понедельник, 10 декабря 2012 г.

Дерево жизни

Под нашим балконом растет огромный куст. Росту в нем не менее семи метров. Ствола, понятное дело, нет. Но впечатление такое, что он есть. Центральную ветку, которую дилетанты от ботаники (вроде меня) принимают за ствол, оплел какой-то вьюн. И получился величественный гибрид куста с деревом в тропическом варианте. 
Поскольку я по образованию какой-никакой биолог, время от времени меня охватывает научный зуд. Мне хочется определить принадлежность этого растения к определенному роду и виду. И я на этом пути довольно далеко продвинулся. Сегодня я точно знаю, что это не береза, не сосна и не яблоня. Не белая акация, не слива и даже (почему - даже?) не грецкий орех. То есть это точно не дерево - при всей схожести конструкции. 
С другой стороны, биолог я отчасти фальшивый - поскольку мало что помню из тех наук, которые изучал в молодости. Так уж случилось. Значит, и париться по части определения этого растения я не буду. А вспомнил о нем совсем по другой причине, чем может показаться.
Дело в том, что куст этот три месяца назад (или около того) уже срезали. Под корень. Напрочь. А он взял, да и вырос заново. И вырастет еще, если его снова срежут. И снова вьюн поднимется по его центральной ветке. И снова будет казаться, что это не куст, а дерево. Потому что эта штука и есть - дерево жизни. Непобедимое, вездесущее, а потому и святое. 
Что может быть святее жизни? Смерть? Для людей религиозных - возможно. А для неверующих, таких, как я, свята только жизнь. Во всех ее проявлениях, даже не в самых приятных. 
Об этом я и думаю в эту минуту, собираясь выползти на балкон покурить. Сил на это нет никаких. Я только что победил жуткую болезнь под народным названием «простуда». Точного названия я не знаю. И знать не хочу. Болезнь уже позади (я надеюсь). Я снова (хотя и частично) живой. И снова могу работать. В последние дни я даже читать не мог. А сегодня - пишу.
Случилось всё внезапно. В минувшую среду отметили мы «День отца» - то есть день рождения Его Величества. Мы не стали предаваться праздности. Мы этот день честно отработали. Вечером посетили ресторанчик на Джомтьене. Вернулись домой и посмотрели праздничный фейерверк - прямо с балкона, поскольку фейерверк запускали с Пратамнака. 
На следующий день я проснулся с чувством, что ужасно устал. Накануне я закончил очередную часть книги и выслал ее на редакторскую правку. Дай, думаю, отдохну денек. А чтобы не тратить время понапрасну - мы погуляем. С утра, во внеурочный для прогулок час. В ходе прогулки я и заболел.
Я ощущал, как во мне закипали сопли… Не знаю, как выразиться по-научному. Сопли они и есть - сопли. Это лысину можно назвать иначе - алопецией. А как быть с соплями?
Мы сидели в ресторанчике на перекрестке Центральной и Третьей улиц. Я уже рассказывал об этом заведении. Хорошее местечко. Так вот, мы сидели в этом ресторанчике, и я потихоньку изводил запас хозяйских салфеток.  
Потом мы медленно отправились домой. Пешком. И с каждым шагом мне становилось все хуже. Домой притащились, когда у меня уже поднялась температура. Пришлось лечь в постель.
Что мне еще пришлось сделать, так это выпить мешок таблеток (не спрашивайте, каких - это знает только Юля). Пришлось пропустить фестиваль кошек, которого мы очень ждали. Фестиваль прошел в «Ройял Гарден Плаза» без нас. Прискорбный случай, но если бы я и заупрямился, мол, хочу взглянуть на кошек и - баста, то не дошел бы даже до Таппраи. Возлег бы рядышком со Спящим Красавой (он, кстати, спит беспробудным сном - аки младенец, ей-богу). И пришлось бы Юле тащить меня домой волоком. И было бы это некрасиво.
А так - лежу себе под одеялом. Мокрый, как мышь. Летаю в своих фантастических полуснах. Поглощаю горстями таблетки. Симулирую насморк.
Я и сам удивляюсь своей способности болеть. Юля говорит, что так не болеет никто - со стонами, охами, ахами, жалобами на вселенскую несправедливость и настойчивыми требованиями обнять и поцеловать. Это, действительно, душераздирающее зрелище. Спасает только то, что я этого зрелища не вижу. А Юлю не так жалко - она не писатель, живущий в Таиланде, а лишь его подруга. Верный Санчо - в юбке и с шашкой наголо. В качестве шашки мы используем поварешку, но это уже детали.
В субботу, когда болезнь перевалила за вторые сутки, случился кризис. Мне он запомнился странным видением. Я очнулся в тот самый момент, когда просил прощения у конфет - за то, что в детстве не любил шоколадные с мятной начинкой. Я не виноват. Это и в самом деле редкостная гадость. И что самое противное - не сразу поймешь, что внутри конфеты белая (фуууу!) начинка. А когда раскусишь, уже поздно - выплюнуть характера не хватает. Приходится давиться и есть. В смысле - изображать фальшивое наслаждение.
Когда я понял, что происходит, то удивился. Чего только ни придет в утомленную болезнью голову.
Потом стало полегче. Потом - совсем легко. Только читать и писать - извините. Я даже дневник отложил. Есть у меня постоянная тетрадка, в которой я веду дневник - уже много лет. Правда, с перерывами. Один из таких перерывов меня в эти дни и настиг.
Когда полегчало, я задумался. В последние два года я болею ничуть не реже, чем раньше. Даже наоборот - чаще и тяжелей. Но выхожу из болезненного состояния иначе, с другим настроением и с другими мыслями. Вот и сейчас первой пришла мысль, что я не ошибся. Я все правильно сделал. Я переиначил свою жизнь в правильном направлении. Там, на родине, я всякий раз лишался воли к жизни, терял часть того куража, который называется здоровым любопытством. Жалко же помирать вот так - от банальных соплей. Интересно, что там будет впереди - с технологиями, с государством, с людьми.
Мне было - не интересно. Не интересно в сорок два, в сорок пять, в сорок восемь. Совсем не интересно в пятьдесят. Пожалуй, в пятьдесят было настолько неинтересно, что можно было без особых сожалений помереть. Меня даже не заводила мысль, что многие люди обрадуются моей внезапной кончине. Ну, и пусть, думал я. В этом тоже есть своеобразная польза. Хоть кого-то напоследок порадую.
Здесь, в чужой стране, в мире, которого я не знаю, меня подобные мысли не посещают. В 2001 году в марте месяце я пережил инфаркт. В Москве. Дома. Один. Оклемавшись, я дотащился до аптеки и попросил лекарство «от сердца». И аптекарша - молодая белобрысая сволочь - сказала мне: «Иди отсюда, алкаш проклятый». И я сел на пол и заплакал. Огромный мужик, в котором тогда было 120 кг весу. Помогла уборщица явно не титульной для Москвы национальности. Она усадила меня, дала нитроглицерин и вызвала скорую. Такая вот история.
Вчера Юля вышла за лекарствами в аптеку. Наши хозяюшки Гина и Меу переполошились. Мол, где этот… бородатый? Юля объяснила. Девчонки принялись давать советы. Я знаю, они меня чуточку побаиваются. И - переживают. Я для них живой человек. Не «приеханец» и не «уеханец». Не лицо неправильной национальности. Не проклятый атеист. Я для них - человек, который сильно простудился. Только и всего.
На этом остановлюсь. Не хочу, чтобы мои записки снова превратились в спор. Я же ни с кем не спорю, тем более с самим собой. И никому ничего не пытаюсь доказать. Я просто рассказываю о себе. Это суть моей профессии - рассказать о себе. Остальное - как получится.
Немного о событиях, которые меня касаются лишь опосредовано. «Лента.ру» сообщила о новом проекте Алексея Андреева. Того самого, который вел «Вебпланету». Это удивительно талантливый человек. Я желаю ему удачи и мужества. Я с дистанции сошел. И сделал это вполне осознанно. Алексею желаю держаться - пока есть кураж, пока донимает то самое здоровое любопытство. Очень хорошая новость. Дай ему бог.
Два последних дня, когда становилось легче, мы с Юлей смотрели кулинарные фильмы Джереми Оливера, выложенные на «Ютубе». Сама кулинарная составляющая меня интересовала не особенно. В этом отношении мне вполне хватает талантов Юли, которая готовит, на мой вкус, божественно. Меня поразила свобода ведущего. Его необыкновенная доброжелательность. Его контактность. 
Мы обнаружили несколько смешных ляпов в фильмах Оливера. В фильме о путешествии по Норвегии он мимоходом сообщил, что семга куплена в магазине, и с неё по этой причине счищена чешуя. А у семги нет чешуи. В фильме об Андалусии Оливер красочно расписал, как любили помидоры древние римляне. А они помидоров не любили и любить не могли. Помидоры привезли в Европу испанцы - уже после открытия Америки. А в пищу их стали употреблять лишь с начала девятнадцатого века.
Но эти смешные проявления невежества молодого английского кулинара нас не огорчили. Мы и сами частенько допускаем ляпы. Всего знать невозможно. Главное - вовремя признать свою ошибку. Сказать: «Надо же, а я не знал! Извини, брат, что-то я дал маху». И все будет хорошо. И больше ты этой ошибки не допустишь.
На сегодня всё… Я еще не в форме. Поэтому пост получился не особенно веселым. Но все нормально, я стремительно поправляюсь. Надеюсь, что это кого-то всё-таки обрадует.
Вспомнилась одна история. Дело было в Египте. Мой, как сейчас выясняется, приятель (он об этом даже не догадывается) Михаил Росляков, актер одного из московских театров, зашел в автобус, собиравший по всей Хургаде туристов для поездки в Каир. Михаил вошел в салон, прижимая к себе подушку. Окинул дремлющих туристов внимательным взглядом. И произнес: «Здравствуйте, русские люди… Надеюсь, что русские». 
В этот момент я и понял, что это мой новый приятель. Хотя, с той поры мы ни разу с ним не виделись - вот уже более пяти лет.










PS Подборка фотографий на этот раз случайна. Это - впечатления с наших прошлых прогулок по Паттайе. И - мир, в котором мы живем. 

9 комментариев:

  1. Елена из Кемерово10 декабря 2012 г. в 13:54

    Поправляйтесь скорей, здоровья вам :)

    ОтветитьУдалить
  2. Николай, выздоравливайте и продолжайте радовать нас своими публикациями!!! Вы даже не представляете себе, насколько крепко некоторые из Ваших тайных читателей "подсели", как на наркотик, на Ваш блог:))) С нетерпением ждем следующей "дозы" позитива из Таиланда (пусть даже и с оттенком легкой грустинки)

    ОтветитьУдалить
  3. А сейчас - ответ на целую серию неопубликованных пакостных комментариев. Ко мне снова рвется Михаил, знакомый из прошлой жизни. Миша, не надо. Мой блог не для тебя. Не хулигань. Не лезь ко мне и, тем более, к Юле. И тогда я никому не расскажу о том, что ты - Михаил Веселов из Нарьян-Мара. И о твоих похождениях в Инте и Москве тоже не расскажу. Не буди лиха, сынок. Не вороши собственного прошлого. Там очень много откровенной дряни. Отдохни.

    Боже мой, что за человек! Лезет и лезет, лезет и лезет. Ему говоришь - вон отсюда. А он снова лезет. Северный олень.

    ОтветитьУдалить
  4. Николай, спасибо за Джейми. Любим его! Позволю себе лишь небольшую коррекцию - в ролике о Гаспачо Джейми упомянул об истории происхождения этой похлёбки, которая в первозданном виде действительно обходилась без помидоров и "культивировалась" в Древнем Риме, а потом нашлась уже в Андалусии. Хлеб, оливковое масло и уксус - вот основные иградиенты того блюда, о нём Джейми и упоминает, просто совпало с нарезкой ..помидоров :). Сёмга всегда была с мелкой чешуей :) Сам не раз чистил и именно из Норвегии, наш дед оттуда её часто привозит. Возвращаясь к Джейми, Ира уже добавляет - в русской версии "Джейми" встречаются действительно обидные ляпы переводов тех или иных специй, трав, усложняющие воспроизведение блюд - но это заслуга русской редакции.
    Stubborn Donkey Alex :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитирую самого себя: "Извини, брат, что-то я дал маху». И все будет хорошо.

      Удалить