воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Дождливое утро

Оно сегодня и в самом деле дождливое. Впрочем, вчера было ещё хуже. Вчера утром шёл самый настоящий дождь. Он шёл весь день (хотя погодные информеры показывали какую-то ерундовую вероятность дождя). Впрочем, информерам мы давно не верим. Мы просто собираемся пережить ненастье. И непременно переживём – тем более, что ненастьем его никак не назовёшь.

Здравствуйте, друзья. Как обстоят дела у вас с погодой? У нас очень холодно – 27 градусов по Цельсию… В том смысле, что холодов мы, конечно, ждём. Но они всё никак не наступают. И вряд ли наступят – поскольку живём мы в полушаге от экватора.
Холода здесь заменяются дождями. Вот дождей мы видим больше, чем хотелось. И они по полгода льют, льют, льют… До той поры, пока не наступает зимний сезон. Он у нас уже наступил, но ещё не полностью. Поэтому бывают неожиданные и очень долгие дожди.
В последний раз дождь лил больше суток. Залил Сукхумвит и прилегающие территории. Залил берег моря. Короче, дождём залило всё, что находилось чуть выше уровня моря.
Но что такое дождь в Таиланде? Сегодня льёт напропалую. А как только дождик закончится, то вода куда-то… исчезает. Точно говорю – исчезает. И не скажешь, куда именно. Её попросту нет. Только что здесь плескалась вода, а через десять минут – ничего. Похоже, вся вода испарилась. Или утекла (что с водой иногда случается).
Сегодня утром дождя нет. Дождливым утро выглядит из-за жары (условной) и влажности воздуха (тоже условной). А на небе ни облачка. Небо целиком покрыто лёгкой дымкой, что случается при перемене погоды. Так говорит Юля (а она в этом деле понимает). Но я всё равно называю утро дождливым – потому что нам надо куда-то вечером пойти погулять. Во время дождя мы сидим дома. И это нам уже надоело. Пора немного проветрится.
Сегодня разговор об истории. О том, что было на территории Таиланда сто лет назад. Или чуть меньше, чем сто лет.
Недавно мы нашли в «Фейсбуке» фотографию центра Чонбури. Когда пригляделись, то увидели улицу Сукхумвит, пролегающие по ней дороги и даже (вроде бы) строящийся… торговый центр. Знаете, когда была сделана фотография? Почти 80 лет назад. И Сукхумвита ещё не было. И домов не было. Был только рынок и какие-то низенькие домики.
Как же ты быстротечно, время… Что было на месте Сукхумвита в те годы? Прежде всего, сама страна называлась Сиам, а вовсе не Таиланд. Машин, практически, не было – только редкие, очень редкие и дорогие лимузины.
Города были, но больше похожие на деревни. В самых крупных каменных и деревянных домах жило начальство – короли и королевы, придворная знать и прочая челядь рангом поменьше. А в домах попроще жили те же китайцы – в том смысле, что тайцы китайского происхождения. Их здесь, в этих местах, всегда было довольно много.
На фотографии не видно людей – она сделана в очень крупном масштабе. Но по портретам тех дней можно узнать, как люди одевались, что носили, во что одевались местные мужчины и женщины.
Да, кстати, о женщинах следует заметить – они выглядели абсолютно современно. Только одеты были попроще. А причёски, лица, аккуратные ножки – всё выглядит так, словно это современные достаточно эмансипированные женщины.
Это не удивительно – женщины здесь всегда были в цене. Дело в том, что всё население Таиланда (в смысле – Сиама) было рабами. Точнее – практически всё, поскольку были ещё сословия воинов, чиновников и прочей ерунды. Можно сказать, что 95 процентов населения жили в условиях несвободы.
Но что значит жили? Они работали, женились, заводили детей. Богатели, испытывали санук и сабай, снова женились и снова богатели. И все были при этом рабами. Раб такой-то, рабыня такая-то. И пять детей – тоже пока рабы.
Эта ситуация продлилась до начала 20 века. Потом король (дай бог ему здоровья) рабство отменил. Всем раздал фамилии (которые до сих пор носят, следует заметить, витиеватый вид). И жизнь рабов превратилась в жизнь свободных людей… Только ничего не поменялось. Как жили тайцы, так и продолжали жить. Самый свободный народ на этой территории.
К слову – дело было, конечно, в личности короля. В Таиланде (в смысле в Сиаме) издавна повелось – что ни король, то высокообразованная личность. С самого первого Рамы все короли были культурными и вежливыми людьми.
Это, действительно, так и есть. Поэтому, когда в Таиланде вспыхнула революция и к королю обратились военные люди – мол, «надо бы принять Конституцию», король ответил – «надо, я понимаю. Вот и принимайте её с моего благословения».
Я извиняюсь за детали разговоров, я их плохо помню. Но дело происходило примерно таким образом. И революционерам ничего не оставалось, как склонить головы перед королём. И оставить его править страной в конституционных условиях.
Это было в тридцатые годы – как раз то время, когда была сделана эта фотография. На ней много интересного. Нет, например, многоэтажного китайского храма, которым мы любовались. Нет переходов через Сукхумвит (поскольку нет и самого Сукхумвита). Но торговый центр - вот он, стоит… Кстати, нам он показался сразу каким-то тесным и узким. Но мы и предположить не могли, что он возвышается здесь уже более восьмидесяти лет.
Ходили ли в то время по Таиланду автобусы? А почему бы им не ходить? В стране было много людей, которым требовалось съездить в Бангкок или в Районг. На чём съездить? Конечно – на автобусе. Или на поезде – поскольку в то время поезда уже в эту часть страны ходили.
Кстати – поезда… Они были очень популярными. И ходили по тому же расписанию, что и сегодня. Правда, автобусы конкуренцию им не составляли. Их было ещё довольно мало. Но автобусы точно были.
Был более простой народный транспорт. Например, быки. Быков впрягали в огромные телеги и везли то, что было нужно, из города в город.
В одноэтажном до времени Бангкоке ходили трамваи. В первый день эти появившиеся трамваи не вызывали у людей доверия. Поэтому король лично решил его прорекламировать. Он вышел на улицу и сел в трамвай. И проехал, таким образом, весь маршрут.
Люди это дело увидели. Поняли, что ничего страшного в трамваях нет. И уже на второй день заполнили все свободные места в вагонах. Вот так трамвай и превратился в любимое средство транспорта – вроде нынешнего метро.
Да, кстати, а где они сейчас? Их нет. В шестидесятые годы все трамваи были с дорог Бангкока убраны. Их место заняли автомобили. И по стране в неспешном темпе стали строится автомобильные дороги.
Это время было уже после Второй мировой войны. В это время страной стал управлять король Рама 9. Очень хороший, следует заметить, король. При нём страна превратилась в мировую державу. При нём расцвёл мировой туризм. А Бангкок превратился в очень дружелюбный, очень комфортабельный город – второй по посещаемости в мире.
Всё здесь развивается гладко и спокойно. В том числе и морское движение. В начале XX века в стране уже был пароходный флот. Правда, не очень большой. Теперь по волнам ходят современные корабли, которые развозят самые различные грузы. Но основным грузом является продукция, созданная в Таиланде. Дело в том, что флот является главным перевозчиком того, что выпускают местные предприятия. А они выпускают абсолютно всё.
То, что в Таиланде сейчас попросту нет поддельных китайских марок автомобилей, трудно осознать. Но так оно и есть. Все ходовые «Тойоты», «Исудзу», «Хонды» выпускаются именно здесь. И ещё 23 марки автомобилей из 26 мировых марок.
Но не автомобилями едиными. Здесь выпускаются вентиляторы, холодильники, мотоциклы, швейные машины и ещё бог весть что. Главное – всё выпускаемое в Таиланде может носить особый «знак качества», поскольку эта продукция удовлетворяет самым изысканным, самым изощрённым вкусам.
Тайцы и сами используют эту продукцию в своих интересах. Хочешь купить автомобиль - покупай его. Если это «Ниссан» или любая другая марка, выпускаемая в Таиланде, то стоить она будет на треть дешевле, чем на мировом рынке. Треть цены – разве это мало? По-моему, это очень и очень много.
Более того, если денег не хватает, то ты можешь обратиться за помощью к королю. И он не откажет. Ты купишь машину и будешь ездить на ней. А долг королю выплатишь в последующие десять лет. Таким образом они и покупают автомобили, которые выпускают сами. Отличные автомобили, у которых нет конкурентов.
Вообще, расписывать достоинства этой удивительной страны я могу часами… Но вернёмся к этой старой фотографии. На ней совершенно не видно побережья моря. Что было здесь? А здесь росли мангровые леса. Они росли здесь много лет – ещё до возникновения жилья, которое появилось много тысяч лет назад.
Документов об этом попросту не существует. Большинство их погибло в Аютайе – когда бирманцы захватили город. Они сожгли все храмы и все документы, относящиеся к развитию Сиама. Это произошло в 18 столетии. Вскоре после нашествия бирманцев их окружили и разбили. Но дело своё они сделали. В смысле – всё порушили и уничтожили.
С той поры Аютайский период развития Таиланда завершился. И начался современный период – Бангкокский. Правда, это время принесло Сиаму ещё одно несчастье. Король Таксин оказался очень плохим королём. Он возомнил себя бог весть кем. Поэтому пришлось его ликвидировать (без того, чтобы прикасаться к его телу руками – довольно интересная история). Взамен Таксина на трон взошёл Рама 1. И начался период правления династии Чакри.
Изучение истории Сиама (и, замечу, Таиланда) очень интересное дело. Впереди у нас посещение многочисленных памятников. Например, португальской церкви и музея в Бангкоке. Оказывается, португальцы поселились в Бангкоке ещё во времена Аютайи. С ума можно сойти… Мы решили поизучать тайское прошлое. И посетить ту часть реки, на которой стоит Бангкок – Чаупрайю. Мы там никогда, оказывается, не были.
А время идёт. Оно уходит от нас, унося с собой все свои тайны. И если сегодня мы чего-то не обнаружим, завтра может быть уже поздно.
Мы это знаем. Мы понимаем всю сложность положения. История Таиланда для нас – всё равно, что история человечества. Только без войн и насилия. Ну, или с его минимумом.
Мы понимаем всё сложность поставленной задачи. И готовы к её решению, чего бы это ни стоило… А вообще, любопытно – как возводился Таиланд. В какой последовательности возникали его храмы. Кто жил здесь. И кто умирал за древний Сиам.
Нам всё это очень интересно. Очень-очень. Поэтому мы и решили… жить именно здесь.  












На снимках – Чонбури вчера и сегодня. Исторические параллели. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий