Оно сегодня
и в самом деле дождливое. Впрочем, вчера было ещё хуже. Вчера утром шёл самый
настоящий дождь. Он шёл весь день (хотя погодные информеры показывали какую-то
ерундовую вероятность дождя). Впрочем, информерам мы давно не верим. Мы просто
собираемся пережить ненастье. И непременно переживём – тем более, что ненастьем
его никак не назовёшь.
Здравствуйте,
друзья. Как обстоят дела у вас с погодой? У нас очень холодно – 27 градусов по
Цельсию… В том смысле, что холодов мы, конечно, ждём. Но они всё никак не
наступают. И вряд ли наступят – поскольку живём мы в полушаге от экватора.
Холода
здесь заменяются дождями. Вот дождей мы видим больше, чем хотелось. И они по
полгода льют, льют, льют… До той поры, пока не наступает зимний сезон. Он у нас
уже наступил, но ещё не полностью. Поэтому бывают неожиданные и очень долгие
дожди.
В последний
раз дождь лил больше суток. Залил Сукхумвит и прилегающие территории. Залил берег
моря. Короче, дождём залило всё, что находилось чуть выше уровня моря.
Но что
такое дождь в Таиланде? Сегодня льёт напропалую. А как только дождик
закончится, то вода куда-то… исчезает. Точно говорю – исчезает. И не скажешь,
куда именно. Её попросту нет. Только что здесь плескалась вода, а через десять
минут – ничего. Похоже, вся вода испарилась. Или утекла (что с водой иногда случается).
Сегодня
утром дождя нет. Дождливым утро выглядит из-за жары (условной) и влажности
воздуха (тоже условной). А на небе ни облачка. Небо целиком покрыто лёгкой
дымкой, что случается при перемене погоды. Так говорит Юля (а она в этом деле
понимает). Но я всё равно называю утро дождливым – потому что нам надо куда-то
вечером пойти погулять. Во время дождя мы сидим дома. И это нам уже надоело. Пора
немного проветрится.
Сегодня
разговор об истории. О том, что было на территории Таиланда сто лет назад. Или чуть
меньше, чем сто лет.
Недавно
мы нашли в «Фейсбуке» фотографию центра Чонбури. Когда пригляделись, то увидели
улицу Сукхумвит, пролегающие по ней дороги и даже (вроде бы) строящийся…
торговый центр. Знаете, когда была сделана фотография? Почти 80 лет назад. И Сукхумвита
ещё не было. И домов не было. Был только рынок и какие-то низенькие домики.
Как же
ты быстротечно, время… Что было на месте Сукхумвита в те годы? Прежде всего,
сама страна называлась Сиам, а вовсе не Таиланд. Машин, практически, не было –
только редкие, очень редкие и дорогие лимузины.
Города
были, но больше похожие на деревни. В самых крупных каменных и деревянных домах
жило начальство – короли и королевы, придворная знать и прочая челядь рангом
поменьше. А в домах попроще жили те же китайцы – в том смысле, что тайцы
китайского происхождения. Их здесь, в этих местах, всегда было довольно много.
На фотографии
не видно людей – она сделана в очень крупном масштабе. Но по портретам тех дней
можно узнать, как люди одевались, что носили, во что одевались местные мужчины
и женщины.
Да,
кстати, о женщинах следует заметить – они выглядели абсолютно современно. Только
одеты были попроще. А причёски, лица, аккуратные ножки – всё выглядит так,
словно это современные достаточно эмансипированные женщины.
Это не
удивительно – женщины здесь всегда были в цене. Дело в том, что всё население
Таиланда (в смысле – Сиама) было рабами. Точнее – практически всё, поскольку
были ещё сословия воинов, чиновников и прочей ерунды. Можно сказать, что 95
процентов населения жили в условиях несвободы.
Но что
значит жили? Они работали, женились, заводили детей. Богатели, испытывали санук
и сабай, снова женились и снова богатели. И все были при этом рабами. Раб такой-то,
рабыня такая-то. И пять детей – тоже пока рабы.
Эта ситуация
продлилась до начала 20 века. Потом король (дай бог ему здоровья) рабство
отменил. Всем раздал фамилии (которые до сих пор носят, следует заметить,
витиеватый вид). И жизнь рабов превратилась в жизнь свободных людей… Только
ничего не поменялось. Как жили тайцы, так и продолжали жить. Самый свободный
народ на этой территории.
К слову
– дело было, конечно, в личности короля. В Таиланде (в смысле в Сиаме) издавна
повелось – что ни король, то высокообразованная личность. С самого первого Рамы
все короли были культурными и вежливыми людьми.
Это, действительно,
так и есть. Поэтому, когда в Таиланде вспыхнула революция и к королю обратились
военные люди – мол, «надо бы принять Конституцию», король ответил – «надо, я
понимаю. Вот и принимайте её с моего благословения».
Я извиняюсь
за детали разговоров, я их плохо помню. Но дело происходило примерно таким
образом. И революционерам ничего не оставалось, как склонить головы перед
королём. И оставить его править страной в конституционных условиях.
Это было
в тридцатые годы – как раз то время, когда была сделана эта фотография. На ней
много интересного. Нет, например, многоэтажного китайского храма, которым мы
любовались. Нет переходов через Сукхумвит (поскольку нет и самого Сукхумвита). Но
торговый центр - вот он, стоит… Кстати, нам он показался сразу каким-то тесным
и узким. Но мы и предположить не могли, что он возвышается здесь уже более
восьмидесяти лет.
Ходили
ли в то время по Таиланду автобусы? А почему бы им не ходить? В стране было
много людей, которым требовалось съездить в Бангкок или в Районг. На чём
съездить? Конечно – на автобусе. Или на поезде – поскольку в то время поезда
уже в эту часть страны ходили.
Кстати
– поезда… Они были очень популярными. И ходили по тому же расписанию, что и
сегодня. Правда, автобусы конкуренцию им не составляли. Их было ещё довольно
мало. Но автобусы точно были.
Был
более простой народный транспорт. Например, быки. Быков впрягали в огромные
телеги и везли то, что было нужно, из города в город.
В одноэтажном
до времени Бангкоке ходили трамваи. В первый день эти появившиеся трамваи не
вызывали у людей доверия. Поэтому король лично решил его прорекламировать. Он вышел
на улицу и сел в трамвай. И проехал, таким образом, весь маршрут.
Люди это
дело увидели. Поняли, что ничего страшного в трамваях нет. И уже на второй день
заполнили все свободные места в вагонах. Вот так трамвай и превратился в
любимое средство транспорта – вроде нынешнего метро.
Да,
кстати, а где они сейчас? Их нет. В шестидесятые годы все трамваи были с дорог
Бангкока убраны. Их место заняли автомобили. И по стране в неспешном темпе
стали строится автомобильные дороги.
Это время
было уже после Второй мировой войны. В это время страной стал управлять король
Рама 9. Очень хороший, следует заметить, король. При нём страна превратилась в
мировую державу. При нём расцвёл мировой туризм. А Бангкок превратился в очень
дружелюбный, очень комфортабельный город – второй по посещаемости в мире.
Всё здесь
развивается гладко и спокойно. В том числе и морское движение. В начале XX века в стране уже был пароходный флот. Правда,
не очень большой. Теперь по волнам ходят современные корабли, которые развозят
самые различные грузы. Но основным грузом является продукция, созданная в
Таиланде. Дело в том, что флот является главным перевозчиком того, что
выпускают местные предприятия. А они выпускают абсолютно всё.
То,
что в Таиланде сейчас попросту нет поддельных китайских марок автомобилей,
трудно осознать. Но так оно и есть. Все ходовые «Тойоты», «Исудзу», «Хонды»
выпускаются именно здесь. И ещё 23 марки автомобилей из 26 мировых марок.
Но не
автомобилями едиными. Здесь выпускаются вентиляторы, холодильники, мотоциклы,
швейные машины и ещё бог весть что. Главное – всё выпускаемое в Таиланде может
носить особый «знак качества», поскольку эта продукция удовлетворяет самым
изысканным, самым изощрённым вкусам.
Тайцы и
сами используют эту продукцию в своих интересах. Хочешь купить автомобиль -
покупай его. Если это «Ниссан» или любая другая марка, выпускаемая в Таиланде,
то стоить она будет на треть дешевле, чем на мировом рынке. Треть цены – разве это
мало? По-моему, это очень и очень много.
Более того,
если денег не хватает, то ты можешь обратиться за помощью к королю. И он не
откажет. Ты купишь машину и будешь ездить на ней. А долг королю выплатишь в
последующие десять лет. Таким образом они и покупают автомобили, которые
выпускают сами. Отличные автомобили, у которых нет конкурентов.
Вообще,
расписывать достоинства этой удивительной страны я могу часами… Но вернёмся к
этой старой фотографии. На ней совершенно не видно побережья моря. Что было
здесь? А здесь росли мангровые леса. Они росли здесь много лет – ещё до
возникновения жилья, которое появилось много тысяч лет назад.
Документов
об этом попросту не существует. Большинство их погибло в Аютайе – когда бирманцы
захватили город. Они сожгли все храмы и все документы, относящиеся к развитию
Сиама. Это произошло в 18 столетии. Вскоре после нашествия бирманцев их
окружили и разбили. Но дело своё они сделали. В смысле – всё порушили и
уничтожили.
С той
поры Аютайский период развития Таиланда завершился. И начался современный
период – Бангкокский. Правда, это время принесло Сиаму ещё одно несчастье. Король
Таксин оказался очень плохим королём. Он возомнил себя бог весть кем. Поэтому пришлось
его ликвидировать (без того, чтобы прикасаться к его телу руками – довольно интересная
история). Взамен Таксина на трон взошёл Рама 1. И начался период правления
династии Чакри.
Изучение
истории Сиама (и, замечу, Таиланда) очень интересное дело. Впереди у нас
посещение многочисленных памятников. Например, португальской церкви и музея в
Бангкоке. Оказывается, португальцы поселились в Бангкоке ещё во времена Аютайи.
С ума можно сойти… Мы решили поизучать тайское прошлое. И посетить ту часть
реки, на которой стоит Бангкок – Чаупрайю. Мы там никогда, оказывается, не
были.
А время
идёт. Оно уходит от нас, унося с собой все свои тайны. И если сегодня мы
чего-то не обнаружим, завтра может быть уже поздно.
Мы это
знаем. Мы понимаем всю сложность положения. История Таиланда для нас – всё равно,
что история человечества. Только без войн и насилия. Ну, или с его минимумом.
Мы понимаем
всё сложность поставленной задачи. И готовы к её решению, чего бы это ни стоило…
А вообще, любопытно – как возводился Таиланд. В какой последовательности
возникали его храмы. Кто жил здесь. И кто умирал за древний Сиам.
Нам всё
это очень интересно. Очень-очень. Поэтому мы и решили… жить именно здесь.
На
снимках – Чонбури вчера и сегодня. Исторические параллели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий