суббота, 15 августа 2015 г.

Их рынки

У этой истории длинное начало. И довольно неожиданная развязка. Но, в принципе, всё получается именно так, как я и задумывал. То есть совершенно непривычным способом. Надеюсь, я вас заинтриговал. Тогда – поехали…

Эта история начинается в момент нашей работы с текстами. Ну, да – мы с Юлей трудимся, вкалываем, понимаешь, как папы Карло. И когда хочется есть, то других желаний уже не остаётся. Нужно собрать свою волю в кулак. И - отправиться за едой.
Это случается с нами ежедневно. Мы работаем каждый день – для того, чтобы выжить. И просто потому, что отдыхать мы не умеем… Нет, отдыхать-то мы как раз умеем. Но и работать, в общем-то, тоже.
К четырем часам пополудни мы бросаем свою работу. Закончил, нет – всё по барабану. Мы собираемся на рынок. И с этим ничего не сравнится.
С этим ничего не сравнится потому, что рынок наш абсолютно необыкновенный. Нет, это самый что ни на есть обычный рынок – с едой, с посудой, с самым ходовым товаром. Но в обычности этого товара и заключается необычность рынка. Всё, что здесь продаётся, стоит от десяти бат. И – до сотни бат с хвостиком. Например, нетипичный для Таиланда виноград.
Впрочем, виноград – это как раз необыкновенный продукт. Им здесь торгуют, но не так, чтобы много и часто. А те продукты, что продают на рынке, имеют весьма экзотический вид.
Об экзотическом виде могу сказать следующее. Однажды мы с Юлей дошли до рынка, окунулись в его торговые ряды и, как обычно, были поражены в самое сердце. Больше всего нам понравился некий необычный фрукт. Или не фрукт – мы этого сразу понять не смогли. Необычный нежно-желтый вид, почти апельсинная эстетика. С тоненькой и очень красивой ножкой. Чудесный вид.
Мы долго на него смотрели. Потом решили купить. В этот момент к фрукту подошёл некий человек. В руках у него было мачете. Он коротко взмахнул им. И отсёк половину фрукта. Потом достал из него нечто, напоминающее семечки. И… вот как вы думаете, что он сделал с ними? Не догадаетесь ни за что. Во всяком случае, мы не догадались. И не узнали, как этот фрукт едят и едят ли вообще. Нас в этот момент закрутило по рынку. Мы снялись с места и завертелись в хороводе торговли. А когда вспомнили о фрукте, найти его уже не смогли. Так до сих пор и маемся. Чего это было?
Впрочем, чего это было – вопрос ещё тот. Он не оставляет нас ни на минуту. Что бы мы ни покупали, к чему бы ни приценивались. Мы здесь чужаки. И это означает лишь то, что нам все уступают дорогу. Носятся, как с неразумными детьми. А когда мы заходим в тупик, примеряя на себя тот или иной товар, тут же приходят на помощь.
Взять, к примеру, наши первые походы на рынок. Однажды мы решили найти здесь небольшие крючки – чтобы вешать полотенца. Посмотрели вокруг. И крючков не нашли. Ну, не нашли – и ладно. Найдём в следующий раз.
Но не тут-то было. Наши запросы заинтересовали одну женщину, потом вторую. Потом к ним подключился некий господин, который вспомнил, что нечто вроде крючков он искал и сам – то ли в прошлом году, то ли в позапрошлом. Другой человек засмеялся – какие крючки! Вы не видели моего товара. Он показал нам удивительной красоты… плетённые корзинки. Но крючков тут не было и в помине.
Через полчаса крючки искали уже человек пятнадцать местного народа. Каждый из них норовил расспросить о нашей потребности. Но мы помалкивали. А что мы могли ответить на совершенно непонятные расспросы? Говорили-то они по-тайски. А мы из тайского знаем лишь «да» и «нет». Да и то - я часто их путаю… Короче, эти товарищи общались между собой. А мы мирно помалкивали.
И вдруг одна молодая женщина сказала нечто вроде: «Хай-ля-ля». Мол, жалко, что вам не нужен товар, которым торгую я в своём магазинчике. А что за товар – осторожно поинтересовались мы. Да вот – и она показала нам… чудесные блестящие крючки. Как раз именно такие, какие нам и были нужны. По двадцать батов за десяток. Мы тут же взяли упаковку, выложив за неё двадцать бат.
Так это дело и устроилось. Подобные истории случались со всеми нашими приобретениями. И что примечательно – вещи, которые мы покупали в рыночных магазинчиках, оказывались ничуть не хуже, чем такие же вещи, купленные в крупных супермаркетах. И цена их была вдвое, а то и втрое ниже.
Таким образом мы купили накидку на матрас, две подушки и два одеяла, заплатив за всё это пару сотен бат. То есть ровно в три раза меньше, чем нам эти вещи достались бы в большом магазине.
Первое время мы посещали рынок, как и положено, по утрам. Потом температура воздуха чуть повысилась. И мы перешли на вечернее посещение.
Оказалось, что вечерний рынок не менее интересен, чем утренний. Нет, утром на рынке тоже торгуют тем, чем надо. Но вечерняя торговля всё-таки чуть-чуть изощрённей.
Вот, пожалуйста – готовые ужины. Наше любимое лакомство имеет очень простое название. По-тайски не скажу, а по-русски – это макароны с обилием обданного кипятком лука. И всё это залито нежнейшим томатным соусом. Порция, прямо скажем, не такая, чтобы её просто съесть. Она такая, чтобы ею… прямо-таки обожраться!
Я эти макароны очень люблю. Но берём мы их лишь изредка. Дело в том, что помимо макарон торговки продают рис, сваренный с карри и с добавлением натурального куриного мяса. Или такой же рис с карри, но к нему ещё идут две небольшие жаренные сосиски и маленький кусочек курочки. Или другое – что-то вроде пельменей, завёрнутых в свободный кусочек теста, с орешками. Или мои любимые перепелиные яйца, политые темным соусом. Или… что-нибудь совсем экзотическое. Например, варёная кукуруза – вкусная, нежная, с прямо-таки неповторимыми нюансами.
Что бы мы ни взяли на ужин – всё это до предела свежайшее, только что приготовленное, удивительно вкусное. И совершенно безвредное.
Правда, речь идёт не о вполне тайских блюдах. То есть о тайских, конечно. Но не для самих тайцев. Сами тайцы едят несколько другое. Более острое, более экзотическое.
Мы дважды экспериментировали. Однажды шли по улице. Было уже довольно поздно. И мы думали над тем, где бы мы смогли поесть. Внезапно рядом оказался небольшой тайский ресторанчик. Два парня поглощали только что приготовленную еду. А что, не попробовать ли и нам? И мы попробовали.
То, что нам предложили в этом ресторанчике, называется «сом там». Это был салат из наструганной зелёной папайи с сухими креветками и чем-то ещё, что из памяти выветрилось. Мне салат очень понравился. Юле – нет. Но разница во вкусах оказалась несущественной. Очень скоро наши желудки отреагировали на эту экзотическую еду. Мы даже сначала решили, что… отравились. Но потом вроде бы всё обошлось.
Этот раз нас ничему не научил. Прошло совсем немного времени. И мы повторили эксперимент.
Удивительно, что мы снова шли по тому же маршруту. То есть не мимо рынка, а вовсе наоборот. Мы повернули направо в сторону железной дороги, потом направо по улице, ведущей вдоль неё. Затем у ближайшего поворота свернули на углубляющуюся дорогу, ведущую к Сукхумвиту. И уже по Сукхумвиту мы дошли до дома.
Этот маршрут, на самом деле, не такой уж и долгий. Сначала он казался нам слегка запутанным. Но ничего запутанного в нём нет. Короче, маршрут – как маршрут.
В этот раз мы не стали экспериментировать с едой. Мы дошли по Сукхумвиту до своего дома. Оставалось лишь перейти сам Сукхумвит. И в этот момент я увидел… ресторан. Прямо у дороги. прямо у нашего дома.
Мне внезапно захотелось купить какой-то еды. Юля ничего не имела против. Мы полистали меню. Непонятно – всё по-тайски. Я выбрал свинину с яйцом. Всё залито коричневым бульоном. Мы заказали блюдо и стали ждать.
Ожидая заказа, мы выпили по небольшому стаканчику совершенно безвкусного напитка. Потом подождали ещё немного. И нам вынесли два пластиковых корытца с едой.
О, чего же здесь только не было! Перец – был. Чеснок - был. Подлива – была. Коричневое (бр-р-р!) яйцо – было. Мясо свиньи – тоже было. И множество травок, соусов и прочей ерунды.
Да, и на деле тоже оказалась полная ерунда. Когда мы пришли домой и открыли судки, запах из них стал проникать во все щели. Ну, запах – это всего лишь запах. Мы заткнули носы и принялись есть. Мы ели, ели, ели. Потом ещё – ели, ели, ели. А когда закончили, то оказалось, что я с грехом пополам съел всё. А Юля – только немножко риса. И… всё.
Это удивительное дело.
Собаки, которым мы припасли недоеденное на следующий день, умяли всё в один присест. Надо же. А мы полагали, что придётся их уговаривать. Ничего подобного. Собакам эта еда тоже понравилась. А нам – нет.
Впрочем, нет – и не нужно. В Таиланде есть много других очень приятных вещей, помимо еды. К тому же эта еда – явно не наша, не европейская. Я бы таким же образом забраковал бы и ласточкины гнёзда, и варёного варана, и черт знает что… О варанах расскажу в следующий раз. А пока – о минувшем празднике.
12 августа случился у нас День матери. То есть день рождения королевы Сирикит. Очень хороший праздник, на который все наряжаются в голубые рубашки, пляшут и танцуют.
Королеве, кстати, исполнилось 83 года – а вовсе не 80. И местная валюта в виде 80-батных бумажек выпущена была к этому событию ещё три года назад. Это я говорю специально – потому что один местный русский ресурс явно что-то напутал. Да и бог с ними. С ними случается.
Так вот, праздник этот удался на славу. Верность же невероятная. 83 года королеве. И - 65 лет вместе. Обалденные цифры. Король и королева – люди уже старые. Но именно в эти дни хочется пожелать им долгих, долгих лет жизни. Чтобы они справили дни рождения своих правнуков и праправнуков. Они это явно заслужили.
Вот так и проходят наши дни. Счастливые? Да, очень счастливые. Всё в этом мире образовалось само собой. И наши доходы, и наши расходы. И оказалось, что денег больше нам, в общем-то, не нужно. Столько, сколько есть – столько пусть и будет. Остальное – заработаем.
Да, а собачка наша живёт. И даже временами погуливает. Мы переключились на поглаживание её подружки – одинокой и дружелюбной псинки черного цвета. Это две собаки. А третья, никак с ними не связанная, живёт подальше – почти у самого пересечения нашей дороги с рыночным шоссе. У этой третьей собачки хороший характер. Она выбрала нас для покусывания и принятия почёсываний. А как вы полагали – если собачку не почёсывать, она же может испортиться? Ну, да. Научится лаять, перестанет доверять людям.
Впрочем, этого у местных собак чёрта с два обнаружишь. Не то общество. И не те устои.