суббота, 11 марта 2017 г.

Примета времени

Вы знаете, существуют такие приметы, о которых сложно говорить. Вот, к примеру, одна из них – вкус воздуха. Точнее – аромат, которым воздух пропитан. Выходишь утром на улицу. И ощущаешь запах цветущих растений. Такой дивный, что передать словами нет никакой возможности. В этом воздухе складывается абсолютно всё, что мы ценим в Таиланде. Лёгкая сладость, пропитывающая вас с ног до головы. Дивный запах цветов, узнать которые мы пока не способны. И ароматы тех растений, которые мы знаем. Упругость утреннего воздуха. Его удивительная свежесть… Что это такое? Какое-то обещание? Но – чего, если каждое утро начинается с этого обещания? Сказать что-то определённое я затрудняюсь. Я только ощущаю эти флюиды. И безмерно удивляюсь им.

Это происходит каждый день. И даже чуть чаще. Потом мы устаём, привыкаем к тому, что видим и слышим. И наши впечатления тускнеют – чтобы на следующее утро разгореться с новой силой. И это происходит с нами… вот уже без малого шесть лет. Скоро будет шесть лет. Очень скоро.
Мы на полной скорости въезжаем в наше шестилетнее пребывание в этой дивной стране. И понимаем – нам совершенно это не надоело, поскольку Таиланд надоесть не может. И главное - мы живы, мы двигаемся вперёд, мы не стоим на месте.
Кстати, за наши шесть лет пребывания здесь (а наше шестилетие случится менее, чем через месяц) Таиланд сильно изменился. Он стал абсолютно своей страной – в том смысле, что раскрыл перед нами свои тайны. Точнее – чуть приоткрыл. Узнать его – это прожить здесь лет тридцать или около того. Да и то – не узнаешь, не поймёшь, не уживёшься.
Ко всему приходится приспосабливаться. Например, к тому, что местные рынки работают по какому-то удивительному расписанию. Они то работают, то не работают. Всякий раз по-разному. И действия эти происходят по лунному календарю… Наверное – по лунному. Точно мы не знаем. Но они работают каким-то загадочным способом.
К работе рынков приспособиться трудней всего. Мы привыкли, что в субботу у нас рыночный день. И в воскресенье – такой же рыночный, но с последующим отдыхом в понедельник.
Этот отдых в понедельник кажется нам вполне разумным. Два дня рынок работал – надо дать ему отдохнуть. В понедельник рынок закрывается на рэкет… нет, на уборку и на прочие мелочи. Во вторник работа начинает потихоньку налаживаться. И к субботе на рынке собирается огромное количество торговцев.
Так происходит постоянно, каждую неделю.
А здесь? В субботу, понятное дело, рынок работает. В воскресенье – тоже. Но он работает и в понедельник, и во вторник. А в среду и в четверг – не работает. Не работает и в пятницу. Но в субботу и воскресенье… он опять не работает, чтобы в понедельник открыться и во вторник снова закрыться.
Этот распорядок дня на нас оказывает удивительное воздействие. Нам очень любопытно – что такое происходит в рыночных делах, что в субботу (допустим, всё же по субботам рынки, как правило, работают) он не работает, а в воскресенье – работает. Или наоборот. Мы не видим абсолютно никакой причины для этого. Совершенно никакой.
Правда, есть рынки, которые работают всегда. Это, например, рынок на улице Саванфа. А рынок на Сукхумвите – напротив «Паттайя Бангкок Госпиталя» - работает в очень замысловатом режиме. Он то открыт, то закрыт. То торгует зеленью, то прочими вещами. Причем, когда торговля идёт исключительно зеленью, то на рынке нет ни еды, ни других вещей. А когда идёт торговля вещами, то еды полным-полно – равно как полным-полно и всяко-разных вещей. Но нам это дело наблюдать удивительно.
Удивительно наблюдать его ещё и потому, что предсказать время, по которому этот рынок будет закрыт или открыт – совершенно невозможно. Вот я и думаю, что расчёт здесь идёт по лунному календарю. В день полного затмения Луны торговля идёт напропалую. Или напротив – не идёт. А в дни смены фазы, наоборот, либо не идёт, либо идёт… Видите, как всё запутано?
Вчера мы ходили в город – в магазин «Биг-Си Экстра» - откуда вернулись пешком по боковой сойке и Сукхумвиту. Когда проходили мимо рынка на Сукхумвите, то убедились, что торговли нет. На рынке сплошняком стояли зеленые насаждения. И покупателей почти не было.
Но послушайте, что мы увидели дальше. Мы приблизились ко второму мосту через улицу Сукхумвит – там, где стоит магазин «Вован-шоп» (мы, кстати, ни разу в нём не были, я с 2009 года, а Юля – вообще ни разу). И тут увидели… какое-то торжество.
Везде возвышались светящиеся палки, возле которых стояли автомобили и ходил народ. Они отгораживали, практически, целую полосу для движения машин. Перед и за стоящим здесь мусульманским храмом стояли другие стойки - с многочисленной одеждой. Всё, что продавалось, стоило примерно по 100 бат. Примерно – поскольку осмотреть абсолютно всё не представлялось возможности.
Привычных для этих мест торговок едой мы сразу не заметили. Но они были – там, где возвышается автобусная остановка. Они торговали сластями и всякими печёными штуками.
Было так торжественно, что мы открыли рты… Что это такое? Что за мусульманское празднество в исключительно буддистской стране? Но в том-то и дело, то страна далеко не исключительно буддистская. И там, где не верят в Буддизм, верят в Ислам. А там, где не верят в Ислам, верят в Иисуса Христа. А там, где не верят в Иисуса Христа – верят в какую-нибудь индуистскую религию.
Перечислить все верования в Таиланде – не представляется возможным, поскольку здесь разрешено абсолютно всё. Нельзя лишь призывать народ к неповиновению и сеять смуту. Это касается всех религий, какими бы они ни были. Но поскольку никто ни к чему никого не призывает, все религии спокойно уживаются на этой земле. И по утрам можно видеть (и мы видели это много раз) буддистского монаха, бредущего по суетной земле и собирающего подаяние. Или муллу, призывающего мусульман на намаз.
Здесь можно увидеть всё, что угодно. И никого это не удивляет. Это общество воистину обладает повышенной терпимостью ко всем религиям. Оно допускает любые проповеди – если они не нарушают целостности самой страны. А они, как правило, ничего не нарушают.
Нет, есть и такие религии, у которых слова расходятся с делами. Например, то же мусульманство. Но речь не о самой религии, а о небольшом течении, которое никак не угомонится и не успокоится – пока ему не надают «по мурцалам».
Мы в этом деле ничегошеньки не понимаем, поэтому просто говорим – такие течения есть. И точка. Большего мы о них ничего не знаем.
В целом религиозная жизнь в Таиланде – это ещё одна тайна, постичь которую мы запланировали на ближайшие лет двести или триста (в зависимости от того, сколько жизни нам подарит эта дивная страна). Вместе с работой рынков задача представляется крайне запутанной и, практически, неразрешимой. Но мы не сдаёмся. Во всяком случае – я. Ну и Юля, конечно, тоже. (Куда без меня ей деваться?)
А ещё мы наблюдаем работу многочисленных магазинов – я имею в виду те магазины, в которые мы не заходим.
Вот, к примеру, один из них. В нём торгуют дорогущими очками. Этот магазин стоит на первом этаже куртуазного отеля. Небольшого, следует заметить, отеля. И в большинстве случаев – пустого.
Этот магазин очков, как правило, тоже обычно пуст. Иногда в нём можно увидеть скучающую продавщицу. Ей не платят за то, что она привлекает покупателей. Ей платят вообще – чтобы в магазине был хоть какой-нибудь продавец.
На что живёт этот магазин? Понятно дело, на что – на то, что приносит отель. А на что живёт отель? На то, что приносит магазин.
Это такой, не побоюсь этого слова, бартер. Ничто на ничто, появляется что-то. Или не появляется, но магазин и отель на что-то всё-таки живут.
Мы гуляем мимо этого магазина и мимо отеля. И регулярно видим сидящих за столиками людей. Они сидят в соседнем ресторанчике и едят. Из этого мы делаем неожиданный вывод – эти люди едят, потому что живут в этом отеле. А живут они в этом отеле потому, что покупают в этом магазине дорогущие очки. А если не покупают и не живут, то почему они едят в этом ресторане? Рядом же полным-полно других ресторанчиков – включая и экзотические, торгующие жаренными курячьими попками и курячьими же крылышками? Но они сидят именно в этом ресторанчике. И смакуют манную кашу (к примеру). А что – для Таиланде это исключительная экзотика. Каша из того, из чего фаранги пекут хлеб…
Эта история с магазином и отелем может расшифровываться и иначе. Может, они не имеют какого-либо отношения друг к другу. Но мне кажется, что это отношение есть в самом что ни на есть прямом смысле. Более того, ресторанчик тоже относится к этой удивительной системе, не приносящей каких бы то ни было денег. Денег не приносит, а живёт. Да ещё как живёт!
Рядом с этим магазином (менее, чем в полукилометре от него) находится другой отель, название которого переводится, как «Три болтуна». Или «Три рассказчика» (но «болтуны» мне нравятся больше). В этих «Болтунах» есть хороший ресторан и хороший отель. Он обслуживает, в основном, китайцев. И рядом с ним располагается роскошный дендрарий, в котором всегда полно цветущих растений.
Людей в отеле мы видим крайне редко. Это, действительно, очень скромный отель, который явно не хватает звёзд с неба. Но вот эти растения – это просто чудо.
Когда идёшь мимо них, не можешь их не понюхать. Мы, к примеру, нюхаем каждый раз. и каждый раз восхищаемся этими запахами. При этом цветы напоминают жасмин. Жасмин и чуточку (не по форме цветов, а запахом) ландыши. Но только не ядовитые (как те же ландыши), а, наоборот, абсолютно волшебные запахи. Волшебные и очень здоровые. Думаю, именно по этому мы и живём в Таиланде. Нас удерживают здесь многочисленные запахи. В частности – запахи цветов.
Впрочем, выяснить – что нас тут держит – на самом деле довольно трудно. Выясняется, что причин тому великое множество.
Во-первых, прав я или нет, но мне кажется, что десять колец человеку будет за глаза. Десять – поскольку я беру всю жизнь. И все кольца, которые он попытается на себя надеть. Раз десять колец за глаза, то одиннадцать или, скажем, сто – это будет слишком.
Во-вторых, я уверен, что деньги, много денег, можно сказать – очень много денег человеку не нужно. Ему хватит, скажем, десяти тысяч долларов – если смотреть на потребление его в год. Или сто тысяч - в десять лет. Или, скажем, миллион – за сотню. А два миллиона – это уже слишком.
Наконец, о вещах. О том великом множестве «цацек», которые собираются возле человека за всю его долгую жизнь. Мы верим в то, что эти «цацки» нужны, что в них и заключается великое человеческое счастье. Но потом утрачиваем их. И оказывается, что жить без них намного комфортней…
Вот так – без колец, без денег и без «цацек» мы и проживаем свою жизнь. Следует заметить – очень удачную жизнь. И очень комфортную.










             На снимках – цветы Паттайи и Бангламунга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий