пятница, 14 декабря 2012 г.

Трудности перевода

На днях мы решили прогуляться в город, чтобы отобедать в каком-нибудь ресторанчике. Четкого плана не было - идем, куда ноги несут. Мол, там будет видно. Перед выходом из дома посмотрели в окно. Небо почти чистое. Светит солнышко. И мы вышли на улицу.
С другой стороны дома, с юго-востока, на Паттайю надвигалась тяжелая грозовая туча. Мы посмотрели друг на друга. Почему это с нами происходит? Стоит нам выйти на улицу днем, как обязательно начинается дождь. Может, мы прогневили чем-то Будду? Или просто не замечаем того, что видят все?
Ускоренным шагом мы понеслись по сойке вверх, к Таппрае. Пролетели мимо Красавы, который неторопливо готовил себе ложе - расстелил на столе кусок брезента и возился сразу с двумя зонтами. В моей голове на мгновенье возникла картина - льет дождь, а Красава спит, укрывшись брезентом и высунув наружу руки. И в каждой руке по раскрытому зонту. А на лице этого неторопливого человека блуждает счастливая улыбка.
Я уже рассказывал, что его кормят только за проделанную работу? Мы с Юлей недавно наблюдали, как жена Красавы дала ему задание выдернуть из цветочных горшков какую-то травку. И Красава, ворча и пошатываясь, принялся за дело. А когда мы возвращались домой, он уже ел из миски какую-то лапшу. Кто работает, тот и ест. Скажи теперь, что Красава не герой труда?
Так вот, мы вылетели на Таппраю, когда с неба ударили первые капли. Осмотрелись. На тук-тук до дождя уже не успеваем. Что поблизости есть из ресторанов? В зоне прямой видимости штуки четыре. Мы выбрали ближайший, рядом с магазинчиком «Фэмилимарт», по левую руку, если ехать по Таппрае в сторону Джомтьена.
Мы проходим мимо этого ресторанчика уже более полутора лет. И ни разу в нем не останавливались. Между тем, вывеска обещает полноценный «диннер». А над входом висит реклама черной икры в необычной «космической» упаковке - то есть в таком же тюбике, в каком продается зубная паста. Вживую мы этой икры так и не увидели. Но реклама - старенькая, выцветшая - висит. 
Короче, мы решили остановиться здесь. Заняли столик - на веранде, под навесом. Осмотрели меню. Выбрали не самое дорогое, но и не самое дешевое блюдо. Заказали водички «с бульками». Потом еще и по чашечке кофе. 
Когда мы приступили к еде, ливанул дождь. И это было здорово - разгул стихии, гром и молния. А мы сидим на садовых диванчиках (в этом ресторанчике почему-то так). И уминаем чудесное блюдо - жареные ребрышки с салатом и картошкой. 
Дождь закончился именно в тот момент, когда нам нужно было покидать заведение. Минута в минуту - как им это удается? И мы поняли - это еще одно маленькое открытие в нашей тайской жизни. Отныне этот ресторанчик, название которого из памяти моментально выветрилось, вносится в список любимых заведений. Вместе с «Санта-Фе», «Свенсенсом», рестораном «Соль и Перец» и еще с десятком милых заведений, в которые мы время от времени заглядываем с целью съесть чего-нибудь этакое.
Почему мы ходим в рестораны, если готовим дома? Мы и сами не знаем - почему. Иногда лень готовить. Иногда просто гуляем и - заходим. Иногда ищем острых ощущений (а тайская кухня острее бритвы). 
Мы, действительно, неплохо устроились. Нам нравится готовить домашние обеды и нравится ходить по ресторанчикам. Домашняя кухня, конечно, лучше. Но и ресторанная тоже ничего. Главное - не обращать внимания на русские заведения. Мы перепробовали их кучу. И удовольствия не получили ни разу. Советские общепитовские радости уже не для нас. Кулинарные воспоминания в состав нашей ностальгии не входят. Только унылая очередь в ОВИР, хамство почтовой тетки, толстая рожа гаишника и прочие милые сердцу детали. А скользкие даже на вид пельмени и борщ с пятнышком прокисшей сметаны - это извините.
Заплатив за обед, мы вышли на Таппраю. И неспешным прогулочным шагом отправились в центр. По дороге завернули в глухую сойку - из праздного любопытства. И оказались в тупичке с дорогими особняками. В тайском стиле, закрытыми снаружи, с бассейнами и роскошными тропическими садами. Мы даже не подозревали, что такое возможно. Что рядом с простецкими гестами, которыми застроена Таппрая, располагается такая роскошь.
В тот день нас ждало еще одно открытие. Мы зашли в любимый нами китайский магазин «Френдшип» (в маленький, не в большой, в который мы, впрочем, тоже иногда заходим). И помимо прочего купили свежей зелени. С покупками разобрались уже дома. И удивились. На пакете с мятой написано «базилик». На пакете с петрушкой - «кориандр». Путаница полная, поэтому нужно внимательно смотреть - что в пакетиках.
Но это еще не все. Юлю поразили сами надписи - на английском. Я их воспроизводить не буду, поскольку это «детям до 18». Но Юля-то таких слов не знала. По-английски, конечно (мы оба не с луны свалились, поэтому русские варианты этих убедительных выражений знаем не хуже родного литературного языка). 
Далее произошло следующее. На переменке между уроками Юля рассказала об этих надписях Брендану Мёрфи, нашему учителю. Я в этот момент уже спускался по лестнице, чтобы успеть покурить. Слышу - за спиной кто-то ржет. Обернулся - Брендан. Я никогда не слышал, чтобы он так смеялся. 
Я дождался Юлю. Спросил - что ты такое ему рассказала. Юля повторила. Я говорю - и чего ты от него ждала? Это же ругательства. Смачный английский мат. Юля пришла в ужас. Еле успокоил.
Что же там было такое написано? Только намекну - чтобы эту ситуацию оценили и вы. На пакете с листочками мяты было написано примерно так - «задница базилика». Я употребил самый невинный вариант перевода. В реальности выглядит еще хуже.
Я не знаю, к каким открытиям отнести эту историю. Думаю, к хорошим. Оказывается, английский не владеем не только мы. Значит, не все еще потеряно. 
К слову - в маленьком «Френдшипе» нам списывают мелочь. Сколько бы ни было сатангов в цене приобретенного нами товара, кассир округляет все до целых батов, причем, исключительно в нашу пользу. Почему так происходит, мы не знаем. Но нас, действительно, крайне редко обманывают. Настолько редко, что нам трудно вспомнить эти случаи. 
Несколько слов о наших школьных делах. Сейчас в нашем классе шесть человек - не считая Брендана Христофорыча, разумеется. Это Сергей, Алексей с супругой Ириной, Галя, Юля и я. Мы своих соучеников любим. Сергей, например, такой же «маковод», как и я. Можно даже сказать - ценитель техники Apple, поскольку Сережа использует все самое лучшее, что выпускает компания Стива Джобса (Тима Кука, конечно, но я никак не могу забыть покойного Джобса).
Алексей и Ирина - люди замечательные. Это они принесли нам флешку с кулинарными фильмами Оливера. А потом в комментариях к прошлому посту поблагодарили меня - словно я навел их на эти замечательные фильмы. Я очень ценю такое свойство, как деликатность. Между прочим, одно из неотъемлемых качеств интеллигентного человека. 
Отдельным абзацем обозначу свои извинения - за  слова о семге и гаспачо. Это, опять же, из прошлого поста. Не семи я пядей во лбу - хотя и стараюсь казаться всезнайкой. Сам терпеть не могу самоуверенности и заносчивости. И - на тебе. 
Мы любим своих соучеников. Они - наше маленькое русское сообщество в чужой стране. Мы уже знаем, что о политике нам говорить нельзя. Мы о ней больше и не говорим. То же касается и религии. Эти темы нас разъединяют. А объединяет - интерес к английскому языку и самое что ни на есть трогательное отношение к мистеру Мёрфи. В этом мы полностью солидарны с нашими друзьями.
Что случилось с нами за эти дни ещё? Я - выздоровел. Нет, ещё не окончательно. Сами знаете - быстро можно только захворать. Но чувствую себя достаточно хорошо, чтобы полноценно работать и гулять по Паттайе. Мы возобновили наши утренние погружения в бассейн. Юля замечательно плавает (а полтора года назад не умела вовсе). Я с важным видом расхаживаю по бассейну. Мол, плавать - дело не царское. Поплыву - точно опозорюсь. Поэтому я предпочитаю симулировать спортивные способности, нежели демонстрировать собственное бессилие. По-моему, мудрый ход.
А еще мы вернулись к регулярному чтению новостей, которые публикует газета «Бангкок Пост». Другие англоязычные газеты интереса пока не вызывают. А русским я просто не верю. Я не читаю их вот уже двенадцатый год. И два года не смотрю российское телевидение. И вряд ли уже когда буду его смотреть.
Так вот, в главной газете Таиланда мы недавно вычитали удивительную новость. В Районге случилась беда - под ногами запаниковавшего слона погибла женщина. Это был дикий слон. Точнее, один из слонов дикого стада в два десятка голов. Эти слоны выходили на местные поля, чтобы покормиться. Испуганные крестьяне залезли на деревья. Думали, что слоники ушли. Спустились на землю. А в этот момент слонов напугали другие люди - ружейными выстрелами. Животные бросились наутек. А тут - эти несчастные крестьяне.
Короче - беда. Но вы обратите внимание. Стадо диких слонов. Двадцать голов. В Районге - в 60 км от перенаселенной, как Вавилон, Паттайи. Повторяю - животные дикие.  
Тут же новость из другого стана - от русской службы (непонятного происхождения). Мол, Новый год в Паттайе будут встречать 300 тысяч наших соотечественников. Мне эта цифра кажется высосанной из пальца. Но Паттайя, действительно, сильно переполнена туристами… И - дикие слоны. А где-то в глубинке - еще и дикие тигры. Это снова «Бангкок Пост», которому, как я полагаю, можно верить.
Другая тема - с начала года в Таиланде погибло 66 туристов из России. Обычная схема - перепил и нечаянно вывалился с балкона 22 этажа. Или утонул в бассейне. Или заплыл пьяным в море. Или дадахнулся на мопеде - естественно, пьяным вдрызг. Есть еще и катои, которые подпаивают любвеобильных туристов клофелином и затем обирают их до нитки. Есть драчливые русские мужички, которые регулярно получают по мурцалам от хлипких с виду тайцев. Есть жертвы темных переулков, любители дешевого пойла и просто глупые люди, которые готовы вляпаться в любую сомнительную историю.
Нам этих несчастных очень жалко. Надо же заплатить немалые деньги, чтобы огрести за тридевять земель кучу неприятностей, а то и сложить голову. Но Таиланд в их бедах не виноват. Эти люди находят приключения на филейную часть в любой стране, включая и свою собственную. Просто здесь за ними присматривают - как за гостями, которые должны получить удовольствие от путешествия и вернуться в свою страну живыми. Дома же они мало кого интересуют. 
И последнее. Меня по-прежнему достают безумные комментаторы. В данный момент - один. Его имя Михаил Юрьевич Веселов, житель Нарьян-Мара. Я не видел его 20 лет и не испытывал никакого желания увидеть снова. Он достучался ко мне в Skype, но я не сразу понял, зачем. Сейчас знаю - ему необходимо кому-то пакостить. Такой уж он человек - бездарный, глупый и крайне завистливый. Таких обычно называют емким словом - говно.
Я сообщаю об этом болване лишь во избежание недоразумений. На мой блог заходят разные люди. Сейчас круг читателей несколько сократился - это можно видеть по счетчику просмотров, который я снова вывел на заглавную страницу. И меня это сокращение радует. Со мной остаются только те люди, которым я созвучен, которым нравится читать то, что я пишу.
Если мои записки вызывают у кого-то раздражение, то я на этих людей не обижаюсь. Нравиться всем могут только котята (кстати, это слова Бисмарка). Не обижайтесь на меня и вы. «Заповедник» - всего лишь открытый дневник. Не более того, но и не менее. Сообщать мне о моих несовершенствах излишне - я знаю себе цену и не нуждаюсь в критике. К тому же в этом дневнике я рассказываю только то, что я считаю допустимым рассказывать незнакомым людям. Жизнь сложней и разнообразней. Я выбираю из неё лишь отдельные моменты. Думаю, это вполне простительно.
По убеждениям я атеист, поэтому в дискуссии о религии не вступаю принципиально. Я не патриот в общепринятом смысле. Убежденный пацифист. Демократ (возможно, даже демократ-романтик). Русский язык для меня не просто инструмент, он - часть моего мировоззрения. Но при этом по национальности я не русский. И я пишу только то, что считаю нужным - даже если это вызывает у кого-то возмущение.
Если вы со всем этим (или со значительной частью перечисленного) не соглашаетесь, то нам лучше мирно разойтись. Мнение непримиримых оппонентов меня не интересует. То есть - вообще. И не надо меня обличать. Этого не получится, даже если мой критик наложит от усердия в штаны (это не мои слова, это Гашек). 
Те, кто остается со мной, кто желает мне здоровья и удачи, кто читает, пусть и эпизодически, мои заметки - люди с моей орбиты. Мои друзья - пусть и заочные. Их я обнимаю. И говорю: «Все будет хорошо. Все обязательно будет хорошо. В Таиланде, в России, повсюду - где мы живем. Просто не подпускайте к себе всякую дрянь. Держите на расстоянии чужих. И - ищите своих. Всю жизнь. До последней минуты. До последнего дыхания».
У вас все получится. У меня же получилось? Так в чем же проблемы?










PS На снимках - наш волшебный мир. Страна, в которой не стыдно жить. И городок, в котором можно без лишних тревог гулять вечерами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий