воскресенье, 19 мая 2019 г.

Путешествие в Чиангмай – 2 часть

Второй день в Чиангмае начался, как обычно. Я проснулся. И услышал за окном сильный ливень. Увидеть его было невозможно – все окна были занавешены. «Хорошо», – подумал я, – «значит, спим дальше». И уснул – дождавшись окончания ливня.

Встали мы уже в седьмом часу. Позавтракали колбасой, которую купили в магазине «7-eleven». И отправились на прогулку.
Мы пошли по центру города. Мимо храмов, мимо открывающихся кафе, мимо многочисленных отелей. Отели были, в основном, пустыми. Но мы не удивились.
Фарангов в городе был немыслимое количество. Их было столько, что больше может быть только в Паттайе. Хотя Паттайя заметна поменьше, чем Чиангмай. Город-то большой (по тайским меркам). И в нём проживает втрое больше людей, чем в Паттайе. Но, заметим – больше в абсолютном исчислении. В целом же по количеству фарангов Чиангмай слегка уступает Паттайе. Мне во всяком случае так кажется.
Мы шли по утренней улице центра города. Смотрели на храмы. И поражались всему, что видели… А видели мы огромное количество монахов, которые шли на свои «колядки» - собирать еду и нужные подношения. При этом они подходили к торгующему человеку и безошибочно определяли, что он хочет (или не хочет) им дать. И начинали петь свои мантры. Или проходили мимо – ничего не прося и ни с кем ни здороваясь.
Так же они проходили мимо нас. Но когда здоровались мы – здоровались и они. И ослепительно улыбались. И превращались в обычных людей, которые идут на работу. Только в монашеских рясах и сосредоточенные на чтении мантр Будде.
Так считаю я и считает Юля. А что там на самом деле – не наша забота. Это находится за пределами нашего понимания.
Как и порядки в только что открывшихся кафе. В одно из них мы и зашли – выпить кофе и заодно посмотреть на цены.
Цены (на кофе) находятся на среднем уровне. Маленькая чашка кофе латте (то есть с молоком) стоит от 60-75 бат. Это довольно дорого по сравнению с Чонбури. Но мы видели и очень дешёвый кофе – по 40 бат за порцию. Причём, порция эта была побольше того кофе, который мы купили в этой кофейне.
По качеству кофе был великолепен. Я в очередной раз вспомнил своего друга (Дмитрия Русакова), которому не особенно нравился кофе в Таиланде. Здесь очень много мест, где варят исключительно качественный кофе. Я это помню. И всякий раз заказываю себе кофе – вспоминая его слова… В конце концов, мы напились кофе до такой степени, что у меня возникла аллергия на него. Обалдеть! Я вообще ни на что и никоим образом не реагирую. А тут – сижу и весь чешусь. Явно следы выпитого кофе.
Да, кстати, кофе я люблю не сладкий (с сахаром мне нельзя и без сахара он кажется мне вкусней). Короче – мы выпили кофе, поблагодарили барменшу (у которой были самыми первыми покупателями). И отправились дальше.
А дальше мы решили что-нибудь съесть. Было – замечу – утро 14 мая 2019 года. Мы заняли два места в небольшом уличном ресторанчике, где взяли два супчика. Удивительные по вкусу и такие же удивительные по набору продуктов, из которых был сделан этот супчик.
Едва я распробовал вкус мяса, которое было в этом супчике (кстати – «том ям» с каким-то наименованием, кажется, «му»), как моё внимание привлекла стройная колонна демонстрантов. Они шли под торжественную музыку. И это была целая школа – с монахами впереди, со школьниками в форме, с людьми, нёсшими флаги и даже с девочками, одетыми по школьному.
Короче – процессия прошла мимо нас. И мы отреагировали на неё – отсняли шагающих школьников (не зная сути этого праздника).
Кстати, на следующий день – 15 мая – мы увидели продолжение этой церемонии. В главном и очень крупном храме рядом со школой собрались все школьники и, опять же, куча монахов. Монахи были всех возрастов. Но большинство из них – молодёжь. Так вот, мы слушали какой-то гимн (мы честно отстояли в неподвижности, когда он играл). Потом двинулись дальше – вслушиваясь в то, что говорил самый старый монах. И это было явно продолжение какого-то торжества – едва ли ни «Висакха Буча». Короче, мы не знаем – что праздновали монахи и школьники. Но выглядело это весьма торжественно…
Посмотрев это действо и доев свои супы, мы двинулись дальше. Наш путь лежал к горам – которые мы хотели посмотреть. В результате мы остановились возле остановки тук-туков. Каждая машина стоила 60 бат на человека. Она должна была отвезти нас на какую-то гору – откуда мы хотели посмотреть рассвет солнца… Или закат? Я не помню – тем более, что стояла пасмурная погода и никаких рассветов (как и закатов) не предвиделось (в том числе и от времени дня – был уже девятый час утра).
Короче – мы прождали машину целых двадцать минут. И когда в нашей команде оказалось девять человек, а водитель по-прежнему ждал десятого, мы немного подумали и решили, что… ну его на фиг. Что мы отправимся пешком до того момента, пока не устанем.
Мы встали и покинули эту группу. Кстати, люди в ней собрались совсем молодые. И один был даже голый… Ну, не совсем, конечно. Но на меня он оказал странное впечатление. Именно из-за него я и решил, что ожидание наше сильно затянулось. И мы оставили эту команду дожидаться ещё трёх пассажиров.
Короче – мы отправились вдоль восточной стороны древней стены, опоясывающей город. А люди, оставшиеся на стоянке, ждали отсутствующих пассажиров… Кстати, водителей здесь собралось много. И если каждый будет комплектовать машину десятью пассажирами (и при этом брать по шестьдесят бат с носа), то его заработку не позавидуешь – подумали мы. И оказались правы.
В городе в этот день мы увидели множество разъезжающих по дорогам тук-туков. И почти все были пустыми.
Кстати, нас пытались соблазнить и водители трёхколёсных тук-туков – тех, что на самом деле называются тук-туками (в отличие от автомобилей – которые называются «сонгтэо»). Они подъезжали и говорили нам, что их путешествие вокруг всей стены – то есть четыре раза по полтора километра – начинается от 200 бат, от 100 бат и даже от 50 бат. Но мы не соглашались. Мы решили обойти вокруг города обычным образом – без сонгтэо и без тук-туков.
По пути мы заглянули в очередной старинный храм… Точнее – рядом со ступой, которая стояла чёрт знает сколько лет (кажется, около тысячи – хотя я могу и ошибаться). Эта ступа была очень старой – как и многие другие ступы. Всего в городе насчитывается около 300 храмов. И все они занимают часть территории. То есть гостиницы и обычные дома в городе приютились рядом с храмами. Такая здесь традиция – когда народ очень беден, храмы эти утопают в золоте.
Кстати, в том храме, где мы увидели окончание ритуала со школьниками, мы разглядели золотой храм. Действительно – огромную покрытую золотом (настоящим!) огромную ступу с четырьмя слонами в натуральную величину, которые выходили из этого храма. На самом деле они никуда не выходили. Но каждый слон представлял собой половину слона. Эти фигуры весьма гармонично соседствовали с золотыми Буддами и золотыми стенами этого храма.
Да, и ещё – стены этого храма вообще никем не охранялись. Можно было подойти и запросто отковырнуть себе кусочек золота. Но таких людей здесь не нашлось. Их, вообще, в Таиланде вроде как и нет. Это место для верующих людей. И для тех, кто не верит, но почитает эту религию…
Так вот – после храма мы прошли до угла старой стены. И повернули к огромному магазину, стоявшему в отдалении. Магазин, по нашим ощущениям, открывался в 11 часов. Но на самом деле он был уже открыт. И работал почти час. Мы подошли к нему около 10 минут одиннадцатого. И - вошли в магазин.
Сказать, что мы были впечатлены – не скажешь. К большим магазинам мы быстро привыкли. И воспринимали их, как данность. Но этот магазин нас всё-таки немного поразил. Такого богатства мы явно не ожидали.
Потом, после магазина, где мы ровным счётом ничего не купили, мы отправились в сторону аэропорта. Мы шли и шли по дороге. И добрались до самого «арт-центра» - при местном университете. Место вроде бы хорошее, но сильно заброшенное. Хотя и довольно большое.
Мы обошли вокруг целый квартал (по пути посмотрели закрытый парк «Здоровья» - он не работал). И вошли в открытый музей, где стали первыми посетителями, купившими два билета (за 20 бат).
Что это за музей? Тайской архитектуры. Здесь на площадке стояли примерно 12 деревянных домов. И во все можно было подняться и осмотреть их изнутри.
Мы осилили первый дом – построенный где-то в конце девятнадцатого или начале двадцатого века. И привезённый в Чангмай из провинции. Потом просто осматривали выставленные экспонаты – поражаясь аккуратности, с которой эти дома были возведены.
Да, кстати, наши дома – которые стоят в Чонбури – тоже очень старые. Правда, они побольше размерами. И служат своим владельцам. Им уже больше сотни лет. И они со временем тоже куда-нибудь будут перенесены – поскольку они построены из тика (крайне редкого дерева).
Ну, а после этого музея, когда мы его смотрели – мы двинулись домой. Мы решили немного отдохнуть. И вечером отправится по другому пути – к реке, на ночной рынок…
И вот одно замечание. В Чиангмае мы вообще не увидели паттайских клоунов – тех, которые выглядят разодетыми барышнями (и на которых негде ставить пробы). Но на этом ночном рынке их было сколько угодно.
Точнее – они были. Но немного в завуалированном виде – как и положено в этом провинциальном городе. И повсюду раздавалась музыка. Сидели пожилые фаранги и пили пиво. А на коленях у них восседали эти тайки… Но их было совсем не много. Мы насчитали с полсотни баров. Или даже меньше.
Что мы купили на ночном рынке? Ничего особенного. Мы завершили формирование своей коллекции металлических фигурок – купив ещё четыре штучки. И теперь у нас в коллекции ровно столько фигурок, сколько мы прожили в Таиланде месяцев. Точнее – проживём, если всё будет хорошо. А всё будет именно хорошо – поскольку мы так задумали.
Помимо этих фигурок мы ничего покупать не стали. А зашли в местный (довольно большой) фуд-корт. И поужинали.
Так закончился наш второй день… Я не всё обозначил, что с нами произошло. Мы, например, ещё раз посетили кошачье кафе. И съели здесь заказанные салаты (а я ещё и яичницу из двух яиц). Съели потихоньку – полчаса отдуваясь от невероятной порции салата, который нам принесли.
Судите сами – за (примерно) девяносто бат за одну порцию нам принесли по огромной тарелке, на которой было нарезано два вида капусты, болгарские перцы, морковь, лук, проростки подсолнечника и по краям возвышались четыре кучки жаренной курицы. И всё это было приправлено жаренными орешками и оливковым маслом с лимонным соком. Вкусно – обалдеть! И мы это дело уминали, как оголодавшие кролики… Еле умяли. А умяв – поднялись и потихоньку (быстрей просто не получалось) двинулись домой. Чтобы немного поспать.
Это было перед обедом. То есть примерно в час дня. А потом мы встали в пять часов. И оправились на ночной рынок…
Что оставалось на следующий день? Отправиться на ту же дорогу с севера и обойти её по той части, которая до сих пор не была нами исхожена. Мы так и сделали – совершив, по сути, целый променад вдоль старой крепостной стены (которая, кстати, большей частью разрушена до основания).
В итоге за два дня (в первый день мы забыли часы, которые измеряют шаги, дома) мы проходили, ни много, ни мало – сорок километров. Если считать, что в первый день мы были ещё «никакими», то можно сказать, что нами пройдено около 50 километров. Обалденный объём – прямо скажем.
Из неприятностей я заметил, что часть выпитого нами кофе превратилось для меня в аллергическую реакцию. Я местами распух и стал похож на Винни-Пуха. Так что в ближайшее время кофе мне не светит. Впрочем, я бросал и не такое – если учесть, как я оставил курение табака…
В начале первого дня мы сдали свою комнату в отеле. И отправились пешком в аэропорт. И отсюда уже вылетели домой.
На этом наше путешествие в Чиангмай и завершилось.
Что я выяснил про Чиангмай? Что это чудесный город, который мы, к сожалению, поздно для себя открыли. Жить здесь мы явно не сможем. И не особенно захотим – потому что в феврале у нас будет завершение нашего путешествия в Таиланд в принципе.
А ещё – что Чиангмай это арт-столица Таиланда. И это совершенно безусловно.
И что Чиангмай – это город, который очень любим фарангами. И есть за что. Но… не для нас, не для нас…
У нас впереди другие страны. И ещё десять лет (дай бог), которые мы проживём в этом состоянии – без особого быта, в постоянном познавании окружающего мира…
Вот так – моя поездка в Чиангмай и состоялась. Юля моя – молодец. Именно благодаря ей мы и путешествуем по миру. Именно благодаря ей.

На снимках – наше путешествие в Чиангмай. Кадры, сделанные 13, 14 и 15 мая 2019 года.