и вышла – за человека, который старше её на 7 лет.
Подумать только – 7 лет! Я в её годы был… нет, не богатым и не успешным. Я просто был. Теперь её очередь. И она с этим делом очень успешно справляется.
Да, она совсем не занимается туризмом… Так можно сказать вполне определённо. Но что значит – «не занимается»? Туризмом она очень занимается. Можно выразиться и так – она занимается исключительно туризмом. Но только среди нас двоих, не распространяя свой гигантский опыт на чужих детей.  
Короче – я очень благодарен судьбе за этот аванс – жизнь с моей любимой Юлей. И надеюсь, что помру ещё не завтра и не послезавтра. И что у нас с ней будет ещё много путешествий… Спасибо тебе, Юлечка, за то, что ты есть!
Второй день, который мы готовимся отмечать – не вполне день рождения. Это дань памяти моему отцу. Он появился на свет 14 октября 1919 года. И умер 28 декабря 1992 года. То есть прожил на свете всего 73 года и 14 дней.
Много это или мало? Сейчас мне кажется, что это хороший век. Тогда казалось, что он прожил до обидного мало. Вот бы ещё лет пятнадцать или, лучше, двадцать… Но тогда он бы дожил до 93 лет. 
Надо знать моего отца, чтобы понять – это было невозможно. Он не мог сидеть, сложа руки, и наблюдать за жизнью вокруг. Ему было бы это скучно.
Короче – сколько прожил, столько и прожил. Я его отпускаю. И он отпускает меня. В памяти остаётся только хорошее. А всё плохое давно забылось. Хотя было и оно.
В этот день я выпью… обычной воды. Отец курил и употреблял алкоголь. Мне алкоголь категорически противопоказан. Если бы я не придерживался этого правила, то давно бы помер (я ничего не боюсь – как считает некто Веселов, придурок в нашей редкой теперь уже профессии). И я этого просто не хочу. Зачем, если за мной ухаживает такой человек, как Юля? Зачем я буду её огорчать?
Короче – всё, память отца остаётся со мной. А сам отец уходит в историю…
Да, кстати – что будет с нами после смерти? После смерти наступает история.
Это непрямая цитата из Сергея Довлатова, которого я тоже очень помню – кем он был, каким писателем. И помню то, что умер он на 49 году жизни, после дикой пьянки. Не выдержало сердце… А оно и не могло выдержать. Он пил так, словно специально уничтожал себя. Это была его отдушина – рядом с тем, как он вдумчиво, медленно работал.
Впрочем, это уже детали. Главное – великий писатель, состоявшийся и как человек. Дитя семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Настоящий юморист – какими он и должен быть. То есть человек, сочиняющий грустную прозу, которую очень приятно читать. Читать и – запоминать.
Теперь о нашем сегодняшнем (точнее – вчерашнем) празднике. О Дне гонки быков.
Этот праздник проводится уже в 148 раз. То есть каждый год из 148 прожитых лет в Чонбури собираются хозяева этих животных и устраивают гонки, на которых выбираются самые мощные, самые скоростные быки. И их продают – вместе с буйволицами и их потомством.
Меня больше всего поражает вот эта цифра – 148 лет. Представляете, когда в первый раз проводилось это торжество? Какое было время? Какие люди жили вокруг нас?
На самом деле тема – обалдеть. На свете ни осталось ни одного живого человека, который был бы современником начала этого праздника. Шёл… 1871 год! Обалдеть! И праздник этот проводился в таком же городке, который возвышается сейчас на берегу моря.
Но в то время не было университета Бурапа. Не было деревни Банг Саен – переделанной в пляжи (сама деревушка Банг Саен, конечно же, была). Не было высоких восьмиэтажных домов, в которых живём и мы. Не было вообще ни одного каменного дома – только деревянные. И в них жил такой же народ – тайцы и приезжие китайцы. А рядом – в 100 километрах – город Бангкок. Ещё совсем небольшой и усиленно расстраивающийся.
Так вот - теперь это два мегаполиса, Бангкок и Чонбури. Ну, Чонбури назвать мегаполисом можно лишь условно. Но - можно, поскольку жильё тут преимущественно двух и трёхэтажное, такое же, что и в Бангкоке.
Короче – с ума сойти… И вот мы вчера решили отправиться в район праздника. Пошли мы туда в час дня. Почему так рано? По причине не прекращающихся дождей. Это первое. И второе - мы увидели на «Фейсбуке», что по городу проходит целая колонна впряжённых в специальные двухколёсные повозки (на вид очень старинные) быков. И мы поняли – началось…
Короче, мы прошли по опустевшему городу. Да, народу не было совсем. Он весь сошёлся на гонках. И когда мы пришли на вечерний рынок, то увидели огромные кучи (простите) говна – которые накакали (ещё раз простите) эти быки. Самих быков, которых свезли (на самом деле привели на это торжество) в огромном количестве. Выставленные тут же двухколёсные повозки, которые притащили за собой эти послушные быки. И массу развлечений – от небольшого колеса обозрения для детей, до выставленных тут же фигур быков с нарисованными на их боках сценками из истории праздника.
Но отдельным номером на этом торжестве были две трибуны, сооружённые вокруг песчаной трассы, по которой бегали быки. Эти трибуны казались не очень заполненными. Но только казались. Именно сюда стремились все тайцы и китайцы. Они сидели, стояли, смотрели на трассу, переживали – хотя у всех у них были спокойные лица.
Это мы тоже запомнили. Лица у всех такие, словно они пришли на скучную молитву… Но они становились торжествующими – когда мимо них проносились быки с наездниками на них.
Да, кстати – наездники выглядели профессионалами. Но это были обычные хозяева быков. То есть люди, работающие с быками в поле. Ухаживающие за животными. И всячески с ними общающиеся.
Этих уставших людей мы видели огромное количество… Да, почему они «уставшие». А как иначе? Чтобы собраться на общий праздник, нужно обойти (пешком!) не одну деревню. Потом выдвинуться в сторону Чонбури – центра, в котором они будут выступать. Одновременно провести сюда всё воловье население – то есть почти полное поголовье с коровами и телятами. Дома остаются только старые животные, которых уже не продать. А так – на праздник приходит, практически, полное поголовье крупного рогатого скота.  
Сколько волов (быков, буйволиц – мы постоянно путаемся в их названиях) мы примерно насчитали? Ну, примерно… около трёх сотен. Я говорю – примерно (на самом деле их может быть и больше). То есть огромное стадо этих задумчивых животных.
Были ли среди них возбуждённые животные? И да, и нет. Волы очень любопытны (кстати, официально называются они «водными буйволами»). Они весьма рогаты – но рога у них загнуты назад. Морды широкие и очень задумчивые. Они постоянно мыслят – поглядывая на вас. То ли ждать от нас какого-нибудь угощения, то ли… ну его на фиг?
Так вот – все волы выглядят слегка возбуждёнными. Но это возбуждение проявляется исключительно в их повышенном аппетите (который всегда такой – что ни делай). И в желании тяжело вздыхать, когда кто-то останавливается напротив них. А люди, буквально, толпились рядом с их мордами. И все старались потрогать, погладить, понежить этих медлительных чудовищ…
Мы не увидели здесь ни одного худого, измождённого вола (или буйвола, или быка, или корову). Все они были очень ухоженными, очень сытыми, очень толстыми, очень спокойными. Абсолютно все. Некоторые быки были изолированы от общей массы. Но (мне думается) из-за того, что им очень хочется к коровам. А коровы уже стельные или только что родили малышей. И им этого ещё нельзя… А так – спокойные животные, очень миролюбивые и  очень послушные.
Да, мы видели, как водят быков с финиша пробега к его старту. Они не хотят идти, уворачиваются. Но человек берёт быка за уздечку, продетую в нос. И тот послушно идёт за ним – как ни в чем не бывало. Короче – зрелище ещё то.
Забеги начались задолго до того, как на гонки пришли мы. И продолжались до вечера. Сегодня – второй день забегов. Потом будет третий и четвёртый день. И во все дни идёт настоящая торговля. Причём, торгуют не только едой и всякими нужными (на самом деле не очень) штуками. Торгуют самими быками.
Вот такой с нами случился день – последний в нашей практике. Очень хороший праздник, связанный с сельскохозяйственным трудом. За эти годы мы попробовали мясо буйволицы (оно очень вкусное), попробовали её молока. Но молоком не впечатлились (наверное, зря). Короче – и в этом вопросе мы почувствовали себя в самой гуще событий. Хотя оставались, как мне кажется, единственными фарангами на весь праздник.
Но это не так. Воловьи гонки проходят во многих местах. После Чонбури волы перегоняются в другие города. И там проходят такие же парады и такие же гонки. В своё время гонки эти увидят и гости Паттайи. Или, может, уже увидели – мы этого не знаем. Но зрелище очень впечатляет. Особенно количество говна (извиняюсь ещё раз), которое произвели эти здоровенные быки.
Да, и ещё одна подробность. Эти быки вдвое меньше тех, что жили в Азии давным-давно. Размах их рогов достигал четырёх метров. У этих, максимум, два метра (или меньше). Но и это заставляет относиться к этим животным с почтением.
И последнее. Считается (у наших блондинок), что подходить к этим быкам опасно – из-за того, что они могут кого-нибудь покусать. Но это не так. У них, у быков, нет верхних зубов. А есть только специальная костяная пластинка, о которую они пережёвывают траву нижними зубами.
Вот затоптать или боднуть – они могли бы… Если бы не были стреножены и обучены послушанию. Так что – гладьте (если хозяин позволяет). Ничего страшного с вами не случиться…
Ну, и у нас вчера померла одна старая собака. Из тех, что встретили строительство нашего кондоминиума и прожили здесь всю жизнь.
Умирала она очень тяжело. Ей было больше пятнадцати лет. Сколько мы помним – собака эта была очень сердитой. Но не по отношению к нам и к людям вообще, а по отношению к другим собакам.
Так вот – пёс умирал. Он лежал несколько дней, не в силах даже поесть. И вдруг мы увидели рядом с ним молодого человека – сотрудника службы охраны. Он сидел рядом с псом и тихонько его гладил. Рядом стояла миска с чистейшей водой и миска с собачьим кормом. Парень увидел нас и улыбнулся. Мол – что поделать, умирает…
И мы поразились судьбе этой собаки. Её ни разу, никто абсолютно не обидел. Да, на территорию кондо проходить нельзя. Но она и не проходила. Во всяком случае - люди этого не замечали. Или делали вид, что не замечают.
Нас однажды предупредили – что по кондо бегает злая собака. Её, наверное, поймали и выдворили за пределы кондо. И всё - никто никаких действий против бездомных собак никто не предпринимал.
Так вот – этот пёс прожил очень счастливую жизнь. В ней совсем не было злости и нелюбви людей. Каждый вечер его кормили досыта. Давали половину варёной курочки, молока, какого-нибудь рису или макарон. И он не всегда это съедал – оставляя что-то собачьей молодёжи.
И вот его не стало. Когда мы возвращались с праздника, рядом с домом (с местом, где находится управление нашего кондо) уже не было никаких мисок. И собак тоже не было.
Жизнь закончилась. И вместе с ней – прекратился земной путь одного из бывших преступников. Теперь этот пёс повысил свою карму. И сможет появиться на свет заново, уже человеком. И если всё пройдёт нормально – он будет человеком и в следующей жизни. А потом – ещё и ещё.
Мне кажется – что это очень хорошая религия.
Для справки – буддизм.










          На снимках – сцены из праздника, на котором мы побывали вчера, 12 октября 2019 года. На 148-х воловьих гонках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий