Вы знаете, существуют такие приметы, о которых сложно
говорить. Вот, к примеру, одна из них – вкус воздуха. Точнее – аромат, которым
воздух пропитан. Выходишь утром на улицу. И ощущаешь запах цветущих растений.
Такой дивный, что передать словами нет никакой возможности. В этом воздухе
складывается абсолютно всё, что мы ценим в Таиланде. Лёгкая сладость, пропитывающая
вас с ног до головы. Дивный запах цветов, узнать которые мы пока не способны. И
ароматы тех растений, которые мы знаем. Упругость утреннего воздуха. Его удивительная
свежесть… Что это такое? Какое-то обещание? Но – чего, если каждое утро
начинается с этого обещания? Сказать что-то определённое я затрудняюсь. Я только
ощущаю эти флюиды. И безмерно удивляюсь им.
Это происходит каждый день. И даже чуть чаще. Потом мы
устаём, привыкаем к тому, что видим и слышим. И наши впечатления тускнеют –
чтобы на следующее утро разгореться с новой силой. И это происходит с нами… вот
уже без малого шесть лет. Скоро будет шесть лет. Очень скоро.
Мы на полной скорости въезжаем в наше шестилетнее
пребывание в этой дивной стране. И понимаем – нам совершенно это не надоело,
поскольку Таиланд надоесть не может. И главное - мы живы, мы двигаемся вперёд,
мы не стоим на месте.
Кстати, за наши шесть лет пребывания здесь (а наше
шестилетие случится менее, чем через месяц) Таиланд сильно изменился. Он стал
абсолютно своей страной – в том смысле, что раскрыл перед нами свои тайны. Точнее
– чуть приоткрыл. Узнать его – это прожить здесь лет тридцать или около того. Да
и то – не узнаешь, не поймёшь, не уживёшься.
Ко всему приходится приспосабливаться. Например, к
тому, что местные рынки работают по какому-то удивительному расписанию. Они то
работают, то не работают. Всякий раз по-разному. И действия эти происходят по лунному
календарю… Наверное – по лунному. Точно мы не знаем. Но они работают каким-то загадочным
способом.
К работе рынков приспособиться трудней всего. Мы привыкли,
что в субботу у нас рыночный день. И в воскресенье – такой же рыночный, но с
последующим отдыхом в понедельник.
Этот отдых в понедельник кажется нам вполне разумным.
Два дня рынок работал – надо дать ему отдохнуть. В понедельник рынок
закрывается на рэкет… нет, на уборку и на прочие мелочи. Во вторник работа
начинает потихоньку налаживаться. И к субботе на рынке собирается огромное
количество торговцев.
Так происходит постоянно, каждую неделю.
А здесь? В субботу, понятное дело, рынок работает. В
воскресенье – тоже. Но он работает и в понедельник, и во вторник. А в среду и в
четверг – не работает. Не работает и в пятницу. Но в субботу и воскресенье… он
опять не работает, чтобы в понедельник открыться и во вторник снова закрыться.
Этот распорядок дня на нас оказывает удивительное
воздействие. Нам очень любопытно – что такое происходит в рыночных делах, что в
субботу (допустим, всё же по субботам рынки, как правило, работают) он не
работает, а в воскресенье – работает. Или наоборот. Мы не видим абсолютно
никакой причины для этого. Совершенно никакой.
Правда, есть рынки, которые работают всегда. Это,
например, рынок на улице Саванфа. А рынок на Сукхумвите – напротив «Паттайя
Бангкок Госпиталя» - работает в очень замысловатом режиме. Он то открыт, то
закрыт. То торгует зеленью, то прочими вещами. Причем, когда торговля идёт
исключительно зеленью, то на рынке нет ни еды, ни других вещей. А когда идёт
торговля вещами, то еды полным-полно – равно как полным-полно и всяко-разных
вещей. Но нам это дело наблюдать удивительно.
Удивительно наблюдать его ещё и потому, что
предсказать время, по которому этот рынок будет закрыт или открыт – совершенно невозможно.
Вот я и думаю, что расчёт здесь идёт по лунному календарю. В день полного затмения
Луны торговля идёт напропалую. Или напротив – не идёт. А в дни смены фазы,
наоборот, либо не идёт, либо идёт… Видите, как всё запутано?
Вчера мы ходили в город – в магазин «Биг-Си Экстра» -
откуда вернулись пешком по боковой сойке и Сукхумвиту. Когда проходили мимо
рынка на Сукхумвите, то убедились, что торговли нет. На рынке сплошняком стояли
зеленые насаждения. И покупателей почти не было.
Но послушайте, что мы увидели дальше. Мы приблизились
ко второму мосту через улицу Сукхумвит – там, где стоит магазин «Вован-шоп»
(мы, кстати, ни разу в нём не были, я с 2009 года, а Юля – вообще ни разу). И
тут увидели… какое-то торжество.
Везде возвышались светящиеся палки, возле которых
стояли автомобили и ходил народ. Они отгораживали, практически, целую полосу
для движения машин. Перед и за стоящим здесь мусульманским храмом стояли другие
стойки - с многочисленной одеждой. Всё, что продавалось, стоило примерно по 100
бат. Примерно – поскольку осмотреть абсолютно всё не представлялось
возможности.
Привычных для этих мест торговок едой мы сразу не
заметили. Но они были – там, где возвышается автобусная остановка. Они торговали
сластями и всякими печёными штуками.
Было так торжественно, что мы открыли рты… Что это
такое? Что за мусульманское празднество в исключительно буддистской стране? Но в
том-то и дело, то страна далеко не исключительно буддистская. И там, где не
верят в Буддизм, верят в Ислам. А там, где не верят в Ислам, верят в Иисуса
Христа. А там, где не верят в Иисуса Христа – верят в какую-нибудь индуистскую
религию.
Перечислить все верования в Таиланде – не представляется
возможным, поскольку здесь разрешено абсолютно всё. Нельзя лишь призывать народ
к неповиновению и сеять смуту. Это касается всех религий, какими бы они ни
были. Но поскольку никто ни к чему никого не призывает, все религии спокойно
уживаются на этой земле. И по утрам можно видеть (и мы видели это много раз)
буддистского монаха, бредущего по суетной земле и собирающего подаяние. Или муллу,
призывающего мусульман на намаз.
Здесь можно увидеть всё, что угодно. И никого это не
удивляет. Это общество воистину обладает повышенной терпимостью ко всем
религиям. Оно допускает любые проповеди – если они не нарушают целостности самой
страны. А они, как правило, ничего не нарушают.
Нет, есть и такие религии, у которых слова расходятся
с делами. Например, то же мусульманство. Но речь не о самой религии, а о
небольшом течении, которое никак не угомонится и не успокоится – пока ему не
надают «по мурцалам».
Мы в этом деле ничегошеньки не понимаем, поэтому
просто говорим – такие течения есть. И точка. Большего мы о них ничего не
знаем.
В целом религиозная жизнь в Таиланде – это ещё одна
тайна, постичь которую мы запланировали на ближайшие лет двести или триста (в
зависимости от того, сколько жизни нам подарит эта дивная страна). Вместе с
работой рынков задача представляется крайне запутанной и, практически,
неразрешимой. Но мы не сдаёмся. Во всяком случае – я. Ну и Юля, конечно, тоже. (Куда
без меня ей деваться?)
А ещё мы наблюдаем работу многочисленных магазинов –
я имею в виду те магазины, в которые мы не заходим.
Вот, к примеру, один из них. В нём торгуют дорогущими
очками. Этот магазин стоит на первом этаже куртуазного отеля. Небольшого,
следует заметить, отеля. И в большинстве случаев – пустого.
Этот магазин очков, как правило, тоже обычно пуст. Иногда
в нём можно увидеть скучающую продавщицу. Ей не платят за то, что она
привлекает покупателей. Ей платят вообще – чтобы в магазине был хоть какой-нибудь
продавец.
На что живёт этот магазин? Понятно дело, на что – на то,
что приносит отель. А на что живёт отель? На то, что приносит магазин.
Это такой, не побоюсь этого слова, бартер. Ничто на
ничто, появляется что-то. Или не появляется, но магазин и отель на что-то
всё-таки живут.
Мы гуляем мимо этого магазина и мимо отеля. И регулярно
видим сидящих за столиками людей. Они сидят в соседнем ресторанчике и едят. Из этого
мы делаем неожиданный вывод – эти люди едят, потому что живут в этом отеле. А
живут они в этом отеле потому, что покупают в этом магазине дорогущие очки. А если
не покупают и не живут, то почему они едят в этом ресторане? Рядом же
полным-полно других ресторанчиков – включая и экзотические, торгующие жаренными
курячьими попками и курячьими же крылышками? Но они сидят именно в этом
ресторанчике. И смакуют манную кашу (к примеру). А что – для Таиланде это
исключительная экзотика. Каша из того, из чего фаранги пекут хлеб…
Эта история с магазином и отелем может
расшифровываться и иначе. Может, они не имеют какого-либо отношения друг к
другу. Но мне кажется, что это отношение есть в самом что ни на есть прямом
смысле. Более того, ресторанчик тоже относится к этой удивительной системе, не
приносящей каких бы то ни было денег. Денег не приносит, а живёт. Да ещё как
живёт!
Рядом с этим магазином (менее, чем в полукилометре от
него) находится другой отель, название которого переводится, как «Три болтуна».
Или «Три рассказчика» (но «болтуны» мне нравятся больше). В этих «Болтунах»
есть хороший ресторан и хороший отель. Он обслуживает, в основном, китайцев. И
рядом с ним располагается роскошный дендрарий, в котором всегда полно цветущих
растений.
Людей в отеле мы видим крайне редко. Это,
действительно, очень скромный отель, который явно не хватает звёзд с неба. Но вот
эти растения – это просто чудо.
Когда идёшь мимо них, не можешь их не понюхать. Мы, к
примеру, нюхаем каждый раз. и каждый раз восхищаемся этими запахами. При этом
цветы напоминают жасмин. Жасмин и чуточку (не по форме цветов, а запахом)
ландыши. Но только не ядовитые (как те же ландыши), а, наоборот, абсолютно
волшебные запахи. Волшебные и очень здоровые. Думаю, именно по этому мы и живём
в Таиланде. Нас удерживают здесь многочисленные запахи. В частности – запахи цветов.
Впрочем, выяснить – что нас тут держит – на самом
деле довольно трудно. Выясняется, что причин тому великое множество.
Во-первых, прав я или нет, но мне кажется, что десять
колец человеку будет за глаза. Десять – поскольку я беру всю жизнь. И все
кольца, которые он попытается на себя надеть. Раз десять колец за глаза, то
одиннадцать или, скажем, сто – это будет слишком.
Во-вторых, я уверен, что деньги, много денег, можно
сказать – очень много денег человеку не нужно. Ему хватит, скажем, десяти тысяч
долларов – если смотреть на потребление его в год. Или сто тысяч - в десять
лет. Или, скажем, миллион – за сотню. А два миллиона – это уже слишком.
Наконец, о вещах. О том великом множестве «цацек»,
которые собираются возле человека за всю его долгую жизнь. Мы верим в то, что
эти «цацки» нужны, что в них и заключается великое человеческое счастье. Но потом
утрачиваем их. И оказывается, что жить без них намного комфортней…
Вот так – без колец, без денег и без «цацек» мы и проживаем
свою жизнь. Следует заметить – очень удачную жизнь. И очень комфортную.
Комментариев нет:
Отправить комментарий